Положение
О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ, СОГЛАШЕНИЙ), ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В МИНИСТЕРСТВЕ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
[Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан от 2 декабря 2000 г. Регистрационный № 988]
 Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратило силу в соответствии с постановлением Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, Министерства финансов Республики Узбекистан, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 30 июня 2006 г. №№ НН-01/01-3771, 62, 03-02/19-10 «Об утверждении Положения о порядке регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов (договоров, соглашений), заключаемых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан, в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан» (рег. № 1588 от 03.07.2006 г.).
Настоящий Порядок разработан в целях дальнейшей либерализации внешнеторгового режима республики в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 18 февраля 1998 года № УП-1930 «О дополнительных мерах по упорядочению импортных операций», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 февраля 1998 года № 80 «О мерах тарифного регулирования импорта», Указа Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг), постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 1998 года № 137 «О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 декабря 1997 г. № 534 «О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов и предотгрузочной инспекции импортируемых товаров» и других нормативно-правовых актов, регламентирующих ВЭД Республики Узбекистан, и определяет механизм регистрации в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан контрактов (договоров, соглашений) по экспортно-импортным операциям (далее — контракты), заключаемых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан.
I. Контракты, подлежащие регистрации в МВЭС Республики Узбекистан
В МВЭС Республики Узбекистан регистрируются:
контракты на экспорт товаров, указанных в приложении № 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 1998 года № 137;
контракты на экспорт товаров (услуг), заключенных на основании решений правительства, межправительственных соглашений;
контракты по импортным операциям, финансирование которых осуществляется:
а) посредством конвертации национальной валюты в иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
б) по кредитным линиям, предоставляемым международными и иностранными финансовыми институтами под гарантии Правительства Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
(абзацы седьмой, восьмой и девятый раздела I исключены постановлением Министерства внешних экономических связей, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 20 июня 2002 года № ЭГ-01/12-2548, № 68, № 02/19-16 (рег.№ 988-1 от 20.06.2002 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2002 г., № 11-12)
II. Документы, представляемые для регистрации контрактов
Регистрация экспортных контрактов осуществляется по представлении в МВЭС следующих документов:
1. Заявление.
2. Оригинал контракта и его копия.
3. Конкурентный лист с подтверждающими документами (запросы, коммерческие предложения, прайс-листы и т. д.).
Регистрация импортных контрактов осуществляется по представлении в МВЭС следующих документов:
1. Заявление.
2. Оригинал контракта и его копия.
3. Конкурентный лист с подтверждающими документами (запросы, коммерческие предложения, прайс-листы и т. д.).
Регистрация дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным в МВЭС контрактам осуществляется по представлении в МВЭС следующих документов:
1. Заявление.
2. Оригинал дополнительного соглашения и его копия.
3. Копия зарегистрированного контракта.
4. Оригинал сертификата регистрации контракта.
5. Конкурентный лист с подтверждающими документами (запросы, коммерческие предложения, прайс-листы и т. д.) в случае увеличения объема, изменения номенклатуры товара, цены.
Регистрация контрактов с устраненными замечаниями МВЭС осуществляется по представлении в МВЭС следующих документов:
1. Заявление.
2. Оригинал контракта (дополнительного соглашения) и его копия.
В случае необходимости подтверждения исполнения контрактных обязательств или полномочия лица совершать юридически значимые действия заявители представляют соответствующий документ.
III. Необходимые условия для регистрации экспортно-импортных контрактов
Для регистрации контракта необходимо:
соответствие условий контракта общепринятым правилам международной торговли, действующему законодательству и нормативным актам Республики Узбекистан, а также принятым Республикой Узбекистан обязательствам перед другими государствами и международными организациями;
соответствие цен, указанных в контракте, среднемировым и сложившейся конъюнктуре рынка;
представление необходимого пакета документов, указанных во II разделе настоящего Порядка.
IV. Основные требования, предъявляемые к контрактам
В контракте указываются следующие основные разделы:
1. Преамбула. Вводная часть контракта содержит номер контракта, место и дату заключения, полное наименование юридических лиц, должность, фамилии и имена лиц, заключающих контракт. В случае, если лицо заключает контракт на основании доверенности, это указывается в преамбуле контракта и представляется в МВЭС оригинал или нотариально заверенная копия соответствующе оформленной доверенности.
