Комментарий LexUz
Настоящий Порядок утратил силу в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции от 15 декабря 2011 года № 9 «О признании утратившим силу Порядка проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» (рег. № 442-2 от 27.12.2011 г.)
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. № УП-1658 «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. № 465 «О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан», законодательством Республики Узбекистан по бухгалтерскому учету и определяет процедуру проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий и его территориальными подразделениями (далее — Комитет).
1.2. В целях правильного и единообразного применения настоящего Порядка используются следующие понятия:
мониторинг — система сбора и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
санация — проведение комплекса мероприятий по оздоровлению финансово-хозяйственного состояния предприятий;
экономическая несостоятельность — неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества;
банкротство — признание в установленном порядке экономической несостоятельности предприятия, объявленного хозяйственным судом банкротом;
добровольная ликвидация — это внесудебная процедура, осуществляемая в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банкротстве» по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с экономической несостоятельностью предприятия;
анализ финансово-хозяйственной деятельности — комплексное исследование предприятия с целью определения его финансовой устойчивости и платежеспособности на основе финансовых показателей.
1.3. Целью мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия (далее — мониторинг) является выявление и предотвращение причин, которые могут привести предприятие к экономической несостоятельности, и подготовка предложений по предотвращению банкротства для внесения в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации.
1.4. Основными задачами проведения мониторинга финансово-хозяйственного состояния предприятия являются предотвращение банкротства и обеспечение платежеспособности путем:
б) разработки предложений по проведению санации, реструктурированию предприятий, имеющих признаки несостоятельности или ликвидации экономически несостоятельных (банкротов) предприятий;
а) по отраслевому признаку — для выявления влияния экономических факторов на состояние предприятий отрасли;
б) по региональному (территориальному) признаку — для выявления факторов регионального характера, влияющих на состояние предприятий независимо от их форм собственности.
2.2. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния конкретного предприятия осуществляется для определения его платежеспособности или экономического состояния в целом. Результаты, полученные на основе системы наблюдения за состоянием предприятий, обобщаются Комитетом в разрезе регионов и отраслей.
2.3. В результате мониторинга Комитетом разрабатываются конкретные предложения и мероприятия по реструктурированию предприятия.
а) «экспресс-диагностика» — выявление потенциальной платежеспособности предприятий путем анализа показателей системы критериев и применение данного метода в проведении мониторинга и анализа предприятий на уровне макроэкономики, при прогнозировании и определении динамики экономически несостоятельных и состоятельных предприятий в разрезе отраслей и регионов в целом;
б) глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия на микроэкономическом уровне с целью отслеживания процессов восстановления или утраты его платежеспособности, выхода из экономической несостоятельности или нарастания факторов предбанкротного состояния.
3.2. Исходные данные (сведения о долгах и финансовом состоянии предприятия) для проведения мониторинга и анализа предоставляются Министерством макроэкономики и статистики, Государственным налоговым комитетом, коммерческими банками, а также министерствами и ведомствами в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-1658 от 11.12.1996 года.
См. предыдущую редакцию.
3.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводится по системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия согласно Системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия.
(пункт 3.3 в редакции Системы критериев, утвержденной Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве макроэкономики и статистики Республики Узбекистан от 27 июля 1999 года № 12 (рег. № 803 от 25.08.1999 г.) — Бюллетень нормативных актов, 1999 г., № 10)
данные статистического учета в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной статистике».
3.6. Изучаются сведения о предприятии-должнике, исследуется состояние основных фондов и имущества, использование мощностей, динамика дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе и просроченной. Выявляются сильные и слабые стороны анализируемого предприятия, соотношение стоимости имущества и обязательств, возможность восстановления платежеспособности.
3.7. По предприятиям, в имуществе которых имеется государственная доля, Комитетом вносится предложение в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации для объявления предприятия банкротом или о предоставлении ему санации.
4.1. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятий, имеющих госдолю, осуществляется постоянно, анализ проводится в следующих случаях:
4.2. Проведение анализа осуществляется после поступления официального заявления кредитора в Комитет. К заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 7 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».
4.2.1. Комитет в течение 3 дней со дня получения заявления кредитора направляет извещение предприятию-должнику о представлении бухгалтерских документов для проведения анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия (приложение № 1).
4.2.2. После получения комплекта необходимых документов Комитетом проводится анализ, по результатам которого применяются процедуры, установленные действующим законодательством.
4.2.3. На должника заводится отдельное дело, сведения о предприятии и его финансово-экономические показатели заносятся в базу данных Комитета. Далее устанавливается мониторинг за его работой.
4.3. Мониторинг и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности по заявлению собственника проводится в том же порядке, как и по заявлению кредитора.
4.4. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об объявлении им о своем банкротстве принимается руководителем предприятия совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность.
4.4.1. Указанное решение утверждается собственником имущества предприятия-должника и Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий.
4.4.2. Предприятие-должник в течение 3 дней после принятого решения о добровольном объявлении себя банкротом представляет все результаты анализа, согласованного с кредиторами, в Комитет для получения подтверждения принятого решения.
4.4.3. Для утверждения решения предприятия-должника и кредитора о добровольной ликвидации Комитет проводит мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника.
4.4.4. Если результат мониторинга и анализа, проведенных предприятием-должником и кредиторами, сходится с результатом мониторинга и анализа, проведенных Комитетом, решение о добровольной ликвидации утверждается, в противном случае в установленном порядке возбуждается производство по делу о несостоятельности предприятия. Если результат мониторинга и анализа предприятия выявил его экономическую состоятельность, данные действия предприятия-должника могут оцениваться как неправомерные, т. е. заведомо ложное (фиктивное) объявление о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них скидок или рассрочки причитающихся им платежей.
4.5. Периодический мониторинг и анализ по внешним признакам несостоятельности проводится с целью определения состояния предприятий в регионах и отраслях в целом. На основе базы данных экономически несостоятельных предприятий по отраслям и по регионам изучаются закономерности, тенденции, структурные изменения по экономически несостоятельным предприятиям.
4.5.1. При этом анализируются финансовые и экономические показатели, изменения в объемах просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, тенденции увеличения или уменьшения количества несостоятельных и убыточных предприятий.
4.5.2. Комитет проводит периодический мониторинг и анализ с целью решения вышеизложенных задач и разрабатывает меры и рекомендации по реструктуризации, перепрофилированию и восстановлению платежеспособности предприятий, по отраслям и регионам в целом.
4.6. Мониторинг за проведением санации предприятий проводится по предприятиям, получившим государственную финансовую поддержку в соответствии с «Положением о санации экономически несостоятельных предприятий» по постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 465 от 28 декабря 1996 г. и протокольным поручением заседания Кабинета Министров № 2 от 29 апреля 1998 г. (п. 7).
4.6.1. Комитет осуществляет контроль за ходом санации хозяйствующих субъектов-должников и использованием средств на проведение санации. В течение всего установленного срока санации Комитетом ведется мониторинг финансовой деятельности предприятия и определяется поэтапная эффективность.
4.6.2. Комитет при необходимости оказывает санируемому предприятию практическую помощь в решении вопросов по успешному выполнению мероприятий санации. При этом глубоко изучаются причины, препятствующие ходу санации, и принимается решение о продолжении санации или о бесперспективности дальнейшей санации. Предложения о прекращении процесса санации вносятся Комитетом в государственный орган, вынесший решение о предоставлении санации.
5.1. Порядок проведения и оформления результатов мониторинга и анализа осуществляется в следующей последовательности.
5.2. Все сведения, поступившие в Комитет от Минмакроэкономстата, ГНК, коммерческих банков, хозяйственного суда, министерств, ведомств и предприятий, вносятся в книгу регистрации, которая ведется в управлении (отделе) мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
5.3. При первичной обработке материалов определяется перечень предприятий, по которым необходимо вести мониторинг, после чего направляется извещение руководителям этих предприятий, а также руководителям предприятий-должников о проведении мониторинга по заявлению кредитора (собственника) (см. приложение № 1).
5.4. Результаты изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий оформляются протоколом с участием представителей Комитета, кредиторов (собственников) и предприятия-должника. К протоколу прилагается заключение Комитета о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия для принятия решения Правительственной комиссией о передаче дел в хозяйственный суд для объявления банкротом или предоставлении санации.
5.5. Если в результате мониторинга и анализа выявлено, что ранее экономически несостоятельное предприятие стало экономически состоятельным, то об этом сообщается предприятию и другим заинтересованным сторонам (кредиторам, собственникам), и в их адрес направляется уведомление об изменении финансовых показателей (приложение № 2), однако сведения о предприятии остаются в базе данных Комитета для проведения периодического мониторинга по нему.
5.6. Если в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий выявлено, что предприятие находится в кризисном состоянии и на грани банкротства, Комитетом направляется в адрес предприятия уведомление с конкретными рекомендациями, направленными на предотвращение банкротства (приложение № 3).
6.1. Предприятие в лице руководителя несет в установленном порядке ответственность за надлежащее, полное и своевременное выполнение своих обязательств по проведению процедуры анализа и мониторинга финансово-хозяйственного состояния.
7.1. Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий в своей деятельности несет ответственность в установленном законодательством порядке.
| ||
__________________________________ | ||
(руководителю предприятия) | ||
от «___» _________199__г. | ||
Комитет (терр. управление) по делам об экономической несостоятельности извещает Вас о том, что согласно представленным данным Вашего кредитора (банк, предприятие, организация) Ваше предприятие имеет признаки неплатежеспособности. | ||
В связи с этим необходимо провести анализ финансово-хозяйственного состояния Вашего предприятия Комитетом (тер. управлением). | ||
Обязываю Вас для проведения анализа представить в Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий (терр. управление) в трехдневный срок пакет нижеследующих документов: | ||
1.__________________________________________________________ 2.__________________________________________________________ 3.__________________________________________________________ 4.__________________________________________________________ | ||
(наименование документов) | ||
Документы должны быть представлены по адресу:___________________ | ||
____________________________________________________________ | ||
(почтовые реквизиты Комитета (тер. управления) | ||
Председатель (зам. председателя) Комитета Начальник (зам. начальника) управления | ||
________________ (подпись) | ________________ (Ф.И.О.) | |
| ||
_________________________ | ||
(руководителю предприятия) | ||
от «__» ___________ 199__ г. | ||
Комитет по делам об экономической несостоятельности при Госкомимуществе Республики Узбекистан уведомляет Вас, что Ваше предприятие | ||
__________________________________________________________ | ||
(полное наименование предприятия) (почтовые реквизиты, юридический адрес предприятия) | ||
на основании Закона Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. «О банкротстве», Указа Президента Республики Узбекистан № УП-1658 от 11 декабря 1996 г. «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий», № УП-1816 от 9 июля 1997 г. «О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. «О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан» предприятие________________________________________признано экономически состоятельным. | ||
Председатель (зам. председателя) Комитета Начальник терр. управления (зам. начальника терр. управления) | ||
___________ (подпись) | _________________ (Ф.И.О.) |
Руководителю _________________________________________ (наименование хозяйствующего субъекта, органа управления) | ||
| ||
№ ____ от ___________199 ____г. | ||
(на основании Закона Республики Узбекистан № 1054 от 5 мая 1994 г. «О банкротстве», Указа Президента № 1658 от 11 декабря 1996 г. «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий», № УП-1816 от 9 июля 1997 г. «О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств», постановления Кабинета Министров № 465 от 28 декабря 1996 г. «О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий» и протокольного решения заседания Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий от 23 октября 1997 г.) | ||
______________________________________________________ (Комитет по делам об экономической несостоятельности ______________________________________________________ предприятий или его территориальное подразделение) | ||
в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий установил: что__________________ ____________________________находится | ||
(наименование хозяйствующего субъекта подразделения) в предбанкротном состоянии, т.е. ___________________________ | ||
______________________________________________________ (необходимо отразить причины и показатели предбанкротного состояния). | ||
В связи с вышеизложенным предупреждаю Вас, что согласно ст. З Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» за неправомерные действия, повлекшие банкротство, должностные лица или собственники субъекта хозяйствования могут быть привлечены к ответственности. Предлагаю в срочном порядке принять меры по предотвращению угрозы банкротства и улучшению финансово-экономического положения. О принятых мерах сообщить до «___»__________199____г. | ||
Председатель (зам. председателя) Комитета Начальник (зам. начальника) тер. подразделения | ||
______________ | _______________________ | |
(подпись) | (Ф.И.О.) | |
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4 утратило силу в соответствии с Системой критериев, утвержденной Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве макроэкономики и статистики Республики Узбекистан от 27 июля 1999 года № 12 (рег. № 803 от 25.08.1999 г.) — Бюллетень нормативных актов, 1999 г., № 10)