Комментарий LexUz
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР» в наименовании и в тексте настоящего постановления слова «Узбекская ССР» заменены словами «Республика Узбекистан» в соответствующем падеже.
Верховный Совет Республики Узбекистан отмечает, что за последнее время в республике значительно усилилась социальная напряженность, возросла преступность, ослаблена общественная, государственная, трудовая дисциплина. Особую озабоченность вызывает распространенность таких опасных преступлений, как убийства, посягательства на здоровье и личную неприкосновенность граждан, разбойные нападения, грабежи, кражи социалистического и личного имущества граждан, взяточничество, спекуляция, других преступлений, связанных извлечением нетрудовых доходов. Имеют место случаи корыстных злоупотреблений при создании и в процессе функционирования отдельных видов кооперативов. Поднимают голову и пытаются оказывать активное воздействие на обстановку в республике разного рода дельцы, экстремистски настроенные лица, которые, нередко прикрываясь маской «борцов» за права человека, присваивают себе право выступать от имени народов республики. По инициативе таких лиц проводятся несанкционированные митинги, демонстрации и собрания, на которых они пропагандируют антиобщественные идеи, допускают грубые выпады против партии и правительства, советских вооруженных сил, толкают отдельные группы населения, особенно молодежь, на антисоциальные поступки, нарушения советских законов. Особенно обострилась обстановка после опубликования проекта Закона о государственном языке Республики Узбекистан.
Такие действия дестабилизируют общественно-политическую обстановку, подрывают веру людей в способность органов государственной власти защитить интересы населения, порождают различные слухи, вызывают недовольство населения.
Верховный Совет республики считает, что сложившаяся крайне напряженная обстановка во многом связана с серьезными недостатками в деятельности государственных органов, общественных организаций, руководителей министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений, кооперативов, колхозов и совхозов, трудовых коллективов по воспитанию советских людей в духе уважения к законам, установленному порядку и дисциплине, пресечению попыток дестабилизировать положение в городах и кишлаках. Правоохранительные органы не обеспечивают строгое и неукоснительное соблюдение законодательства, проявляют снисходительность и неоправданный либерализм в отношении антиобщественных элементов, не применяют к ним предусмотренных законом мер.
В целях обеспечения общественной безопасности, укрепления порядка и дисциплины, защиты прав и законных интересов граждан, пресечения преступлений и других правонарушений Верховный Совет Республики Узбекистан постановляет:
1. Потребовать от всех органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и других правоохранительных органов республики своевременно и в полном соответствии с законом применять установленные меры воздействия к лицам, совершающим преступления, нарушающим общественный порядок, решительно пресекать проявления экстремизма, любые действия, направленные на возбуждение и разжигание национальной вражды и розни.
Каждый случай бездействия и неприменения установленных законом мер к виновным лицам рассматривать как грубейшее нарушение служебного долга, несовместимое с дальнейшей работой в правоохранительных органах.
2. Предоставить право работникам органов внутренних дел при пресечении действий преступных элементов и лиц, грубо нарушающих общественный порядок, дезорганизующих работу транспорта, посягающих на честь, достоинство и телесную неприкосновенность граждан и должностных лиц, применять средства активной защиты: резиновые палки, наручники, специальные приемы пресечения антиобщественного поведения.
Указанные средства могут быть применены в том случае, когда работник органов внутренних дел предупредил лицо о недопустимости нарушения им законов, а последний злостно не реагировал на сделанное ему предостережение или сопротивлялся законным действиям должностного лица.
В случае нападения на работника органов внутренних дел, средства активной защиты применяются без предупреждения.
Решение о применении средств активной защиты принимается самим работником милиции в строгом соответствии с установленным законодательством.
Во время группового хулиганства, массовых беспорядков, задержания вооруженных преступников могут быть применены и другие специальные средства в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Узбекистан. Совету Министров Республики Узбекистан в месячный срок рассмотреть предложения МВД Республики Узбекистан по этому вопросу.
3. Повысить ответственность руководителей предприятий, организаций учебных заведений, других учреждений и общественных организаций за обеспечение трудовой и производственной дисциплины, общественного порядка возглавляемых ими трудовых коллективах.
Установить, что предоставление указанными руководителями и другими должностными лицами участникам несанкционированного собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации помещений, иного государственного или общественного имущества (средств связи, множительной и др. техники, оборудования, транспорта) или создание иных условий для организации и проведения таких мероприятий, влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность — штраф в размере до одной тысячи рублей. Они могут быть также лишены премий на срок до одного года, а по решению вышестоящих органов они могут быть понижены в должности на тот же срок. Независимо от применения перечисленных мер, причиненный их незаконными действиями материальный ущерб подлежит взысканию с них в судебном порядке.
4. Участие граждан в рабочее время в несанкционированных митингах, уличных шествиях и демонстрациях должно рассматриваться как прогул без уважительных причин и влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами трудового законодательства республики. Этим лицам может быть также перенесена очередь на получение жилой площади, они могут быть лишены премий и других льгот, продолжительность трудового отпуска им сокращается на количество дней прогула.
5. Организаторы несанкционированных собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций наряду с другими предусмотренными законом мерами воздействия, возмещают в судебном порядке материальный ущерб, причиненный в результате противоправных действий предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Они также лишаются премий и других доплат сроком на один год, им переносится очередь на получение жилья, а также сокращается отпуск на количество дней прогула.
6. Исполкомам местных Советов народных депутатов усилить контроль за деятельностью органов внутренних дел по решительному пресечению преступности и нарушений общественного порядка. Активизировать работу созданных временных комитетов, товарищеских судов, ДНД и других общественных формирований. Рекомендовать Советам трудовых коллективов поощрять материально и морально членов ДНД. Прокуратуре республики, облисполкомам изучить практику дачи разрешений на проведение митингов, собраний, шествий и демонстраций, навести в этом деле должный порядок.
7. Верховному суду Республики Узбекистан изучить практику исполнения законов об ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и дать руководящие разъяснения по правильному и единообразному применению данного законодательства.
8. Отметить бездействие со стороны Министерства народного образования республики, его органов на местах, в вопросах повышения уровня воспитательной работы среди студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Возложить конкретную, персональную ответственность за состояние этой работы на руководителей министерства и подчиненных ему учреждений и учебных заведений.
9. Совету Министров республики в месячный срок рассмотреть вопросы улучшения материально-технического обеспечения органов внутренних дел города Ташкента, улучшения условий труда и быта их сотрудников. Предусмотреть выделение для этих органов автотранспорта из рыночных фондов.
В целях поощрения наиболее отличившихся в работе по укреплению общественного порядка сотрудников органов внутренних дел республики, в первую очередь рядового и сержантского состава, считать необходимым выделить 500 тысяч рублей из республиканского и областных бюджетов на 1989—1990 годы.
10. Средствам массовой информации углубленно и достоверно освещать состояние правопорядка в республике, ход осуществления мер по борьбе с преступностью; на конкретных примерах разъяснять положения законов о равенстве граждан независимо от их принадлежности к той или иной национальности.
11. В связи с принятием настоящего постановления Президиуму Верховного Совета Республики Узбекистан внести соответствующие изменения в законодательство Республики Узбекистан.