от 04.07.2012 г. № 191
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании», в целях установления единых требований по безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить общий технический регламент «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации» согласно приложению и ввести его в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
постановлению Кабинета Министров от 4 июля 2012 г. № 191
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «г» пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № 396 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 09/18/396/1287)
5. Для целей настоящего Технического регламента используются понятия, установленные Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании», а также применяются термины, которые означают следующее:
22. Нормативы эффективности торможения и устойчивости при торможении рабочей тормозной системой для дорожных и стендовых испытаний приведены в таблицах 1, 2, 3, 4. Начальная скорость торможения при проведении испытаний на дороге рабочей тормозной системой должна составлять 13,88 м/с (50 км/ч). Масса автотранспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенную предприятием-изготовителем. При торможении выход автотранспортного средства за пределы нормативного коридора движения не допускается.

Таблица 7.

ТРЕБОВАНИЯ
к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

Наименование внешних световых приборов Цвет излученияКоличество приборов на автотранспортном средствеНаличие приборов на автотранспортном средстве в зависимости от категорий
Фара дальнего светаБелый2 или 4Обязательно для категорий М, N.
Запрещено для категорий О.
Фара ближнего светаБелый2
Передняя противотуманная фараБелый или желтый2Факультативно для категорий М, N.
Запрещено для категории О.
Фонарь заднего ходаБелый1 или 21Обязательно для категорий
М, N, О2, О3, О4.
Факультативно для категории О1
Указатели поворотаПередниеАвтожелтый22Обязательно для категорий М, N.
Запрещено для категории О.
ЗадниеАвтожелтый22Обязательно
Боковые 4Автожелтый22Обязательно для категорий М, N.
Запрещено для категории О.
Аварийная сигнализация3Автожелтый2Обязательно
Сигнал торможенияОсновнойКрасный2Обязательно
Дополнительный4Красный1 или 2Обязательно для категорий М1, N15
Факультативно для остальных
категорий автотранспортных средств.
Передний габаритный огоньБелый или автожелтый2Обязательно для категорий М, N.
Обязательно для категорий О
шириной более 1,6 м. Факультативно
для категорий О шириной не более 1,6 м.
Задний габаритный огоньКрасный2Обязательно
Задний противотуманный фонарь4Красный1 или 2Обязательно
Стояночный огоньПереднийБелыйПо 2 спереди и сзади, либо по одному с каждой стороныФакультативно для автотранспортных
средств длиной до 6 м и шириной до
2 м и запрещено на остальных
автотранспортных средствах.

ЗаднийКрасный
БоковойАвтожелтый6
Боковой габаритный фонарьАвтожелтый или красный7Не менее двух с каждой стороны.Обязательно на автотранспортных
средствах длиной более 6 м, за
исключением грузовых автомобилей
без кузова. Кроме того, на
автотранспортных средствах
категорий M1 и N1 длиной менее 6 м,
если они не обеспечивают
выполнение требований в отношении
геометрической видимости передних
и задних габаритных огней, должны
использоваться боковые габаритные
фонари.
Факультативно для других категорий автотранспортных средств.
Контурный огоньПереднийБелый2Обязательно на автотранспортных
средствах шириной более 2,1 м.
Факультативно для автотранспортных
средств шириной от 1,8 до 2,1 м и для
грузовых автомобилей без кузова
ЗаднийКрасный2
Фонарь освещения заднего
государственного
регистрационного знака
БелыйНе регламентируется8Обязательно
Переднее светоотражающее
устройство нетреугольной формы
Белый2Обязательно для автотранспортных
средств категорий О и на
автотранспортных средствах с
убирающимися фарами.
Факультативно для других
автотранспортных средств
Боковое светоотражающее устройство нетреугольной формыПереднееЖелтыйНе менее двух с каждой стороны для автотранспортных средств длиной более 6 м.Обязательно для автотранспортных
средств категорий О и
автотранспортных средств категорий
М и N длиной более 6 м.
Факультативно для других
автотранспортных средств.
БоковоеЖелтый или красный9Допускается одно (спереди или сзади) для автотранспортных средств длиной менее 6 м
Заднее светоотражающее устройствоНетреугольной формыКрасный2Обязательно для автотранспортных
средств категорий М и N.
Факультативно для автотранспортных
средств категорий О при
группировании с другими задними
приборами световой сигнализации
Треугольной формыКрасный2Обязательно для автотранспортных
средств категорий О.
Запрещено для автотранспортных
средств категорий М и N
Адаптивная система переднего освещенияБелый2Факультативно для автотранспортных
средств категорий М и N
Запрещено для автотранспортных
средств категорий О.
Фонарь угловойБелый2Факультативно для автотранспортных
средств категорий М и N.
Контурная маркировкаБоковая10Белая или желтаяОдин или несколько элементовЗапрещено для автотранспортных
средств категории М1, О1.
Факультативно для категорий М2, М3,
N1, N2 с технически допустимой
максимальной массой до 7,5 тонн, О2.
Обязательно для категории N2 с
технически допустимой максимальной
массой 7,5 тонн и более, N3, О3, О4.
Задняя11Красная или желтая

Таблица 8.

ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным факультативным световым приборам

Наименование внешних световых приборовКоличество приборов на автотранспортном средствеЦвет излученияДополнительные требования
Фара-прожектор или прожектор-искатель1БелыйДопускается наличие, если они
предусмотрены конструкцией
автотранспортного средства
Фары дальнего света2БелыйРазрешены на автотранспортных
средствах категории N3. Если на
автотранспортном средстве уже
имеются четыре фары дальнего света,
то дополнительные две фары могут
использоваться только в дневное
время для подачи кратковременных
предупреждающих световых сигналов
Фонари заднего хода2БелыйРазрешены на автотранспортных
средствах, длина которых превышает
6 м, кроме автотранспортных средств
категории М1. Должны быть
установлены симметрично оси
автотранспортного средства
Задние габаритные огни2КрасныйРазрешены на автотранспортных
средствах категорий М2, М3, N2, N3,
O3 и О4. Должны быть установлены
симметрично оси автотранспортного
средства, как можно ближе к
габаритной ширине
автотранспортного средства и выше
обязательных габаритных огней не
менее, чем на 600 мм
Сигналы торможения1 центральный, когда его установка не является обязательной, 2 боковых при отсутствии центральногоКрасныйДолжны быть направлены непосредственно назад.
Должны располагаться не менее, чем на 600 мм выше обязательных сигналов торможения
Сигналы аварийного торможения1.Должна быть обеспечена частота
мигания (4 ± 1) Гц
Указатели поворота боковые (повторители)Любое числоАвтожелтыйДолжны быть подключены так, чтобы
обеспечивалась их синхронная работа
с остальными указателями поворота
Указатели поворота задниеПо 2АвтожелтыйРазрешены на автотранспортных
средствах категорий
M2, M3, N2, N3, О2, О3, О4.
Должны располагаться не менее,
чем на 600 мм выше обязательных
указателей поворота
Внешняя подсветкаЛюбое числоБелыйРазрешена на автотранспортных
средствах категорий М и N и может
включаться на стоящем
автотранспортном средстве с
выключенным двигателем при
открытии дверей водителя,
пассажирских или багажных отсеков.
Внешняя подсветка должна быть
такой, чтобы ее нельзя было
перепутать с другими огнями
автотранспортного средства
Задние светоотражающие устройстваЛюбое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств.КрасныйНе должны иметь треугольную форму
для автотранспортных средств
категорий М и N.
Должны иметь треугольную форму
для автотранспортных средств
категории О.
Внешняя граница видимой
поверхности не должна быть удалена
от внешней границы
автотранспортного средства больше,
чем на 400 мм.
Боковые светоотражающие устройстваЛюбое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств.КрасныйВнешняя граница видимой поверхности
должна быть не ниже
250 мм и не выше 900 мм от опорной
поверхности (1500 мм, если
расстояние 900 мм невозможно
выдержать из-за особенностей
конструкции)
58. Фары дальнего и ближнего света и передние противотуманные фары должны включаться только в том случае, если включены также огни, упоминаемые в пункте 57. Данное требование не применяется к фарам дальнего и ближнего света, когда мигание этих фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.
н) проверку параметров, указанных в таблице 10, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света в соответствии с пунктом 62;
и) при несоответствии параметров фары указанным в таблице 10 нормативам, проводят повторную регулировку в пределах ±0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по таблице 12 и повторное измерение силы света.
1 — ось отсчета; 2 — горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 — наклонная (правая) часть светотеневой границы; 4 — вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 — плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено автотранспортное средство; 6 — плоскость матового экрана; α — угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L — расстояние от оптического центра фары до экрана; 7 — положение контрольной точки для измерения силы света в направлении оси отсчета светового прибора); 8 — положение контрольной точки для измерения силы света в режиме «ближний свет» в направлении линии, расположенной в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора для проверки и регулировки фар, и направленной под углом 52′ ниже горизонтальной части светотеневой границы светового пучка ближнего света; 9 — положение контрольной точки для измерения силы света противотуманных фар в направлении 3° вверх; 10, 11 — координаты точек для измерения положения светотеневой границы в вертикальной плоскости; R — расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения горизонтальной (левой) части светотеневой границы; Н — расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки; U, S — координаты точек измерения положения светотеневой границы в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно (значения U ≤ 600 мм; S = 174,5 мм);
Рис. 1. Для режима «ближний свет» с наклонным правым участком светотеневой границы.
Рис. 2. Для режима «ближний свет» с ломаным правым участком светотеневой границы.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 74 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 августа 2019 года № 646 — Национальная база данных законодательства, 03.08.2019 г., № 09/19/646/3508)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 74 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 августа 2019 года № 646 — Национальная база данных законодательства, 03.08.2019 г., № 09/19/646/3508)
(пункт 74 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 декабря 2015 года № 370 — СЗ РУ, 2016 г., № 3, ст. 23)
80. Автотранспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида согласно таблице 11. Обязательные зеркала заднего вида должны быть установлены на автотранспортном средстве.

Таблица 11.

ТРЕБОВАНИЯ
к наличию зеркал заднего вида на автотранспортных средствах

Категория автотранспортного средства

Характеристика зеркалаКласс зеркалаЧисло и расположение зеркал на автотранспортном средстве Наличие зеркала

М1, N1


Внутреннее

IОдно внутри

Обязательно только
при наличии обзора
через него

Наружное основное
III (или II)
Одно слева

Обязательно

Одно справа

Обязательно при
недостаточном обзоре через
внутреннее зеркало,
в остальных случаях
— допускается

Наружное широкоугольное IVОдно справа,
одно слева

Допускается

Наружное бокового обзораV*Одно справа,
одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*Одно спереди

Допускается

M2, M3

Наружное основное

IIОдно справа,
одно слева

Обязательно

Внутреннее

IОдно внутри

Допускается

Наружное широкоугольное

IVОдно справа,
одно слева

Допускается

Наружное бокового обзора

V*Одно справа,
одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*Одно спереди

Допускается

N2 (не более 7,5 тонн)

Наружное основное

IIОдно справа,
одно слева

Обязательно

Внутреннее

IОдно внутри

Допускается

Наружное широкоугольное

IVОдно справа,
одно слева

Допускается

Наружное бокового обзора

V*Одно справа,
одно слева

Допускается

Наружное переднего обзора

VI*Одно спереди

Допускается

N2 (св. 7,5 тонн), N3

Наружное основное

II

Одно справа,
одно слева

Обязательно для
автотранспортных средств с
передним расположением
элементов управления**
Наружное широкоугольноеIV

Одно справа

Наружное бокового обзораV*

Одно справа

Наружное переднего обзораVI*

Одно спереди

ВнутреннееI

Одно внутри

Допускается
Наружное бокового обзораV*

Одно слева

Допускается
б) наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в подпункте «а» пункта 88. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;
115. При проведении проверки соответствия требованиям пунктов 113 и 114 пробег автотранспортного средства должен быть не менее 3000 км. При меньшем пробеге проверка не проводится.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
к Общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
См. предыдущую редакцию.
11. При испытаниях тормозных свойств на стендах следует руководствоваться технической документацией изготовителя стенда с учетом пунктов 2, 3, 4, 5, 9, 10, указанных выше. Тормозные стенды должны быть аттестованы соответствующими подразделениями Узбекское агентство по техническому регулированию, а их беговые барабаны обеспечивать реализацию коэффициента сцепления с шинами колес не менее 0,6 ± 0,05.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 2022 года № 114)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к общему
техническому регламенту «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»

Контролируемый объект или свойства

Методы контроля

Техническое состояние, при котором эксплуатация АТС запрещается

Нормативный документ для оценки

1. Тормозное управление

Общая оценка технического состояния узлов автотранспортного средства
Узел управления рабочей тормозной системы

Внешний осмотр деталей и опробование в рабочем режиме. Примечание: АТС, оснащенные тормозной системой с усилителем, проходят контроль с выключенным двигателем.

1) Шарнир педали тугой или заедает;
2) Износ подшипника шарнира педали тормоза;
3) Увеличенный, либо недостаточный свободный ход педали тормоза;
4) Педаль не возвращается в исходное положение
+
Вакуумный усилитель или насос и
гидроаккумулятор (для гидравлического привода)

При выключенном двигателе несколько раз нажать на педаль тормоза, включить двигатель (педаль должна ощутимо податься вперед), выключить двигатель и нажать несколько раз на педаль.

1) При нажатии на педаль тормоза слышен забор воздуха;
2) При включении двигателя педаль не перемещается вперед;
3) При выключенном двигателе запаса воздуха(давления) хватает менее чем на 2 нажатия на педаль до ощущения жесткой педали.
Главный тормозной цилиндр, разделитель контуров рабочей тормозной системы (для гидравлического привода)

Внешний осмотр узлов при включенной тормозной систем.

1) Наличие подтеканий тормозной жидкости;
2) Трещины на бачке, недостаточный уровень тормозной жидкости, отсутствие крышки бачка главного тормозного цилиндра;
3) Горит или неисправна контрольная лампочка минимального уровня тормозной жидкости;
4) Горит или неисправна контрольная лампочка исправности контуров тормозной системы;
5) Повреждения рычажной системы привода;
6) Отсутствует торможение;
7) Неисправен клапан ограничения давления
Стояночный тормоз, рычаг управления, храповой механизм рычага стояночного тормоза

Визуальный осмотр частей при включенном тормозе.

1) Износ шкворня рычага или храпового механизма;
2) Свободный ход рычага, свидетельствующий о неправильной регулировке;
3) Установка элементов тормоза другой модификации
Компрессор и устройства регулировки давления в системе

Произвести внешний осмотр. При выключенном двигателе несколько раз полностью нажать на педаль тормоза, до срабатывания сигнального устройства нижнего порога давления. Завести двигатель и замерить время достижения нормативной величины давления воздуха. Проверить работу регулятора давления и предохранительного клапана.

1) Повреждения корпуса;
2) Выброс масла;
3) Несрабатывание предохранительного клапана;
4) Давление в системе не соответствует нормам;
5) Время достижения минимально допустимого давления воздуха в системе превышает нормативное значение.
++
Датчики нижнего порога давления (для пневмопривода)

При выключенном двигателе снизить давление до порога срабатывания датчика и проверить его исправность

1) Датчик не срабатывает;
2) Неисправна контрольная лампочка.
Тормозной кран рабочей тормозной системы, ручной тормозной кран, управляющие клапаны, регуляторы давления, воздухораспределительный кран (для пневмопривода)

Внешний осмотр узлов при включенной тормозной системе, проверка в рабочем режиме.

1) Ослабленное крепление узла;
2) Подтекание тормозной жидкости;
3) Повреждение или утечка воздуха;
4) Замена аппаратов не заданной модификации.
Соединительное устройство тягача с прицепом (для пневмопривода)

Разъединить соединительное устройство.

1) Неисправность разобщительного крана;
2) Повреждение корпуса или уплотнения соединительных головок;
3) Ослабленное крепление или несоответствие места и расположения установки ресивера;
4) Утечка воздуха
Ресиверы для пневмопривода

Внешний осмотр, проверка исправности кранов слива конденсата.

1) Повреждение, коррозия или не герметичность ресивера;
2) Неисправен кран слива конденсата;
3) Ослабленное крепление или несоответствие места и расположения установки ресивера;
4) Использование не заданной модификации.
Жесткие трубки тормозных магистралей

Визуальный контроль при включенной тормозной системе.

1) Негерметичность трубок или соединений;
2) Повреждение или коррозия;
3) Установка трубок, не соответствующих требованиям завода-изготовителя;
4) Использование трубок не заданной модификации.
Гибкие тормозные шланги

Визуальный контроль при включенной тормозной системе.

1) Трещины, повреждения, перекручивание или недостаточная длина тормозных шлангов;
2) Не герметичность тормозных шлангов или соединений;
3) Вздутие шлангов под давлением.
Автоматика затормаживания прицепа при аварийном расцеплении с тягачом

Разъединить тормозные магистрали соединяющие тягач с прицепом

1) Тормоза прицепа при разъединении не срабатывают автоматически.
Герметичность пневмопривода

Замерить падение давления воздуха в системе за 30 ± 1 мин. при свободном положении органов управления тормозной системы и за 15 ± 0,5 мин. после приведения в действие органов управления. Контроль падения давления воздуха осуществляют на неподвижном АТС, путем подключения к контрольным выводам или соединительной головке манометров или электронных измерителей.

1) Падение давления воздуха хотя бы при одной из проверок превышает допустимые нормы.++
Регулят�ры тормозных сил (РТС)

Визуальный контроль деталей при включенной тормозной системе. Замерить давление на выходе РТС в положениях соответствующих полной загрузке и снаряженному состоянию, (только для АТС с механическим управлением).

1) Неисправность или неправильная регулировка рычажного механизма;
2) Заедание или несрабатывание регулятора;
3) Отсутствие РТС, если он предусмотрен конструкцией;
4) Давление на выходе не соответствует норме.
+
Антиблокировочное устройство (АБС)

Визуальный контроль работы сигнального устройства АБС тягача и прицепов.

1) Сигнальное устройство загорается в момент торможения АТС и снижения его скорости ниже (15 ± 1) км/ч;
2) Сигнальное устройство не гаснет после остановки АТС.
Моторный замедлитель (если предусмотрен конструкцией)Визуальный контроль**. 1) Ненадежность соединений патрубков;
2) Очевидная неисправность системы.
Фрикционные тормозные накладки, колодки

Визуальный контроль (по возможности).

1) Предельный износ накладок;
2) Загрязненность смазочными материалами, тормозной жидкостью и т. п.;
3) «Застекленность» — изменение структуры поверхности накладки под влиянием высокой температуры.
+
Тормозные барабаны, тормозные диски.

Визуальный контроль.

1) Предельный износ, наличие глубоких рисок, трещин, сколы;
2) Загрязненность барабана или диска смазочными и др. материалами.
Тормозные тросики, тяги, рычажные механизмы

Проверка в рабочем режиме.

1) Тросики повреждены или перекручены;
2) Затрудненное движение тросика в оболочке в результате коррозии или повреждения оболочки тросика;
3) Износ деталей механизмов;
4) Ненадежность соединения деталей.
Приводы тормозных механизмов (включая энергоаккумуляторы или гидравлические цилиндры

Визуальный контроль в рабочем режиме.

1) Трещины или повреждения деталей привода;
2) Не герметичность привода;
3) Ослабленное крепление или неправильная установка привода;
4) Коррозия деталей;
5) Увеличенный ход штоков тормозных камер, цилиндров или рабочего поршня;
6) Повреждение пыльника.
Система замедления (если таковая установлена или требуется)

Визуальный осмотр.

1) Ослабление креплений соединительных патрубков или элементов устройства;
2) Очевидная неисправность системы.

Контроль тормозных свойств

Тормозные свойства АТС при торможении рабочей тормозной системой
а) Дорожные испытания















Контроль осуществляется преимущественно методом стендовых испытаний, в случае отсутствия необходимого оборудования, методом дорожных испытаний. При этом оцениваются временные характеристики тормозной системы (только для АТС с пневмоприводом тормозов), эффективность торможения с помощью показывающего или записывающего деселерометра и устойчивость АТС при торможении в пределах нормативного коридора движения.
АТС разгоняется до скорости 13,88 м/с (50 км/час), после чего выполняется экстренное торможение рабочей тормозной системой до полной остановки АТС.

1) Эффективность торможения не соответствует предписаниям;
2) Время срабатывания пневматического тормозного привода или тормозной системы превышает допустимое;
3) Колебания тормозного усилия вследствие деформации тормозных дисков или эллипсности тормозных барабанов;
4) Выход АТС за пределы нормативного коридора движения;
5) Превышение усилия на органе управления











+



++

++





б) Стендовые испытания

Для проверки тормозных сил на колесах, АТС последовательно устанавливается всеми осями на стенд. При установке на стенд оси производится плавное торможение до блокировки колес, либо до достижения нормативного усилия на органе управления. В ходе испытания замеряются тормозные силы всех колес, усилия прокручивания и колебаний тормозной силы. Если стенды не обеспечивают измерение массы АТС, приходящейся на контролируемые колеса, то используют предварительно весоизмерительные устройства или справочные данные о массе АТС. Затем рассчитывают показатели удельной тормозной силы и относительную разность тормозных сил оси. Для замера времени срабатывания тормозной системы АТС с пневмоприводом производится дополнительное торможение в экстренном режиме наиболее удаленной оси от крана управления.

1) Недостаточная удельная тормозная сила на одном и более колес(е);
2) Удельная тормозная сила АТС менее нормы;
3) Разница тормозных сил колес одной оси превышает допустимую;
4) Отсутствие возможности плавного изменения тормозного усилия;
5) Усилия прокручивания колес или колебания тормозной силы превышают допустимые;
6) Время срабатывания тормозной системы превышает допустимое.
++


++

++





+


++
Эффективность торможения АТС запасной тормозной системой
Эффективность торможения АТС

Контроль осуществляется преимущественно методом стендовых испытаний АТС, или методом дорожных испытаний аналогично методам по контролю тормозных свойств.

1) Недостаточная удельная тормозная сила или превышение допустимых параметров тормозного пути.
2) Отсутствие возможности плавного изменения тормозного усилия.
++
Контроль эффективности вспомогательной тормозной системы
Эффективность стояночной тормозной системы

Проверка производится на дороге путем торможения вспомогательной тормозной системой в интервале скоростей (25 — 35) км/час, при этом включается передача, обеспечивающая частоту вращения коленчатого вала двигателя, не превышающую допустимых значений.

1) Не обеспечивается регламентированная эффективность торможения;
2) Невозможность постепенного изменения тормозного усилия;
3) Выход АТС за пределы нормативного коридора движения.
++
Контроль эффективности стояночного тормоза
Эффективность стояночной тормозной системы

Контроль производится исходя из имеющихся возможностей одним из следующих способов: — путем проверки стояночной тормозной системы на уклоне заданной крутизны; — методом дорожных испытаний; — методом стендовых испытаний. а) Проверка на уклоне. АТС устанавливается на уклоне заданной величины и затормаживается стояночной тормозной системой с регламентированным усилием на органе управления. б) Проверка на дороге, л�бо на стенде. Производится торможение стояночной тормозной системой и определяется замедление, либо удельная тормозная сила.

Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижного состояния АТС
1) обеспечивается регламентированная эффективность торможения;
2) Не срабатывает тормоз одной стороны АТС



++


++

2. Рулевое управление

Общая оценка технического состояния
Рулевое колесо и рулевая колонка

Визуально проверить состояние рулевого колеса. Покачать рулевое колесо в разные стороны под прямыми углами к его оси, покачать рулевое колесо вдоль оси. Оценить наличие продольного и поперечного люфта. Визуально проверить наличие люфтов и состояние гибких соединений и шарниров рулевой колонки.

1) Рулевое колесо ненадежно закреплено на рулевом валу;
2) Неудовлетворительное состояние рулевого колеса;
3) Наличие осевого или поперечного люфта рулевого колеса;
4) Износ деталей гибких соединений
Рулевой механизм и рулевой привод

Установить автомобиль на осмотровую канаву либо поднять его при помощи подъемника, обеспечивающего нагруженное состояние управляемых колес;
а) качая рулевое колесо по и против часовой стрелке визуально оценить крепление картера рулевого механизма и состояние деталей и сочленений рулевого привода;
б) вывесить управляемые колеса и вращать рулевое колесо от упора до упора, оценить работу рулевого механизма;
в) опустить управляемые колеса на опорную поверхность (для автомобилей с гидроусилителем руля завести двигатель), вращая рулевое колесо от упора до упора, оценить работу привода.

1) Тяжелое вращение рулевого механизма;
2) Ослабленное крепление картера рулевого механизма, наличие трещин на опорной поверхности;
3) На шасси разбитые отверстия под крепежные болты рулевого механизма;
4) Износ шарниров;
5) Люфт между деталями, которые должны быть прочно закреплены;
6) Отсутствие стопорных устройств;
7) Рулевой привод задевает о соседние узлы или детали;
8) Неисправны ограничители поворота управляемых колес;
9) Утечка жидкости из системы гидроусилителя;
10) Пониженный уровень жидкости;
11) Механизм гидроусилителя не работает.

Контроль суммарного люфта в рулевом управлении

Суммарный люфт в рулевом управлении

Управляемые колеса автомобиля должны находиться на опорой поверхности в положении прямолинейного движения. Слегка покачивать рулевое колесо по и против часовой стрелке, не вызывая при этом поворота колес. Замерить суммарный люфт в рулевом управлении. Максимально допустимая погрешность измерений суммарного люфта не более 1°.

Суммарный люфт в рулевом управлении превышает допустимое значение++
3. Обзорность
Зона обзора

Визуальный контроль и проверка специальным прибором.

Наличие в зоне обзора водителя посторонних предметов, ухудшающих видимость спереди и по бокам АТС
Лобовое, боковые и задние стеклаВизуальный контроль и проверка специальным прибором для измерения светопропускания.1) Наличие трещин на лобовом стекле;
2) Лобовое, боковые и задние стекла затемнены (за исключением полосы г цветной пленки сверху лобового стекла);
3) Светопропускание стекол не соответствует норме.
Устройства для обдува и обогрева лобового стеклаПроверка в рабочем режиме.1) Заедания или неисправность крана управления;
2) Не производится обдув и обогрев стекла.
Зеркала заднего вида

Визуаьлный осмотр.

1) Количество и тип зеркал не соответствуют действующим предписаниям;
2) Место и расположение зеркала не соответствует действующим предписаниям;
3) Ненадежное крепление зеркала.

++


+
Стеклоочистители

Визуальный контроль и проверка в рабочем режиме. При проверке стеклоочистителей с электроприводом должны быть включены фары дальнего света. Двигатель должен работать на минимально устойчивых оборотах.

1) Стеклоочистители неисправны;
2) Отсутствуют либо слишком изношены щетки стеклоочистителя;
3) Очищаемая щетками зона недостаточна, неудовлетворительное качество очистки стекла;
4) Максимальная частота перемещения щеток менее нормативной.
++
Стеклоомыватели

Визуальный контроль и проверка в рабочем режиме.

1) Стеклоомыватели неисправны;
2) Жидкость из сопла не попадает в зону очистки стеклоочистителя.

4. Внешние световые приборы

Фары
а) Состояние и функционирование

Визуальный контроль и проверка работы и силы света фар.

1) Перегоревшие лампы накаливания;
2) Фары не соответствуют действующим предписаниям;
3) Коррозия или загрязнение отражателей;
4) Сквозные повреждение стекла фары;
5) Фары закреплены ненадежно;
6) Наличие посторонних веществ (жидкостей) в фарах.

б) Регулировка

Определить горизонтальное и вертикальное направление световых лучей ближнего и дальнего света фар при помощи прибора для определения направления света фар или специально размеченного экрана.

Направление светового луча фары не соответствует положениям действующих предписаний.++
в) Переключение

Визуальный контроль и проверка работы.

1) Неисправен переключатель света;
2) Не горит контрольная лампа дальнего света;
3) Комбинация наружных огней которые можно включить одновременно не соответствует предписаниям.

++

Указатели поворотов

Визуальный контроль и проверка специальным прибором.

1) Неисправные лампы накаливания;
2) Повреждение рассеивателей;
3) Ненадежность крепления;
4) Расположение, цвет, или сила света не соответствуют предписаниям;
5) Частота проблесков (мигания ламп) не соответствует предписаниям;
6) Не работает аварийная сигнализация.





++


++

Подфарники, габаритные задние огни, стоп-сигналы, боковые сигнальные огни, фонари заднего хода, освещение заднего номерного знака.

Визуальный контроль и проверка специальным прибором.

1) Неисправные лампы накаливания;
2) Фонари ненадежно закреплены;
3) Повреждены рассеиватели;
4) Цвет, положение или сила света не соответствуют предписаниям;
5) На рассеивателе или лампе накаливания имеются вещества уменьшающие силу света или изменяющие его цвет.





