к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП-5590
к Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы
№ | Индикаторы | 2018 г. | 2025 г. |
I. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни | |||
1. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола) (в годах) | 73,7 (2017 г.) | 75,0 |
2. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин (в годах) | 71,3 (2017 г.) | 72,1 |
3. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин (в годах) | 76,1 (2017 г.) | 77,8 |
II. Совершенствование системы организации и управления здравоохранением | |||
1. | Доля сотрудников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных органов управления с высшим образованием в области управления в общественном секторе, делового администрирования, экономики здравоохранения, государственной политики, развития системы здравоохранения (%) | 0 | 20,0 |
2. | Процент доступных международных индикаторов здоровья, определяемых в соответствии с международными стандартами | <50 | 75,0 |
3. | Процент свидетельств о смерти с причинами смерти, записанных в электронном виде в соответствии | <50 | 75,0 |
4. | Процент больниц, в которых внедряется не менее 10 «пакетов безопасности для пациентов», чтобы свести к минимуму случаи заражения инфекцией в стационарах и непредвиденных событий | 0 | 50,0 |
5. | Процент удовлетворенности работников здравоохранения своей деятельностью | Нет данных | 50,0 |
6. | Процент амбулаторных учреждений с клиническими информационными системами, которые позволяют им контролировать результаты для своих пациентов по группе или состоянию болезни и которые используют их для целей улучшения качества | 0 | 50,0 |
7. | Административно-управленческий персонал всех звеньев системы здравоохранения, прошедший подготовку, переподготовку и повышение квалификации по менеджменту (%) | 70,0 | 100 |
8. | Доля (%) поставщиков/поликлиник первичной медико-санитарной помощи, детских отделений районных (городских) медицинских объединений, которые обеспечивают интегрированное ведение болезней детского возраста | Отсутствует | 100 |
9. | Показатель успешности лечения МЛУ-ТБ (%) | 57,0 | 65,0 |
10. | Время отклика скорой помощи, % с временем отклика ≤ 10 минут в городской местности | Нет данных | 50,0 |
11. | Время отклика скорой помощи, % с временем отклика ≤ 30 минут в сельской местности | Нет данных | 50,0 |
12. | Послеоперационная летальность при экстренных и неотложных состояниях, % | 0,2 | 0,1 |
13. | Внедрение высоких технологий диагностики и лечения в оказании специализированной медицинской помощи населению во всех медицинских организациях (%) | 20,6 | 50,0 |
III. Совершенствование системы финансирования здравоохранения | |||
1. | Государственные расходы на здравоохранение в % от общих государственных расходов | 15,4 | 15,4 |
2. | Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП | 2,9 | 5,0 |
3. | Доля расходов на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в общих расходах на здравоохранение (%) | 9,6 | 12,0 |
4. | Подушевое финансирование учреждений первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлиническое звено) в территориях (%) | 0 | 100 |
5. | Финансирование стационарных учреждений по пролеченному случаю (%) | 4,5 | 100 |
6. | Охват граждан республики программой обязательного медицинского страхования (%) | 0 | 90,0 |
7. | Участие частных медицинских организаций в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (%) | 0 | 30,0 |
8. | Снижение уровня прямых платежей населения (%) | 45,3 | 30,0 |
IV. Повышение качества и доступности медицинской помощи, поддержка здорового образа жизни, профилактика и борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями | |||
1. | Заболеваемость кишечными инфекциями (на 100 тыс. населения) | 137,7 (2017 г.) | 80,0 |
2. | Заболеваемость острым вирусным гепатитом А (на 100 тыс. населения) | 98,1 (2017 г.) | 60,0 |
3. | Заболеваемость анемией (на 100 тыс. населения) | 5439 | 4587,8 |
4. | Заболеваемость, обусловленная дефицитом йода (на 100 тыс. населения) | 184,3 | 156,6 |
5. | Доля детей в возрасте до пяти лет с задержкой роста (%) | 8,7 (2017 г.) | 7 |
6. | Доля детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом (%) | 2,6 (2017 г.) | 2,0 |
7. | Доля детей в возрасте до пяти лет с избыточным весом (%) | 4,6 (2017 г.) | < 4 |
8. | Заболеваемость наркологическими болезнями (на 100 тыс. населения) | 23,6 | 20,3 |
9. | Смертность от дорожно-транспортных травм (на 100 тыс. населения) | 7,6 (2017 г.) | 7,0 |
10. | Доля населения в возрасте 45 — 64 лет с 3 или более факторами риска по НИЗ (ежедневные курильщики, употребление менее 5 порций фруктов и овощей, недостаточная физическая активность, ИМТ≥25, повышенное кровяное давление) (%) | 44,6 (2016 г.) | 40,0 |
11. | Новые заражения ВИЧ на 100 тыс. населения, всего, по полу, возрасту | 12,4 (2017 г.) | 10,0 |
12. | Заболеваемость туберкулезом на 100 тыс. населения | 44,7 (2017 г.) | 37,0 |
13. | Заболеваемость гепатитом В на 100 тыс. человек | 0,8 (2017 г.) | 0,2 |
14. | Доля вакцин в национальном графике иммунизации, оплачиваемая государством (%) | 95,0 (2017 г.) | 100 |
15. | Охват вакциной девочек-подростков в возрасте 9 — 12 лет против ВПЧ (%) | 0 | 100 |
16. | Показатель смертности среди населения в возрасте 30 — 69 лет от сердечно-сосудистых заболеваний (%) | 40,9 | 34,5 |
17. | Показатель смертности среди населения в возрасте 30 — 69 лет от онкологических заболеваний (%) | 72,5 | 67,6 |
18. | Показатель смертности среди населения в возрасте 30 — 69 лет от сахарного диабета (%) | 73,2 | 58,5 |
19. | Показатель смертности среди населения в возрасте 30 — 69 лет от хронических респираторных заболеваний (%) | 45,4 | 20,2 |
20. | Доля населения в возрасте 40 — 64 лет с риском сердечно-сосудистых заболеваний ≥ 30% (%) | 20,0 (2014 г.) | 12,0 |
21. | Доля населения с повышенным артериальным давлением (САД ≥ 140 и / или ДАД ≥ 90), которые в настоящее время не получают лечение (%) | 22,0 (2014 г.) | 15,0 |
V. Совершенствование системы оказания медицинской помощи матерям и детям | |||
1. | Охват женщин репродуктивного возраста (15 — 49 лет) современными контрацептивными средствами (%) | 47,4 (2017 г.) | 55,0 |
2. | Показатель рождаемости среди девушек-подростков (в возрасте от 15 до 19 лет) на 1000 женщин в данной возрастной группе | 19,2 (2017 г.) | 7,0 |
3. | Коэффициент материнской смертности на 100 тыс. живорожденных | 21,0 (2017 г.) | 15 |
4. | Коэффициент неонатальной смертности на 1000 живорожденных | 7,8 (2017 г.) | 5,0 |
5. | Коэффициент младенческой смертности на 1000 живорожденных | 11,5 (2017 г.) | 7,5 |
6. | Коэффициент смертности детей до 5 лет на 1000 живорожденных | 15,4 (2017 г.) | 9,8 |
7. | Доля детского населения, охваченная иммунизацией всеми вакцинами, включенными в национальные программы (%) | >99,0 (2017 г.) | 100 |
VI. Развитие государственно-частного партнерства и медицинского туризма | |||
1. | Количество представителей частного сектора, функционирующих на основе государственно-частного партнерства (%) | 0 | 35,0 |
2. | Доля частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи (%) | 0 | 20,0 |
3. | Годовой доход от медицинского туризма (в $ ППС) | Нет данных | 0,6 млн |
4. | Количество иностранных пациентов, получивших медицинские услуги в клиниках республики | >15000 | 100 000 |
VII. Дальнейшее развитие фармацевтической отрасли | |||
1. | Доля потребления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, производимых отечественными производителями (%) | 24,0 | 35,0 |
2. | Доля отечественных производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сертифицированных по стандарту ВОЗ «Надлежащая производственная практика производства» (%) | 6,0 | 40,0 |
3. | Доля экспорта отечественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (%) | - | 10,0 |
VIII. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и «электронного здравоохранения» | |||
1. | Обеспечение медицинских, медико-социальных и фармацевтических организаций компьютерной и оргтехникой (%) | 20,0 | 100 |
2. | Наличие локальной вычислительной сети, сети интернет | 15,0 | 100 |
3. | Компьютерная грамотность медицинских и фармацевтических работников | 38,0 | 100 |
4. | Количество медицинских и фармацевтических организаций, осуществляющих электронный документооборот (%) | 10,0 | 100 |
5. | Процент государственных медицинских учреждений с полностью функциональными электронными системами регистрации пациентов | 10,0 | 100 |
IX. Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, а также развития медицинской науки | |||
1. | Процент образовательных программ, аккредитованных согласно международным стандартам | 0 | 50,0 |
2. | Процент программ додипломного высшего медицинского образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 50,0 | 90,0 |
3. | Процент программ последипломного медицинского специализированного образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов | 50,0 | 90,0 |
4. | Процент медицинских учебных заведений с программами для медицинских сестер, обновленными (прошедшими реформирование) согласно международным стандартам | 50,0 | 90,0 |
5. | Процент медицинских программ для фармацевтов, обновленных (прошедших реформирование) согласно международным стандартам | 40,0 | 80,0 |
6. | Процент внедрений достижений медицинской и фармацевтической науки в практическое здравоохранение | 45,0 | 70,0 |
7. | Развитие международного сотрудничества в сфере научных исследований (количество совместных грантов) | 4,0 | 15,0 |
8. | Процент остепененности сотрудников медицинских организаций | 35,0 | 50 |
9. | Высшие медицинские образовательные учреждения, имеющие клинику и лаборатории, участвующие в проведении научных исследований в области медицины и фармации | 72,0 | 100 |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП-5590
№ | Наименование мероприятий | Механизмы реализации | Сроки | Ответственные исполнители |
I. Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения | ||||
1. | Разработка и внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан «Об охране репродуктивного здоровья граждан», в том числе предусматривающего: основные понятия и принципы, государственные гарантии в сфере охраны репродуктивного здоровья граждан; полномочия государственных органов, деятельность медицинских организаций и специалистов в сфере охраны репродуктивного здоровья граждан; порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий; меры профилактики по охране репродуктивного здоровья граждан. | Проект Закона | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минюст (Р. Давлетов), Минфин (А. Хайдаров), (Б. Ходжаев), Национальная палата (Р. Изамов), заинтересованные министерства |
2. | Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан «О питании младенцев и детей раннего возраста», в том числе предусматривающего: правовые основы в области обеспечения безопасного и адекватного питания для младенцев и детей раннего возраста путем защиты и пропаганды грудного вскармливания; регулирование маркетинга заменителей грудного молока в соответствии с требованиями Международного кодекса о маркетинге заменителей грудного молока; обязательную информацию на маркировке товара о превосходстве грудного вскармливания; основы безопасности и соответствия продуктов питания возрастным особенностям для детей раннего возраста. | Проект Закона | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минюст (Р. Давлетов), Национальная палата (Р. Изамов), Представительство ЮНИСЕФ НАПУ (Д. Ли) |
3. | Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта правительственного решения «О гарантированных объемах бесплатной медицинской помощи, покрываемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан», в том числе предусматривающего методы и механизмы определения объемов медицинской помощи, покрываемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, структуру планирования и операционного управления бюджетными средствами. | Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан | 1 июня 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Национальная палата (Р. Изамов), Минюст (Р. Давлетов), заинтересованные министерства |
4. | Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан «Об обязательном медицинском страховании», в том числе предусматривающего правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования; определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей; источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования. | Проект Закона | 1 июля | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев) НАПУ (Д. Ли), Национальная палата (Р. Изамов), Минюст (Р. Давлетов), заинтересованные министерства |
5. | Разработка проекта Этического кодекса медицинских работников, разграничивающего отношения между медицинским работником и пациентом, медицинским работником и родственниками пациента. | Ведомственный акт | 1 августа 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Ассоциация врачей частной практики (А. Воисов) |
6. | Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан «О медицинской деятельности и обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников», в том числе предусматривающего права, обязанности и ответственность медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также граждан при получении ими медицинских услуг; обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников за причинение ущерба здоровью гражданина, а также возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей. | Проект Закона | 1 сентября 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Минюст (Р. Давлетов), Минфин (А. Хайдаров), НАПУ (Д. Ли) |
7. | Разработка проекта Кодекса здравоохранения Республики Узбекистан, в том числе предусматривающего: объединение норм действующих законов в сфере здравоохранения; основные термины и определения в сфере здравоохранения; систему здравоохранения и организации медицинской помощи; регламентацию медицинской и фармацевтической деятельности, определение видов и объемов оказываемых услуг; государственное регулирование, управление, контроль и надзор, а также межведомственное взаимодействие в сфере здравоохранения; финансирование системы здравоохранения; организацию санитарно-эпидемиологического надзора; регламентацию образовательной и научной деятельности в сфере здравоохранения; права и обязанности сторон правоотношений в сфере здравоохранения; правовое регулирование отдельных видов медицинской и фармацевтической деятельности и др. | Проект Закона | 1 июля 2020 года | Кабинет Министров (А. Абдухакимов), Институт проблем и парламентских (Р. Хакимов (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Минюст (Р. Давлетов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики |
8. | Разработка и внесение проекта постановления Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан». | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 15 февраля 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), НАПУ (Д. Ли), Минэкономики (Б. Ходжаев), заинтересованные министерства |
II. Совершенствование системы организации и управления здравоохранением | ||||
9. | Усиление потенциала работников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в вопросах стратегического планирования и управления, в том числе путем: разработки программ обучения управленческих кадров системы здравоохранения основам современного менеджмента и корпоративного управления, стратегическому планированию, финансовому управлению, сервис-ориентированным подходам, заключению договоров на выполнение государственного заказа и управлению качеством медицинских услуг; формирования резерва руководящих кадров и ведения их базы данных в разрезе регионов и подразделений. | Совместный приказ | 1 февраля | Минздрав (А. Шадманов), НАПУ (Д. Ли) |
10. | Разработка номенклатуры медицинских организаций по уровням и видам оказания медицинской помощи, а также их табелей оснащения и кадрового обеспечения, нормативов по объектам медицинской инфраструктуры на душу населения с учетом его плотности и развития транспортной инфраструктуры. Расширение объема оказываемой медицинской помощи в городских семейных поликлиниках путем организации деятельности узких специальностей согласно имеющимся потребностям. | Проекты нормативных документов | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
11. | Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан по утверждению комплекса мер, в том числе предусматривающего: внедрение единых механизмов и стандартов определения потребности медицинских учреждений в оборудовании, расходных материалах и запасных частях; создание информационной системы учета медицинского оборудования и техники; образование региональных служб технического обслуживания и метрологической поверки медицинского оборудования и техники на условиях государственно-частного партнерства; улучшение технического состояния медицинского оборудования. | Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан | 1 августа | Минздрав (А. Шадманов), Агентство «Узстандарт» (Д. Саттаров), Минфин (А. Хайдаров), НАПУ (Д. Ли) |
12. | Оптимизация сети учреждений первичного звена здравоохранения с переориентацией их деятельности преимущественно на работу по профилактике и раннему выявлению заболеваний, внедрение системы «стационаров на дому», обеспеченных специально оснащенными мобильными патронажными бригадами. Организация системы здравоохранения регионов на основе «кластерного» подхода, предусматривающего объединение в группу разноуровневых медицинских организаций, взаимодополняющих и взаимоусиливающих друг друга. | Организационно-практические меры, при необходимости, проект нормативно-правового акта | В течение 2019 — 2021 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Минфин (А. Хайдаров), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
13. | Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающего утверждение положения о порядке строительства, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений в системе здравоохранения с установлением единых требований по строительству объектов здравоохранения. | Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан | 1 июня 2019 года | Минстрой (А. Тухтаев), Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), министерства |
14. | Внедрение с учетом передового зарубежного опыта механизмов аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, а также организаций, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. системы индивидуального лицензирования деятельности врачей и провизоров. | Проекты нормативно-правовых актов | 1 ноября 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), НАПУ (Д. Ли), Минюст (Р. Давлетов) |
III. Совершенствование системы финансирования здравоохранения | ||||
15. | Разработка проекта постановления Президента Республики Узбекистан по внедрению механизмов обязательного медицинского страхования в Республике Узбекистан, в том числе предусматривающего: формирование нормативно-правовой базы по поэтапному внедрению обязательного медицинского страхования; создание государственного органа (фонда) по аккумулированию средств и финансированию программ бесплатной медицинской помощи; мероприятия по выравниванию региональной бюджетной обеспеченности за счет внедрения единых подушевых нормативов финансирования и оплаты за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам; внедрения с 2021 года ограниченных программ обязательного медицинского страхования для целевых контингентов пациентов и целевых видов медицинской помощи; участие частных медицинских организаций в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования; поэтапный переход к обязательному медицинскому страхованию населения. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 июля | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Госкомконкурении (Н. Шарипов) |
16. | Внедрение механизмов и порядка заключения контрактов (договора) с учреждениями первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, предусматривающих: методологию системы финансирования на основе подушевого норматива с учетом региональных особенностей, плотности населения, типа учреждения; механизмы оплаты медицинских услуг за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам; методологию определения клинико-затратных групп для различных видов специализированной медицинской помощи; проекты типовых контрактов (договоров); механизмы контроля и повышения качества с использованием современных принципов управления. | Проект нормативно-правового акта | 1 января 2020 года | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), НАПУ (Д. Ли) |
17. | Внедрение порядка закупа медицинских услуг для учреждений первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, предусматривающего: приобретение медицинских услуг в учреждениях одной области республики; внедрение механизмов закупа медицинских услуг в масштабах всей страны. | Организационно-практические меры | 1 января 2020 года 1 января 2021 года | НАПУ (Д. Ли), Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев) |
IV. Повышение качества и доступности медицинской помощи, поддержка здорового образа жизни, профилактика и борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями | ||||
18. | Разработка проекта постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения», в том числе предусматривающего: утверждение Концепции по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019 — 2022 годы, а также программы мер по ее реализации; создание при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан государственного учреждения, ответственного за реализацию мер по поддержке здорового образа жизни. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 февраля | Минздрав (А. Шадманов), Минспорта (Д. Набиев), МДО (А. Шин), МНО (Ш. Шерматов), Минвуз (И. Маджидов), Национальная палата (Р. Изамов), заинтересованные министерства |
19. | Создание единого реестра медицинских услуг в сфере здравоохранения, предусматривающего описание технологии оказания услуги, необходимые кадровые ресурсы, лекарственные средства и расходные материалы. | Проект приказа министра здравоохранения Республики Узбекистан | 1 мая | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
20. | Разработка проекта постановления Президента Республики Узбекистан «Об утверждении государственной программы по совершенствованию диагностики, лечения и профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний», в том числе предусматривающего: обеспечение эффективной координацию и взаимодействия медицинских учреждений инфекционной службы, создание каналов обратной связи с ними; определение перспективных направлений, координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам инфекционных заболеваний, эпидемиологии, вирусологии, микробиологии, внедрение в деятельность учреждений инфекционной службы инновационных технологий; материально-техническое оснащение научно-исследовательских институтов, центров, занимающихся проблемами инфекционной службы, инфекционных стационаров, отделений и кабинетов инфекционных заболеваний. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 апреля | Минздрав (А. Шадманов), (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Мининновации (И. Абдурахмонов), заинтересованные министерства |
21. | Создание современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста, повышение качества и доступности геронтологической помощи, развитие гериатрии. | Проект приказа министра здравоохранения Республики Узбекистан | 1 октября | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
22. | Разработка и внедрение национальных клинических стандартов (протоколов, руководств, рекомендаций) по основным и наиболее часто встречающимся заболеваниям и состояниям, основанных на доказательной медицине и гармонизированных с международными стандартами. | Проекты нормативных документов | В течение 2019 — 2021 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
23. | Обеспечение доступности высококачественных медицинских услуг на местах путем создания крупных многопрофильных лечебных учреждений и расширения клинической базы высших медицинских образовательных учреждений, в том числе путем оптимизации малоэффективных государственных медицинских организаций. | Организационно-практические меры | В течение 2019 — 2021 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Госкоминвестиций (С. Бекенов), Минфин (А. Хайдаров) |
24. | Внедрение в практическое здравоохранение малоинвазивных высокотехнологичных хирургических вмешательств в соответствии с международными стандартами (радиохирургия, робот-хирургия, шунтирование, фотодинамическая терапия и др.). | Организационно-практические меры | В течение 2019 — 2021 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Госкоминвестиций (С. Бекенов), заинтересованные министерства |
V. Совершенствование системы оказания медицинской помощи матерям и детям | ||||
25. | Расширение и повышение качества медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям, в том числе путем организации: Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра детской хирургии на базе 2-городской детской больницы г. Ташкента посредством оптимизации соответствующих функций и единиц в организационно-штатной структуре Министерства здравоохранения Республики Узбекистан; отделений женской консультации с пренатальной диагностикой (скрининг матери) и детских отделений в центральных районных (городских) многопрофильных поликлиниках; круглосуточной неотложной медицинской помощи детям в соответствующих медицинских учреждениях; отделений детской анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в районных (городских) медицинских объединениях; детских межрайонных и районных отделений (коек) по приоритетным направлениям в отдаленных районах. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров) |
26. | Реализация программ диагностики, лечения и реабилитации детей с наследственными, генетическими и первичными иммуннодефицитными (орфанными) заболеваниями, а также ранней помощи детям с отставанием или угрозой отставания физического и психосоциального развития. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 июля | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров) |
27. | Обеспечение доступности матерей, новорожденных и детей к эффективной перинатальной, неонатальной и педиатрической помощи в районах путем: дооснащения региональных перинатальных центров и родовспомогательных учреждений 2-3 уровня согласно табелям оснащений; создания республиканских, областных и межрайонных реанимационно-консультативных, акушер-гинекологических, неонатальных и педиатрических бригад экстренной помощи с целью регионализации перинатальной помощи. | Организационно-практические меры | В течение 2019-2020 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Совет Министров НАПУ (Д.Ли) |
28. | Присоединение Республики Узбекистан к Европейской сети взаимодействия «Обследование поведения детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) и Европейской сети эпидемиологического надзора за детским ожирением (COSI). Реализация программы ВОЗ «Школы, содействующие здоровью». | Организационно-практические меры | 1 мая | Минздрав (А. Шадманов), (Р. Давлетов), Представительство ВОЗ в Узбекистане (по согласованию) |
29. | Дальнейшая реализация программ по профилактике микронутриентной недостаточности среди матерей и детей, запуск программы домашней фортификации продуктов питания для детей раннего возраста. | Организационно-практические меры | В течение 2019 — 2021 гг. | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Представительство ЮНИСЕФ (по согласованию) |
30. | Расширение системы специализированной высокотехнологичной медицинской помощи детям в регионах республики путем: открытия отделений (коек) детской нейрохирургии во всех областных детских многопрофильных медицинских центрах; реорганизации крупных городских детских больниц в городские многопрофильные детские больницы. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Совет министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
31. | Организация специализированных отделений малоинвазивной эндовизуальной (лапороскопической) гинекологии во всех региональных перинатальных центрах, в том числе путем: закупа необходимого медицинского оборудования для оснащения данных отделений; повышение квалификации медицинского и технического персонала; разработку и внедрение обязательных клинических протоколов в использовании эндоскопического оборудования. | Проект приказа министра здравоохранения Республики Узбекистан | 1 августа 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров) |
32. | Повышение качества лабораторной службы в системе специализированной медицинской помощи детям путем организации в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре педиатрии Национальной референс-лаборатории с использованием цифровых, сетевых и информационных технологий. | Организационно-практические меры | 1 сентября | НАПУ (Д. Ли), Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Мининфоком (Ш. Садиков), Госкоминвестиций (С. Бекенов) |
33. | Расширение доступа к реабилитации и оздоровлению детей путем организации территориальных детских реабилитационных центров для детей с хроническими заболеваниями и инвалидностью. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
34. | Повышение качества медицинской помощи новорожденным с низкой массой тела при рождении путем внедрения современных, признанных на международном уровне методик выхаживания, стандартов, клинических протоколов диагностики и лечения. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
35. | Внедрение рекомендаций ВОЗ «Конфиденциальный анализ материнской смертности», «Анализ критических состояний» и перинатальный аудит во всех учреждениях родовспоможения Республики Узбекистан с обучением организаторов, акушер-гинекологов и анестезиологов. Проведение аудита каждой материнской смертности, на основании его результатов ежегодная разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности и повышение качества медицинской помощи. | Организационно-практические меры | Регулярно | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов) |
VI. Развитие государственно-частного партнерства и медицинского туризма | ||||
36. | Создание в крупных государственных медицинских учреждениях специальных структурных подразделений, оказывающих услуги медицинского туризма, в том числе занимающихся вопросами приема и размещения прибывающих на лечение иностранных граждан и сопровождающих их лиц. | Проект приказа министра здравоохранения Республики Узбекистан | 15 февраля | Минздрав (А. Шадманов) |
37. | Разработка проекта постановления Президента Республики Узбекистан, в том числе предусматривающего: формы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения; виды соглашений (договоров) о государственно-частном партнерстве; утверждение положения о государственно-частном партнерстве и порядке передачи субъектам предпринимательства видов услуг государственных медицинских организаций на основе государственно-частного партнерства. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Госкомконкуренции (Н. Шарипов), заинтересованные министерства |
38. | Реализация практических мер по внедрению государственно-частного партнерства и аутсорсинга в сфере предоставления отдельных видов профилактических, лечебно-диагностических, лабораторных, сервисных услуг. Передача неключевых, дополнительных и вспомогательных функций государственных медицинских организаций (приготовление пищи, стирка белья, уборка, техническое обслуживание, информационно-коммуникационное обеспечение и др.) частному сектору. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
39. | Определение перечня государственных медицинских организаций для аккредитации в JCI (Joint Comission International) и (или) других авторитетных международных организациях (TAS, ACHSI, CCHSA и др.), а также утверждение комплекса организационно-практических мер по ее осуществлению. | Проект приказа министра здравоохранения Республики Узбекистан | 1 февраля | Минздрав (А. Шадманов), МИД (А. Камилов) |
40. | Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта правительственного решения «Об утверждении Программы мер �о развитию медицинского туризма в Республике Узбекистан». | Проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан | 1 апреля | Минздрав (А. Шадманов), Госкомтуризм (А. Аккулов), Госкоминвестиций (С. Бекенов) |
41. | Обеспечение участия медицинских организаций Узбекистана в крупных международных мероприятиях в области развития медицинского туризма. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Госкомтуризм (А. Аккулов) |
42. | Проведение широких PR-компаний по раскрытию потенциала отечественных лечебно-профилактических учреждений и оказанию ими медицинских услуг в интеграции с туристскими услугами. | Организационно-практические меры | Регулярно | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Госкомтуризм (А. Аккулов), МИД (А. Камилов) |
43. | Разработка специальных медицинских турпакетов, включающих полное сопровождение туристов с момента прибытия до получения лечения и отбытия, в том числе: содействие в оформлении виз и регистрационных документов; встречу и размещение в гостиницах и иных средствах размещения; организацию диагностики и лечения в медицинских и санаторно-оздоровительных учреждениях; участие в культурно-просветительских мероприятиях; помощь в организации выезда в страну проживания. | Утверждение совместной дорожной карты | 1 мая | Минздрав (А. Шадманов), Госкомтуризм (А. Аккулов), Республиканские специализированные научно-практические медицинские центры, МВД (П. Бобожонов), МИД (А. Камилов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
VII. Дальнейшее развитие фармацевтической отрасли | ||||
44. | Формирование регистров пациентов, требующих проведения дорогостоящей лекарственной терапии. | Организационно-практические меры | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Фармагентство (А. Абдуллаев) |
45. | Разработка и утверждение единой методики исчисления стоимости проведения клинических исследований фармакологических и лекарственных средств. | Проект совместного | 1 мая | Минздрав (А. Шадманов), Минфин (А. Хайдаров) |
46. | Совершенствование мер по предотвращению незаконной продажи лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, в том числе путем: запрещения хранения данных лекарственных средств на витринах и других местах аптеки, доступных для всеобщего обозрения; возложения на рабочий орган по лицензированию розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения функции по контролю за соблюдением порядка розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. | Проект нормативно-правового акта | 1 апреля | Фармагентство (А. Абдуллаев), Департамент (Д. Рахимов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
47. | Изучение вопроса и внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о целесообразности внедрения опыта Китайской народной Республики в Узбекистане по: установлению порядка прямой закупки аптеками лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения у производителей; открытию государственных аптек в государственных лечебно-профилактических учреждениях; установлению ответственности за реализацию лекарственных средств без рецепта врача. | Аналитическая записка | 1 марта 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Фармагентство (А. Абдуллаев), Департамент (Д. Рахимов) |
VIII. Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, развития медицинской науки | ||||
48. | Разработка и внесение проекта постановления Президента Республики Узбекистан по развитию системы медицинского образования и медицинской науки, в том числе предусматривающего оптимизацию структуры и направлений образовательных учреждений, внедрение интеграции и преемственности «образование-наука-практика», установление новых направлений высшего и среднего медицинского образования, создание анатомических моргов и учебно-биологических лабораторий, открытие международных факультетов и филиалов ведущих зарубежных медицинских высших образовательных учреждений. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 февраля 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Минюст (Р. Давлетов) |
49. | Совершенствование образовательных стандартов и учебных программ высшего и послевузовского образования, в том числе путем внедрения кредитно-модульной системы обучения и увеличения практической составляющей в них. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), НАПУ (Д. Ли), Мининновации (И. Абдурахмонов), Национальная палата (Р. Изамов) |
50. | Широкое сотрудничество с зарубежными медицинскими образовательными учреждениями, открытие их факультетов и филиалов, а также внедрение системы двойного дипломирования. Проведение переговоров с ведущими зарубежными медицинскими вузами по открытию их филиалов и (или) факультетов в Узбекистане, в том числе с выездом на места. Внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан аналитической записки с конкретными предложениями по реализации достигнутых договоренностей. | Организационно-практические меры Аналитическая записка | Январь — март 1 апреля | Минздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), МИД (А. Камилов), НАПУ (Д. Ли), Мининновации (И. Абдурахмонов), Национальная палата (Р. Изамов) |
51. | Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обеспечивающей непрерывность образования путем внедрения: бальной (накопительной) системы обучения; проблемно-ориентированных модульных учебных программ; программ дистанционного обучения; интерактивного портала по организации непрерывного медицинского и фармацевтического образования. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Минздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), Мининновации (И. Абдурахмонов), Национальная палата (Р. Изамов), Академия наук (Б.С. Юлдашева) |
52. | Повышение эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, в том числе по стандарту GCP (Good clinical practice). | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), Мининноваций (И. Абдурахмонов), Академия наук (Б. Юлдашева) |
53. | Повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических специалистов путем развития клиник, учебных и учебно-производственных баз, учебно-производственных и центральных научно-исследовательских лабораторий, направленного на интеграцию образования, науки и практики в соответствии с международными требованиями. Разработка и утверждение положения о клиниках, учебных и учебно-производственных базах медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), Мининновации (И. Абдурахмонов), Национальная палата (Р. Изамов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
54. | Совершенствование деятельности Ташкентского государственного стоматологического института, в том числе путем открытия направления бакалавриата «лечебное дело». | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1апреля | Миздрав (А. Шадманов), Минвуз (И. Маджидов), Минэкономики (Б. Ходжаев) |
55. | Создание многофункционального учебно-методического центра медицинской симуляции и сети симуляционных центров для развития практических навыков медицинских кадров при их подготовке, переподготовке и повышении квалификации, в том числе с привлечением частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства, предоставляющих возможности обучения врачей в среде дополненной и виртуальной реальности, на медицинских тренажерах и манекенах. | Организационно-практические меры | 1 августа | Минздрав (А. Шадманов), Национальная палата (Р. Изамов), Госкоминвестиций (С. Бекенов) |
IX. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и «электронного здравоохранения» | ||||
56. | Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта постановления Президента Республики Узбекистан по внедрению «электронного здравоохранения», единой медицинской базы данных в Республике Узбекистан и созданию комплекса интегрированных информационных систем, обеспечивающих возможность: а)для населения: получения информации о медицинских организациях и оказываемых медицинских услугах; получения информации о квалификации врачей, стаже работы, времени приема, а также организации «электронной очереди», включая возможность дистанционного ее резервирования; оценки качества оказываемых услуг, в том числе деятельности медицинского персонала; доступа к системе через мобильные приложения; б)для медицинских организаций и органов управления здравоохранением: переход учреждения к инновационному социально-ориентированному типу развития; реализации системы стандартизации в области здравоохранения; оптимизации рабочего процесса путем внедрения электронного документооборота (заполнение медицинских карт и историй болезней, выдача «электронных рецептов»); учета и мониторинга медицинского персонала, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, расходных материалов; осуществление и мониторинг финансовых операций по программам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, оценку будущих расходов медицинских организаций, а также анализ возможных рисков; ведение медицинской статистики, учета и отчетности, а также поддержка системы национальных счетов здравоохранения; интеграции с информационными системами других медицинских организаций и обмен информацией. | Проект постановления Президента Республики Узбекистан | 1 мая 2019 года | Минздрав (А. Шадманов), Мининфоком (Ш. Садиков), Мининноваций (И. Абдурахмонов), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев) |
57. | Обеспечение государственных медицинских организаций и органов управления здравоохранением широкополосным доступом к сети Интернет (не менее 10 Мб/с, с учетом ежегодного увеличения скорости по согласованию сторон): республиканского и областного уровня — до 1 марта 2019 года; районного уровня — до конца 2019 года; всех государственных медицинских организаций — до конца 2021 года. | Комплекс организационных мер | В течение | Мининфоком (Ш. Садиков), Госкоминвестиций (С. Бекенов), Минфин (А. Хайдаров), (А. Шадманов) |
58. | Развитие телемедицины в учреждениях здравоохранения для обмена информацией между медицинскими организациями и проведения дистанционных медицинских и образовательных услуг (консультаций, консилиумов, операций, мастер классов и т.д.). Создание единой сети видеоконференцсвязи для оперативного соединения центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан с региональными органами управления здравоохранения. | Организационно-практические меры | В течение | Минздрав (А. Шадманов), Мининфоком (Ш. Садиков), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП-5590
№ | Наименование региона | Наименование района |
1. | Республика Каракалпакстан | Берунийский район |
2. | Андижанская область | Алтынкульский район |
3. | Бухарская область | Вабкентский район |
4. | Джизакская область | Пахтакорский район |
5. | Кашкадарьинская область | Китабский район |
6. | Навоийская область | Кызылтепинский район |
7. | Наманганская область | Янгикурганский район |
8. | Самаркандская область | Иштыханский район |
9. | Сурхандарьинская область | Джаркурганский район |
10. | Сырдарьинская область | Акалтынский район |
11. | Ташкентская область | Кибрайский район |
12. | Ферганская область | Бешарыкский район Алтыарыкский район Куштепинский район |
13. | Хорезмская область | Янгиарыкский район |
14. | г. Ташкент | Мирабадский район |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП-5590
1. | Абдухакимов А.А. | — | заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель Рабочей комиссии |
2. | Шадманов А.К. | — | министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель руководителя Рабочей комиссии |
3. | Исмаилов С.И. | — | ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан |
4. | Саидбеков Б.Р. | — | ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан |
5. | Юсупалиев Б.К. | — | первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан |
6. | Хайдаров А.Я. | — | первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан |
7. | Мирзаев М.М. | — | первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан |
8. | Умаров О.М. | — | первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан |
9. | Хажиев И.С. | — | председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
10. | Хакимов Р.Р. | — | председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
11. | Бурханов А.Э. | — | депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
12. | Мухторов Н.И. | — | депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан |
13. | Бекенов С.Х. | — | первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям |
14. | Мансуров Ю.Н. | — | заместитель министра инновационного развития Республики Узбекистан |
15. | Аккулов А.У. | — | временно исполняющий обязанности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма |
16. | Изамов Р.Ш. | — | председатель Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан |
17. | Ризаев К.С. | — | заведующий Информационно-аналитическим департаментом Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма |
18. | Мадрахимов У.М. | — | начальник управления Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан |
19. | Даминов Т.А. | — | академик Академии наук Республики Узбекистан, профессор Ташкентской медицинской академии |
20. | Дурманов Б.Д. | — | начальник отдела Ташкентского института усовершенствование врачей |
21. | Мирзалиева К.К. | — | директор ООО «AKFA MEDLINE» (по согласованию) |
22. | Рахимкулов Ф.А. | — | начальник Управления лицензирования медицинской деятельности негосударственных организаций Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, секретарь Рабочей комиссии |