Важнейшей задачей дальнейшей либерализации судебно-правовой системы является расширение полномочий суда по осуществлению эффективной защиты прав граждан на стадии досудебного расследования и, прежде всего, передача от органов прокуратуры судам права выдачи санкции на заключение под стражу. Указанная мера позволит значительно повысить эффективность защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. При этом она в полной мере соответствует Конституции Республики Узбекистан, общепризнанным принципам и нормам международного права, устанавливающим, что права и свободы личности являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
В то же время передача права выдачи санкции на заключение под стражу в компетенцию судов должна осуществляться последовательно после глубокой проработки и внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан и иные акты законодательства; изучения зарубежного опыта в этой области; разработки организационно-правовых, процессуальных механизмов осуществления судами права санкционирования заключения под стражу; соответствующей подготовки и переподготовки кадров системы судебных и правоохранительных органов, проведения других подготовительных мероприятий.
В целях дальнейшей либерализации судебно-правовой системы, обеспечения поэтапной и последовательной передачи судам права выдачи санкции на применение мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, а также в соответствии со статьями 19, 25 и 44 Конституции Республики Узбекистан, определяющими права граждан на судебную защиту:
2. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан в трехмесячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О судах», «О прокуратуре», регламентирующих порядок и процедуру санкционирования заключения под стражу, продления сроков содержания под стражей, а также определяющих дополнительные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод граждан, обеспечения их неприкосновенности на стадии досудебного производства. При этом в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа подлежат пересмотру не только законы и подзаконные акты, но и нормы и нормативы, предусмотренные ведомственными правовыми актами.