к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 ноября 2020 года № ПП-4884
Мероприятия | Механизмы реализации | Сроки исполнения | Источники финансирования | Ответственные за исполнение | |
I. Повышение качества и эффективности системы дошкольного образования, увеличение охвата детей и количества дошкольных образовательных организаций | |||||
1. | Доведение уровня охвата детей в возрасте 3 — 7 лет дошкольным образованием до 65 процентов, в возрасте 6 лет — 82 процентов. | Практические меры. При этом: привлечение в систему дошкольного образования средств частного сектора, выделение льготных кредитов и субсидий; увеличение количества дошкольных образовательных организаций на основе государственно-частного партнерства; широкое налаживание деятельности обязательной бесплатной подготовки к школе и краткосрочных групп; строительство в рамках инвестиционной программы новых дошкольных образовательных организаций, сдача в эксплуатацию пустующих зданий и реконструкция дошкольных образовательных организаций. | Январь 2022 года | Средства Государственного бюджета и частного сектора | Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство финансов (Т. Ишметов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. | Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в системе дошкольного образования. | Утверждение плана мер. В плане мер предусматривается организация на базе онлайн образовательных курсов Moodle дистанционного обучения педагогов, создание для педагогов образовательной ресурсной базы в виде учебных материалов и видеороликов. | Июнь 2021 года | Средства международных организаций и Государственного бюджета | Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков) |
3. | Внедрение в систему дошкольного образовании современных форм обучения, новых педагогических и информационных технологий. | Практические меры. При этом: внедрение информационных систем проведения мониторинга роста и развития детей, охвата дошкольным образованием; совершенствование существующих учебно-воспитательных программ с учетом обычаев и национальных традиций регионов республики с целью развития у детей дошкольного возраста национальных ценностей и чувства любви к Родине; создание онлайн-платформы для детей с особыми потребностями в образовании; разработка совместно с ЮНИСЕФ и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана комплекса занятий в рамках программы «Онлайн-детский сад»; широкое внедрение системы электронных платежей для услуг дошкольного образования; внедрение межведомственной интеграции Системы электронного управления системой дошкольного образования (EMIS) с другими министерствами и ведомствами. | 2021-2022 годы | – | Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков) |
4. | Обеспечение непрерывности учебных программ и предметов дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования. | Утверждение концепции непрерывного образования по учебным программам и предметам дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования. В Концепции предусматривается: обеспечению непрерывности образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования; внедрение в образовательный процесс новых учебных программ и планов. | Декабрь 2021 года | – | Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев), Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов) |
5. | Создание инновационной исследовательской лаборатории для развития детей раннего возраста. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается: создание инновационной исследовательской лаборатории для развития детей раннего возраста; разработка на основе международных стандартов и требований критериев оценки и показателей развития детей дошкольного возраста; реализация комплекса мер, направленного на улучшение среды для физического, умственного, когнитивного и личностного развития ребенка. | Апрель 2021 года | – | Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев) |
6. | Укрепление взаимного сотрудничества между дошкольной образовательной организацией и родителями ребенка. | Практические меры. При этом: создание в дошкольных образовательных организациях центров консилиума для родителей; налаживание в составе центров консилиума деятельности «Школы молодых мам», «Школы бабушек», «Школы молодых отцов»; проведения смотров-конкурсов «Самая образцовая семья», «Семья книголюбов». | Сентябрь 2021 года | – | Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство по поддержке махалли и семьи (Р. Маматов) |
II. Повышение качества образования, поднятие кадрового потенциала и укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений системы общего среднего образования | |||||
