В целях совершенствования управления денежной массой, сокращения внебанковского оборота, повышения ответственности за соблюдение финансовой дисциплины и своевременность возврата полученных кредитов:
1. Одобрить предложение Центрального банка Республики Узбекистан о выпуске в обращение с 1 июня 2002 года облигаций Центрального банка Республики Узбекистан.
облигации Центрального банка Республики Узбекистан являются государственными ценными бумагами и размещаются среди юридических и физических лиц;
ликвидность облигаций Центрального банка Республики Узбекистан обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Центрального банка.
в месячный срок разработать основные условия выпуска облигаций Центрального банка и совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан утвердить в установленном порядке соответствующие нормативно-методические документы;
Комментарий LexUz
См. Положение о выпуске и обращении облигаций Центрального банка Республики Узбекистан для юридических лиц (рег. № 1140 от 16.05.2002 г.)
в целях оперативного регулирования денежной массы привлекать и предоставлять коммерческим банкам кредиты сроком до трех месяцев под обеспечение валютных и денежных депозитов, государственных ценных бумаг и других первоклассных активов, по процентным ставкам, складывающимся на денежном рынке.
3. Принять предложение Ассоциации банков Узбекистана, коммерческих банков о создании Единого межбанковского процессингового центра, обеспечивающего проведение расчетов по пластиковым карточкам в национальной и иностранной валютах.
Освободить коммерческие банки до 1 января 2005 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) при импорте банкоматов и оборудования, используемого для расчетов посредством пластиковых карточек.
совместно с местными органами власти и управления, хозяйствующими субъектами принять меры по широкому внедрению индивидуальных и корпоративных пластиковых карточек при выплате заработной платы, осуществлении розничной торговли, оплате коммунальных и других услуг, расширению сети мини-банков, банковских касс и банкоматов, оказывающих услуги населению;
расширить практику предоставления кредитов под залог ликвидного имущества, включая объекты производственной и социальной инфраструктуры, транспортные средства и другие ликвидные активы предприятий и организаций;
при выдаче кредитов строго соблюдать принципы возвратности, срочности и самоокупаемости с учетом тщательной оценки рисков и рыночной стоимости залога;
резко ограничить практику пролонгации кредитов, допускать только отсрочку кредитов, обеспеченных реальными источниками поступления средств для их погашения в период действия отсрочки.
5. Установить, что при несвоевременном исполнении хозяйствующим субъектом своих обязательств по кредиту заложенное имущество, независимо от согласия заемщика, переходит в собственность банка с правом последующей реализации.
Предоставить коммерческим банкам право при несвоевременном погашении хозяйствующими субъектами задолженности по кредитам:
выставлять на вторичные счета должников, включая открытые в других банках, инкассовые требования, подлежащие обязательному исполнению;
См. предыдущую редакцию.
производить списание денежных средств по своевременному обслуживанию кредитов, выданных под гарантию Правительства, в очередности после проведения расчетов по заработной плате, с Государственным бюджетом и государственными целевыми фондами;
(абзац четвертый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2014 года № УП-4631 — СЗ РУ, 2014 г., № 29, ст. 356)
См. предыдущую редакцию.
при недостатке у должника денежных средств погашать задолженность по кредиту за счет ликвидного имущества заемщика с его согласия либо путем обращения взыскания на имущество заемщика через экономический суд.
(абзац пятый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2017 года № УП-5187 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 980)
Центральному банку, Министерству финансов, Госкомимуществу, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Высшему хозяйственному суду в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок обращения взыскания на ликвидное имущество заемщиков при несвоевременном погашении задолженности по кредитам банков.
6. Возложить на руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств и ведомств, руководителей хозяйствующих субъектов персональную ответственность за соблюдение требований законодательства по подготовке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет кредитных ресурсов, и обеспечение своевременного возврата заемных средств.
Министерству финансов совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о механизме исполнения гарантий, выданных Министерством финансов под обеспечение кредитов коммерческих банков.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2005 г. № УП-3624 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 28-29, ст. 202)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 ноября 2006 г. № УП-3818 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 46-47, ст. 452)
9. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа;
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У.Т. и Председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.