В целях обеспечения последовательности мер, направленных на повышение уровня жизни населения, социальной защиты и материальной поддержки граждан, индексирования их доходов в зависимости от уровня инфляции, а также обеспечения размеров соответствующих социальных выплат в размере не менее стоимости минимальных потребительских расходов:
1. Повысить с 1 мая 2022 года размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю смерти кормильца на 12 процентов.
минимальный размер пенсий по инвалидности, в том числе пенсии по инвалидности при неполном стаже работы, — 698 000 сумов в месяц;
размер пособия по инвалидности, выплачиваемого нетрудоспособным гражданам, и пособия лицам с инвалидностью с детства — 698 000 сумов в месяц;
минимальный размер пенсий, включая надбавки, лицам, ставшим инвалидами в результате войны 1941 — 1945 годов, и ее участникам, а также бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и лицам, работавшим в период блокады города Ленинграда, — 3 080 000 сумов в месяц;
размер пенсий по возрасту получающих пенсии в размере от установленного минимального размера пенсии по возрасту (633 000 сумов) до 698 000 сумов — 698 000 сумов в месяц.
3. В целях определения пенсий и социальных пособий в размере не менее стоимости минимальных потребительских расходов установить с 1 мая 2022 года:
размер пособия престарелым гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, — 500 000 сумов в месяц;
минимальный размер пенсии по возрасту при неполном стаже работы с учетом доплаты — 500 000 сумов в месяц;
размер пособия на одного нетрудоспособного члена семьи получателя пособия по случаю потери кормильца — 500 000 сумов в месяц с прибавлением по 185 000 сумов на каждого следующего нетрудоспособного члена таких семей;
минимальный размер пенсии на одного нетрудоспособного члена семьи получателя пенсии по случаю потери кормильца — 500 000 сумов в месяц с выплатой пенсии каждому следующему нетрудоспособному члену семьи в соответствии с действующим порядком.
4. В целях дополнительной поддержки и недопущения усугубления социально-экономического положения семей, нуждающихся в социальной защите, списать суммы, излишне выплаченные гражданам до 1 апреля 2022 года вследствие ошибочного представления и внесения данных для назначения пособий и материальной помощи посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты», а также технических причин.
5. Расходы, связанные с повышением пенсий и пособий, покрыть за счет средств Государственного бюджета и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов.
обеспечить принятие стоимости минимальных потребительских расходов в качестве критерия при назначении детского пособия и материальной помощи малообеспеченным семьям посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты», а также выделение дополнительных средств из Государственного бюджета в связи с увеличением числа получателей этих выплат;
в срок до 1 ноября 2022 года внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан», предусматривающий внедрение системы перерасчета (повышения) размеров государственных пенсий на уровне ежегодной инфляции.
7. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.
8. Министерству финансов, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций организовать работу по широкому освещению целей, задач настоящего Указа и ожидаемых результатов в средствах массовой информации, сети Интернет и социальных сетях.
9. Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
10. Возложить на министра финансов Т.А. Ишметова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2022 года № УП-128
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2022 года № УП-128
1. Пункт 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 июля 2019 года № УП-5765 «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» изложить в следующей редакции:
«3. Определить, что с 1 августа 2019 года размер надбавки к пенсиям пенсионеров — одиноких лиц с инвалидностью II группы увеличивается с 50 процентов до 75 процентов базовой величины исчисления пенсии».
2. Пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2021 года № УП-6224 «О мерах по дальнейшему усилению материального обеспечения участников Второй мировой войны» изложить в следующей редакции:
«1. Установить с 1 мая 2022 года минимальный размер пенсий, включая надбавки, лицам, ставшим инвалидами в результате войны 1941 — 1945 годов, и ее участникам, а также бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и лицам, работавшим в период блокады города Ленинграда, — 3 080 000 миллиона сумов».
3. Абзацы четвертый — двенадцатый пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2021 года № УП-6279 «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» исключить.
4. Пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 февраля 2022 года № УП-74 «О дополнительных мерах по поддержке лиц с инвалидностью и категорий населения, нуждающихся в социальной защите» изложить в следующей редакции:
«1. Определить с 1 мая 2022 года минимальный размер пенсии по инвалидности, в том числе пенсии по инвалидности при неполном стаже работы, пособия по инвалидности, выплачиваемого нетрудоспособным гражданам, — 698 000 сумов».
5. В тексте на государственном языке постановления Кабинета Министров от 7 апреля 2011 года № 107 «Об утверждении нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан»:
«Давлат пенсиясини тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган шахсларга, ёшидан қатъий назар иш стажига эга бўлмаган I ва II гуруҳ ногиронлиги бўлган шахсларга, болаликдан ногиронлиги бўлган фарзанди бор (бўлган) оналарга ҳамда ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг парвариши билан банд бўлган қонуний вакилга нафақалар тайинлаш ва тўлаш тартиби тўғрисидаги низом 2-иловага мувофиқ тасдиқлансин»;
«Ўзбекистон Республикаси ҳудудида белгиланган тартибда карантинли ва инсон учун хавфли бўлган бошқа юқумли касалликлар пайдо бўлиши ва тарқалиши муносабати билан чекловчи чоралар (карантин) жорий этилганда, агар фуқаролар чекловчи чоралар (карантин) даврида ёки улар тугатилгандан кейин нафақа тайинлашни сўраб бир ой ичида мурожаат қилган бўлса, уларга нафақа уни олиш ҳуқуқи юзага келган кундан эътиборан тайинланади»;
«Давлат пенсиясини тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган шахсларга, ёшидан қатъий назар иш стажига эга бўлмаган I ва II гуруҳ ногиронлиги бўлган шахсларга, болаликдан ногиронлиги бўлган фарзанди бор (бўлган) оналарга ҳамда ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг парвариши билан банд бўлган қонуний вакилга нафақалар тайинлаш ва тўлаш тартиби тўғрисида низом»;
«Ушбу Низом «Фуқароларнинг давлат пенсия таъминоти тўғрисида»ги Ўзбекистон Республикаси Қонунига мувофиқ давлат пенсиясини тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган шахсларга, ёшидан қатъий назар иш стажига эга бўлмаган I ва II гуруҳ ногиронлиги бўлган шахсларга (кейинги ўринларда — меҳнатга лаёқатсиз фуқаролар), болаликдан ногиронлиги бўлган фарзанди бор (бўлган) оналарга ҳамда ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг парвариши билан банд бўлган қонуний вакилга ҳар ойлик нафақаларни (кейинги ўринларда — нафақа) тайинлаш ва тўлаш тартибини белгилайди»;
«Саховат» уйларида ҳамда Уруш ва меҳнат фахрийлари учун республика пансионатларида яшовчи давлат пенсиясини тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган шахсларга, уларнинг шахсий сарф-харажатлари учун тегишли ёшга доир ёки ногиронлик нафақасининг 20 фоизи миқдоридаги маблағ тўлаб борилади.»;
131. Парваришлаш нафақаси ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг парвариши билан банд бўлган қонуний вакилга қонунчилик ҳужжатларида белгиланган миқдорларда тайинланади. Бунда, парваришлаш нафақаси ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача болага ногиронлик белгиланган муддатга тайинланади.
Қонуний вакилга ҳар бир ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг парвариши учун алоҳида парваришлаш нафақаси тайинланади.
132. Парваришлаш нафақаси қонунчилик ҳужжатларида белгиланган касалликлар рўйхатига мувофиқ, Ўзбекистон Республикаси Тиббий-ижтимоий хизматларни ривожлантириш агентлиги томонидан берилган ногиронлиги бўлган 18 ёшгача боланинг ўзгалар парваришига муҳтожлиги тўғрисидаги электрон маълумотга асосан тайинланади.
133. Парваришлаш нафақаси қонуний вакилга (отаси, онаси, васийси, ҳомийси, оилага тарбияга олувчиси (патронат) ва фарзандликка олувчиси) ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган бола 18 ёшга тўлгунига қадар тайинланади»;
«172. «Саховат» уйларида ҳамда Уруш ва меҳнат фахрийлари учун республика пансионатларида яшовчи шахсларга нафақа тайинлаш тўғрисида мазкур ташкилотлар маъмурияти томонидан ташкилот жойлашган ердаги Давлат хизматлари марказига мурожаат қилинади.»;
«21. Ёшга доир нафақа тайинлашни сўраб ушбу Низомнинг 6-бандида назарда тутилган ёшга тўлгандан сўнг олтмиш кун ичида;
боқувчисини йўқотганлик нафақасини тайинлашни сўраб нафақа олиш ҳуқуқига эга бўлган шахс вафот этган кундан бошлаб олти ой ичида;
парваришлаш нафақасини тайинлашни сўраб ногиронлиги бўлган 18 ёшгача бола ўзгалар парваришига муҳтожлиги белгиланганидан сўнг олтмиш кун ичида мурожаат этилган бўлса, нафақа уни олиш ҳуқуқи пайдо бўлган кундан эътиборан тайинланади.
Ўзбекистон Республикаси ҳудудида белгиланган тартибда карантинли ва инсон учун хавфли бўлган бошқа юқумли касалликлар пайдо бўлиши ва тарқалиши муносабати билан чекловчи чоралар (карантин) жорий этилганда, агар фуқаролар чекловчи чоралар (карантин) даврида ёки улар тугатилгандан кейин нафақа тайинлашни сўраб бир ой ичида мурожаат қилган бўлса, уларга нафақа уни олиш ҳуқуқи юзага келган кундан эътиборан тайинланади.
«Нафақалар ногиронлик муддати белгиланган сўнгги ой учун, меҳнатга лаёқатли бўлмаган оила аъзосининг 18 ёшга тўлган ой учун, ўзгалар парваришига муҳтож ногиронлиги бўлган бола 18 ёшга тўлган ой учун тўлиқ миқдорда тўланади»;
«Бунда, «Саховат» уйларида ҳамда Уруш ва меҳнат фахрийлари учун республика пансионатларида яшовчи шахсларга, Давлат хизматлари марказига қилган мурожаатларига асосан нафақанинг 20 фоизи тўланади.»;