Комментарий LexUz
Настоящие правила утратят силу с 1 октября 2020 года в соответствии с приказом министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан от 30 июня 2020 года № 208-мх «Об утверждении Правил оказания телекоммуникационных услуг» (рег. № 3275 от 30.06.2020 г.).
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законами Республики Узбекистан: «О связи Республики Узбекистан», «О государственном языке Республики Узбекистан», «О предприятиях в Республике Узбекистан» и другими.
Правила определяют порядок и основные условия предоставления услуг учреждениям, организациям, предприятиям, независимо от форм собственности, их структурным подразделениям и физическим лицам, в дальнейшем именуемым — Потребитель.
Правила не распространяются на предоставление услуг телеграфной связи на выделенных сетях связи Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, Службы правительственной связи, а также на сетях связи внутрипроизводственного и технологического назначения.
1.2. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения предприятиями связи, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предоставляющими услуги телеграфной связи, а также Потребителями этих услуг.
1.3. При технологических процессах передачи сообщений в пределах Республики Узбекистан устанавливается единое учетно-отчетное время — местное.
В международных технологических процессах передачи информации учетно-отчетное время устанавливается в соответствии с межгосударственными соглашениями и договорами.
1.4. Отношения Потребителя и предприятия связи при предоставлении услуг телеграфной связи оформляются квитанцией или чеком контрольно-кассовой машины, или договором в письменной форме.
2.2.3. Абсолютный приоритет в обработке предоставляется телеграммам с сообщениями, касающимися безопасности человеческой жизни на море, на земле, в воздухе и в космическом пространстве, а также с сообщениями о проведении оборонных и правоохранительных мероприятий, крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях.
2.2.5. К категории «срочных» относятся телеграммы, оплачиваемые по срочному тарифу и телеграммы междугородных телефонных станций, имеющие отметку «срочная переговор...».
2.2.6. К телеграммам «вне категории» относятся телеграммы с отметками: «Воздух», «Ракета», «Мобилизационная», «Самолет», «Тина».
«Авария» — с сообщениями о происшествиях и состоянии средств связи, о крушениях, авариях в воздушном и речном флотах, на железных дорогах и автотранспорте, на промышленных предприятиях.
«Шторм» — с предупреждением для воздушного и речного флотов железнодорожного и автомобильного транспорта, об опасных явлениях погоды (ураган, буря, туман и т. д.), а также о стихийных бедствиях (землетрясение, наводнение, лесной пожар и пр.).
«Авиа» — с сообщениями о вылете, прибытии и вынужденных посадках самолетов, а также со сведениями о погоде.
Право подачи и порядок обработки телеграмм «Авария», «Шторм», «Авиа» определяются специальными инструкциями.
«Высшие правительственные» и «правительственные» телеграммы обрабатываются по категории «срочных» и в соответствии со специальной инструкцией.
Правом подачи «правительственных» и «высших правительственных» телеграмм пользуются должностные лица в соответствии со списком, согласованным с Кабинетом Министров Республики Узбекистан 11.01.1994 г.
2.2.8. Сроки прохождения от отправителя до адресата телеграмм категорий «обыкновенная», «срочная» и сроки доставки отправителю уведомления о вручении телеграммы составляют:
В сроки прохождения телеграмм и доставки уведомлений о вручении не включается время, в течение которого в соответствии с режимом работы предприятия связи доставка телеграмм и уведомлений не осуществляется, ночное время и время, на которое прекращается доставка.
В том случае, когда телеграмма категории «срочная» не может быть доставлена адресату в день отправки в период с 7 часов до 21 часа местного времени, предприятие связи обязано предупредить об этом отправителя. По согласию отправителя прием и тарификация телеграммы в этом случае осуществляется по категории «обыкновенная».
При отправлении такой телеграммы отправитель получает уведомление о вручении телеграммы в месте назначения в течение 24 часов, а для телеграмм, адресованных в пункты, где работа телеграфа осуществляется сеансами по расписанию, в течение 48 часов с момента приёма телеграммы.
Данные телеграммы обеспечивают оплаченный ответ адресата отправителю в объёме информации, оплаченной отправителем.
Получение ответа на телеграмму не зависит от предприятия связи, так как требование ответа от адресата в функции предприятия связи не входит.
Подаются в категории срочных и обыкновенных. При адресовании банковских переводных телеграмм в республиканские и областные центры, имеющие городские районы, в адресе следует указать номер отделения связи и наименование учреждения банка.
