Комментарий LexUz
Настоящее типовое положение утратило силу в соответствии с приказом директора Агентства «Узархив» Республики Узбекистан от 6 сентября 2021 года № 316 «О признании утратившими силу Типового положения о постоянно действующей Экспертной комиссии (ЭК) предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также изменений к нему» (рег. № 897-3 от 11.09.2021 г.).
1.1. На основании Закона Республики Узбекистан «Об архивном деле» для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую и другую специальную документацию, и подготовки их к передаче на архивное хранение на предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности* за исключением субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическим лицом и зарегистрированных в установленном порядке, создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК).
(пункт 1.1 в редакции приказа генерального директора Агентства «Узархив» от 16 июля 2010 года № 43 (рег. № 897-2 от 02.08.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 31, ст. 266)
1.2. ЭК является совещательным органом. Ее решения вступают в силу после утверждения их руководителем организации, а в необходимых случаях — и соответствующего архивного учреждения.
1.3. ЭК назначается приказом руководителя организации из наиболее квалифицированных специалистов под председательством одного из руководящих работников. В состав комиссии в обязательном порядке включаются работник делопроизводственной службы и заведующий архивом организации или лицо, ответственное за архив, представитель соответствующего архивного учреждения. Секретарем комиссии, как правило, назначается работник делопроизводственной службы или заведующий архивом организации (лицо, ответственное за архив).
1.4. ЭК в своей деятельности руководствуется Законом Республики Узбекистан «Об архивном деле» и другими актами законодательства.
(пункт 1.4 в редакции приказа генерального директора Агентства «Узархив» от 16 июля 2010 года № 43 (рег. № 897-2 от 02.08.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 31, ст. 266)
1.5. В соответствии с настоящим Типовым положением организация разрабатывает свое положение об ЭК, утверждаемое руководителем и согласованное с соответствующим архивным учреждением.
2.1. Проводит совместно с делопроизводственной службой и архивом ежегодный отбор документов организации для дальнейшего хранения и к уничтожению, осуществляет контроль за постановкой и ведением делопроизводства в организации.
2.2. Рассматривает и выносит решения об одобрении и представлении на утверждение в установленном порядке:
сводных описей дел (годовых разделов) постоянного и описей дел долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дел по личному составу;
2.3. Принимает участие в подготовке и рассмотрении номенклатуры дел организации, методических пособий по ведению делопроизводства, экспертизе ценности и подготовке документов для последующего хранения.
2.4. Рассматривает предложения об отнесении документов к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан или исключении документов из него, об изменении сроков хранения отдельных документов, установленных действующими перечнями, и определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, и выносит решения на утверждение соответствующего архивного учреждения.
2.5. Обеспечивает проведение инструктажа и консультаций работников организаций по вопросам ведения делопроизводства, экспертизы ценности документов и подготовки их к передаче на дальнейшее хранение.
3.1. В соответствии с установленными требованиями давать указания структурным подразделениям, соответствующим работникам, отвечающим за ведение дел, по вопросам организации документов в делопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовки к передаче на архивное хранение.
3.2. Требовать от руководителей структурных подразделений организации розыска отсутствующих дел, подлежащих передаче на хранение в государственный архив, и представления письменного объяснения в случае их утраты.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений организации сведения и заключения, необходимые для определения ценностей и сроков хранения документов.
3.4. Заслушивать на своих заседаниях информации руководителей делопроизводственной службы и архива организации о качестве оформления документов и формировании дел в делопроизводстве, состоянии учета и сохранности дел постоянного и долговременного хранения.
3.5. Приглашать на заседания ЭК в качестве консультантов и экспертов специалистов соответствующих организаций, а в случае необходимости — работников архивных учреждений.
3.6. Принимать участие в проведении отраслевых и региональных общественных смотров и проверок состояния делопроизводства архива.
4.1. Экспертная комиссия осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с ЦЭК вышестоящей организации и экспертно-проверочной (экспертно-проверочной, методической) комиссией (ЭПК, ЭПМК) соответствующего архивного учреждения, получает от нее необходимые организационно-методические указания.
4.2. ЭК работает по плану, утвержденному руководителем организации, и отчитывается перед ней о своей работе.
4.3. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции ЭК, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
4.4. Решения ЭК принимаются большинством голосов по каждому вопросу отдельно. Заседания ЭК протоколируются.
4.5. Обязательному утверждению соответствующим архивным учреждением подлежат: решения ЭК об одобрении описей на деле постоянного и долговременного (свыше 10 лет) хранения; предложения об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями и примерными номенклатурами дел, предложения об отнесении документов к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан.