За прошедший период в целях урегулирования трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) в республике осуществлена значительная работа по упорядочению системы организации и механизмов выезда и въезда в страну, а также развитию деятельности органов по труду.
Вместе с тем, не предприняты должные меры, направленные на дифференцированную иммиграционную политику, основанную на селективном подходе к притоку иностранных мигрантов. При этом исследования специалистов показывают, что снятие барьеров в привлечении квалифицированных зарубежных менеджеров приводит к намного большему увеличению валового внутреннего продукта, чем его увеличение от притока иностранных инвестиций.
В этой связи результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии ряда системных проблем и недостатков, сдерживающих поток квалифицированных трудовых ресурсов в страну. В частности:
во-первых, отсутствие конкретного правового разграничения иностранных кадров по категориям их квалификации, а также нерегламентированность особенностей каждой квалификации не позволяет максимально эффективно реализовывать меры по привлечению узкопрофильных иностранных специалистов;
во-вторых, наличие двухэтапной процедуры к допуску для осуществления трудовой деятельности в Республике Узбекистан иностранными гражданами остается серьезным бюрократическим барьером, не отвечающим требованиям современных реалий;
в-третьих, отсутствие комплексно регламентированных задач Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в сфере привлечения иностранной рабочей силы в страну не позволяет обеспечить всестороннее и эффективное содействие в развитии данной сферы;
в-четвертых, отсутствие действенных механизмов стимулирования квалифицированных иностранных граждан, а также неналаженность практики применения преференциального режима в отношении наиболее востребованных специалистов не способствуют повышению их интереса в осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.
В целях создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности квалифицированными иностранными специалистами, повышения инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан и поднятия ее на совершенно новый уровень, а также стимулирования привлечения конкурентоспособных кадровых ресурсов:
1. Возложить на Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:
организацию тесного международного сотрудничества в сфере привлечения квалифицированных иностранных специалистов;
оказание всестороннего содействия квалифицированным иностранным специалистам в реализации их права на трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан;
проведение систематического анализа и мониторинга осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Республики Узбекистан;
изучение проблем в сфере трудовой миграции, выявление пробелов и недостатков с выработкой конкретных предложений по совершенствованию данной сферы.
отменяется требование о необходимости получения (продления) разрешений на привлечение в Республику Узбекистан иностранной рабочей силы в части высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов, с сохранением для них единой процедуры по получению (выдаче) подтверждений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан (далее — подтверждения);
См. предыдущую редакцию.
за оформление и выдачу (продление) подтверждений для высококвалифицированных иностранных специалистов взимается плата в размере 1 базовой расчетной величины, для квалифицированных иностранных специалистов — двукратной базовой расчетной величины;
(абзац третий пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
срок действия выданных подтверждений для высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов составляет по желанию заявителя до 3 лет со дня их выдачи, с возможностью неограниченного количества продлений, но не более чем на 3 года в каждом случае.
окончившие высшие образовательные учреждения, занимающие первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно-признанных организаций, перечень которых утверждается совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 60 тыс. долларов США в год;
условия привлечения к трудовой деятельности в Республике Узбекистан которых предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере не менее суммы эквивалентной 30 тыс. долларов США в год;
в) высококвалифицированные и квалифицированные специалисты имеют право работать по совместительству на территории Республики Узбекистан без получения подтверждения для работы по совместительству;
г) многократная рабочая виза высококвалифицированным и квалифицированным специалистам выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не свыше 3 лет;
д) продление срока действия выданных высококвалифицированным и квалифицированным специалистам рабочих виз осуществляется без необходимости их выезда с территории Республики Узбекистан на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на 3 года в каждом случае;
е) на срок действия трудового или гражданско-правового договора высококвалифицированным специалистам и членам их семей по желанию оформляется вид на жительство;
ж) после досрочного расторжения договора с работодателем высококвалифицированные и квалифицированные специалисты вправе искать нового работодателя в течение 30 рабочих дней, в период которых действие ранее выданных им подтверждений, виз и видов на жительство сохраняется.
См. предыдущую редакцию.
4. Строго предупредить должностных лиц и ответственных сотрудников органов внутренних дел, органов по труду, консульских учреждений и дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом, иных государственных органов и организаций о беспрекословном соблюдении требований, предусмотренных пунктами 2-3 настоящего постановления, а также о недопустимости нарушения сроков выдачи (продления) виз, оформления видов на жительство, регистрации по месту постоянного проживания или по месту временного пребывания иностранных граждан.
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 января 2021 года № УП-6146 — Национальная база данных законодательства, 27.01.2021 г., № 06/21/6146/0065)
См. предыдущую редакцию.
а) с 1 декабря 2018 года иностранные граждане, инвестировавшие в Республику Узбекистан в размере не менее 8 500-кратной базовой расчетной величины, установленного в Республике Узбекистан на момент внесения инвестиций, в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, имеют право осуществлять трудовую деятельность на любой должности в данной организации без прохождения каких-либо разрешительных процедур;
(подпункт «а» пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 5 утратит силу с 1 января 2023 года Указом Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года № УП-101 — Национальная база данных законодательства, 09.04.2022 г., № 06/22/101/0288)
6. Определить, что нострификация (установление эквивалентности) документов об образовании выпускников, получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, занимающих первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно-признанных организаций, перечень которых ежегодно утверждается совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, осуществляется напрямую (без специальных испытаний).
7. Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел и Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан», предусматривающий в том числе:
определение понятия и правового статуса иностранных граждан, высококвалифицированных и квалифицированных специалистов;
прозрачный и открытый порядок прохождения иностранными гражданами административных и гражданско-правовых процедур, а также взаимодействия с государственными органами и иными организациями в сфере трудовых отношений;
создание эффективного механизма защиты прав и законных интересов иностранных граждан на территории Республики Узбекистан.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в трехмесячный срок разработать и ввести в действие специальный информационный портал, функционирующий на нескольких международных языках (английский, немецкий, арабский, китайский, русский и др.), предусматривающий детальную информацию о процедурах въезда и выезда из Республики Узбекистан, порядке получения визы, вида на жительство, постановки на учет, прописки, механизме налогообложения и особенностях трудовых отношений, льготах и преференциях для иностранных граждан, а также содержащий рекомендации по поиску работы и жилья.
Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан организовать постоянное техническое сопровождение и информационное обеспечение специального портала.
постоянному техническому сопровождению и информационному обеспечению специального портала — средства Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан.
9. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и средствам массовой информации, включая электронным, при консультативном содействии Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и других причастных министерств и ведомств организовать широкое освещение проводимых в стране реформ в сфере эффективной организации трудоустройства иностранных лиц, а также разъяснение сути и содержания осуществляемых мер и принимаемых нормативно-правовых актов в данном направлении.
10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект постановления по утверждению обновленного Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан;
11. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.