В стране принимаются последовательные меры по либерализации экономики и сокращению административного регулирования, внедрению рыночных механизмов в реализацию высоколиквидной и монопольной продукции, а также передовых информационно-коммуникационных технологий в биржевую деятельность для повышения уровня прозрачности биржевых торгов и развития здоровой конкурентной среды.
Вместе с тем для дальнейшего развития биржевой деятельности и формирования рыночных механизмов ценообразования на высоколиквидную и монопольную продукцию необходимо расширение перечня товаров, реализуемых исключительно через биржевые торги, внедрение новых инструментов торговли, обеспечивающих динамичность биржевых торгов.
В целях создания равных условий для доступа к высоколиквидной и монопольной продукции всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, а также активизации биржевой торговли в республике:
часть высоколиквидной и монопольной продукции, производимой юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более или юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более (далее — организация с долей государства), реализуется на экспорт исключительно через биржевые торги по квотам, устанавливаемым Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан;
технические масла, комбикорма, хозяйственное мыло, нефтяной растворитель, нефтяной парафин и медный купорос реализуются на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей;
сахар, производимый отечественными предприятиями, реализуется на внутреннем рынке на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, за исключением объемов не более 10 процентов от общего объема производства, подлежащих реализации по прямым договорам через собственные торговые сети потребителям, расположенным в труднодоступных и отдаленных регионах республики;
печное топливо, топочный мазут, сжиженный газ и нефтяной битум реализуются предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, за исключением объемов, подлежащих реализации по прямым договорам специальным потребителям в установленном порядке;
реализуемая на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и организациями с долей государства по прямым договорам высоколиквидная и монопольная продукция, подлежащая выставлению на биржевые торги, в обязательном порядке ставится на учет продавцами на товарно-сырьевой бирже с размещением данных сведений на официальном веб-сайте биржи в течение трех дней соответственно с момента заключения договора и после исполнения обязательств;
импортные сделки на товарно-сырьевых биржах могут заключаться по соглашению сторон в иностранной валюте в соответствии с правилами биржевой торговли. При этом информация по заключенным контрактам вносится в Единую информационную электронную систему валютных операций товарно-сырьевыми биржами.
2. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий порядок реализации высоколиквидной и монопольной продукции на биржевых торгах товарно-сырьевых бирж, в том числе путем заключения сделок купли-продажи биржевых товаров с условием их поставки с отсрочкой на срок более 1 месяца (форварды).
3. Установить, что графики выставления высоколиквидной и монопольной продукции на биржевые торги размещаются предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на официальных веб-сайтах товарно-сырьевых бирж с обновлением, при необходимости, на ежемесячной основе.
См. предыдущую редакцию.
Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан обеспечить контроль за выставлением высоколиквидной и монопольной продукции на биржевые торги в установленном порядке.
(абзац второй пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года № УП-108 — Национальная база данных законодательства, 07.07.2023 г., № 06/23/108/0460)
4. Отменить требования и условия о наличии на бирже не менее 100 реализованных (предоставленных безвозмездно) брокерских мест и соблюдении квалификационных требований к руководителям товарно-сырьевых бирж при осуществлении биржевой деятельности.
См. предыдущую редакцию.
6. Предоставить Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан право:
(абзац первый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года № УП-108 — Национальная база данных законодательства, 07.07.2023 г., № 06/23/108/0460)
принимать по согласованию с Кабинетом Министров решения об обязательном выставлении предприятиями-монополистами высоколиквидных и монопольных видов продукции на биржевые торги;
давать указания товарно-сырьевым биржам по пересмотру максимального объема одного лота, выставляемой на биржевых торгах высоколиквидной и монопольной продукции, для недопущения ограничения круга участников биржевых торгов.
8. Антимонопольному комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № ПП-4484
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № ПП-4484
1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП-3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности»:
«б) об утверждении Перечня высоколиквидных и монопольных видов продукции, сырья и материалов, реализуемых на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более или юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги согласно приложению;»;
2. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 января 2018 года № ПП-3479 «О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья»:
«1. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП-3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности» утвержден Перечень высоколиквидных и монопольных видов продукции, сырья и материалов, реализуемых на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более или юридическими лицами в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги»;
«технические семена хлопчатника — отечественным предприятиям, независимо от формы собственности, имеющим производственные мощности по переработке семян хлопчатника и соответствующие сертификаты (соответствия и гигиенический). При этом для получения соответствующих сертификатов (соответствия и гигиенического) технические семена хлопчатника реализуются отечественным предприятиям, независимо от формы собственности, в объеме до 5 тонн, а повторная реализация закупленных семян хлопчатника осуществляется исключительно через биржевые торги».
3. Абзац третий пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № ПП-3484 «О мерах по ускоренному развитию масложировой отрасли» изложить в следующей редакции:
«установлении порядка, согласно которому масло хлопковое экстракционное, предназначенное для дальнейшей промышленной переработки, реализуется через биржевые торги отечественным предприятиям, независимо от формы собственности, имеющим производственные мощности по переработке масла хлопкового экстракционного и соответствующие сертификаты (соответствия и гигиенический). При этом для получения соответствующих сертификатов (соответствия и гигиенического) масло хлопковое экстракционное реализуется отечественным предприятиям, независимо от формы собственности, в объеме до 1 тонны, а повторная реализация закупленного масла хлопкового экстракционного осуществляется исключительно через биржевые торги».