Телеграммы видов, перечисленных в п.п.2.2.9, 2.2.10, 2.2.11 принимаются только в пределах Республики Узбекистан.
Адресуются в населенные пункты, где нет предприятий связи (село, кишлак и др.); доставка таких телеграмм адресату производится нарочным, что удлиняет сроки прохождения.
2.2.13. Телеграммы «с доставкой в срок, указанный отправителем» обеспечивают вручение телеграммы адресату в срок, указанный отправителем и принимаются предприятиями связи не менее, чем за сутки до срока вручения, для отправления в страны СНГ, областные и районные центры Республики.
Предприятие связи может заверить какой-либо факт, сообщаемый в телеграмме, подпись отправителя или доверенность, пересылаемую в телеграмме.
Потребитель должен предъявить официальную справку, удостоверение или другой документ, подтверждающие факт, сообщаемый в телеграмме.
Обеспечивают передачу одного и того же текста в различные телеграфные пункты по заранее составленной, зарегистрированной и введенной предприятием связи схеме. Право подачи схемных телеграмм предоставлено юридическим лицам. Порядок обработки «схемных» телеграмм определяется специальной инструкцией.
2.2.17. Адресование всех видов телеграфной корреспонденции осуществляется в соответствии с положением Закона «О государственном языке Республики Узбекистан».
Межгосударственная информация и отправления обрабатываются на языках, определяемых двухсторонними соглашениями, а также положениями международных соглашений и договоров*.
на государственном или русском языке при адресовании корреспонденции в пределах Республики Узбекистан, а в Республику Каракалпакстан, кроме того, на каракалпакском языке;
на языке страны назначения — при адресовании в страны дальнего зарубежья, буквами латинского алфавита.
2.2.18. Телеграммы могут быть написаны на открытом (общепринятом) или условном (кодированном) языке. Телеграмма считается написанной на открытом (общепринятом) языке, если запись сделана на государственном языке республики или на русском языке, включает в себя заводские, торговые знаки и марки, изображенные буквами и цифрами, статистические или иные сводки, состоящие из одних цифр. Телеграммы от частных лиц принимаются только на открытом языке.
Телеграмма считается написанной на условном (кодированном) языке, если запись сделана при помощи условных обозначений или обычных слов, но имеющих условное значение. Такие телеграммы принимаются только от юридических лиц.
2.2.19. Не подлежат приему телеграммы, содержащие непристойные, бранные и оскорбляющие человеческое достоинство слова, а также текст, направленный против безопасности и государственных интересов Республики Узбекистан.
2.2.20. Предоставление услуг телеграфной связи Потребителям на территории Республики производится с указанием местного времени.
2.2.21. Прием телеграмм на предприятиях связи производится в соответствии с установленным режимом работы.
Режим работы предприятий связи, относящихся к государственной форме собственности, устанавливается по решению органов государственной власти, а к иным формам собственности — по решению собственника.
2.2.22. Предприятия связи обязаны обеспечивать культуру обслуживания потребителей, тайну телеграфных сообщений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
Работники предприятий связи, допустившие нарушение тайны телеграфных сообщений, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
2.3.1. Станции абонентского телеграфа (АТ) на телеграфной сети и сети Телекс предоставляют Потребителям возможность ведения прямых переговоров и передачи информации между предприятиями и организациями, включенными в сеть АТ и сеть Телекс. Включение абонентских установок Потребителей в станции АТ и международную сеть Телекс оформляется специальными договорами, заключенными между Потребителями и предприятиями связи.
2.4.1. Телеграфные каналы предоставляются в арендное пользование на условиях договора между предприятием связи и Потребителем. Порядок предоставления телеграфных каналов в аренду определяется специальной инструкцией.
2.5.1. Передача газетных полос по каналам связи в пункты децентрализированного печатания газет для выпуска тиражей изданий в городах республики производится на договорной основе с издательствами и редакциями, независимо от форм собственности.
2.6. Потребитель вправе использовать для передачи сообщений (информации) любой тип оборудования, имеющий Национальный сертификат соответствия, который дает право применения этого оборудования на телеграфных сетях Республики Узбекистан.
Предприятие связи вправе расторгнуть договор, если Потребителем используется оборудование, не имеющее Национальный сертификат соответствия.
3.1 По желанию Потребителя предприятием связи могут быть оказаны следующие дополнительные услуги телеграфной связи:
получение подтверждения о вручении телеграммы адресату в течение 2 месяцев со дня ее вручения (в пределах Республики Узбекистан);
сохранение телеграммы с адресом «до востребования» в течение месяца сверх установленного месячного срока;
получение засвидетельствованной копии телеграммы в течение 2 месяцев со дня подачи телеграммы, оплата согласно тарифа.
выдачу отправителям и адресатам всякого рода справок об их телеграммах, в том числе об адресах отправителей телеграмм, оплата согласно тарифа.
Предприятия связи оказывают и другие услуги, которые не противоречат Телеграфным правилам и могут быть практически выполнены.
3.2. Все дополнительные услуги предприятием связи выполняются в пункте подачи заявления, устного или письменного.
4.1. Оплата услуг телеграфной связи, предоставляемых государственными предприятиями связи, производится в соответствии с тарифами*, устанавливаемыми нормативными актами Республики Узбекистан.
Негосударственные предприятия и организации, а также физические лица, владеющие средствами связи на праве собственности, цены и тарифы за оказываемые ими услуги могут устанавливать самостоятельно.
Условия и сроки расчетов между Потребителем и предприятием связи определяются предприятием связи, оказывающим услуги.
5.1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг телеграфной связи Потребитель вправе обратиться в предприятие связи с заявлением или жалобой.
5.2. Предложения, заявления и жалобы подаются в устной или письменной форме предприятию связи, которое регистрирует их и рассматривает в установленном порядке.
к заявлению или жалобе отправителя — квитанция, подтверждающая отправку телеграммы, а к жалобе адресата — доставленная телеграмма.
При отсутствии этих документов в заявлении указываются, возможно, подробнее данные, которые бы облегчили расследование по заявлению или жалобе:
отправитель — дата и место подачи телеграммы, адрес, по которому отправлялась телеграмма, ее краткое содержание;
5.3. Заявления или жалобы могут предъявляться предприятию связи, как по месту приема, так и по месту назначения телеграммы.
5.4. Предложения, заявления или жалобы рассматриваются руководителем предприятия связи или его заместителем.
5.5. Заявления или жалобы, связанные с непредставлением, несвоевременным или некачественным предоставлением услуг телеграфной связи предприятиями связи, предъявляются Потребителем в течение 1 месяца и рассматриваются предприятием связи в течение 1 месяца с момента ее предъявления.
5.6. О результатах рассмотрения заявления или жалобы Потребитель извещается письменно. Если заявление или жалоба удовлетворяется немедленно, ответ может быть дан в устной форме.
5.7. В случае несогласия с результатом рассмотрения заявления или жалобы, Потребитель вправе обратиться для разрешения спора в вышестоящий орган или решить его в судебном порядке.
6.1. Потребитель вправе требовать необходимую и достоверную информацию о режиме работы предприятия связи, оказываемых услугах, сроках прохождения телеграмм, правилах предоставления услуг телеграфной связи и тарифах за эти услуги.
6.2. Предприятие связи вправе предъявить Потребителю претензию по его действиям, затрудняющим работу предприятия из-за нарушения Потребителем Правил или неоплаты им предоставленных услуг телеграфной связи в установленный срок.
6.3. Предприятия связи несут материальную ответственность перед Потребителем за нарушение качества предоставляемых услуг в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
6.4. Работники связи несут материальную ответственность перед предприятиями связи за утрату или задержку доставки всех видов телеграфных отправлений, происшедшие по их вине, в полном размере ответственности предприятий связи перед клиентурой и в соответствии с настоящими Правилами. Кроме того, за задержку доставки, искажение или утрату телеграмм работники связи привлекаются к дисциплинарной, административной, а в соответствующих случаях и к уголовной ответственности.
6.5. При не предоставлении, несвоевременном или некачественном предоставлении услуг телеграфной связи предприятие связи по выбору Потребителя:
повторно, без дополнительной оплаты оказывает услугу или возвращает Потребителю стоимость услуги в месте разрешения жалобы.
6.6. О возмещении ущерба Потребителю ставится в известность предприятие связи Республики Узбекистан, по вине которого произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед Потребителем, для привлечения к материальной ответственности виновного работника.
В пределах Республики Узбекистан суммы возврата сборов Потребителю подлежат перечислению предприятием связи, по вине которого телеграмма не достигла цели, тому предприятию связи, которое произвело выплату.
За международные телеграммы возврат телеграфного сбора осуществляет предприятие, принявшее телеграмму от потребителя.
6.7. Предприятие связи не несет ответственности перед Потребителем, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие вины Потребителя либо непреодолимой силы.