В результате последовательной реализации мероприятий по реформированию системы здравоохранения в республике сформирована законодательная база, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения. Создана целостная организационная структура оказания медико-профилактической помощи населению, охватывающая все уровни — от сельских врачебных пунктов до республиканских специализированных медицинских центров.
В результате осуществляемых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в республике не зарегистрированы случаи завоза особо опасных инфекций, полиомиелита, дифтерии, краснухи, столбняка новорожденных. Охват плановой вакцинацией детей составил 98,3 процента.
Вместе с тем, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и Государственной санитарно-эпидемиологической службой, а также их территориальными подразделениями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента не обеспечивается в полном объеме реализация требований законов Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» и «О государственном санитарном надзоре».
Не отвечают возросшим современным требованиям реализуемые меры по совершенствованию методов руководства, координации, контроля за деятельностью санитарно-эпидемиологической службы, состоянием её материально-технической базы и укреплением кадрового потенциала, а также обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Анализ материально-технической базы центров санитарно-эпидемиологического надзора показал, что оснащенность специальных лабораторий современным оборудованием составляет 60 — 70 процентов.
В системе подбора руководящих кадров санитарно-эпидемиологической службы имеют место серьезные недостатки и упущения, в первую очередь связанные с недостаточной их квалификацией и несоответствием предъявляемым требованиям. Укомлектованность санитарно-эпидемиологической службы врачебными кадрами составляет 84,4 процента. От общего количества врачей 45 процентов не имеют квалификационную категорию, в том числе среди руководящих работников данный показатель составляет 30 процентов. Не искоренены такие негативные явления, как злоупотребление должностным положением и халатное отношение к своим профессиональным обязанностям.
В целях дальнейшего углубления реформирования системы здравоохранения, повышения эффективности деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внедрения передовых форм и методов управления, обеспечения подбора и укомплектования высококвалифицированными кадрами, обладающими высокими профессиональными и морально-нравственными качествами, владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями, отвечающими современным требованиям, Кабинет Министров постановляет:
работодатели заключают трудовой договор с главными врачами центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, районов и городов сроком не более чем на 5 лет;
главные врачи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, районов и городов подлежат аттестации с периодичностью один раз в три года;
по истечении пятилетнего срока успешной работы в занимаемой должности главные врачи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, районов и городов подлежат переводу на новое место работы на должности, не ниже занимаемой. При наличии серьёзных недостатков в работе этот условный срок может быть значительно сокращен;
руководящие и управленческие кадры системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы при переводе их на новое место работы обеспечиваются служебным жилым помещением или выплатой компенсации за его наем в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
В пункт 1 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
2. Считать важнейшими направлениями деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
осуществление мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния и радиационной обстановки в республике с последующей реализацией комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и организационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, устранение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, почвы, источников водоснабжения, пищевых продуктов;
повышение эффективности и надежности системы защиты населения от вирусных и инфекционных заболеваний за счет реализации превентивных мер, направленных, прежде всего, на профилактику и нейтрализацию источников заражения и предупреждение распространения особо опасных инфекционных заболеваний;
обеспечение контроля за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, систем водоснабжения, канализации, очистки сточных вод, гидротехнических сооружений и других объектов, производстве и применении новых видов сырья, продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующего излучения, химических веществ, биологических средств, медицинских и иммуно-биологических препаратов;
обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического надзора за содержанием населенных пунктов и территорий, накоплением, хранением, транспортировкой и утилизацией промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых отходов, в том числе радиоактивных и токсических веществ;
осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации аварийных ситуаций, выявлении инфекционных и паразитарных заболеваний с привлечением соответствующих подразделений заинтересованных министерств и ведомств;
организацию проведения широкой разъяснительной работы среди населения по повышению медицинской культуры в семье, соблюдению санитарных норм и правил, а также обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 февраля 2019 года № 161 — Национальная база данных законодательства, 23.02.2019 г., № 09/19/161/2600)
4. Возложить на Министра здравоохранения, Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента персональную ответственность за подбор кандидатур, рекомендуемых на должности руководящих и управленческих кадров системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, способных обеспечить эффективное исполнение возложенных на них задач и обязанностей.
Комментарий LexUz
В пункт 4 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
5. Министерству здравоохранения, Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
дальнейшему совершенствованию структуры управления Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан;
подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров и специалистов системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, при этом особо обратив внимание на пересмотр и обновление учебных планов и программ;
дальнейшему укреплению и модернизации материально-технической базы учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
6. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
с учетом требований настоящего постановления обеспечить доработку и представление в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
пересмотреть действующее Положение о порядке использования средств, поступающих от штрафных санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 8 апреля 1998 г. № 147, предусмотрев при этом обеспечение руководящих и управленческих кадров системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы служебным жилым помещением или выплатой компенсации за его наем при переводе их на новое место работы по решению Республиканской комиссии;
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение утратило силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 февраля 2019 года № 161 — Национальная база данных законодательства, 23.02.2019 г., № 09/19/161/2600)