от 01.08.2017 г. № Р-5006
 Комментарий LexUz
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
распоряжению Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № Р-5006

1.

Абдуллаев И.Б.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан, председатель Комиссии

2.

Шадманов А.К.

министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель председателя Комиссии

3.

Ходжаев Б.А.

министр финансов Республики Узбекистан

4.

Саидова Г.К.

министр экономики Республики Узбекистан

5.

Абдухакимов А.А.

министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

6.

Камилов А.Х.

министр иностранных дел Республики Узбекистан

7.

Иноятов У.И.

министр народного образования Республики Узбекистан

8.

Маджидов И.У.

министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

9.

Муратов М.М.

министр культуры Республики Узбекистан

10.

Икрамов М.М.

министр юстиции Республики Узбекистан

11.

Шерматов III.Х.

исполняющий обязанности министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

12.

Ахмедхаджаев А.И.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям

13.

Абдуллаев А.Х.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

14.

Мухаммадиев У.Н.

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман)

15.

Саидов А.Х.

директор национального Центра по правам человека Республики Узбекистан

16.

Каримов А.М.

председатель Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (по согласованию)

17.

Абдуллаев К.К.

председатель правления Общества инвалидов Узбекистана (по согласованию)

18.

Мусаев А.М.

старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, ответственный секретарь Комиссии

В стране создана система организации медико-социальной помощи престарелым, пенсионерам, инвалидам и детям с ограниченными возможностями. Адресная социальная защита уязвимых слоев населения определена одним из приоритетных направлений государственной политики.

Вместе с тем принимаемые меры по раннему выявлению и предупреждению врожденных и наследственных заболеваний не дают ожидаемого результата.

Так, на 1 января текущего года инвалидами признаны 650 284 лица, из которых 84 908 — дети до 16 лет. Им ежегодно выплачивается из Государственного бюджета 2,5 триллиона сумов в виде пенсий и пособий.

Изучение показало, что органами здравоохранения не охвачены скрининговыми обследованиями более 60 процентов беременных женщин. В результате несвоевременного выявления заболеваний 3 568 детей рождены с врожденными аномалиями.

Проводимые в республике перинатальные скрининговые обследования новорожденных включают только два вида обследований (недостаток гормонов щитовидной железы, нарушения, приводящие к умственной отсталости) и являются недостаточными для своевременного выявления врожденных аномалий и последующего предупреждения инвалидности.

Недостатки в организации и проведении сплошного комплексного скринингового обследования детей раннего возраста приводят к упущению благоприятного времени для проведения реабилитационных мероприятий и возникновению детской инвалидности.

Не устранены бюрократические процедуры в деятельности врачебно-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий при определении группы инвалидности и обеспечении протезно-ортопедическими и техническими средствами реабилитации. Об этом также свидетельствует 5 521 обращение, поступившее в 2016 году и за первое полугодие текущего года в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан и на телефон доверия Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан.

Отсутствие комплексной системы учета инвалидов, единой электронной отчетности лекарственных средств и ортопедических изделий, выдаваемых на льготных условиях инвалидам, и прозрачности в данной сфере не позволяет осуществлять мониторинг за социальным положением инвалидов и своевременно оказывать им необходимую медико-социальную помощь, а в отдельных случаях порождает коррупцию, хищения и иные злоупотребления.

На практике не в полной мере реализуется норма статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», предусматривающая недопущение проектирования и застройки населенных пунктов, производства транспортных средств без приспособлений для доступа инвалидов. Должным образом не обеспечен доступ инвалидов в спортивные, культурные, образовательные и другие социальные объекты, позволяющие обеспечить их содержательный досуг. Отсутствуют инициативы по организации специальных мест проведения содержательного досуга детей с ограниченными возможностями.

Также требуется модернизация предприятий по производству технических средств реабилитации инвалидов.

В республике действуют 7 предприятий по производству протезной продукции и технических средств -реабилитации для инвалидов, из которых современным требованиям отвечают лишь 2 предприятия. Оборудование, используемое на остальных предприятиях, морально и физически устарело, что влияет на качество, удобство изготавливаемых изделий, в первую очередь протезно-ортопедических.

Деятельность уполномоченных государственных органов по оказанию медико-социальной помощи инвалидам организуется, как правило, на основании заявлений самих инвалидов вследствие отсутствия мотивации в поиске и постановке на учет нуждающихся в помощи лиц.

Действующая система образования инвалидов не отвечает современным требованиям, уровень их вовлеченности в трудовую деятельность является крайне низким, что свидетельствует о недостаточной работе ответственных ведомств в данном направлении.

В этой связи принятым 1 августа текущего года главой государства распоряжением деятельность Министерства здравоохранения, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства занятости и трудовых отношений в сфере государственной поддержки инвалидов признана неудовлетворительной.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки, медико-социальной помощи, улучшения качества жизни инвалидов, оказания им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве распоряжением образована Комиссия по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки инвалидов.

Основными задачами Комиссии определены:

проведение инвентаризации и анализа законодательства в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов на предмет выявления пробелов, недостатков и коррупциогенных факторов;

критическое изучение состояния медико-социальной помощи инвалидам, реализации их права на образование и трудоустройство, а также деятельности уполномоченных органов в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов;

изучение общепризнанных норм и стандартов, а также рекомендаций международных организаций в области обеспечения прав инвалидов;

пересмотр деятельности врачебно-квалификационных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий в целях обеспечения прозрачности и доступности, упрощения прохождения соответствующих процедур и сокращения их сроков;

анализ состояния работ по социальной реабилитации инвалидов, их профессиональной подготовке, переподготовке, а также повышению квалификации, направленных, в первую очередь, на трудоустройство инвалидов;

изучение и подготовка предложений по модернизации и техническому обновлению предприятий по производству протезно-ортопедических и технических средств реабилитации для инвалидов, а также созданию современных производств с привлечением иностранных инвестиций;

анализ состояния обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общественному транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры;

выработка мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов, раннего выявления и предупреждения врожденных и наследственных заболеваний, а также кардинальному усилению пропаганды здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе по предупреждению родственных и ранних браков.

Кроме того, Комиссии поручено образовать рабочие группы для обеспечения качественного и -своевременного выполнения возложенных на нее задач, утвердить план мероприятий по изучению системы государственной поддержки инвалидов, анализу законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, а также в срок до 15 сентября текущего года внести обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов.

Реализация предусмотренных распоряжением мер, несомненно, послужит дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов, медико-социальной помощи, оказанию им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве, предотвращению коррупционных проявлений и иных правонарушений и, в конечном итоге, созданию необходимых условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов.