В целях последовательного развития социальной и производственной инфраструктуры страны, дальнейшего благоустройства сел и махаллей, формирования благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды на местах, а также создания новых рабочих мест, улучшения уровня жизни населения и сокращения бедности путем широкого привлечения инвестиций в отрасли экономики и социальную сферу:
1. Принять Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2022 — 2024 годах (далее — Программа), разработанную Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента (далее — местные хокимияты), заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями.
Основные параметры развития социальной и производственной инфраструктуры в 2022 году и целевые ориентиры на 2023-2024 годы согласно приложению № 1*;
Основные параметры направлений, финансируемых в рамках развития социальной и производственной инфраструктуры в 2022 году, согласно приложению № 1а*;
Целевые показатели ввода в эксплуатацию объектов социальной и производственной инфраструктуры и создания новых мощностей в 2022 году и целевые ориентиры на 2023-2024 годы согласно приложению № 2*;
Адресные перечни строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения объектов в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в 2022 году согласно приложениям №№ 3 — 16*;
Адресный перечень строительства и реконструкции административных, инженерно-инфраструктурных, особо важных и категорированных объектов в 2022 году согласно приложению № 17*;
Адресный перечень строительства и реконструкции правоохранительных и оборонных объектов в 2022 году согласно приложению № 18*;
Перечень объектов, предпроектная и проектная документация которых будет разработана в 2022 году, согласно приложению № 19*.
Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей министерств, ведомств и хозяйственных объединений персональную ответственность за обеспечение качественной и полной реализации основных параметров, целевых показателей и адресных перечней Программы в установленные сроки, а также целевого и эффективного расходования выделенных средств.
2. Создать Республиканскую комиссию по развитию социальной и производственной инфраструктуры (далее — Республиканская комиссия) в составе согласно приложению № 20*.
осуществлять координацию деятельности и обеспечить взаимодействие министерств, ведомств, хозяйственных объединений и местных хокимиятов, участвующих в Программе;
принять меры по оперативному решению проблемных вопросов, возникающих при реализации проектов, и установить системный контроль за деятельностью ответственных руководителей в данном направлении;
ежемесячно обсуждать исполнение Программы и заслушивать отчеты ответственных руководителей о своевременной и качественной реализации проектов, обеспечении целевого расходования и результативности средств.
Президиумом Кабинета Министров в основные параметры Программы могут вноситься изменения и (или) дополнения, предусматривающие включение дополнительных проектов (объектов), имеющих утвержденную предпроектную и (или) проектную документацию и источники финансирования, а также исключение отдельных проектов (объектов);
Республиканской комиссией (А.Н. Арипов) в основные параметры Программы могут вноситься изменения и (или) дополнения по перераспределению сэкономленных либо неосвоенных лимитов капитальных вложений между заказчиками (инициаторами) проектов (объектов);
Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов в пределах установленных лимитов капитальных вложений по заказчикам (инициаторам) могут вноситься корректировки и уточнения в параметры проектов (объектов), реализуемых в рамках Программы, по итогам разработки и экспертизы их предпроектной и (или) проектной документации и проведения конкурса (тендера).
Установить, что предложения о внесении изменений и (или) дополнений в основные параметры Программы вносятся в Кабинет Министров Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов на основе соответствующих предложений заинтересованных местных хокимиятов, министерств, ведомств и хозяйственных объединений.
запрещается направление средств, запланированных в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан, на покрытие заемных средств, привлеченных за счет внутренних источников, иностранных кредитов и начисленных по ним процентных платежей, а также на выделение кредитов на строительство объектов. При этом основной долг и процентные платежи по кредитам в рамках ранее принятых соответствующих решений покрываются за счет средств, запланированных в республиканском бюджете для обслуживания государственного долга;
при недостаточности лимитов основных капитальных вложений согласно проектной документации территориальных проектов (объектов), включенных в Программу, обоснованные дополнительные затраты, связанные с их строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, покрываются за счет средств дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента соответственно;
адресные перечни работ по проектированию, строительству, реконструкции и оснащению ведомственных объектов за счет внебюджетных фондов бюджетных организаций ежегодно в срок до 1 апреля согласовываются с Министерством финансов и Министерством экономического развития и сокращения бедности;
средства (500 млрд сумов), необходимые для проведения работ по строительству объектов социальной сферы в рамках Указа Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2021 года № УП-32 «О мерах по строительству массивов «Янги Узбекистон» и обеспечению социально-экономического развития регионов», финансируются за счет средств, предусмотренных на социально-экономическое развитие регионов на основании поручений Президента Республики Узбекистан на 2022 год.
запретить сроком на два года включение в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан вновь начинаемых проектов по строительству и реконструкции административных зданий министерств, ведомств и местных хокимиятов (за исключением проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан, а также размещаемых в создаваемых новых городах и районах);
в процессе формирования программ развития социальной и производственной инфраструктуры на последующие годы поэтапно сокращать количество переходящих на следующие годы проектов (объектов), а также предусматривать их ввод в эксплуатацию в соответствующем финансовом году с учетом имеющихся возможностей.
Министерству экономического развития и сокращения бедности (А.М. Бобоев), Министерству финансов (А.Я. Хайдаров) совместно с местными хокимиятами, министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями обеспечить безусловное исполнение требований настоящего пункта.
6. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента совместно с Министерством строительства (Б.И. Зокиров), Агентством по кадастру (Ф.К. Умаров), заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры:
в двухнедельный срок — по выделению в установленном порядке земельных участков, необходимых для строительства и (или) реконструкции объектов, включенных в адресную часть Программы;
ежегодно в срок до 1 апреля — по переводу в установленном порядке в земли запаса земельных участков, необходимых для строительных объектов в соответствии с портфелем проектов, формируемым на основе решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, концепций и программ развития отраслей и регионов.
7. Министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям и местным хокимиятам — заказчикам (инициаторам проектов):
а) в двухнедельный срок внести на согласование в Министерство финансов и Министерство экономического развития и сокращения бедности адресный перечень переходящих объектов строительства на 2022 год с уточнением объемов их финансирования во взаимоувязке с календарными графиками выполнения строительно-монтажных работ;
б) в двухмесячный срок на основании утвержденной предпроектной и (или) проектной документации вновь начинаемых проектов (объектов) в 2022 году, в установленном порядке принять меры по проведению экспертизы конкурсной (тендерной) документации, завершению закупочных процедур и заключению договоров подряда с победителями конкурсов (тендеров);
в) в десятидневный срок после завершения закупочных процедур внести в Министерство финансов и Министерство экономического развития и сокращения бедности на согласование итоговый адресный перечень вновь начинаемых объектов строительства на 2022 год;
г) в срок до 15 февраля 2022 года утвердить в разрезе кварталов прогнозные показатели выполнения основных параметров Программы, в том числе освоения капитальных вложений по проектам (объектам), и представить их в Министерство экономического развития и сокращения бедности. При этом предусмотреть:
выполнение в первом полугодии 2022 года не менее 40 процентов годовых прогнозных показателей освоения средств по всем проектам (объектам), в том числе по переходящим объектам — не менее 55 процентов;
ввод в эксплуатацию завершаемых в 2022 году объектов образовательных учреждений — до 15 августа, объектов здравоохранения и медико-социальных учреждений — до 1 октября, объектов систем ирригации и мелиорации — до 1 декабря;
д) принять в установленном порядке меры по консервации незавершенных и неэксплуатируемых объектов, для продолжения строительства которых в текущем году средства (лимиты) не предусмотрены, а также по их содержанию и охране в период консервации на надлежащем уровне.
8. Министерству экономического развития и сокращения бедности (А.М. Бобоев) совместно с министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и местными хокимиятами:
обеспечить установление системного мониторинга реализации Программы, организацию на ежемесячной основе обсуждений в разрезе проектов (объектов) и принятие мер по оперативному решению возникающих проблем, по результатам мониторинга — представлять информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;
в срок до 1 июня 2022 года обеспечить внесение в Кабинет Министров предварительного адресного перечня проектов (объектов) развития социальной и производственной инфраструктуры, реализуемых в 2023 году.
9. Министерству водного хозяйства (Ш.Р. Хамраев) совместно с Министерством финансов (Т.А. Ишметов), Министерством инновационного развития (И.Ю. Абдурахмонов), Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Х. Шерматов), Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:
а) в двухмесячный срок провести анализ эффективности и результативности проектов ирригации и мелиорации, включенных в Программу, с учетом водоснабжения, мелиоративного состояния земель и других особенностей регионов;
размеру необходимых средств и источникам финансирования оснащения объектов ирригации и мелиорации автоматизированным оборудованием измерения и контроля расхода воды и электроэнергии;
совершенствованию проектов строительства и реконструкции оросительных сетей, в том числе использованию современных видов ресурсосберегающих строительных материалов.
10. Республиканскому штабу по контролю и координации реализации государственных программ (Э.Т. Юлдашев), созданному в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года № ПП-43 «О дополнительных мерах по усилению контроля за реализацией Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и других государственных программ», организовать системный контроль за:
своевременной, полной и качественной реализацией Программы на уровне районов (городов) и регионов, включая целевое и эффективное расходование средств по каждому проекту (объекту), качественное выполнение строительно-подрядных работ, осуществление закупочных процедур в соответствии с актами законодательства;
вводом в эксплуатацию завершаемых в 2022 году в рамках Программы объектов образовательных учреждений — до 15 августа, объектов здравоохранения и медико-социальных учреждений — до 1 октября, объектов систем ирригации и мелиорации — до 1 декабря;
недопущением в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления включения в последующие два года вновь начинаемых проектов по строительству и реконструкции административных зданий министерств, ведомств и местных хокимиятов (за исключением проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан, а также размещаемых в создаваемых новых городах и районах) в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан.
а) первого заместителя Премьер-министра А.Ж. Раматова — за координацию качественной реализации Программы, регулярное обсуждение выполнения утвержденных прогнозных параметров и обеспечение ввода в эксплуатацию объектов в установленные сроки;
б) заместителя Премьер-министра Д.А. Кучкарова— за обеспечение постоянного мониторинга и анализа проектов (объектов), реализуемых в рамках Программы, и системного финансового контроля за своевременным выделением и эффективным расходованием средств;
в) министра строительства Б.И. Закирова — за обеспечение системного контроля за применением наиболее оптимальных архитектурных и технических подходов в разработке предпроектной и (или) проектной документации объектов, качественным выполнением строительно-монтажных работ, а также соблюдением строительных норм и правил;
г) министров дошкольного образования (А.В. Шин), народного образования (Б.О. Саидов), высшего и среднего специального образования (А.Х. Тошкулов), здравоохранения (Б.А. Мусаев), туризма и спорта (А.А. Абдухакимов), культуры (О.А. Назарбеков), транспорта (И.Р. Махкамов), водного хозяйства (Ш.Р. Хамраев), жилищно-коммунального обслуживания (Ш.С. Хидоятов) — за повышение эффективности использования средств, обеспечение их целевого расходования, качественного выполнения строительно-монтажных работ и ввода объектов в эксплуатацию в установленные сроки;
д) Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей министерств, ведомств и хозяйственных объединений за:
эффективное и целевое расходование средств по проектам (объектам), включенным в Программу, качественное выполнение строительно-монтажных работ и ввод объектов в эксплуатацию в установленные сроки;
представление в срок до 1 мая 2022 года в Кабинет Министров и Министерство экономического развития и сокращения бедности в установленном порядке предложений по реализуемым в 2023 — 2025 годах проектам (объектам) социальной и производственной инфраструктуры, рассмотренных соответственно в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных Кенгашах народных депутатов, исходя из целевых ориентиров, определенных в приложении № 1* к настоящему постановлению;
обеспечение своевременной разработки и проведения в установленном порядке экспертизы в срок до 1 ноября 2022 года предпроектной и (или) проектной документации проектов (объектов), включаемых в адресную часть программы развития социальной и производственной инфраструктуры на 2023 год и последующие годы, со строгим соблюдением требований строительных норм и нормативов.
12. Министерству экономического развития и сокращения бедности (А.М. Бобоев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
13. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова и Д.А. Кучкарова ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.