++

Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари

Визуальный контроль и проверка сп�ц�альным прибором.

1) Неисправные лампы накаливания;
2) Неисправные рассеиватели;
3) Коррозия отражателей;
4) Фары закреплены ненадежно;
5) Установка фар или их коммутация не соответствуют предписаниям.






++

Светоотражатели, боковые отражатели, задняя опознавательная маркировка.

Визуальный контроль.

1) Ненадежность крепления;
2) Повреждение отражателей;
3) Расположение или цвет не соответствуют предписаниям.



+

5. Электрооборудование

Аккумулятор

Визуальный контроль.

1) Ненадежность крепления;
2) Утечка электролита;
3) Отсутствие выключателя массы (если он предусмотрен конструкцией)
Электропроводка

Визуальный контроль. АТС устанавливается на смотровую канаву или приподнимается с помощью подъемного механизма.

1) Ненадежность крепления;
2) Изношенность или повреждение изоляции.
Электрические соединения между тягачом и прицепом (полуприцепом)

Визуальный контроль.

1) Повреждение или отсутствие розетки;
2) Повреждение изоляции.

6. Оси, колеса, шины

Оси, балки осей

Визуальный контроль.

1) Трещины или деформация оси;
2) Ненадежное крепление оси к транспортному средству.
Поворотные цапфы, кулаки

Визуальный контроль, проверка люфта в опорах путем покачивания вывешенного колеса в вертикальном и боковом направлениях.

1) Трещина или деформация в поворотной цапфе;
2) Износ втулок или шаровых опор;
3) Ослабленное крепление шкворня к вилке оси.
Колеса

Визуальный контроль с обеих сторон каждого колеса, при этом АТС устанавливается либо на смотровой канаве, либо на подъемнике. Простукивание болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес.

1) Отсутствуют или ослаблены гайки или болты крепления колес;
2) Трещины или дефекты сварки на ободе или диске;
3) Глубокие вмятины на ободе;
4) Замочные кольца установлены ненадежно;
5) Значительное искривление колеса.
Шины

Замер давления в шинах. Контроль производить шинными манометрами. Внешний осмотр всех шин, колеса должны быть вывешены при помощи подъемного механизма. Замерить остаточную высоту протектора шин с помощью специальных шаблонов, приборов или линейки.

1) Несоответствие шин по грузоподъемности или скоростной характеристике;
2) Разный размер, тип, конструкция, рисунок протектора шин установленных на одной оси или являющихся частью двускатного колеса;
3) Повреждение или порез шины;
4) Давление в шинах не соответствует нормативным значениям;
5) Остаточная высота протектора шины менее допустимых норм;
6) Наличие на передних осях легковых автомобилей и автобусов шин с восстановленным протектором либо с отремонтированными местными повреждениями;
7) Трение поверхности шины о другие элементы АТС.










+


++

7. Подвеска

Рессоры, пружины, пневмобаллоныВнешний осмотр.1) Ненадежное крепление узла к шасси оси или элементам подвески;
2) Повреждения или трещины;
3) Не герметичность пневмобаллона.
Амортизаторы

Внешний осмотр, по возможности проверка работы при помощи специального оборудования.

1) Ненадежное крепление амортизатора;
2) Повреждение или течь амортизатора.
Направляющий аппарат подвескиВизуальный контроль.1) Ненадежное крепление деталей;
2) Наличие у деталей повреждения или трещин.
Шарнирные соединения

Визуальный контроль.

1) Износ втулок сайленблоков, шаровых опор;
2) Отсутствие или повреждение пылезащитного чехла на шаровых опорах.

8. Шасси

Рама, несущие элементы кузова

Визуальный контроль.

1) Трещины или деформация рамы или несущих элементов;
2) Ненадежность соединений;
3) Коррозия, снижающая прочность.
Бамперы, боковые защитные и заднее противооткатное устройство

Визуальный контроль.

1) Ненадежное крепление или повреждение которое может послужить причиной травмы;
2) Боковые защитные или задние противооткатные устройства не соответствуют действующим предписаниям.
Кронштейн запасного колеса

Визуальный контроль.

1) Трещины или деформация кронштейна;
2) Запасное колесо закреплено ненадежно.
Сцепные устройства

Визуальный контроль с целью определения степени износа и наличия предохранительных устройств.

1) Предельный износ деталей;
2) Ненадежное крепление сцепного устройства к раме;
3) Отсутствие, либо неисправность предохранительных устройств.

++

Карданный валВизуальный контроль.1) Ослаблены, либо отсутствуют крепежные детали;
2) Поврежден, либо изогнут карданный вал;
3) Отсутствуют, либо повреждены защитные элементы трансмиссии;
4) Износ подшипников карданного вала.
Опорные устройства полуприцепов

Визуальный контроль, проверка работоспособности механизмов подъема, опускания и фиксации опор.

1) Ослаблены, либо отсутствуют крепежные детали;
2) Заедание механизма подъема и опускания опор;
3) Самопроизвольное опускание опор при движении АТС.

9. Кабина и кузов

Общее состояние и установка

Визуальный контроль.

1) Непрочно закрепленная или поврежденная панель кузова, которая может послужить причиной травмы;
2) Трещины на стойках кузова;
3) Не герметичность салона, допускающая проникновение газов из моторного отсека или выпускной системы двигателя;
4) Кузов или кабина ненадежно или геометрически неточно закреплены на раме;
5) Коррозия несущих элементов кузова;
6) Неисправны замки бортов грузового кузова.
Двери и дверные замки

Визуальный контроль.

1) Дверь плохо открывается или закрывается;
2) Дверь не остается в закрытом положении;
3) Изношены петли и замки дверей.
Пол сильно изношен или закреплен ненадежно.
Пол

Визуальный контроль на смотровой канаве.

Пол сильно изношен или закреплен ненадежно.
Сиденья

Визуальный контроль.

1) Сиденье водителя плохо закреплено, не работает механизм регулировки положения кресла;
2) Пассажирские сиденья неисправны или закреплены ненадежно.
Подножки кабины

Визуальный контроль.

Подножки закреплены ненадежно, либо их состояние может пос��ужить причиной травмы.
Брызговики

Визуальный контроль.

1) Отсутствуют, плохо закреплены;
2) Недостаточное пространство между брызговиком и колесом.

10. Двигатели и системы, связанные с воздействием на окружающую среду

Отработавшие газы. Двигатели с искровым зажиганием (бензиновые, газовые)

Замерить содержание токсичных веществ в отработавших газах, в соответствии с действующими предписаниями.

1) Превышение предельно допустимой нормы любым токсичным компонентом отработавших газов;
2) Неисправность оборудования для снижения токсичности отработавших газов.
Двигатели с воспламенением от сжатия (дизельные)

Замерить дымность отработавших газов.

Дымность отработавших газов превышает допустимые нормы.
Топливный бак, трубопроводы и топливная аппаратураВизуальный контроль.1) Ненадежное крепление или повреждение бака или трубопроводов;
2) Негерметичность или отсутствие крышки заливной горловины;
3) Утечки топлива из бака в соединениях или из аппаратов топливной аппаратуры;
4) Не соблюдаются требования, предъявляемые к газовой аппаратуре.
Выхлопные трубы и глушителиВизуальный контроль.1) Ненадежное крепление системы выпуска, негерметичность труб соединений и глушителей;
2) В кабину или пассажирский салон проникают выхлопные газы.

11. Другое оборудование

Ремни безопасностиВизуальный контроль.1) Ремни безопасности отсутствуют или повреждены;
2) Неисправен инерционный механизм ремня.
ОгнетушительВизуальный контроль.1) Отсутствует или количество огнетушителей не соответствует предписаниям;
2) Нет пломбы, либо истекший срок годности.
Знак аварийной остановкиВизуальный контроль.Отсутствуют, либо не соответствует предписаниям.
Аптечка для оказания первой медицинской помощи

Визуальный контроль.

Отсутствуют, либо не соответствует предписаниям.
Система звуковой сигнализации

Визуальный контроль и проверка работы.

1) Звуковой сигнал не работает;
2) Орган управления работает не четко.
Спидометр

Проверка при дорожном испытании.

1) Не работает;
2) Неисправна подсветка.
Тахограф (если установка на АТС предусмотрена нормативными документами)Визуальный контроль.1) Тахограф не работает;
2) Пломбы отсутствуют, либо нарушены;
3) Калибровочная табличка отсутствует или просрочен срок очередного контроля;
4) Наличие признаков вмешательства в его работу.

12. Дополнительный контроль для автобусов

Двери

Визуальный контроль проверка работы.

1) Неисправны или сильно изношены;
2) Не работает система аварийного открывания дверей.
Аварийные выходы

Визуальный контроль проверка работы.

1) Неисправны;
2) Отсутствует или неразборчива маркировка.
Сиденья для пассажиров

Сиденья для пассажиров.

1) Сиденья неисправны или ненадежно закреплены;
2) Изменены конструкция или место расположения сидений;
3) Не работает механизм фиксации откидного сиденья.
Сиденье водителя (дополнительные требования)

Визуальный осмотр.

1) Неисправны специальные приспособления, такие как противосолнечный козырек или противоослепляющий фильтр;
2) Ненадежная защита водителя.
Проходы, места для стоящих пассажировВизуальный контроль.1) Повреждены или ненадежно закреплены поручни;
2) Неудовлетворительное состояние пола.
Лестницы и ступенькиВизуальный контроль.Изношенное состояние.
Система вентиляцииВизуальный осмотр и проверка работы.Работает неисправно.
Устройства внутреннего освещения и табличка с указанием маршрута

Визуальный осмотр и проверка работы.

Устройство неисправно или не соответствует действующим предписаниям.
Система связи для пассажиров

Визуальный осмотр.

1) Поврежден сигнал;
2) Повреждены сигнал требования остановки или предупредительное устройство для водителя.