от 01.06.2017 г. № УП-5066
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзац десятый пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
4. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» № ПП-2915 от 21 апреля 2017 года Государственная инспекция по маломерным судам Республики Узбекистан передана в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы четвертый и пятый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзац десятый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 дополнен абзацами одиннадцатым-двенадцатым Указом Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестнадцатый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзац семнадцатый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
См. предыдущую редакцию.
(абзац восемнадцатый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-6176 — Национальная база данных законодательства, 24.02.2021 г., № 06/21/6176/0156)
 Комментарий LexUz

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизация и эффективная ликвидация их последствий играют важную роль в обеспечении спокойной и безопасной жизни населения, а также достижении стратегических целей развития страны.

Интенсивное развитие отраслей экономики, усложнение технологии производства, максимальное приближение производственных объектов к населенным пунктам, рост численности населения и интенсивности процессов урбанизации, частоты и масштабности опасных природных процессов, а также наличие трансграничных угроз увеличивают риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

За годы независимости в республике создана целостная государственная система защиты населения и территорий от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, сформирована необходимая нормативно-правовая база, проделана значительная по масштабу и содержанию работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также подготовке населения к действиям при катастрофах.

Вместе с тем проведенный анализ действующей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выявил ряд проблемных вопросов, негативно влияющих на защиту населения и территории республики от угроз стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий.

Так, дальнейшей модернизации подлежит система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая на сегодняшний день не позволяет адресно определять существующие риски и угрозы опасных гидрометеорологических явлений, а также механизм реагирования на них.

Не на должном уровне используется имеющийся научный потенциал республики, а также современные информационно-коммуникационные технологии для решения проблем в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не в полной мере отвечают современным требованиям материально-техническое оснащение спасательных формирований, система подготовки квалифицированных кадров в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения граждан к действиям при них, своевременного и точного информирования об имеющихся угрозах развития опасных природных процессов, а также рисках техногенных аварий и катастроф.

В целях обеспечения эффективной реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В документе определены важнейшие направления совершенствования деятельности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и задачи Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

В соответствии с указом в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан переданы Центр гидрометеорологической службы, Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Государственная инспекция по маломерным судам, а также Служба срочных донесений Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан.

В связи с передачей вышеназванных организаций определены новые основные задачи Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, в частности:

разработка и обеспечение реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время, гидрометеорологии, устойчивого функционирования гидротехнических сооружений, сейсмических наблюдений, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

заблаговременное выявление факторов риска и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечение ранней профилактики и предупреждения их возникновения и другие задачи.

Указ Президента Республики Узбекистан направлен на укрепление потенциала и расширение низового звена системы Министерства по чрезвычайным ситуациям путем создания дополнительных отделов по чрезвычайным ситуациям и спасательных отрядов в районах (городах), характеризующихся высоким риском возникновения чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что согласно положениям данного Указа созданы правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан, а также аналогичные территориальные комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, города Ташкента, а также районов (городов) республики.

В их состав включены руководители ответственных ведомств и организаций всех уровней, принимающих участие в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

определение задач министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов (городов) и подготовка предложений по их решению;

организация и ежегодное проведение месячников гражданской защиты (в весенний период) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в осенний период), направленных на повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

координация деятельности органов государственной власти на местах, органов государственного и хозяйственного управления, органов самоуправления граждан по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание уделено вопросам укрепления и расширения диалога с населением, обеспечения выполнения задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций под девизом «Своевременно предупредить, спасти и помочь».

Данным документом утверждается Программа комплексных мер, предусматривающая повышение эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укрепление кадрового потенциала, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и достижений науки и техники, а также укрепление материально-технической базы МЧС.

В целях реализации данного Указа приняты постановления Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

В целом выполнение предусмотренных указом мероприятий позволит существенно повысить эффективность действующей Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, проводимых мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечит:

во-первых — на системной основе заблаговременное принятие адресных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем расширения диалога с населением и тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан;

во-вторых — значительное улучшение и повышение качества работы в сфере мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, систематизации работы по гидрометеорологическим и сейсмическим наблюдениям, раннему выявлению угроз и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на крупных гидротехнических сооружениях и водных объектах;

в-третьих — повышение оперативности комплексного реагирования на чрезвычайные с�туации и минимизацию ущерба от них;

в-четвертых — организацию работы по локализации производства основных видов аварийно-спасательной техники, имущества и оборудования на базе отечественных производителей.