Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность).
Законодательство о промышленной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о промышленной безопасности, то применяются правила международного договора.
Промышленной безопасностью является состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и их последствий.
Аварией на опасных производственных объектах является разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Инцидентом на опасных производственных объектах является отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований, содержащихся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности.
К опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:
1) используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II и III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами;
взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
отходы производства, содержащие вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека и окружающей среды;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
5) ведутся горные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Опасные производственные объекты подлежат обязательному учету в государственном реестре опасных производственных объектов специально уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности (далее — специально уполномоченный государственный орган).
См. последующую редакцию.
Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии со статьей 4 настоящего Закона в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственное регулирование в области промышленной безопасности осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченный государственный орган, а также другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.
Комментарий LexUz
См. Положение о Государственном комитете промышленной безопасности Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 1 февраля 2019 года № 75.
Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Для осуществления строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта необходимо наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации.
Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменение проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, осуществляют авторский надзор в установленном порядке.
Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяется соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
соблюдать требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, соответствующих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственным процессом в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 15 настоящего Закона, а также проведение диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию специально уполномоченного государственного органа или других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;
выполнять приказы, постановления и предписания специально уполномоченного государственного органа и других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента, а также при обнаружении иных обстоятельств, отрицательно влияющих на промышленную безопасность;
участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению причин, приведших к аварии, и их профилактике;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по их устранению и профилактике;
своевременно информировать в установленном порядке специально уполномоченный государственный орган, другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности, органы государственной власти на местах, а также органы самоуправления граждан и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников опасных производственных объектов в случае аварии;
соблюдать требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;
незамедлительно информировать соответствующих лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
приостанавливать работы в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте в установленном порядке;
участвовать в проведении работ по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте в установленном порядке.
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
заключать с соответствующими профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные аварийно-спасательные службы или нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте в соответствии с законодательством;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий на случай аварии на опасном производственном объекте, а также поддерживать указанные системы в исправном состоянии.
Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется в целях проверки выполнения требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет специально уполномоченный государственный орган, а также другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
См.: ст.ст. 10 — 14 Закона Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг».
Лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Экспертизой промышленной безопасности является оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.
проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
декларация промышленной безопасности и другие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие в установленном порядке аккредитацию на ее проведение, за счет средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект или предполагающей его эксплуатацию.
Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы устанавливаются специально уполномоченным государственным органом.
См. последующую редакцию.
По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом.
Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте проводится комиссией, возглавляемой представителем специально уполномоченного государственного органа. В состав указанной комиссии включаются:
представители органа государственной власти на местах, на территории которого располагается опасный производственный объект;
Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники, а также другие организации и государственные органы в пределах своей компетенции обязаны предоставлять комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте необходимую информацию для осуществления ею своих полномочий.
Результаты технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте оформляются актом, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, допустившие эти нарушения, меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и предложения по предупреждению подобных аварий.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
В случаях и порядке, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан, образуется государственная комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением установленных требований промышленной безопасности.
См. последующую редакцию.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности предоставляются в специально уполномоченный государственный орган или другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.
В целях обеспечения защиты населения и территорий от аварий на опасных производственных объектах и информирования государственных органов, органов самоуправления граждан и населения о состоянии промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, разрабатывает декларацию промышленной безопасности.
Для опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в абзацах втором, третьем и четвертом пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, в количествах, равных или превышающих предельные нормы, установленные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, разработка декларации промышленной безопасности обязательна.
Декларация промышленной безопасности должна включать всестороннюю оценку риска аварии на опасном производственном объекте, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварии, обеспечению готовности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, утвердивший декларацию промышленной безопасности, несет ответственность в установленном порядке за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается и предоставляется государственным органам, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте подлежит обязательному страхованию в порядке, устанавливаемом законодательством.
Комментарий LexUz
Работодатель несет ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу работников опасного производственного объекта в соответствии с трудовым законодательством.
Комментарий LexUz
См.: Правила возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года № 60.
Лица, виновные в нарушении законодательства о промышленной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Комментарий LexUz