За последние годы в Республике Узбекистан созданы прочные правовые основы в сфере достижения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, обеспечения их равного участия в управлении делами общества и государства, социально-правовой поддержки женщин.
Также приняты специальные стратегии и программы, направленные на обеспечение равного участия женщин и мужчин во всех сферах общественно-политичекой жизни страны. Вместе с тем совершенствуются механизмы обеспечения гендерного равенства.
Настоящий Закон укрепляет правовые основы проведения гендерного аудита, послужит усилению обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также проведения общественного контроля в данной сфере.
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 2019 года № ЗРУ-562 «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистана, 2019 г., № 9, ст. 587; 2021 г., приложение к № 4) следующие дополнения и изменения:
«гендерный аудит — изучение и оценка состояния соблюдения требований законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также комплексного гендерного подхода в деятельности государственных органов и организаций, в том числе при проведении кадровой политики»;
«комплексный гендерный подход — организация государственными органами и организациями своей деятельности, в том числе проведение кадровой политики в соответствии с законодательством о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин»;
изучение состояния организации государственными органами и организациями своей деятельности на основе комплексного гендерного подхода;
оценка состояния исполнения законодательства в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
Гендерный аудит проводится на основании утвержденного трехлетнего плана Федерацией профсоюзов Узбекистана в государственных органах и организациях в рамках общественного контроля.
Гендерный аудит проводится на основе методики проведения гендерного аудита, с учетом специфики деятельности государственных органов и организаций.
Для проведения гендерного аудита могут быть на общественных началах привлечены специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере.
Информация и предложения по результатам гендерного аудита направляются в Республиканскую комиссию по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи не позднее десяти рабочих дней после проведения гендерного аудита.
Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи в течение одного месяца рассматривает информацию и предложения по результатам гендерного аудита. По итогам рассмотрения информации и предложений по результатам гендерного аудита Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи определяет меры, направленные на поэтапное внедрение комплексного гендерного подхода в деятельность государственных органов и организаций, в том числе при проведении кадровой политики, и контролирует их реализацию.
Информация о результатах гендерного аудита размещается на официальном веб-сайте Федерации профсоюзов Узбекистана»;
3) в тексте статьи 10 слова «Комиссией по вопросам обеспечения Гендерного равенства Республики Узбекистан» заменить словами «Республиканской комиссией по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи»;
Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи:
участвует в реализации государственной политики, направленной на повышение роли женщин в обществе, достижение гендерного равенства между женщинами и мужчинами, укрепление семьи, защиту материнства, отцовства и детства;
содействует достижению фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, обеспечению принципа недопустимости дискриминации по признаку пола при продвижении на руководящие должности государственной службы;
участвует в разработке и реализации государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
принимает меры по изучению текущего состояния дел в обеспечении гендерного равенства, прав и законных интересов женщин, критическому анализу имеющихся проблем и их устранению;
принимает меры по социально-правовой поддержке женщин, повышению социально-экономической и социально-политической активности женщин наравне с мужчинами;
координирует деятельность государственных органов, направленную на достижение равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;
разрабатывает предложения по созданию специальных учреждений по защите прав и оказанию помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в связи с прямой или косвенной дискриминацией по признаку пола;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по принятию временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики и их отмене;
осуществляет контроль за исполнением законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
осуществляет прием, рассмотрение и анализ обращений физических и юридических лиц по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
осуществляет сотрудничество с международными организациями, соответствующими органами зарубежных стран в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и соблюдения международных стандартов в этой сфере».
Статья 2. Государственному комитету семьи и женщин Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.