Постановление
пленума Верховного суда Республики Узбекистан
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ПО СУДЕБНЫМ ДЕЛАМ
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10 и 19 декабря 2003 года № 20)
Право обращения с заявлениями, предложениями и жалобами каждого лица непосредственно самим и вместе с другими, закрепленное в статье 35 Конституции Республики Узбекистан полностью освещено в действующем законодательстве. Постоянное совершенствование работы с обращениями граждан является одной из важных непосредственных задач государственных органов, в том числе судов.
Результаты изучения практики рассмотрения обращений граждан по судебным делам показывают, что в судах работа с обращениями в основном организована правильно, вместе с тем имеются обстоятельства, требующие руководящих разъяснений относительно требований, предъявляемых к обращениям, порядка и сроков их рассмотрения, прав и обязанностей обращающегося, прав, обязанностей и задач рассматривающих обращения лиц и других вопросов.
В этой связи Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обязательность рассмотрения обращений граждан — заявлений, предложений и жалоб по судебным делам в порядке и сроки, определенные в законе, и их законного, обоснованного и справедливого разрешения является конституционным требованием.
В соответствии с этим указать, что допущение без уважительных причин бюрократизма (волокиты) при разрешении обращений, безосновательное отклонение рассмотрения обращений, дача по ним необоснованных, противоречащих закону заключений или за обращение или критику, изложенную в обращении, а также нарушение законодательства об обращениях граждан, причиняя серьезный ущерб правам граждан или охраняемым законом интересам граждан, общества и государства предусматривает административную или уголовную ответственность.
См. предыдущую редакцию.
2. Обращения лиц в суды, исходя из содержания и формы, делятся на обращения процессуального либо не процессуального характера. Понятие таких обращений в законодательных актах не содержится.
В связи с этим, разъяснить судам, что исходя из содержания и формы, обращения участников процесса или лиц, не привлеченных к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос, связанные с рассмотрением дела, а также предусмотренные в процессуальных законодательных актах считаются обращениями процессуального характера.
А обращения не связанные с рассмотрением по существу определенных дел в суде, не предусмотренные непосредственно процессуальным законодательством, не являющиеся основанием для совершения процессуальных действий либо вынесения процессуального судебного акта, не признанные в качестве доказательств, являются обращениями не процессуального характера.
Суды должны учитывать, что порядок рассмотрения в суде обращений не процессуального характера отличается от порядка рассмотрения обращений процессуального характера. В частности, лица, имеющие право обращения в суд процессуального характера, их права и обязанности, вопросы порядка и сроков рассмотрения . обращений, регулируются специальными законами — Гражданским процессуальным кодексом, Уголовным процессуальным кодексом, Кодексом об административной ответственности Республики Узбекистан, а также другими законодательными актами, связанными с судебным процессом.
Правила рассмотрения обращений не процессуального характера предусмотрены Законами «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об обращениях физических и юридических лиц», «О гарантиях и свободе доступа к информации», утвержденным приложением к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 2015 года № 73, Типовым положением «О порядке работы с обращениями физических и юридических лиц в государственных органах и государственных учреждениях» и другими такими же законодательными актами, а также инструкциями, связанными с порядком ведения делопроизводства в судах.
Правила, указанные в постановлении данного Пленума, связаны с рассмотрением обращений процессуального характера.
Указать судам, что исходя из содержания статьи 2 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» при рассмотрении и разрешении обращений не процессуального характера правила установленные настоящим Законом не применимы.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
3. Лица, имеющие право обращения по судебным делам, порядок, сроки, права и обязанности обращающегося, права, обязанности и задачи лиц, рассматривающих обращения, — эти вопросы регулируются нормами специальных законов — уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административного законодательства.
4. В действующем законодательстве четко определен круг участников судебного процесса (раздел 2 УПК, глава 5 ГПК, глава 22 КоАО). Особое внимание должно быть уделено тому, что каждый участник судебного процесса обладает особыми процессуальными правами и обязанностями, в частности различны также их права выражения отношения к действиям и решениям судьи и суда. В судах рассматриваются обращения лишь участников судебного процесса. В этой связи разъяснить, что понятие «участники судебного процесса» шире понятия «участники судебного заседания». Лица, не участвовавшие в судебном заседании, имеют право обращаться по судебным делам и актам, если они в какой-либо мере затрагивают их права и интересы.
5. Судьи обязаны своевременно решить вопрос приема или отказа в приеме обращений граждан. Отметить, что обращения, поступившие посредством почтовой связи или других учреждений и должностных лиц либо направленные другими учреждениями и должностными лицами в случаях, когда вопрос их разрешения не относится к судам, должны быть направлены не позже пятидневного срока соответствующему учреждению или должностным лицам, о чем нужно известить также гражданина.
6. Отказ в приеме обращений допускается лишь на основаниях, определенных в законе. Закон не возлагает на обращающегося обязанность юридически четкого изложения своих требований и указания обосновывающих их норм материального права. В соответствии с этим нельзя отказать в приеме обращений по этим основаниям.
7. Обращения по делам, принятым в суд, поступившие до их рассмотрения, рассматриваются в судебном заседании вместе с делом.
8. Не требуется отдельной регистрации обращений, сделанных гражданами в процессе судебного заседания. Об этом делается отметка в протоколе судебного заседания, письменное обращение приобщается к делу.
Суд (судья) по обращениям, сделанным в судебном заседании, обязан незамедлительно принять решение, узнав мнение сторон по ним.
9. На суды (судей) не возлагается обязанность информирования сторон, а также прокуроров, имеющих полномочие внести протест, об определениях относительно обращения участников процесса и направления копий подобных определений.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09).
10. В статьях 479,498 и 510 Уголовно-процессуального кодекса конкретно указан круг участников судебного процесса, обладающих правом обжалования в установленном порядке не вступившего в законную силу приговора, определения, решения суда первой инстанции, а также правом ходатайства в надзорном порядке о пересмотре вступивших в законную силу решений суда. В частности, вправе подать жалобу на не вступившее и вступившее в силу решение суда осужденный, его защитник, законный представитель, а также потерпевший, его представитель, в части приговора о гражданском иске — гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, в части приговора о причинах и основаниях оправдания — оправданное в суде лицо, его защитник и законный представитель.
См. предыдущую редакцию.
Согласно статье 310 Гражданско-процессуального кодекса правом обращения о проверке законности, обоснованности и справедливости судебного решения по гражданским делам обладают лишь участвующие в деле лица — стороны, третьи лица, их представители и участники судебного процесса, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос (ст. 33 ГПК).
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
Вместе с тем, разъяснить, что представители и адвокаты, полномочия которых оформлены в порядке, установленном статьями 52-53 Гражданско-процессуального кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с требованием части 2 статьи 54 УПК имеют право обращения с жалобами в апелляционном, кассационном и надзорном порядке лишь в случае наличия специального разрешения о полномочии внесения самостоятельного протеста на судебные решения.
Согласно статье 314 Кодекса об административной ответственности решение, вынесенное по делу об административном нарушении, имеют право обжаловать лишь лицо, в отношении которого вынесено решение, потерпевший, а также их законные представители и представители (адвокаты и др.).
Обращения граждан, не являющихся участниками судебного процесса, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по судебным делам в суды не принимаются и не рассматриваются. По подобным обращениям, ошибочно принятым или поступившим по почте либо направленным другими учреждениями и должностными лицами, требование соответствующего процессуального закона дать мотивированный ответ лишь самому обратившемуся.
Данная норма также распространяется на подобные обращения, направленные депутатами, средствами массовой информации, органами самоуправления граждан, представительными органами, государственными и негосударственными структурами, учреждениями, их должностными лицами и другими.
11. Согласно требованиям ст. 17 Закона «Об обращениях граждан», обращения граждан, направленные в государственный орган, в полномочия которого не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом гражданину. Запрещается безосновательная передача обращения на рассмотрение другим государственным органам или направление его тем государственным органам или должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. Если обращения граждан не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие органы, то они в тот же срок возвращаются гражданину с мотивированным разъяснением.
В случае возникновения необходимости в дополнительных сведениях, справках и материалах для всестороннего и объективного рассмотрения обращения граждан должностное лицо государственного органа, рассматривающее это обращение, может дополнительно собрать информацию.
В необходимых случаях государственный орган, рассматривающий обращение граждан, должен обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
В исключительных случаях, при невозможности рассмотрения обращения в отсутствие обращающегося или другого лица, они могу быть вызваны должностным лицом государственного органа.
12. В обращениях должны быть указаны фамилия, имя, место жительства или исполнения наказания гражданина, являющегося участником судебного процесса, судебное решение или процессуальное действие, по поводу которого обращается, обстоятельно изложены сущность обращения и причины обосновывающие его, предъявляемое требование или просьба, конкретно указаны время и место написания, представления обращения и обязательно должны быть подписаны самим обращающимся. В результате невыполнения этих условий, когда нет возможности определить, что обращающийся действительно является участником судебного процесса, а также в других случаях, когда есть достаточно оснований считать обращение анонимным, обращения не рассматриваются.
13. К обращениям в надзорном порядке обязательно должны быть приложены все судебные решения, ответы по ранее сделанным обращениям, а в случаях, когда необходимо уплатить пошлину, — соответствующие платежные квитанции, если обращение сделано через представителя, — нотариально или иным законным образом оформленная доверенность, ордер адвоката с печатью и в соответствии с конкретными обстоятельствами подлинники и копии необходимых документов.
Отсутствие таких документов, важных для правильного разрешения обращения, сначала исходя из конкретных обстоятельств и возможности может быть основанием для оставления его без движения, объяснив порядок и срок исправления недостатков, в случае же невыполнения требования — для оставления без рассмотрения или возвращению с указанием причины.
Указать, что вместе с тем в соответствии с действующим законодательством граждане и во время рассмотрения их обращения имеют право представить дополнительные документы или просить орган, рассматривающий обращения, истребовать документы от соответствующего лица или ведомства, а также лицо, проверяющее обращение, тоже может истребовать соответствующие документы, нельзя допускать волокиту вследствие не рассмотрения обращений из-за незначительных причин.
14. Одно из важных условий объективной работы с обращениями — не давать обращения для рассмотрения тому лицу (судье, составу суда, работнику суда), решения и действия которого обжалуются. Нарушение данного правила приводит к искусственному росту дел в судах в результате повторных обращений и правомерным недовольствам граждан.
15. Судьи обязаны рассмотреть обращения объективно, полно, всесторонне и в законные сроки; проверить законность, обоснованность и справедливость решений, действий суда (судьи), явившихся причиной обращения, наряду с выяснением причин и условий возникновения правонарушений выразить соответствующее отношение к ним; обеспечить восстановление нарушенных прав граждан, реальное исполнение решения принятого в связи с обращением.
В случае, когда обращения явились основанием для рассмотрения дела в апелляционном и кассационном порядке, а также в соответствии с интересами, которые они затрагивают, то достаточно, чтобы копия судебного решения представлялась или рассылалась именно этим участникам судебного процесса, такие обращения отдельного ответа не требуют.
При рассмотрении обращений в надзорном порядке обязательно письменное уведомление обратившегося участника судебного процесса о результатах проверки и сущности принятого решения.
16. При отказе в удовлетворении обращения, внесенного в надзорном порядке, или его частичном удовлетворении необходимо изложить разъяснение требований соответствующих правовых норм понятными для простых людей словами, общепризнанными терминами и названиями. В ответах не требуется указания обстоятельств, явившихся основаниями принятия судебных решений (в частности, содержания обвинения, предмета спора и др.), так как обращения подаются самими участниками судебного процесса и эти обстоятельства им известны. Решение и ответ, принимаемые по поводу обращения, обязательно должны быть на языке, на котором они написаны или языке производства конкретного судебного дела.
17. Судьи обязаны строго соблюдать сроки рассмотрения обращений, определенные в процессуальных законах.
Судья, председательствовавший при рассмотрении дела в суде первой инстанции, лично ответственен за соблюдение сроков и порядка оформления дел для рассмотрения на основании обращений в судах апелляционных, кассационных инстанций.
18. Если суд при рассмотрении дела на основании обращений в апелляционном и кассационном или надзорном порядке придет к решению об отсрочке рассмотрения дела, то об этом он выносит обоснованное определение. А при продлении срока рассмотрения дела в вышестоящем суде председателем соответствующего суда вынесение определения не требуется, но участники процесса должны быть проинформированы об этом.
19. Разъяснить судам, что необходима точная регистрация времени поступления обращений для учета срока разрешения любого обращения со дня их поступления в суд, каждое обращение может быть передано исполнителю и приложено к документам дела лишь после его регистрации в канцеляриях судов, это правило также распространяется и на апелляционные, кассационные жалобы, непосредственно поданные участниками судебного процесса, а это в свою очередь является средством определения законности сроков подачи обращений, касающихся судебных дел (особенно кассационных жалоб).
Указать необходимость возвращения вместе с делом копий ходатайств с указанием времени их регистрации в соответствующих судах, так как несвоевременное поступление требуемого дела без уважительных причин не может быть основанием продления сроков разрешения обращений.
Срок оставления обращения без рассмотрения с разъяснением обращающемуся с указанием порядка и срока устранения соответствующих недостатков не прибавляется к сроку его разрешения.
20. Если в обращении приводятся обстоятельства о нарушении норм процессуального закона при рассмотрении конкретного дела судом (судьей) и имеется необходимость проведения служебного расследования по поводу действий суда (судьи), дело направляется для проведения такого расследования в соответствующую квалификационную коллегию судей и лишь после получения ее заключения рассматривается в кассационном порядке.
Судья, участвовавший в проведении служебного расследования и подписавший составленное в связи с этим заключение, может в последующем участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, в апелляционном, кассационном суде и в порядке судебного надзора.
21. В случае необходимости уплаты государственной пошлины обращения без приложения соответствующей платежной квитанции сначала остается без движения, а после объяснения с указанием срока устранения недостатка, который уже прошел, оно считается неподанным и возвращается.
При наличии обоснованных заявлений об освобождении от уплаты государственной пошлины обращения рассматриваются после разрешения заявлений в соответствующем порядке.
22. Отсутствие документов, подтверждающих соответствующее отношение областного и приравненного к нему судов к судебным делам, может быть причиной их нерассмотрения в Верховном суде.
Такие обращения лишь при наличии достаточных оснований об отсутствии отношения областного суда могут быть направлены в этот суд.
23. Во всех случаях, когда обращения в надзорном порядке рассмотрены с истребованием дела, если вытекает решение об отсутствии оснований для внесения протеста, о чем составляется обоснованное заключение за подписью рассмотревшего его лица. Заключение утверждается лицом, имеющим право внести протест. После утверждения заключения лицо, рассмотревшее обращение, может направить за своей подписью обоснованный ответ.
Без наличия подтверждающих данных о разрешении вопроса истребования дела или ответа на обращение уполномоченным лицом у лица, рассмотревшего обращение, не возникает права ответа по этому поводу за своей подписью.
В случае подачи отдельных обращений с изложением одинаковых обстоятельств непосредственно самим участником судебного процесса и участником судебного процесса, являющимся его представителем (защитником и др.), пишется единый обоснованный ответ на приведенные в них все обстоятельства, копии которого должны быть направлены каждому.
24. На поданные повторно в надзорном порядке обращения в один и тот же суд, если они по своему содержанию и сущности не отличаются от прежнего и не являются основанием для внесения протеста, можно ограничиться указанием на ранее данный ответ. Исключением являются случаи необходимости дополнения, изменения первоначального ответа или всестороннего пересмотра и полного рассмотрения обращения.
Лицо, рассмотревшее ранее ходатайство о внесении протеста и составившее заключение об отказе в этом, не может рассматривать повторные обращения, но у лица, утвердившего это заключение, имеющее полномочие внести протест, сохраняется право утверждения повторного заключения или внесения протеста.
25. Обращения, поступившие в вышестоящие суды по вопросам исполнения судебных решений, направляются с указанием организации исполнения в суд, принявший то решение, или в суд, расположенный в месте исполнения решения, или территориальное подразделение Департамента исполнения судебных решений, материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов.
26. В соответствии с Законом «О судах» и действующими процессуальными законами правильная организация приема граждан руководителями судов, прежде всего, является их законной обязанностью. Поэтому разъяснять необходимость уделения этому вопросу постоянного внимания, точного определения согласно закону дней, часов приема, недопустимость безосновательного переноса определенного дня, времени и места, изменения графика приема руководителем суда в случае отсутствия уважительных причин: необходимая служебная командировка, отпуск, болезнь.
Руководители судов обязаны организовать централизованную, точную и единую регистрационную систему приема обращений в каждом суде.
27. Рассмотрение обращений по судебным делам является не только средством реализации и защиты прав граждан, но и посредством их возникает возможность выявления и устранения недостатков в деятельности судов. В результате обобщения (анализа) практики разрешения обращения можно определить, какие имеются недостатки в осуществлении правосудия, на что нужно усилить внимание и какие принять меры. Если увеличиваются обоснованные жалобы о суде, судье, нужно обратить внимание на возможность наличия недостатков в деятельности этого суда или судьи, снижение уровня соблюдения законов, нарушение законных прав и интересов граждан. Поэтому все судьи должны постоянно анализировать поступающие в суды заявления и жалобы, выяснять причины допускаемых недостатков и намечать конкретные меры по устранению имеющихся недостатков.
28. Судам рекомендуется при разрешении обращений граждан строго соблюдать процессуальные законы, не оставлять без внимания ни одного случая нарушения закона, принимать меры оперативного исправления судебных ошибок, при разрешении обращений по судебным делам вести делопроизводство на основе принципа первичности интересов граждан, устанавливать объективную справедливость.
29. Верховным судам Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам и Военному суду Республики Узбекистан, исходя из чрезвычайной важности данного вопроса обеспечить выполнение решений Пленума, постоянно обобщать и не менее двух раз в год обсуждать данный вопрос на расширенном заседании Президиума.
28 декабря 1998 г.,
№ 31