В целях реализации важнейших приоритетов по демократизации и обновлению общества, реформированию и модернизации страны, дальнейшей либерализации судебно-правовой системы, сокращения вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, обеспечения защиты их прав и законных интересов, недопущения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности, а также безусловного соблюдения требований статьи 53 Конституции Республики Узбекистан:
1. Ввести с 1 июля 2005 года порядок, в соответствии с которым меры правового воздействия, согласно приложению, применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке.
См. предыдущую редакцию.
проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (ревизии) осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений — Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;
(абзац второй пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года № УП-5547 — Национальная база данных законодательства, 01.10.2018 г., № 06/18/5547/1975)
руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы контроля;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 25 апреля 2017 года № УП-5027 — СЗ РУ, 2017 г., № 18, ст. 310)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 25 апреля 2017 года № УП-5027 — СЗ РУ, 2017 г., № 18, ст. 310)
вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов;
решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, по вине которых причинены убытки, в порядке и размерах, установленных законодательством;
См. предыдущую редакцию.
рассмотрение экономических споров между субъектами предпринимательства осуществляется экономическим либо третейским судом.
(абзац четвертый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2017 года № УП-5187 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 980)
Кабинету Министров, Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О третейских судах», предусмотрев в нем образование третейских судов самими субъектами предпринимательства и их объединениями.
4. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за безусловным исполнением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, обеспечив неотвратимость наказания, вплоть до уголовной ответственности должностных лиц контролирующих органов за нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан подготовить и внести в установленном порядке проекты соответствующих решений:
до 1 июля 2005 года — о совершенствовании системы назначения и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства, имея в виду резкое сокращение их количества и усиление ответственности должностных лиц контролирующих органов, вплоть до уголовной, за несанкционированные проверки;
до 1 августа 2005 года — о сокращении числа и упрощении разрешительных процедур для занятия отдельными видами деятельности, в том числе внедрение системы выдачи лицензий (разрешений) на осуществление предпринимательской деятельности без ограничения сроков, распространив их, в том числе, на действующие лицензии (разрешения).
6. Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров до 1 июля 2005 года предложения:
по дальнейшему совершенствованию и упрощению процедуры рассмотрения категории дел, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
по унификации ставок государственных пошлин в иностранной валюте, уплачиваемых при предъявлении исков в хозяйственные суды, с действующими ставками государственных пошлин в национальной валюте;
об укреплении состава и материально-технической базы судов с учетом дополнительных категорий судебных дел и организовать работу по переподготовке судей по вопросам применения к субъектам предпринимательства мер правового воздействия;
7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева и государственного советника Президента Республики Узбекистан Т.А. Худайбергенова.
2. Приостановление деятельности, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2009 года № УП-4158 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 558)
4. Применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и сборов, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты финансовых санкций.
6. Приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности (за исключением лицензий, выдаваемых комиссиями Кабинета Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан).