В стране последовательно продолжается реализация широкомасштабных экономических реформ и структурных преобразований, направленных на реформирование и реструктуризацию государственных предприятий, в частности, акционерных обществ и коммерческих банков с участием государства в уставном капитале с долей 50 процентов и более (далее — предприятия и банки с участием государства).
Вместе с тем, как показало изучение текущей ситуации, большинство предприятий и банков с участием государства функционируют с низкой рентабельностью, некоторые из них несут значительные убытки в связи с растущими затратами на ресурсы и несовершенством механизмов регулирования цен и тарифов на производимые ими товары и оказываемые услуги. Структура управления в предприятиях и банках с участием государства не располагает реальными стимулами для повышения эффективности их деятельности.
В целях повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий и банков с участием государства, обеспечения коммерциализации результатов их деятельности, а также дальнейшего совершенствования корпоративного управления в таких предприятиях и банках:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Центрального банка и Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее — Агентство) о возложении на Министерство финансов Республики Узбекистан функции координатора реформирования и реструктуризации предприятий и банков с участием государства.
2. Образовать в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан Главное управление тарифной политики и реформирования государственных предприятий на базе Главного управления финансов и тарифного регулирования базовых отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса и развития геологии и Управление координации реформ коммерческих банков с участием государства в пределах общей штатной численности управленческого персонала министерства.
координацию деятельности министерств и ведомств в вопросах реформирования предприятий с участием государства, в том числе осуществления работ по реструктуризации государственных предприятий, хозяйственных объединений путем разделения их хозяйственной и регулирующей функций;
разработку и последующую реализацию совместно с Агентством единой стратегии по обеспечению эффективного владения, управления и реформирования предприятий с участием государства на среднесрочный период;
обеспечение перехода предприятий с участием государства на полноценное функционирование на равных с частным сектором рыночных условиях путем свободного формирования цен и тарифов на их товары и услуги, проведения сплошной инвентаризации всех существующих привилегий и льгот для предприятий с участием государства и внесения предложений по их отмене и преобразованию таких предприятий в современные корпорации;
создание благоприятных условий для привлечения предприятиями с участием государства прямых иностранных инвестиций с обеспечением совместно с Агентством их предприватизационной подготовки;
эффективную организацию и проведение с участием надежных зарубежных и международных институтов работы по реформированию крупных предприятий с участием государства, привлечению совместно с Агентством в составы их правления высококвалифицированных иностранных специалистов;
разработку совместно с Центральным банком и Агентством с привлечением экспертов международных финансовых организаций предложений по обеспечению эффективного владения, управления и реформирования коммерческих банков, предусмотрев поэтапное сокращение участия в них государства;
проведение анализа состояния конкурентоспособности, рентабельности, коммерциализации деятельности коммерческих банков с участием государства, в том числе доли оказываемых ими услуг, на предмет их соответствия современным рыночным условиям, а также эффективности системы корпоративного управления в банках;
обеспечение эффективной координации процессов реформирования коммерческих банков с участием государства;
своевременное и полноценное осуществление совместно с Центральным банком и Агентством организационно-практических мер и необходимых процедур, связанных с предприватизационной подготовкой коммерческих банков с участием государства;
эффективную организацию работы с зарубежными и международными институтами в рамках процессов реформирования коммерческих банков с участием государства, в том числе по активному привлечению совместно с Агентством в составы их правления высококвалифицированных иностранных специалистов.
4. Утвердить обновленную структуру центрального аппарата Министерства финансов Республики Узбекистан согласно приложению.
5. В целях обеспечения эффективной реализации задач по реформированию предприятий и банков с участием государства и внедрения эффективных механизмов управления государственными активами закрепить Агентство в части возложенных настоящим постановлением задач за Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы и частного предпринимательства Кабинета Министров, сохранив подчинение и подотчетность непосредственно Президенту Республики Узбекистан и Премьер-министру Республики Узбекистан.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и заместителя Премьер-министра — министра финансов Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2019 года № ПП-4325
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2019 года № ПП-4325