2. Предмет контракта. В данном разделе указываются наименование товара, его характеристика и ассортимент по количеству и качеству, а также вид сделки.
Количество товара выражается в международных единицах, принятых в метрической системе мер. Возможно определение в единице измерения в соответствии с порядком установления количества, системы мер и весов, принятых в Республике Узбекистан.
Качественная характеристика товара определяет совокупность свойств, отражающих пригодность товара для его использования. Необходимо дать ссылку на код товара по ТН ВЭД. Если название товара по международной спецификации неизвестно, то возможно указать техническую спецификацию товара.
Основными методами определения качества товара являются:
по стандарту: общепринятые международные стандарты, ГОСТы или ТУ, действующие в Республике Узбекистан;
по спецификации: указание технических параметров;
по содержанию основных веществ: дается показатель-минимум, по примесям — показатель-максимум.
В контракте на поставку машин, оборудования и технологических линий указывается на их новизну или факт их эксплуатации.
3. Базисные условия поставки. Определяются (по международным правилам «Инкотермс») следующие основные обязанности продавца и покупателя по поставке товара:
распределение обязанностей и расходов контрактующих сторон по доставке товара;
передача товара покупателю;
выполнение формальностей по вывозу-ввозу товара;
страхование товара;
переход риска случайной утраты или повреждения товара с продавца на покупателя.
При использовании Инкотермс следует указывать (наряду с аббревиатурой) место поставки (наименование ж/д станции, порта, аэропорта и т. д.).
4. Срок поставки товара. В контракте указывается срок или дата поставки. Срок поставки означает временной период, в течение которого товар или его партия должен быть поставлен продавцом в указанное место.
Под датой поставки понимается дата выполнения продавцом своих обязательств согласно базисным условиям поставки.
5. Цена и общая сумма контракта. При установлении цены товара в контракте указываются единица измерения товара, базис цены, способ фиксации, цена за единицу товара.
Единица измерения товара определяется согласно единицам измерения в ТН ВЭД.
Базис цены устанавливается, как правило, согласно Инкотермс.
По способу фиксации цена может быть твердой (неизменная, не зависящая от конъюнктуры рынка), скользящей (может быть изменена по согласованию сторон), подвижной (зависит от конъюнктуры рынка).
Цена за единицу товара, как правило, указывается в СКВ.
Общая сумма контракта означает стоимость продаваемого товара, которая указывается в СКВ.
6. Условия платежа. При определении условий платежа в контракте устанавливаются валюта, форма и срок платежа. Если валюта платежа отличается от валюты контракта, то указываются курс пересчета валюты и источник определения данного курса.
7. Упаковка и маркировка товара. Упаковка должна обеспечивать безусловную физическую сохранность груза при перевозке. Если по роду товара упаковка является необходимой, то в контракте указываются вид упаковки, ее размеры и качество. В случае дорогостоящей упаковки, как правило, предусматривается возврат упаковки продавцу, если стоимость упаковки не включена в стоимость товара, а также указывается, за чей счет и в какие сроки будет осуществляться возврат упаковки.
Маркировка товара содержит, как правило, следующую информацию: номер контракта, отправитель, получатель, вес брутто и нетто, габариты, номер места, страна происхождения, верх-низ места, защита от влаги и т. д. Точное содержание маркировки оговаривается в контракте.
8. Порядок отгрузки товара. В данном разделе определяются обязательства продавца по предоставлении информации о готовности товара к отгрузке и произведенным отгрузкам; указываются срок и способ сообщения.
9. Порядок сдачи-приемки товара. Под сдачей товара понимается передача товара продавцом в собственность покупателя в соответствии с условиями контракта. Сдача-приемка товаров производится как по количеству, так и по качеству. В контракте указывается порядок осуществления данного обязательства (место, с привлечением или без привлечения третьих лиц и т. д.).
10. Рекламация. Претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием качества и/или количества поставленного товара условиям контракта. В контракте устанавливается порядок предъявления рекламации: сроки подачи, рассмотрения ее продавцом и направления ответа на рекламацию, а также способы ее урегулирования.
В контракте указывается порядок замены дефектного товара в случае его обнаружения: сроки, за чей счет и на каких базисных условиях поставки будет осуществлена его замена.
Условиями контракта возможно предусмотреть иные пути урегулирования данного вопроса.
11. Гарантии. В контрактах на поставку товаров, подлежащих сертификации на предмет соответствия, устанавливается объем гарантий, предоставляемых продавцом. На продавца накладывается ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока и, соответственно, определяется порядок осуществления продавцом своих гарантийных обязательств. Условиями контракта определяется время, с которого начинает действовать гарантийное обязательство продавца.
12. Происхождение товара. В контракте указывается на страну происхождения поставляемого товара.
13. Санкции. В качестве условий, обеспечивающих выполнение сторонами принятых обязательств, в контракте, как правило, предусматриваются санкции в виде пени и/или штрафа, выплачиваемых стороной за невыполнение или ненадлежащее выполнение им контрактных обязательств. На виновную сторону накладывается обязательство выплатить неустойку пострадавшей стороне по требованию последней.
Как правило, устанавливается следующая ответственность за нарушение договорных обязательств:
в случае просрочки поставки, недопоставки товаров, невыполнения работ или неоказания услуг поставщик уплачивает покупателю пеню 0,5% неисполненной части обязательства за каждый день просрочки, но при этом общая сумма пени не должна превышать 50% стоимости недопоставленных товаров, невыполненных работ или неоказанных услуг;
если поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги не соответствуют стандартам, техническим условиям, оговоренным контрактом, с поставщика взыскивается штраф в размере 20% стоимости товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества;
в случае поставки некомплектных товаров покупатель взыскивает штраф с поставщика в размере 20% стоимости некомплектных товаров, включая стоимость недостающих частей;
в случае неиспользования аккредитива, выставленного по требованию поставщика, в течение срока его действия поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 5% неиспользованной суммы аккредитива;
при несвоевременной оплате поставленных товаров покупатель уплачивает поставщику пеню в размере 0,4% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, не более 50% суммы просроченного платежа.
Стороны могут установить иную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение тех или иных контрактных обязательств.
Условиями контракта могут предусматриваться положения, согласно которым выплата пени и/или штрафов не освобождает виновную сторону от надлежащего выполнения контрактных обязательств.
14. Условия «форс-мажор». В данном разделе предусматривается возможность освобождения сторон от исполнения контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств и возникших не по воле сторон. В контракте указывается обязательство стороны, для которой возникли подобные обстоятельства, уведомить другую сторону в определенный срок об их наступлении. Надлежащим доказательством наступления обстоятельств «форс-мажор» является справка, выданная уполномоченным органом страны, где имели место данные обстоятельства. Данное условие также указывается в контракте.
15. Арбитраж. В контракте устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы на двусторонней основе. При этом конкретизируются место рассмотрения и орган, рассматривающий споры по данному контракту. Как правило, хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан в целях сокращения судебно-процессуальных расходов и сокращения сроков рассмотрения споров указывают Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.
16. Исполнение контракта. Контракт подлежит исполнению после его регистрации в уполномоченных органах Республики Узбекистан.
17. Реквизиты сторон. Текст контракта завершается указанием реквизитов сторон. Указываются почтовые реквизиты, адрес, банковские и отгрузочные реквизиты. Подписи хозяйствующих субъектов в контракте заверяются их печатью.
18. Язык контракта. Контракт принимается на регистрацию, составленным на узбекском или русском языке. В иных случаях представляется заверенный перевод уполномоченных лиц. Как правило, если контракт составляется на двух языках, его оформляют в виде параллельного перевода на левой и правой стороне страниц контракта и придают одинаковую юридическую силу текстам на каждом языке.
19. Парафирование контракта. Страницы контракта должны быть завизированы контрактующими сторонами. Каждый лист контракта, любые коррективы, подчистки, исправления в тексте контракта должны быть парафированы.
V. Сроки и форма регистрации контрактов
См. предыдущую редакцию.
Регистрация контракта на сумму, эквивалентную до 50 тысяч долларов США включительно — осуществляется в течение не более 5-ти рабочих дней, а контракта на сумму, эквивалентную свыше 50 тысяч долларов США — в течение 10-ти рабочих дней с момента поступления заявления в МВЭС Республики Узбекистан.
(абзац первый раздела V в редакции постановления Министерства внешних экономических связей, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 20 июня 2002 года № ЭГ-01/12-2548, № 68, № 02/19-16 (рег.№ 988-1 от 20.06.2002 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2002 г., № 11-12)
Регистрация контракта, сданного вторично, после устранения замечаний, указанных в заключении МВЭС, осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления в МВЭС Республики Узбекистан.
Регистрация дополнений и изменений к ранее зарегистрированному контракту осуществляется в течение 7 рабочих дней с момента поступления заявления в МВЭС Республики Узбекистан.
При принятии положительного решения контракт регистрируется в журнале установленной формы с оформлением сертификата регистрации контракта. На каждом листе оригинала контракта проставляется соответствующий штамп с подписью уполномоченных должностных лиц МВЭС. Срок действия сертификата определяется в соответствии со сроком действия контракта.
При принятии отрицательного решения оформляется обоснованное заключение по контракту с указанием причин отказа в регистрации. Заключение оформляется в письменной форме за подписью уполномоченных должностных лиц МВЭС и направляется заявителю. Допускается выдача заключений в явочном порядке.
Зарегистрированные контракты с сертификатом, а в случае возврата документов на доработку — контракт с заключением, возвращаются заявителю по представлении им документа, удостоверяющего личность и полномочия лица (удостоверение или доверенность).
Зарегистрированному контракту присваивается единый идентификационный номер, под которым в дальнейшем он принимается на учет в уполномоченных банках и таможенных органах.
Контракты, возвращенные на доработку, фиксируются в списках принятых документов на регистрацию.
Аннулирование сертификата регистрации контракта, выданного МВЭС, осуществляется по требованию хозяйствующего субъекта или в иных случаях, предусмотренных законодательством, с обязательным извещением Центрального банка и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.
VI. Основания для отказа в регистрации контрактов
Основанием для отказа в регистрации контрактов могут являться:
1. Несоответствие условий представленных контрактов общепринятым нормам международной торговли и действующему законодательству Республики Узбекистан (при этом в заключении делается ссылка на конкретные нормативные акты, их пункты (статьи).
2. Завышение или занижение контрактных цен относительно уровня цен, сложившихся на мировом рынке на товар соответствующего качества к моменту подписания контракта. В этом случае по просьбе заявителя МВЭС Республики Узбекистан, консалтинговые фирмы и Центр по изучению конъюнктуры товарных рынков при Минмакроэкономстате оказывают содействие в подборе инопартнера.
3. Закупка хозяйствующими субъектами морально и физически устаревшего, экономически неэффективного оборудования и технологий.
4. Экспорт-импорт экологически вредных технологий (патентов, лицензий, ноу-хау), озоноразрушающих веществ, оборудования и других товаров.
5. Отсутствие названия в государственном реестре лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Узбекистан или соответствующего разрешения Минздрава Республики Узбекистан.
6. Отсутствие распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также разрешения уполномоченного органа при экспорте-импорте специфических товаров.
7. Отсутствие разрешения Главного государственного управления ветеринарии Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (с указанием номера и даты контракта, объема поставки, наименования товара, страны происхождения) при импорте мяса и мясо-молочной продукции.
8. Отсутствие страхового полиса или копии страхового договора для контрактов на выполнение строительного подряда, осуществляемого за счет государственных средств и кредитов под правительственную гарантию.
9. Несоблюдение условий настоящего Положения.
Отказ в регистрации контракта может быть обжалован в судебном порядке.
VII. Заключительные положения
В целях обеспечения наиболее выгодных условий при осуществлении внешнеторговых операций, поддержания необходимого уровня компетентности и престижа хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан, выходящих на мировые рынки товаров и услуг, а также поставок, осуществляемых в рамках межправительственных договоров и соглашений, на основании обращений хозяйствующих субъектов, поручений Правительства Республики Узбекистан Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан в необходимых случаях может проводиться предварительная экспертиза проектов контрактов, предполагаемых к заключению с последующей их регистрацией в установленном порядке.
В связи с принятием настоящего Положения считать утратившими силу:
Порядок регистрации экспортных контрактов (договоров), заключенных хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан в Министерстве внешних экономических связей от 8 апреля 1998 года № 421 и изменения к нему от 11 августа 1998 года № 421-1, от 22 июля 1999 года № 421-2;
Порядок регистрации импортных контрактов в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан от 8 апреля 1998 года № 424 и изменения к нему от 11 августа 1998 года № 424-1, от 5 февраля 1999 года № 424-2, от 22 июля 1999 года № 424-3.

(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2000 г., № 23, 2002 г., № 11-12,)