В целях реализации Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», повышения роли и статуса аудиторских проверок, обеспечения учета аудиторских заключений налоговыми и другими контролирующими органами Кабинет Министров постановляет:
наличие положительного аудиторского заключения является основанием для проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта налоговыми и другими контролирующими органами не ранее, чем через 24 месяца после проведения последней проверки;
См. последующую редакцию.
финансово-хозяйственная деятельность микрофирм, в которых ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется аудиторской организацией, проверяется налоговыми и другими контролирующими органами с обязательным привлечением соответствующей аудиторской организации. При этом ответственность за достоверность финансовой отчетности несет аудиторская организация.
См. последующую редакцию.
Положение о порядке учета аудиторских заключений налоговыми и другими контролирующими органами согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
Положение о порядке взыскания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки согласно приложению № 2.
3. Возложить на Министерство финансов Республики Узбекистан как на специально уполномоченный государственный орган по лицензированию аудиторской деятельности функции по:
разработке и утверждению в пределах своей компетенции нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе Национальные стандарты аудиторской деятельности;
утверждению по согласованию с республиканским общественным объединением аудиторов программы обучения и порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудиторов;
приостановлению, прекращению действия и аннулированию лицензии на осуществление аудиторской деятельности, квалификационного сертификата аудитора;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
ведению реестра аудиторов, имеющих квалификационный сертификат, и учету аудиторских организаций, имеющих лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
См. последующую редакцию.
4. Утвердить Положение о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности согласно приложению № 3.
См. последующую редакцию.
5. Установить минимальный размер уставного капитала для аудиторских организаций в размере не менее 1200-кратного размера минимальной заработной платы. При этом вновь создаваемые аудиторские организации в течение одного года с момента государственной регистрации должны сформировать уставный капитал, предусмотренный в учредительных документах.
См. последующую редакцию.
Действующим аудиторским организациям довести к 1 сентября 2001 года размер уставного капитала до уровня не менее 1200-кратного размера минимальной заработной платы.
до 1 октября 2001 года произвести в установленном порядке перерегистрацию и выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности нового образца действующим аудиторским организациям в соответствии с требованиями настоящего постановления;
совместно с Государственным налоговым комитетом принять меры по прекращению в установленном порядке деятельности аудиторских организаций, не прошедших в указанный срок перерегистрацию.
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам обеспечить пересмотр и приведение ведомственных нормативных документов в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
1. Настоящее Положение определяет порядок учета аудиторских заключений налоговыми и другими контролирующими органами, осуществляющими проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности.
положительное аудиторское заключение — документ, содержащий мнение аудиторской организации о том, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта достоверно отражает его финансовое положение и совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции соответствуют законодательным актам Республики Узбекистан;
отрицательное аудиторское заключение — документ, содержащий мнение аудиторской организации о том, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта содержит искажения и может ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.
3. Хозяйствующие субъекты после проведения аудиторской проверки в течение 15 дней представляют копии аудиторских заключений в налоговые органы по месту расположения.
4. Сводная информация по результатам обобщения имеющихся аудиторских заключений представляется налоговыми органами в установленном порядке в Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов до 1 октября текущего года для составления плана-графика проведения проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами на предстоящий год.
5. Условиями для включения в перечень хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке финансово-хозяйственной деятельности налоговыми и другими контролирующими органами не ранее, чем через 24 месяца после проведения последней проверки, являются:
наличие у хозяйствующего субъекта положительного ежегодного аудиторского заключения за два предыдущих года;
обязательное предоставление хозяйствующим субъектом ежегодного положительного аудиторского заключения в периоды, освобожденные от проверок финансово-хозяйственной деятельности налоговыми и другими контролирующими органами.
6. Хозяйствующий субъект, имеющий отрицательное аудиторское заключение, подлежит включению в план-график проведения проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами в установленном порядке.
7. За нарушение норм настоящего Положения налоговые и другие контролирующие органы несут ответственность в соответствии с законодательством.
8. В случае обнаружения проверкой, проведенной в установленном порядке налоговыми и другими контролирующими органами, несоответствия аудиторского заключения результатам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта данное аудиторское заключение считается заведомо ложным, и аудиторская организация, а также виновные в этом лица привлекаются к предусмотренной законом ответственности. При этом налоговые и другие контролирующие органы обязаны в десятидневный срок уведомить Министерство финансов Республики Узбекистан о выявленном факте нарушения соответствующей аудиторской организацией норм действующего законодательства.
9. Привлечение аудиторской организации и лиц, виновных в составлении заведомо ложного аудиторского заключения, не освобождает хозяйствующий субъект от санкций, предусмотренных законодательством за нарушение установленного порядка уплаты налогов и других обязательных платежей.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 22 сентября 2000 г. № 365
к постановлению Кабинета Министров от 22 сентября 2000 г. № 365
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и устанавливает единый порядок взыскания штрафа с хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.
2. Действие настоящего Положения распространяется на хозяйствующие субъекты, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной аудиторской проверке.
3. Основанием для наложения штрафа является уклонение хозяйствующего субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки.
непроведение аудиторской проверки годовой финансовой отчетности до 1 мая года, следующего за отчетным годом;
4. Хозяйствующий субъект, подлежащий обязательной аудиторской проверке, проводит аудиторскую проверку своей годовой финансовой отчетности за предыдущий год до 1 мая отчетного года и в течение 15 дней после окончания аудиторской проверки представляет в соответствующий налоговый орган заверенную в установленном порядке копию аудиторского заключения.
5. В случае непредставления копии аудиторского заключения в налоговый орган к установленному сроку хозяйствующий субъект должен в письменном виде представить в налоговый орган объяснение, отражающее причину отсутствия аудиторского заключения.
В случае отсутствия аудиторского заключения по причине уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки налоговый орган налагает на хозяйствующий субъект штраф в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
Руководитель хозяйствующего субъекта за указанные действия привлекается к ответственности, установленной законодательством.
См. последующую редакцию.
6. Штраф взыскивается в течение 10 дней со дня вручения решения о наложении штрафа. Не внесенная своевременно сумма штрафа взыскивается в бесспорном порядке с начислением пени в соответствии с налоговым законодательством.
См. последующую редакцию.
7. Ставки штрафа дифференцированы и взыскиваются в устанавливаемых размерах в зависимости от объема валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта на конец отчетного года, подлежащего обязательной проверке.
Размер штрафа* | Объем валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) в год (включая НДС)** |
100-кратный размер минимальной заработной платы | до 500-кратного размера минимальной заработной платы |
300-кратный размер минимальной заработной платы | от 500- до 15-тысячекратного размера минимальной заработной платы |
500-кратный размер минимальной заработной платы | свыше 15-тысячекратного размера минимальной заработной платы |
См. последующую редакцию.
8. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано хозяйствующим субъектом в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
10. При выявлении другим контролирующим органом факта о неприменении налоговым органом штрафной санкции в отношении хозяйствующего субъекта, не проводившего обязательную аудиторскую проверку, должностные лица соответствующего налогового органа несут ответственность в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» и определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности на территории Республики Узбекистан.
2. Аудиторская деятельность за исключением профессиональных услуг аудиторских организаций осуществляется только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
См. последующую редакцию.
3. Решение о выдаче, отказе в выдаче лицензии, продлении срока, прекращении, аннулировании, приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности оформляется приказом министра финансов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
4. Аудиторская организация, зарегистрированная в установленном порядке Министерством юстиции Республики Узбекистан, для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности представляет в лицензирующий орган заявление (приложение № 1 к настоящему Положению) с приложением следующих документов:
См. последующую редакцию.
нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Указанные документы представляются в одном экземпляре. Требование от аудиторской организации представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
См. последующую редакцию.
5. Заявление со всеми необходимыми документами на получение лицензии рассматривается лицензирующим органом.
Срок рассмотрения документов аудиторской организации и принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии составляет 15 календарных дней со дня поступления заявления и необходимых документов на получение лицензии.
6. За рассмотрение лицензирующим органом документов уплачивается сбор в размере двукратной минимальной заработной платы (на дату уплаты).
См. последующую редакцию.
В случае отказа аудиторской организации от поданного заявления в период рассмотрения его документов сбор не возвращается.
См. последующую редакцию.
7. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, начиная с даты выдачи. Лицензия оформляется на специальном бланке установленного образца (приложение № 2 к настоящему Положению).
8. Лицензирующий орган должен письменно уведомить аудиторскую организацию о принятом решении о выдаче или отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с приложением проекта лицензионного соглашения направляется (вручается) аудиторской организации в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета, на который вносится государственная пошлина, и срока уплаты государственной пошлины.
См. последующую редакцию.
9. Лицензия выдается при представлении аудиторской организацией документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и после подписания лицензионного соглашения.