7. | Установление порядка ведения деятельности директора школы на основе 3-летней программы и предоставления им по итогам года отчетов в местные Кенгаши народных депутатов. | Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах». В проекте закона предусматривается: определение полномочий районных (городских) Кенгашей народных депутатов в организации деятельности школы; заслушивание отчета директора школы в районных (городских) Кенгашах народных депутатов; рассмотрение вопроса о назначении директора школы и освобождения его от занимаемой должности. | Май 2021 года | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство юстиции |
8. | Совершенствование преподавания грамматики узбекского языка и разработка новейшей методики преподавания родного языка в соответствии с национальным духом. | Практические меры. При этом: | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Академия наук (Б. Юлдашев), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов) | |
упрощение и совершенствование грамматических понятий по предмету «Родной язык»; | Март 2021 года | ||||
пересмотр орфографических правил по предмету «Родной язык»; | Май 2021 года | ||||
обучение на основе единого учебника по предметам «Родной язык» и «Чтение» с целью гармоничного формирования навыков письма и чтения в начальных классах; введение в предмет «Родной язык и литература» для 5 — 11-х ?лассов тем «Культура речи» и «Ораторское искусство». | на основе плана издания | ||||
9. | Совершенствованиеметодики преподаванияточных и естественных дисциплин. | Утверждение программы мер. В программе мер предусматривается: объединение точных и естественных дисциплин с практикой; создание современных методических пособий для преподавателей; создание медиа ресурсов, направленных на развитие у учащихся навыков логического мышления, умения выводить из частных выводов общие выводы, применения общих выводов к частным случаям; проведение образовательного процесса при преподавании естественных дисциплин спиральным методом на основе изучения международного опыта; привлечение ученых, успешно защитивших магистерские и докторские диссертации, к преподаванию в общеобразовательных школах; увеличение практических часов для студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», обеспечивая проведение практики в образовательных учреждениях, расположенных в основном в отдаленных районах. | 2021/2022 учебный год | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Академия наук (Б. Юлдашев), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов) |
10. | Создание в общеобразовательных школах системы проведения экспертизы учебников и учебно-методических комплексов на опытно-экспериментальной основе с участием иностранных специалистов. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается: проведение экспертизы учебников и учебно-методических комплексов; формирование групп экспертов и рецензентов, участвующих в процессе проведения экспертизы и рецензирования с выплатой им вознаграждения; привлечение иностранных специалистов к данному процессу. | Апрель 2021 года | Фонд содействия реформам в сфере народного образования | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
11. | Внедрение системы отбора выпускников 4-х классов общих средних образовательных школ с целью продолжения их обучения в перспективе в специализированных классах. | Совместное решение исполнителей. В решении предусматривается: внедрение системы продолжения обучения выпускников 4-х классов общих средних образовательных школ в специализированных классах на основе результатов определения их интереса и способностей; утверждение порядка отбора и направления по предметам выпускников 4-х классов общих средних образовательных школ; образование комиссии по приему и регистрации документов в специализированные по предметам классы, проведению экзаменов по соответствующим предметам и рассмотрению обращений родителей, а также определение ее задач; определение порядка приема и отчисления учащихся специализированных классов по предметам. | Март 2021 года | Средства Государственного бюджета, средства международных финансовых институтов | Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У. Ташкентбаев), Государственный центр тестирования (М. Каримов), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова) |
12. | Применение практического опыта, методов, методического и методологического управления Международной школы математики в Каракульском районе в образовательном процессе специализированных школ с углубленным изучением математики, создаваемых в регионах. | Практические меры. При этом: направление преподавателей специализированных школ с углубленным изучением математики на стажировку в Международную школу математики; проведение мастер-классов в специализированных школах с углубленным изучением математики опытными педагогами Международной школы математики; в целях популяризации опыта Международной школы математики — обеспечение на курсах повышения квалификации директоров широкого освещения методики управления данной школой, включая создание методических пособий и видеофильмов. | Сентябрь 2021 года | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (А. Умаров) |
13. | Разработка и утверждение Концепции изучения нескольких иностранных языков в системе непрерывного образования. | Совместное решение исполнителей. В решении предусматривается: утверждение Концепции изучения нескольких иностранных языков в системе непрерывного образования; налаживание преподавания 2-х и более иностранных языков с 5-го класса — в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, с 7-го класса — в школах-интернатах и творческих школах за счет перевода в учебном плане отдельных предметов на языки, в том числе иностранные языки. | Октябрь 2021 года | – | Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство дошкольного образования (А. Шин), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов) |
14. | Использование произведений наших великих просветителей при разработке теоретических основ предмета «Воспитание» в общеобразовательных школах. | Практические меры. При этом: | Средства Республиканского целевого книжного фонда | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Республиканский центр духовности и просветительства (М. Хожиматов), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов) | |
широкое использование произведений наших великих просветителей при создании учебников по предмету «Воспитание» для 10-11-х классов; | Август 2021 года | ||||
пополнение при переиздании на основе периодичности учебника по предмету «Воспитание» для 1 — 9-х классов с широким использованием произведений наших великих просветителей. | На основе отдельного плана | ||||
15. | Совершенствование деятельности Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается: дальнейшее совершенствование механизма профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики в системе народного образования, внедрение современных форм и методов профориентации на основе передового опыта; создание безопасной среды инклюзивного обучения для детей посредством развития инклюзивного образования и предоставления социально-психологических услуг детям, родителям и педагогическим работникам; внедрение современных образовательных технологий в систему повышения квалификации присвоение квалификационных категорий психологам образовательных учреждений, а также упрощение и совершенствование системы проведения аттестации претендентов с учетом международного опыта. | Январь 2021 года | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев) |
16. | Присвоение Министру народного образования Республики Каракалпакстан, начальникам областных управлений народного образования и начальнику Ташкентского городского управления народного образования, заведующим районными (городскими) отделами народного образования соответственно статуса советника по вопросам образования и воспитания Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента, районов (городов), оказание им финансовой поддержки. | Организационные меры. Приравнивание по статусу министра народного образования Республики Каракалпакстан, начальников областных управлений народного образования и начальника Ташкентского городского управления народного образования, заведующих районными (городскими) отделами народного образования к советникам Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента, районов (городов). | Январь 2021 года | – | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования (Ш. Шерматов) |
17. | Обеспечение районных (городских) отделов народного образования служебным автотранспортом. | Практические меры. При этом: увеличение предельного количества индивидуально закрепленных служебных автотранспортных средств в системе Министерства народного образования пропорционально количеству районных (городских) отделов народного образования; | Май 2021 года | – | Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство народного образования (Ш. Шерматов) Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
выделение штатных единиц «водителя» для служебных автотранспортных средств на основе расчетов Министерства народного образования; | Местные бюджеты | ||||
выделение топливных продуктов исходя из норм годового лимита дополнительного движения в связи с увеличением предельного количества служебных автотранспортных средств в системе Министерства народного образования; | Местные бюджеты | ||||
приобретение 1 (одной) единицы легкового служебного автотранспорта марки «Нексия-3» для заведующих районными (городскими) отделами народного образования. | Перевыполненная часть от плана доходов местного бюджета | ||||
18. | Конкретное определение получения заключений Министерства народного образования, учитывающих строительство жилья для населения и развитие инфраструктуры в регионах при определении территорий и выделении земельных площадей под строительство новых общеобразовательных учреждений, а также строительство новых школ на данных территориях при разработке генерального плана строящихся новых массивов. | Организационные меры. При этом: обеспечение получения заключений Министерства народного образования, учитывающих строительство новых школ на территории сооружения новых массивов при разработке генеральных планов данных массивов; обеспечение создания новых ученических мест соответственно строительству новых многоэтажных зданий, возводимых на новых территориях и массивах, в частности создание не менее 1,5 новых ученических мест по отношению к каждой квартире в новых многоэтажных зданиях; оказание практической помощи при осуществлении контроля за исполнением функции заказчика ГУП «Инжиниринг компанияси» при Министерстве народного образования и качественным выполнением им строительных работ при разработке проектно-сметной документации строительно-монтажных работ, реализуемых по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту средних общеобразовательных учреждений. | Постоянно | – | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство строительство (Б. Закиров), Министерство народного образования (Ш. Шерматов) |
19. | Улучшение инфраструктуры учреждений народного образования. | Организационные меры. При этом: | Средства местных бюджетов, благотворительные пожертвования, грантовые средства | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерством жилищно-коммунального обслуживания (М. Салиев), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство народного образования (Ш. Шерматов) | |
проведение инвентаризации обеспеченности учреждений народного образования питьевой водой и системой канализации, полного ограждения территориии, соответствия туалетов санитарно-гигиеническим требованиями, наличия столовой (буфета), актовых залов и спортзалов; | Январь 2021 года | ||||
проведение полной инвентаризации филиалов школ, имеющихся в областях, принятие практических мер по превращению данных филиалов в полноценные школы по результатам нового строительства, в первую очере?ь, зданий филиалов, построенных из глины и сырого кирпича, ремонта и реконструкции остальных; | Февраль 2021 года | ||||
по результатам инвентаризации — разработка и внесение в Кабинет Министров по согласованию с Министерством народного образования трехлетней региональной программы на 2021 — 2023 годы по обеспечению учреждений народного образования питьевой водой и системой канализации, полному ограждению территории, приведению туалетов в состояние, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечению столовой (буфетом), актовым залом и спортзалом; | 2021 — 2023 годы | ||||
выделение из местного бюджета достаточных средств в годовой смете расходов на школы, включенные в Адресный перечень на основе утвержденной программы; | 2021 — 2023 годы | ||||
принятие мер по обеспечению общеобразовательных школ, включенных в утвержденную программу, питьевой водой и системой канализации, полному ограждению территории, соответствию туалетов санитарно-гигиеническим нормам, полному обеспечению актовым залом и спортзалом, а также полному решению вопросов филиалов. | 2021 — 2023 годы | ||||
20. | Совершенствование принятых нормативно-правовых документов по медицинскому освидетельствованию учащихся общих средних образовательных и профессиональных школ, академических лицеев. | Организационные меры. При этом: проведение инвентаризации принятых нормативно-правовых документов по медицинскому освидетельствованию учащихся общих средних образовательных и профессиональных школ, академических лицеев; внесение по результатам инвентаризации в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта закона, предусматривающего установление административной ответственности по отношению лиц, виновных в нарушении порядка медицинского освидетельствования учащихся. | Март 2021 года | – | Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
21. | Принятие мер по привлечению высококвалифицированных иностранных преподавателей и специалистов в Министерство народного образования и организации его системы, а также созданию достаточных условий для осуществления их деятельности. | Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине». В проекте закона предусматривается освобождение привлекаемых иностранных преподавателей и специалистов, а также членов их семей от уплаты пошлины за выдачу и продление многократных въездных виз в Республику Узбекистан, временную регистрацию по месту жительства и продление срока временной регистрации. Предоставление иностранным преподавателям и специалистам права работать в государственных средних общеобразовательных учреждениях без получения подтверждения на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан. | Май 2021 года | Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство иностранных дел (А. Камилов), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) | |
22. | Усиление идеологического иммунитета у молодежи, защита ее от различных чуждых идей и угроз, воспитание молодых людей свободномыслящими, обладающими твердой волей, преданными и патриотичными. | Утверждение совместного плана мер. В плане мер предусматривается: утверждение положения, программы и плана многопрофильного республиканского научно-просветительского смотра-конкурса «Ислохотлар билимдони» («Знаток реформ»), состоящего из различных номинаций; проведение республиканского научно-просветительского смотра-конкурса на тему «Ислохотлар билимдони» («Знаток реформ») среди преподавателей и студентов в номинациях «Самый активный пропагандист национальной идеи и духовности года», «Лучшая кафедра по духовно-просветительской работе», «Лучший наставник группы», «Лучший председатель консультативного совета женщин», «Самый активный пропагандист реформ». | Январь 2021 года | Средства Фонда развития высших образовательных учреждений Министерства высшего и среднего специального образования | Министерство высшего |
23. | Доведение до молодого поколения в упрощенной, понятной и привлекательной форме неповторимого и уникального научного и духовного наследия наших предков, ученых и представителей духовенства. | Утверждение плана мер. В плане мер предусматривается: создание научно-популярных произведений, социальных роликов и документальных фильмов об общественно-политических, экономических, духовно-просветительских основах нового периода развития Узбекистана; пропаганда среди широких слоев населения значения великих изобретений, научно обоснованных учений ученых первой и второй эпохи Возрождения посредством отображения их в миниатюрных брошюрах; подготовка на телеканалах цикла передач «Аждодлар мероси — куч-кувват ва илхом манбаи». | Декабрь 2020 года | – | Академия наук (Б. Юлдашев), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев), Национальное информационное агентство Узбекистана (А. Кучимов), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство инновационного развития (И. Абдурахманов) |
24. | Подготовка на фундаментальной основе, издание и доведение до широких масс научно-просветительского и культурного наследия наших великих мыслителей, а также разработка методики его изучения, реализация мероприятий по применению его на практике. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается: утверждение перечня произведений научно-просветительского и культурного наследия наших великих мыслителей по периодичности и тематике; внедрение современных технологий в процесс изучения уникальных произведений и рукописей, а также налаживание подготовки потенциальных молодых кадров в данной сфере; разработка механизма и методики всестороннего изучения, анализа и издания произведений и рукописей, доведения их до широких масс; разработка мер применения на практике изученных материалов. | Март 2021 года | Бюджетные средства, выделенные для данных целей, и внебюджетные средства исполнителей | Академия наук (Б. Юлдашев), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство культуры (О. Назарбеков), Министерство инновационного развития (И. Абдурахманов), Комитет по делам религий (А. Ахмедов) |
25. | Материальное стимулирование заместителей директоров общеобразовательных учреждений по подготовке молодежи в духе патриотизма — руководителей допризывной военной подготовки. | Проект постановления Кабинета Министров. Предусмотрение в данном постановлении приравнивания начиная с 1 апреля 2021 года размера оплаты труда заместителей директоров общеобразовательных учреждений по подготовке молодежи в духе патриотизма — руководителей допризывной военной подготовки к базовой тарифной ставке учителей с высшим образованием (без категории) общеобразовательных школ. | Март 2021 года | Средства Государственного бюджета | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) |
III. Совершенствование непрерывной системы отбора одаренных учащихся и подготовки высококвалифицированных кадров, создание для них необходимых условий | |||||
26. | Пересмотр качественного состава территориальных органов управления системы народного образования и привлечение высококвалифицированных кадров. | Принятие совместного решения. При этом: внедрение системы привлечения высококвалифицированных кадров в территориальные органы управления Министерства народного образования, постоянного повышения их квалификации и оценки знаний; до 1 июня 2021 года — проведение оценки знаний и навыков управленческого персонала территориальных органов управления Министерства народного образования; в соответствии с результатами оценки — обеспечение принятия на работу на конкурсной основе высококвалифицированных кандидатов на основе Межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единой национальной системы труда». | 10 января 2021 года | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Государственная инспекция по надзору за к?чеством образования (У. Ташкенбаев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
27. | Совершенствование деятельности департамента по предметным олимпиадам и работе с одаренными учащимися при Министерстве народного образования. | Издание приказа министра, реализация организационных мер. При этом: | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова), Агентство по делам молодежи (А. Саъдуллаев) | |
в целях совершенствования системы отбора (селекции) одаренных учащихся — создание Отдела определения перспективы специализированных школ; | Декабрь 2020 года | ||||
кардинальный пересмотр системы подготовки учащихся к национальным и международным олимпиадам с изучением передового зарубежного опыта. | Январь 2021 года | ||||
28. | Развитие интеллектуального потенциала учащихся школ. | Издание приказа Министерства, реализация организационных мер. При этом: организация мероприятий «Кубок министра», «Кубок хокима» по интеллектуальным играм «Заковат», «Брейн-ринг», «Хамса»; организация интеллектуальных соревнований среди школ через платформу «zakovat. tv». | 2020/2021 учебный год | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Агентство по делам молодежи (А. Саъдуллаев) |
29. | Поэтапное внедрение национальной тестовой системы сертификации и оценки уровня знаний по общеобразовательным предметам. | Практические меры. При этом: | Оплата, взыскиваемая с претендентов, участвующих в процессе сертификации | Государственный центр тестирования (М. Каримов), Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев), Министерство народного образования (Ш. Шерматов) | |
утверждение конкретного плана-графика по внедрению тестов по предметам; | 10 ноября 2020 года | ||||
составление контрольных материалов с привлечением специалистов сферы, ученых и педагогов-практиков. | на основе плана-графика | ||||
30. | Организация предметных олимпиад среди учащихся общих средних образовательных школ, академических лицеев и профессиональных школ. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается: организация предметных олимпиад среди учащихся общих средних образовательных школ, академических лицеев и профессиональных школ; налаживание деятельности консультативных советов в составе ученых по математическим, физическим, химическим, биологическим наукам, в области информатики и информационных технологий, а также опытных тренеров-преподавателей, победителей республиканских и международных олимпиад; в целях обеспечения успешного участия членов сборной команды, участвующей в международных предметных олимпиадах, создание «Центра одаренной молодежи» с обеспечением его необходимыми условиями для питания учащихся и тренеров-преподавателей, учебных занятий и общежитием. | Март 2021 года | – | Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Агентство по делам молодежи (А. Саъдуллаев) |
31. | Совершенствование деятельности Президентских, творческих и специализированных школ. | Программа мер. При этом: формирование здоровой конкурентной среды между Президентскими, творческими и специализированными школами; разработка механизма проведения мониторинга знаний учащихся Президентских, творческих и специализированных школ; расширение сети направлений по интересам учащихся в творческих школах; разработка учебников нового поколения по направлениям специализации творческих и специализированных школ; разработка единых квалификационных требований для руководящих кадров творческих и специализированных школ по управлению современной школой; публикация на системной основе в профильных газетах и журналах творческих работ учащихся творческих школ. | 2020/2021 учебный год | – | Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова), Министерство народного образования (Ш. Шерматов) |
32. | Установление порядка отбора одаренной молодежи в специализированные школы и принятия на работу преподавателей на конкурсной основе, исходя из опыта отбора молодежи в школы при Агентстве развития деятельности Президентских, творческих и специализированных школ. | Проект совместного решения. В проекте решения предусматривается определение порядка: отбора одаренной молодежи принятия на работу в специализированные школы на конкурсной основе преподавателей по математике, химии и биологии. | Январь 2021 года | – | Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова), Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
33. | Совершенствование и дальнейшее расширение системы творческих школ. | Постановление Президента Республики Узбекистан. В постановлении предусматривается: утверждение Государственной программы по совершенствованию и дальнейшему расширению системы творческих школ в 2021 — 2025 годах; выделение земельных участков под строительство современных зданий и сооружений 33 новых творческих школ в регионах республики в рамках Инвестиционной программы; разработка единого типового проекта по строительству творческих школ; расширение направлений специализации творческих школ. | Март 2021 года | Средства Государственного бюджета | Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ (Х. Умарова), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство строительства (Б. Зокиров) |
34. | Дальнейшее развитие деятельности кружков информационных технологий и полное обеспечение их необходимыми средствами и оборудованием в рамках пяти важных инициатив, направленных на выявление способностей у учащихся и содержательную организацию их свободного времени. | Практические меры. При этом обеспечение 720 общеобразовательных учреждений компьютерными комплектами за счет сэкономленных средств в размере 8,3 млн долларов США кредитных средств Эксимбанка (Республика Корея). | В течение 2021 года | Средства местных бюджетов и грантовые средства | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования (Ш. Шерматов), Министерство финансов |
IV. Поднятие на качественно новый этап содержания высшего и профессионального образования, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, расширение инновационной деятельности и рынка конкурентоспособной научно-технической продукции | |||||
35. | Разработка программы подготовки кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда, повышения содержания и качества профессионального образования. | Утверждение плана мер. При этом: проведение инвентаризации и обеспечение пропорциональности Классификатора направлений и специальностей высшего и профессионального образования на основе Межд�народной стандартной классификации образования; формирование перечня профессий и должностей, соответствующих уровням квалификационных рамок отраслей. | Август 2021 года | – | Кабинет Министров, Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов), заинтересованные министерства и ведомства |
36. | Совершенствование системы оплаты труда руководящих и педагогических работников системы профессионального образования. | Постановление Кабинета Министров. В постановлении предусматривается пересмотр и совершенствование оплаты труда руководящих и педагогических работников системы профессионального образования. | Июнь 2021 года | Бюджетные и внебюджетные средства, выделенные профессиональным образовательным учреждениям на данные цели | Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство занятости и трудовых отношений |
37. | Определение академического лицея Ташкентского педиатрического медицинского института в качестве базового для всех лицеев при подготовке к предметным олимпиадам. | Постановление Кабинета Министров. Определение в постановлении академического лицея Ташкентского педиатрического медицинского института в качестве базового для всех лицеев при подготовке к предметным олимпиадам с учетом его опыта в области химии и биологии. Программа мер. При этом: обеспечение системной подготовки и достойного участия в предметных олимпиадах одаренных учащихся, обучающихся в академических лицеях по направлениям «химия» и «биология»; обеспечение академического лицея Ташкентского педиатрического медицинского института современным химическим и биологическим лабораторным оборудованием. | Декабрь 2020 года | Внебюджетные средства высших образовательных учреждений | Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), министерства и ведомства, высшие образовательные учреждения, имеющие в подведомстве академические лицеи, хокимият города Ташкента (Ж. Артыкходжаев), Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев) |
38. | Расширение масштаба проектов, реализуемых в рамках государственных программ по научной деятельности, с целью дальнейшего развития научно-исследовательских работ в высших образовательных учреждениях. | Утверждение плана мер. В плане мер предусматривается: увеличение целевых проектов по дальнейшему развитию научно-исследовательских работ в высших образовательных учреждениях; определение порядка привлечения молодежи к научным проектам; начиная с 2021 года увеличение количества проектов, поэтапно реализуемых в высших образовательных учреждениях; создание цифровой платформы республиканских студенческих научных школ посредством объединения студенческих научных команд в единый научный портал; создание в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями Советов по присуждению совместных научных степеней. | Январь 2021 года | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на реализацию государственных научно-технических программ, международные гранты и средства высших образовательных учреждений, выделяемые на данные цели | Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов), Академия наук (Б. Юлдашев), хокимият города Ташкента (Ж. Артыкходжаев), министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения |
39. | С целью развития научной деятельности в высших образовательных учреждениях принятие мер по созданию научных лабораторий. | Практические меры. При этом: упорядочение коллективного использования научных лабораторий в высших образовательных учреждениях; проведение тендерных торгов на закупку научных лабораторных комплектов; улучшение уровня обеспечения высших образовательных учреждений современными научн�ми лабораторными ко?плектами; создание в Андижанском государственном университете научной лаборатории «Экология и экспериментальная биология» для проведения научных исследований по направлениям «химия», «биология» и «физика» на основе современных достижений науки. | Август 2021 года | Средства международных финансовых институтов | Министерство высшего и среднего специального образования |
40. | Укрепление материально-технической базы, кадрового потенциала высших образовательных учреждений, совершенствование учебников и учебных пособий на основе современных требований, оптимизация учебных программ и стандартов. | Практические меры. При этом: | Бюджетные и внебюджетные средства высших образовательных учреждений, выделенные на данные цели | Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Академия наук (Б. Юлдашев), министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения | |
перевод высших образовательных учреждений, ведущих деятельность в рейтинговой системе, на кредитно-модульную систему, разработка и утверждение квалификационных требований, учебных планов и предметных программ на основе кредитно-модульной системы с учетом предложений предприятий-работодателей в разрезе регионов; | Август 2021 года | ||||
образование рабочей группы по проведению инвентаризации учебников и учебной литературы, морально устаревших и не отвечающих современным требованиям; | Ноябрь 2020 года | ||||
проведение инвентаризации учебников и учебной литературы, имеющейся в высших и средних специальных образовательных учреждениях; | Ноябрь-декабрь 2020 года | ||||
определение потребности в необходимой учебной литературе на основе предметных программ, разработанных высшими образовательными учреждениями, перешедшими на кредитно-модульную систему; | Ноябрь-декабрь 2020 года | ||||
создание учебной литературы нового поколения исходя из зарубежного опыта. | Поэтапно начиная с 2021 года | ||||
41. | Совершенствование деятельности медицинских высших образовательных учреждений. | Практические меры. При этом: налаживание проведения занятий для студентов старших курсов медицинских высших образовательных учреждений в частных медицинских учреждениях с современным оборудованием; разрешение одаренным студентам медицинских высших образовательных учреждений начиная с 4-го курса работать в ночные дежурства в государственных медицинских учреждениях в качестве среднего медицинского работника по рекомендации проректора по учебной работе и декана факультета. | С января 2021 года | – | Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев), Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) |
42. | Повышение уровня применения информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования. | Практические меры. При этом: | Средства международных финансовых институтов | Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков), министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения | |
поэтапная цифровизация учебного и научного процессов путем разработки информационной системы «Цифровой университет»; | Февраль 2021 года | ||||
обогащение содержания предметных учебных программ специализации, разрабатываемых высшими образовательными учреждениями, темами по применению в данной сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом предложений заказчиков кадров; | Август 2021 года | ||||
организация учебных курсов по дополнительному обучению информационно-коммуникационным технологиям на договорной основе. | Начиная с 2021/2022 учебного года | ||||
43. | Организация внутренних стартап-конкурсов исходя из направлений высших образовательных учреждений в целях поддержки инициатив молодежи. | Утверждение плана мер. В плане мер предусматривается: разработка Положения об организации, проведении и финансировании конкурсов стартап-проектов в высших образовательных учреждениях; налаживание ежегодного проведения конкурсов стартап-проектов; финансирование проектов победителей конкурса за счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений и инновационных фондов высших образовательных учреждений. | Март 2021 года | За счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений, инновационных фондов высших образовательных учреждений | Министерство высшего и среднего специального образования И. Маджидов), Министерство инновационного развития |
44. | Создание в технопарках Академии молодежи стартап-акселераторов по приоритетным сферам для развития страны и «хакатонов», направленных на решение проблем. | План мер. При этом: разработка порядка организации в молодежных технопарках стартап-акселераторов и «хакатонов», направленных на решение проблем в каждом регионе; организация стартап-акселераторов и «хакатонов»с привлечением одаренной молодежи в регионах; направление на разработку предложений, признанных победителями в результате «хакатонов»; финансирование проектов, признанных победителями в «хакатонах» и перешедших к стартап-акселераторам. | Май 2021 года | Средства Фонда поддержки одаренной молодежи, средства местных бюджетов, благотворительные пожертвования | Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов), Агентство по делам молодежи (А. Сагдуллаев), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |