Осуществляемые в республике меры по реформированию банковской системы обеспечили условия для перехода к реализации нового этапа развития банковской сферы, предусматривающего внедрение рыночных принципов в банковскую деятельность посредством снижения государственной доли и приватизации банков, в том числе путем допуска к процессам приватизации иностранных инвесторов.
В рамках проводимых реформ со стороны АКИБ «Ипотека-банк» (далее — Ипотека-банк) осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности корпоративного управления и инвестиционной привлекательности банка, во взаимодействии с Международной финансовой корпорацией (далее — МФК), а также проработку возможности привлечения кредитов и инвестиций МФК в уставный капитал Ипотека-банка.
Возможное включение МФК в состав акционеров, а также процесс трансформации Ипотека-банка предполагает дальнейшую переориентацию деятельности банка на максимизацию финансовой результативности и внедрение современной бизнес-модели с учетом передовой международной практики.
В целях обеспечения эффективной трансформации бизнес-модели Ипотека-банка, предусматривающей качественное повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности банка для последующей приватизации Кабинет Министров постановляет:
1. Принять к сведению, что Ипотека-банком и МФК реализуется программа сотрудничества, в рамках которой:
подписаны соглашения, в соответствии с которыми осуществляются институциональные преобразования и этапы создания основ современного коммерческого банка, а также предусматривается заключение до конца 2019 года соглашений по реализации следующего этапа трансформации банка;
планируется подписание соглашений, в соответствии с которыми МФК предоставит Ипотека-банку денежные средства в размере 35 млн. долларов США в эквиваленте (в узбекских сумах) в виде кредита, с возможностью конвертации всей суммы или части задолженности Ипотека-банка перед МФК по данному кредиту в дополнительно выпускаемые простые акции Ипотека-банка.
2. Установить, что, для обеспечения независимости деятельности Ипотека-банка, до конца 2020 года реализуются меры, включающие:
нераспространение на Ипотека-банк порядка согласования с государственными органами и их руководителями выдвигаемых и назначаемых кандидатов в члены наблюдательного совета и правления банка, предусмотренного пунктами 1 и 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 апреля 2019 года № 356 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления государственными активами»;
формирование нового состава наблюдательного совета банка без участия руководителей государственных органов, с доведением количества независимых директоров до пяти и избранием председателя наблюдательного совета Ипотека-банка из числа независимых директоров;
формирование руководства Ипотека-банка (исполнительного органа) и определение размера оплаты труда членов исполнительного органа (председателя и членов правления) на основе стандартов рыночной практики и потребностей Ипотека-банка наблюдательным советом банка;
самостоятельное принятие Ипотека-банком решений по вопросам кредитования и финансирования проектов, исходя из рыночных условий;
запрет на привлечение средств Ипотека-банка для инвестирования в уставные капиталы коммерческих организаций с несвойственным банковской деятельности профилем.
3. Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан в двухмесячный срок передать Министерству финансов Республики Узбекистан на безвозмездной основе государственные доли в уставном капитале Ипотека-банка, находящиеся в управлении Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан.
4. Министерству финансов, Агентство по управлению государственными активами совместно с Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с МФК разработать и утвердить в двухмесячный срок «Дорожную карту» по приватизации Ипотека-банка (далее — Дорожная карта), предусматривающую основные этапы процесса приватизации и обязательства сторон по реализации процесса приватизации до конца 2022 года.
5. Согласиться с предложениями Министерства финансов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, предусматривающими:
См. предыдущую редакцию.
приватизацию Ипотека-банка и уменьшение государственной доли в уставном капитале банка ниже 50 процентов до конца 2023 года в соответствии с Дорожной картой;
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2022 года № ПП-471 — Национальная база данных законодательства, 01.01.2023 г., № 07/23/471/0001 — Вступает в силу с 1 января 2023 года)
возможность конвертации всей суммы или части задолженности Ипотека-банка перед МФК по кредиту в простые акции, дополнительно выпускаемые Ипотека-банком, на условиях, предусмотренных кредитным соглашением между Ипотека-банком и МФК;
принятие государством обязательства по обратному выкупу акций Ипотека-банка, принадлежащих МФК, при неосуществлении приватизации Ипотека-банка до срока, указанного в Дорожной карте, или неисполнении условий соглашений, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
6. Уполномочить министра финансов Республики Узбекистан на ведение переговоров от имени Республики Узбекистан и заключение с МФК в установленном порядке нижеследующих соглашений:
соглашение о привлечении инвестиций с указанием обязательств сторон по реализации данного проекта, включая порядок, сроки и способы снижения контрольного пакета государства в Ипотека-банке и меры по достижению коммерциализации деятельности и повышению операционной самостоятельности Ипотека-банка;
соглашение о сохранении размера уставного капитала, предусматривающее сохранение государственной доли в уставном капитале Ипотека-банка на уровне не менее чем 50 процентов и одна акция в течение срока действия кредитного соглашения с МФК, за исключением случаев исполнения государством своих обязательств в соответствии с Дорожной картой;
акционерное соглашение в отношении Ипотека-банка, заключаемое при реализации МФК опциона на конвертацию всей суммы или части задолженности Ипотека-банка перед МФК по предоставленному кредиту в дополнительно эмитированные простые акции Ипотека-банка, с четким разграничением полномочий Фонда реконструкции и развития Узбекистана и МФК по управлению Ипотека-банком;
договор об обратном выкупе акций, включающий обязательство государства в лице Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан по выкупу акций Ипотека-банка, принадлежащих МФК, в порядке, установленном данным договором, заключаемый при реализации опциона МФК на конвертацию всей суммы или части задолженности Ипотека-банка перед МФК по предоставленному кредиту в дополнительно эмитированные акции Ипотека-банка, в случае неисполнения государством условий Дорожной карты и соглашений;
7. Рекомендовать Ипотека-банку реализовать несвойственные банковской деятельности активы, образованные в результате его инвестиционной деятельности.
а) в случае неисполнения государством условий Дорожной карты и соглашений Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан:
пользуется правом заключить прямой договор при выкупе акций Ипотека-банка, принадлежащих МФК, без выставления акций на биржевые или организованные внебиржевые торги;
б) доля Фонда реконструкции и развития Узбекистана в эквиваленте 50 млн. долларов США в уставном капитале Ипотека-банка, внесенная согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 ноября 2018 года № ПП-4005 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию рыбоводческой отрасли», будет реализована инвесторам в процессе приватизации Ипотека-банка.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А Кучкарова и Председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.