За выдачу лицензии взимается государственная пошлина в размере четырехкратной минимальной заработной платы.
См. последующую редакцию.
10. Подлинник лицензии выдается аудиторской организации, копия хранится в лицензирующем органе в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
11. Лицензирующий орган вправе отказать аудиторской организации в выдаче лицензии по причинам представления аудиторской организацией ненадлежащим образом оформленных документов, наличия в документах недостоверных или искаженных данных, а также несоответствия аудиторской организации лицензионным требованиям и условиям.
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности, не допускается.
12. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется аудиторской организации в письменной форме с указанием причин отказа и срока, в течение которого аудиторская организация, устранив указанные причины, может представить документы для повторного рассмотрения.
См. последующую редакцию.
13. Для устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, аудиторской организации предоставляется срок не более 15 дней.
Повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в течение 10 дней со дня получения заявления аудиторской организации со всеми необходимыми документами. За повторное рассмотрение заявления аудиторской организации сбор не взимается.
См. последующую редакцию.
Заявление аудиторской организации о выдаче лицензии, поданное по истечении срока, предоставленного для устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Аудиторская организация за два месяца до истечения срока действия лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением следующих документов:
нотариально заверенные копии учредительных документов (в случае внесения в них изменений на дату подачи заявления о продлении срока действия лицензии);
15. За рассмотрение заявления о продлении срока действия лицензии аудиторской организацией уплачивается сбор в размере одной минимальной заработной платы.
Сумма сбора за рассмотрение документов о продлении срока действия лицензии зачисляется на специальный счет лицензирующего органа.
16. Решение о продлении или отказе в продлении срока действия лицензии принимается в десятидневный срок со дня получения заявления аудиторской организации.
17. Срок действия лицензии может быть продлен на срок до 5 лет с соответствующей уплатой государственной пошлины.
18. Продление срока действия лицензии производится в 3-дневный срок после представления аудиторской организацией документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
19. Продление срока действия лицензии производится при соблюдении аудиторской организацией требований и условий лицензионного соглашения путем проставления специальной отметки на бланке ранее выданной лицензии. При этом срок действия лицензионного соглашения автоматически считается продленным на тот же срок.
20. Срок действия лицензии не продлевается, если ее действие на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приостановлено в соответствии с законодательством.
21. В случае преобразования аудиторской организации, изменения ее наименования или места нахождения (почтового адреса) аудиторская организация либо ее правопреемник обязаны в недельный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением лицензии, подлежащей переоформлению, и документов, подтверждающих соответствующие изменения.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Документ доставляется аудиторской организацией в лицензирующий орган непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.
22. Решение о переоформлении лицензии принимается лицензирующим органом в пятидневный срок со дня получения соответствующего заявления.
См. последующую редакцию.
23. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудиторской организации может быть выдан дубликат в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
При этом аудиторская организация обязана объявить о недействительности утраченной или пришедшей в негодность лицензии в средствах массовой информации, а также представить публикацию лицензирующему органу.
См. последующую редакцию.
24. За переоформление лицензии или выдачу дубликата взимается сбор в размере одной минимальной заработной платы.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
соблюдение Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», требований Национальных стандартов аудиторской деятельности, а также иных актов законодательства;
представление по требованию лицензирующего органа иной информации, связанной с осуществлением аудиторской деятельности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
27. Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензионным соглашением.
См. последующую редакцию.
28. В случае нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить, прекратить действие лицензии в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
29. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений аудиторской организацией лицензионных требований и условий, а также невыполнения аудиторской организацией решения лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
Лицензирующий орган должен письменно уведомить аудиторскую организацию о принятом решении о приостановлении действия лицензии в течение трех дней после его принятия.
Лицензирующий орган устанавливает аудиторской организации срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев.
30. Осуществление аудиторской организацией деятельности в период приостановления действия лицензии влечет ответственность в соответствии с законодательством.
31. При устранении аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 10-дневный срок с момента получения письменного подтверждения об устранении этих обстоятельств принимает решение о возобновлении действия лицензии.
См. последующую редакцию.
32. Если аудиторская организация в установленный срок не устранила указанные обстоятельства, лицензирующий орган прекращает действие лицензии.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
прекращения деятельности аудиторской организации в результате реорганизации, за исключением ее преобразования;
систематического или однократного грубого нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган должен письменно уведомить аудиторскую организацию с мотивированным обоснованием решения о прекращении действия лицензии в течение трех дней после его принятия.
В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения о прекращении действия лицензии лицензия подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
34. К однократному грубому нарушению лицензионных требований и условий, являющемуся основанием для прекращения действия лицензии, относятся:
разглашение без разрешения заказчика аудиторской проверки конфиденциальной информации, полученной при проведении аудиторской проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
если аудиторская организация в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представила лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо не подписала лицензионное соглашение.
См. последующую редакцию.
36. Лицензирующий орган должен письменно уведомить аудиторскую организацию о принятом решении об аннулировании действия лицензии в течение трех дней после его принятия.
См. последующую редакцию.
В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения об аннулировании действия лицензии лицензия подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
См. последующую редакцию.
37. Решения лицензирующего органа о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также об аннулировании лицензии подлежат публикации в средствах массовой информации.
См. последующую редакцию.
38. Лицензирующий орган ведет реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, в котором должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество руководителя организации и дата, номер его квалификационного сертификата аудитора, а также номера и даты квалификационных сертификатов работающих в организации аудиторов;
См. последующую редакцию.
основания и даты продления, приостановления, прекращения, возобновления действия и аннулирования лицензий;
См. последующую редакцию.
39. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней заинтересованных лиц и предоставляется по письменному запросу в виде выписки из реестра.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
40. За предоставление информации из реестра в отношении одной аудиторской организации взимается плата в размере 50 процентов размера минимальной заработной платы (на дату подачи заявления о предоставлении информации).
41. Сумма платежа за предоставление информации из реестра вносится на специальный счет лицензирующего органа.
См. последующую редакцию.
42. Срок предоставления информации из реестра не может превышать трех дней с даты подачи соответствующего заявления (при условии представления документа о внесении платы за ее представление).
См. последующую редакцию.
43. Решения лицензирующего органа могут быть обжалованы аудиторской организацией в установленном порядке в суд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности
к Положению о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности
См. последующую редакцию.
1. Наименование заявителя _______________________________________ |
_____________________________________________________________ |
2. Почтовый адрес _______________________________________ |
Банковские реквизиты _______________________________________ |
3. Перечень прилагаемых к заявлению документов |
3.1. |
3.2. |
и т. д. |
М.П. |
Подпись руководителя |
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности
к Положению о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности
ОБРАЗЕЦ | |
Серия _________ | № ________ |
г. Ташкент | «____» ____________ 200__ г. |
В соответствии с приказом Министра финансов Республики Узбекистан от «___» ____________ 200__ г. № _____________________________________________________________________ | |
____________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________ | |
разрешается осуществление аудиторской деятельности на территории Республики Узбекистан с «___» ______________ 200 г., до «___» _______________ 200__ года. | |
подпись уполномоченного лица | |
М.П. | |
Срок действия лицензии продлен: | |
с «___» _____________ 200__ г. до «__» ______________ 200__ года. Решение от «____» ______________ 200__ г. № _____ подпись уполномоченного лица ____________ М.П. с «___» _____________ 200__ г. до «__» ______________ 200__ года. Решение от «____» ______________ 200__ г. № _____ подпись уполномоченного лица ____________ М.П. |
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 22 сентября 2000 г. № 365
к постановлению Кабинета Министров от 22 сентября 2000 г. № 365
1. В Положении о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 23 ноября 1992 года № 553 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 12, ст. 37):
«контроль за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении»;
в абзацах десятом и одиннадцатом слова «и внешнеэкономической» заменить словами «аудиторской и внешнеэкономической»;
«разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, в том числе Национальные стандарты аудиторской деятельности;
контролирует соблюдение аудиторской организацией лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
устанавливает квалификационные требования для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора;
утверждает по согласованию с республиканским общественным объединением аудиторов программы обучения и порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора;
проводит с участием республиканского общественного объединения аудиторов квалификационный экзамен на право получения квалификационного сертификата аудитора;
выдает, приостанавливает, прекращает действие и аннулирует лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а также публикует эти сведения в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством;
ведет реестр аудиторов, имеющих квалификационный сертификат, и учет аудиторских организаций, имеющих лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;
«производить в аудиторских организациях проверки соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении».
См. последующую редакцию.
постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 мая 1993 года № 198 «Об укреплении финансового контроля и внедрении в хозяйственную деятельность аудиторских форм финансового контроля»;
раздел II Положения о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 апреля 1994 года № 215 «О совершенствовании порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 4, ст. 23), в части выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности.