Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

Конституционный суд Республики Узбекистан в составе председателя Б. Эшонова, судей Б. Мирбобоева, У. Базарова, Г. Пиржанова и С. Хакимовой, руководствуясь пунктом третьим статьи 109 Конституции Республики Узбекистан и статьей 1 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», рассмотрел на открытом заседании дело о толковании статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Основанием к рассмотрению дела явилась проявленная в соответствии со статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» инициатива судей У. Базарова, Г. Пиржанова, С. Хакимовой, обнаруживших неоднозначное понимание и применение правоприменительными органами положений статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина С. Муратходжаева на нарушением его конституционного права на льготу, установленную частью второй статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
В Конституционный суд Республики Узбекистан обратился гражданин С. Муратходжаев по поводу нарушения его права на льготу, предусмотренную частью второй статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Являясь акционером, С. Муратходжаев получал дивиденды в различных банках Узбекистана: в Узжилсбербанке, АКБ «Авиабанк», САК «Алокабанк», ЧАКБ « ХИФБанк » и других.
В соответствии с пунктом «б» части второй статьи 59 Налогового кодекса С. Муратходжаев имеет право на льготу по уплате налога на доходы физических лиц в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый полный месяц.
Аналогичное письмо за № 15/1-398 от 19 января 2001 года с разъяснением о распространении льготы, предусмотренной частью второй статьи 59 Налогового кодекса на дивиденды и проценты Государственный налоговый комитет направил в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной настоящим законом форме и направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства, как общеобязательных государственных предписаний. В статье 5 того же закона перечисляет акты, которые являются нормативно-правовыми. В соответствии с этим Конституционный суд отмечает, что письма-разъяснения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за № 11/1-1-2188 от 17 марта 1999 года и № 11/1-1-2743 от 6 апреля 1999 года не являются нормативно-правовыми актами. Поэтому содержащиеся в них, а также в аналогичных письмах разъяснения по применению статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан являются неконституционными.
Поскольку неправильное понимание и применение положений статьи 59 Налогового кодекса повлекло наступление определенных правовых последствий не только для С. Муратходжаева, но и для других акционеров, имеющих право на соответствующие льготы, Конституционный суд пришел к выводу о необходимости дать толкование этой статьи.
1. Часть вторая статьи 18 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».
В статье 51 Конституции сказано: «Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы».
2. Пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса констатирует: налогоплательщики имеют право «пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства».
3. Статья 50 Налогового кодекса к имущественному доходу физических лиц относит доходы по полученным процентам, дивидендам, отдачи имущества в аренду. А в статье 56 того же кодекса записано: «Дивиденды и проценты, выплачиваемые физическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты по ставкам, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан». Согласно приложению № 6 к постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 1998 года № 541 доходы по дивидендам физических лиц облагаются налогом в размере 15%.
4. Статья 59 Налогового кодекса регламентирует порядок освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц. В соответствии с частью второй этой статьи от уплаты налога на доходы освобождаются физические лица, частично, в четырехкратном размере минимальной заработной платы за каждый полный месяц.
Статья 63 Налогового кодекса предусматривает порядок удержания налога на доходы физических лиц у источника выплаты. Согласно части первой этой статьи «удержание налога на доходы физических лиц у источника выплаты обязаны производить юридические лица», выплачивающие дивиденды и проценты.
В соответствии с Налоговым кодексом Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом издана «Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц» № 444, зарегистрированная Министерством юстиции Республики Узбекистан 11 июня 1998 года (с изменениями и дополнениями № 444-1, № 444-2, № 444-3). Однако данная инструкция не содержит ответа на вопрос, как следует удерживать налог у источника выплаты с дивидендов и процентов, если налогоплательщик пользуется льготами на доходы, установленные частью второй статьи 59 Налогового кодекса. Иначе говоря, отсутствует четкий механизм налогообложения для акционеров, пользующихся льготами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 19, 25, 26, 27 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Конституционный суд, констатируя указанную неоднозначность в понимании и применении анализируемых норм в связи с толкованием статьи 59 Налогового кодекса, решил:
1. Льготы, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан, распространяются также и на доходы, полученные по дивидендам и процентам.

При обнаружении ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»