В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2020 года № УП-6035 «О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения»:
1. Определить основными задачами и направлениями деятельности Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан (далее — Санитарно-эпидемиологическая служба):
выявление и оценку потенциальных рисков в санитарно-эпидемиологической сфере, проведение эпидемиологического мониторинга и реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний на территории республики;
организацию деятельности санитарно-гигиенической лаборатории, лабораторий радиационной гигиены, физических факторов, бактериологии, вирусологии, паразитологии и диагностики особо опасных заболеваний;
разработку и внедрение в практику новых форм и методов управления, системного мониторинга и анализа опасных факторов, влияющих на здоровье человека;
эффективную реализацию государственной политики в сфере общественного здоровья, профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, координацию деятельности государственных органов и организаций в данном направлении;
проведение фундаментальных и научно-практических исследований в сфере общественного здоровья, профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, координацию научных исследований в данном направлении, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов сферы;
координацию деятельности и взаимодействие с государственными и хозяйственными органами управления в сфере продовольственной безопасности, осуществление контроля за деятельностью по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов потребления в установленном порядке;
оказание соответствующих государственных и других услуг, назначение и проведение специальной экспертизы на предмет соблюдения обязательных требований, предъявляемых к безопасности продукции, работ, услуг;
разработку и обеспечение реализации комплекса мер по формированию здорового образа жизни, повышению медицинской культуры и медицинской профилактике населения;
осуществление методического руководства за ведением, сбором и анализом государственной и ведомственной медицинской статистики, проведение необходимых проверок и опросов для выявления факторов, негативно влияющих на здоровье населения;
осуществление государственного санитарного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также применение мер, установленных законодательством в случае выявления нарушений законодательства.
2. Установить, что Санитарно-эпидемиологическая служба и организации ее системы при реализации возложенных на них задач имеют права:
применения принудительных мер медицинского характера в виде лечения или содержания в карантине при наличии соответствующих медицинских оснований в отношении лица, совершившего в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций правонарушение, связанное с нарушением правил борьбы с эпидемиями;
реализации медико-санитарных мер, направленных на предупреждение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающих особый порядок хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров;
проведения проверок на объектах, независимо от формы собственности, при возникновении реальной угрозы распространения инфекционных заболеваний, а также катастроф техногенного или природного характера, представляющих серьезную угрозу для жизни и здоровья человека;
направления представлений в соответствующие органы и организации для решения вопроса приостановления, прекращения и отмены лицензий и разрешительных документов в случае выявления фактов нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
внесения обязательных для исполнения указаний юридическим и физическим лицам для устранения правонарушений, выявленных на объектах контроля, с установлением соразмерного срока исполнения, но не более шестидесяти дней;
проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства в порядке уведомления уполномоченного органа путем регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок сроком не более десяти дней с применением лабораторно-инструментального метода и привлечением к проверке работников лаборатории в качестве безвозмездных экспертов или специалистов;
проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства при возникновении реальной угрозы чрезвычайной ситуации, эпидемии, иной опасности для жизни и здоровья населения, регистрации массовых отравлений и групповых заболеваний (сообщения лечебных учреждений, обращения физических и юридических лиц, другие случаи) в порядке, установленном законодательством;
дополнительного привлечения работников к деятельности Санитарно-эпидемиологической службы за счет внебюджетных средств на договорной основе.
организационную структуру Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 1;
структуру центрального аппарата Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 2;
Положение о Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 3.
общая предельная численность работников центрального аппарата, территориальных управлений, районных (городских) отделов Санитарно-эпидемиологической службы составляет 17 554 единицы;
Санитарно-эпидемиологическая служба является уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию единой государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного здоровья;
См. предыдущую редакцию.
Санитарно-эпидемиологическая служба входит в состав Министерства здравоохранения, начальник Санитарно-эпидемиологической службы одновременно является заместителем министра здравоохранения и Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан;
(абзац четвертый пункта 4 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2020 года № ПП-4847 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2020 г., № 07/20/4847/1347)
районные (городские) отделы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья в своей деятельности подчиняются и подотчетны соответственно управлениям санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а управления санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — непосредственно Санитарно-эпидемиологической службе;
Санитарно-эпидемиологическая служба и ее территориальные подразделения осуществляют свои полномочия независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц;
начальник Санитарно-эпидемиологической службы назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан, его заместители — Кабинетом Министров по представлению министра здравоохранения;
Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний и его филиал имени Л.М. Исаева создаются на базе Научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний, и Научно-исследовательского института медицинской паразитологии имени Л.М. Исаева;
Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью всех государственных инфекционных больниц и диспансеров, а также инфекционных отделений государственных медицинских организаций;
Научно-исследовательский институт вирусологии входит в организационную структуру Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний с сохранением статуса юридического лица;
директор Научно-исследовательского института вирусологии одновременно является первым заместителем директора Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний;
клиника Научно-исследовательского института медицинской паразитологии имени Л.М. Исаева входит в организационную структуру филиала имени Л.М. Исаева Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний с сохранением статуса юридического лица;
Национальная референс-лаборатория создается на базе Лабораторного комплекса. При этом сохраняется действующий порядок финансирования Национальной референс-лаборатории, которая координирует результаты всех санитарно-гигиенических, радиологических, токсикологических, бактериологических, паразитологических и вирусологических лабораторий на территории республики, а также оказывает им практическую и методическую помощь.
См. предыдущую редакцию.
5. Создать Центр биологической безопасности и Центр генных технологий при Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре эпидемиологии, микробиологии, инфекционных и паразитарных заболеваний без образования юридического лица.
(пункт 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 12 ноября 2020 года № ПП-4891 — Национальная база данных законодательства, 13.11.2020 г., № 07/20/4891/1514)
вносить, при необходимости, изменения в структуры центрального аппарата Санитарно-эпидемиологической службы и ее территориальных подразделений в пределах общей численности управленческого персонала;
привлекать зарубежные институты, компании, специалистов и экспертов, в том числе на договорной основе, для эффективной организации деятельности Санитарно-эпидемиологической службы, а также своевременного и качественного выполнения возложенных на нее задач.
в двухнедельный срок утвердить типовые структуры управлений и отделов санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов (городов);
в месячный срок укомплектовать центральный аппарат и структурные подразделения Санитарно-эпидемиологической службы высококвалифицированными кадрами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять задачи, возложенные на Санитарно-эпидемиологическую службу, обладающими необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками;
обеспечить создание в Национальной референс-лаборатории таких отделов, как банк микроорганизмов (биологической и генетической коллекций), специальный банк иммуноглобулинов и сывороток, виварий и генетическая лаборатория.
8. Санитарно-эпидемиологической службе совместно с Министерством здравоохранения, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций создать Единую электронную базу данных контролируемых объектов для внедрения механизма анализа рисков, начиная с 1 января 2021 года обеспечить полный запуск и интеграцию Единой электронной базы данных с системой «Электронное правительство».
расходы, связанные с созданием единой электронной базы, компенсируются за счет резервного фонда Кабинета Министров, расходы, связанные с ее дальнейшей технической поддержкой, — за счет внебюджетных средств Санитарно-эпидемиологической службы;
Санитарно-эпидемиологическая служба является ответственной за формирование, обеспечение эффективной деятельности и последующее развитие единой электронной базы.
Санитарно-эпидемиологической службе на постоянной основе обеспечить размещение на своем веб-сайте, в социальных сетях, других средствах массовой информации результатов изучения соответствия подконтрольных объектов санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам с проведением анализа общественного мнения в данном направлении на системной основе.
9. Кабинету Министров (Б.А. Мусаев) в связи с образованием Санитарно-эпидемиологической службы обеспечить оперативное решение всех необходимых организационных вопросов (реорганизация, размещение, снабжение, финансово-экономические и иные вопросы).
10. Разместить Санитарно-эпидемиологическую службу по адресу: город Ташкент, Чиланзарский район, проспект Бунёдкор, 46 на основе права оперативного управления.
11. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Мусаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 12 ноября 2020 года № ПП-4891 — Национальная база данных законодательства, 13.11.2020 г., № 07/20/4891/1514)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года № ПП-4790
1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права, ответственность, порядок организации деятельности и отчетности Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан (далее — Санитарно-эпидемиологическая служба), а также функциональные обязанности и ответственность ее руководителей.
2. Санитарно-эпидемиологическая служба является уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию единой государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного здоровья.
3. Санитарно-эпидемиологическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, постановлениями, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, настоящим Положением и иными актами законодательства.
4. Санитарно-эпидемиологическая служба, управления санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районные (городские) отделы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, соответствующие подведомственные организации, входящие в ее состав, являются юридическими лицами, имеют печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов, банковские расчетные счета, в том числе открытые в коммерческих банках расчетные счета в иностранной валюте.
5. Решения Санитарно-эпидемиологической службы, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственного управления, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, другими организациями независимо от форм собственности, их должностными лицами, а также гражданами.
6. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с государственными органами и организациями, негосударственными организациями, представляет интересы Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в установленном порядке.
полное наименование — Ўзбекистон Республикаси Санитария-эпидемиологик осойишталик ва жамоат саломатлиги хизмати;
полное наименование — Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан;
полное наименование — Sanitary-epidemiological Welfare and Public Health Service of the Republic of Uzbekistan;
8. Местонахождение (почтовый адрес) Санитарно-эпидемиологической службы: город Ташкент, Чиланзарский район, улица Бунёдкор, дом 46, 100097.
ведение единой государственной политики в области общественного здоровья, профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация государственных и других программ;
осуществление эффективной координации деятельности органов государственного управления и хозяйственных объединений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обеспечение их взаимодействия;
проведение в установленном порядке проверок соблюдения юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН), применение в установленном порядке мер административной ответственности за нарушения законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере;
осуществление координации и взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления в сфере продовольственной безопасности, участие в подготовке и внедрении методологии осуществления надзора за деятельностью объектов, занимающихся производством, транспортировкой, хранением и реализацией пищевого сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, основанных на опыте применения необходимой международной практики;
назначение и проведение специальной экспертизы соблюдения соответствия обязательным требованиям, предъявляемым к оказанию отраслевых государственных и иных услуг, безопасности продукции, работ и услуг;
разработка и реализация противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных и паразитарных заболеваний;
организация деятельности санитарно-гигиенической лаборатории, лабораторий радиационной гигиены, физических факторов, бактериологии, вирусологии, паразитологии и диагностики особо опасных заболеваний;
разработка и внедрение в практику новых форм и методов управления, системного мониторинга и анализа опасных факторов, влияющих на здоровье человека;
организация, координация и осуществление контроля за проведением профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
анализ рисков в процессе определения, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и оказание содействия в реализации политики в сфере продовольственной безопасности на основе научно обоснованных подходов;
организация, координация и ведение контроля за осуществлением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Республики Узбекистан, осуществлением эпидемиологического надзора и реализация комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по противодействию распространению чумы и особо опасных инфекций;
обеспечение действия единой системы по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, предупреждению, диагностике и лечению ВИЧ и сопутствующих заболеваний с организацией оказания медицинской помощи и социальной защиты лиц, заразившихся ВИЧ;
определение перспективных направлений и координация ведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам общественного здоровья и профилактики заболеваний, санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии и вирусологии;
повышение уровня санитарной культуры населения посредством разработки и реализации практических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, организацию санитарно-гигиенического обучения и воспитания граждан с охватом при этом всех социальных групп;
повышение квалификации работников различных сфер в освоении санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на платно-контрактной основе;
осуществление методического руководства ведением, сбором и анализом государственной и ведомственной медицинской статистики, проведение необходимых проверок и опросов в целях выявления факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;
внедрение на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности сферы.
10. Санитарно-эпидемиологическая служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
а) в области ведения единой государственной политики в сфере общественного здоровья, профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработки и реализации государственных и других программ:
подготовка предложений о совершенствовании организационно-правовых механизмов регулирования в санитарно-эпидемиологической сфере;
подготовка и внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проектов нормативно-правовых актов по санитарно-эпидемиологическим вопросам;
ведение деятельности по разработке и внедрению новых форм и методов управления, осуществлению мониторинга и анализа факторов риска здоровью человека;
рассмотрение жалоб на решения, принятые структурными и территориальными управлениями и отделами Санитарно-эпидемиологической службы, а также действия (бездействие) их должностных лиц;
б) в области обеспечения эффективной координации деятельности и взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
организация совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами реализации комплекса мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории республики, в том числе предупреждению заноса и распространения через пропускные пункты на границе Республики Узбекистан карантинных, особо опасных и других инфекций, ввоза и перемещения товаров и грузов, представляющих особую опасность для населения страны;
осуществление совместно с ветеринарной службой деятельности по уничтожению, ликвидации источников (очагов) возникновения (распространения) заболеваний, а также направленной на предупреждение распространения антропонозных, зооантропонозных инфекционных и паразитарных заболеваний;
в) в области проведения проверок соблюдения юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) в установленном порядке, а также применения мер административной ответственности за нарушения законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере в установленном порядке:
ведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за исполнением органами государственного управления, хозяйственными объединениями, органами государственной власти на местах, юридическими и физическими лицами требований нормативно-правовых актов в санитарно-эпидемиологической сфере (далее — контроль) с применением лабораторных и инструментальных методов исследований в установленном порядке;
проведение проверки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, в том числе по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов питания;
проведение проверки хозяйствующих субъектов, обеспечивающих потребителей водопроводной водой, выбрасывающих сточные воды;
проведение проверки субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей и оказанием услуг населению, в том числе парикмахерских и косметологических услуг, работники которых согласно законодательству подлежат прохождению медицинского осмотра;
проведение проверки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность по оказанию населению диагностических и лечебно-профилактических услуг;
проведение проверок субъектов предпринимательства, занимающихся оказанием медицинских услуг населению;
осуществление контроля за порядком и периодичностью проведения обязательного, первичного и периодических медицинских освидетельствований работников в поднадзорных объектах, а также полноценностью проведения медицинского осмотра в медицинских организациях;
осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов по организации рационального и безопасного питания в объектах общественного питания;
осуществление контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов работы с ионизирующим и неионизирующим излучением, уровнем шума, показателями вибрации, другими физическими факторами, негативно влияющими на здоровье человека и окружающую среду;
осуществление контроля за факторами, способствующими возникновению острых и хронических профессиональных заболеваний в подконтрольных объектах;
внесение работодателям представлений о временном отстранении от работы лиц, являющихся источниками (носителями) инфекционных и паразитарных заболеваний, а также работников, не прошедших своевременно медицинский осмотр;
освещение в средствах массовой информации, публикация на официальном веб-сайте Санитарно-эпидемиологической службы информации о соблюдении юридическими и физическими лицами законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере;
обеспечение взаимного сотрудничества и координации с международными организациями и соседними странами в санитарно-эпидемиологической сфере;
г) в области участия в подготовке и внедрении методологии надзора за осуществлением координации и взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления в сфере продовольственной безопасности, деятельностью объектов, занимающихся производством, транспортировкой, хранением и реализацией продовольственного сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, основанных на опыте применения необходимой международной практики:
осуществление государственной политики в сфере безопасности пищевой продукции, разработка и участие в реализации государственных и иных программ, обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления;
определение требований безопасности, предъявляемых к пищевой продукции, предельно допустимых концентрации контаминантов, в том числе остаточного количества пестицидов, биологических и химических веществ, кормовых добавок и ветеринарных препаратов;
осуществление мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния в процессе производства, транспортировки, хранения и реализации пищевой продукции, определение критериев проверок пищевых предприятий и регулирования импорта продукции;
определение порядка уведомления о пищевых отравлениях, разработка и реализация противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение их возникновения и распространения;
осуществление государственной регистрации и ведение государственных реестров специализированной пищевой продукции для детского питания, биологически активных и пищевых добавок, новой пищевой продукции, функциональных и специализированных пищевых продуктов;
определение и обеспечение функционирования экспертных научных комитетов, представляющих рекомендации и научные обоснования в вопросах регулирования пищевой безопасности и механизмы их осуществления;
участие в установленном порядке в международных организациях по регулированию Кодекса Алиментариуса и вопросов безопасности пищевой продукции;
д) в области разработки и реализации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных и паразитарных заболеваний:
разработка и осуществление контроля за реализацией санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер по санитарной защите территорий от заноса (завоза), перемещения и распространения карантинных и особо опасных, а также инфекционных и паразитарных заболеваний;
проведение анализа качества и эффективности профилактической вакцинации населения, возможных рисков в процессе своевременного охвата вакцинацией, реализация мер в области иммунологической профилактики инфекционных заболеваний с учетом научно обоснованных подходов;
организация в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний расследования и осуществление контроля за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер;
применение мер воздействия в виде административной ответственности и внесения представлений в отношении юридических и физических лиц, регулярно нарушающих требования нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе результатов оценки санитарно-эпидемиологического состояния;
участие в рассмотрении и выдаче заключений о материалах по проектам развития мест проживания населения и отведения земельных участков, а также проектах строительства и реконструкции объектов хозяйственного и промышленного назначения;
создание испытательных баз для апробации исследований и внедрения новых современных методов дезинфекции и стерилизации, проведение санитарно-гигиенической экспертизы новых технологических процессов, производственного оборудования, приборов и устройств;
ведение перечня и учета, а также осуществление контроля за объектами, оказывающими воздействие на здоровье человека и атмосферный воздух посредством вредных физических факторов;
организация внедрения информационно-коммуникационных технологий в санитарно-эпидемиологическую сферу;
организация мер по перевозке образцов биоматериалов внутри республики и за ее пределами с соблюдением требований к перевозке опасных грузов;
е) в области организации, координации и контроля за проведением профилактических дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний:
организация проведения профилактических и очаговых дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных, противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, уменьшение случаев, устранение воздействия инфекционных и паразитарных заболеваний на пути и факторы заражения, а также ликвидацию эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
ж) в области анализа рисков в процессе выявления, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и общественного здоровья, содействия в реализации политики в сфере продовольственной безопасности на основе научно обоснованных подходов:
обеспечение реализации национальных стандартов, разработанных в соответствии с концепцией безопасного питания населения и рекомендациями международных организаций;
проведение оценки уровня питания различных групп населения, изучение показателей здоровья населения, связанных с качеством питания;
разработка мероприятий по предупреждению и снижению уровня распространения заболеваний, связанных с неправильным питанием, организация проведения широкой разъяснительной работы и пропаганды как основы здорового образа жизни населения, в том числе с активным использованием средств массовой информации;
совершенствование механизмов регулирования системы организации питания в образовательных и медицинских учреждениях, улучшение рациона питания в организованных детских коллективах;
внедрение действенных механизмов осуществления контроля за качеством продуктов питания и продовольственного сырья, производимых на территории Республики Узбекистан, а также поставляемых из-за рубежа;
з) в области организации, координации и осуществления контроля за ведением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Республики Узбекистан, осуществления эпидемиологического контроля по недопущению распространения чумы, комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий:
разработка комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории, недопущение обострения эпидемического состояния инфекции чумы;
определение формы и порядка взаимодействия органов и организаций Санитарно-эпидемиологической службы с другими министерствами и ведомствами, принимающими участие в обеспечении карантина и защиты населения Республики Узбекистан от эпидемий особо опасных заболеваний;
и) в области борьбы с распространением ВИЧ-инфекции, обеспечения действия единой системы предупреждения, диагностики и лечения ВИЧ и сопутствующих заболеваний, организации оказания медицинской помощи и социальной защиты лиц, заразившихся ВИЧ:
осуществление контроля за профилактикой ВИЧ, диагностикой ВИЧ-инфекции и специальным лечением ВИЧ-инфицированных, а также безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей, используемых для диагностики, в лечебных и научных целях;
создание условий для проведения безопасного и конфиденциального медицинского осмотра населения на предмет наличия или отсутствия ВИЧ;
реализация мероприятий по продлению жизни, повышению качества жизни ВИЧ-инфицированных, снижению их смертности;
к) в области определения перспективных направлений и координации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам общественного здоровья и профилактики заболеваний, санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии и вирусологии:
определение перспективных направлений санитарно-эпидемиологической сферы, участие в проведении научно-исследовательских работ по актуальным вопросам;
разработка и внедрение в практику современных методов лабораторной диагностики, лечения и борьбы с инфекционными, паразитарными и массовыми неинфекционными заболеваниями, отравлениями и профессиональными заболеваниями;
участие в рассмотрении научных проектов, представленных на конкурсы фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
укрепление сотрудничества с научными и учебными организациями, научно-исследовательскими учреждениями и фондами, в том числе зарубежными участниками по вопросам гигиены и эпидемиологии, участие в организации и проведении международных научных форумов и конференций;
л) в области внедрения системы национального мониторинга и контроля за заболеваниями, вызванными продуктами питания, в целях обеспечения раннего выявления, оценки и ликвидации рисков:
осуществление контроля за производством, приготовлением, хранением, перевозкой и реализацией в установленном порядке продуктов питания с целью предупреждения заболеваний, вызванных продуктами питания;
создание и ведение электронной базы данных о регистрации фактов массовых пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, передающихся через продукты питания, разработка мер по их раннему выявлению и ликвидации рисков;
м) в области повышения уровня санитарной культуры населения посредством разработки и реализации практических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, организации санитарно-гигиенического обучения и воспитания граждан с охватом всех социальных групп:
обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении и воспитании граждан гигиене;
организация обучения гигиене работников, задействованных в производстве, хранении, транспортировке, реализации продовольственного сырья, продуктов питания, питьевой воды и химических веществ, оказании населению бытовых и коммунальных услуг, а также подготовка и переобучение гигиене работников медицинских и образовательных организаций до их трудоустройства на платно-контрактной основе;
организация работ и предоставление соответствующих заключений по разработке нормативно-технической документации в санитарно-эпидемиологической сфере, проектированию, строительству и реконструкции объектов, техническому и технологическому перевооружению предприятий, а также связанных с опасными химическими и радиоактивными веществами, биологическими средствами и материалами;
разработка материалов и специальных программ для средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и повышению санитарной грамотности населения;
н) в области проведения необходимых проверок и опросов в целях осуществления методического руководства над ведением, сбором и анализом государственной и ведомственной медицинской статистики, выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения:
ведение деятельности по сбору, обобщению и анализу данных медицинской статистики в медицинских и вспомогательных учреждениях, входящих в состав системы здравоохранения и других государственных органов и организаций;
ведение деятельности по выявлению тенденций и закономерностей, влияющих на состояние здоровья населения и распространение заболеваний;
оказание методической помощи в ведении, сборе и анализе государственной и ведомственной медицинской статистики;
о) в области внедрения на системной основе передовых методов обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности сферы:
осуществление контроля за планированием и подготовкой обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов Санитарно-эпидемиологической службы;
разработка учебников, монографий, учебных рекомендаций и пособий для подготовки специалистов Санитарно-эпидемиологической службы совместно с научно-исследовательскими и образовательными организациями соответствующей специализации;
формирование и подготовка резерва руководящих кадров для укомплектования должностей руководителей структурных управлений и отделов, а также подведомственных организаций Санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарно-эпидемиологическая служба может выполнять и другие задачи в области санитарно-эпидемиологического и общественного здоровья в соответствии с законодательством.
11. Санитарно-эпидемиологическая служба для выполнения возложенных на нее задач и функций обладает следующими правами:
координация деятельности органов государственного управления и хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
изучение соблюдения требований законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере в деятельности государственных органов и других организаций;
внесение руководителям государственных органов и других организаций обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных правонарушений в санитарно-эпидемиологической сфере, причин и условий, им способствующих;
внесение должностным лицам письменных предупреждений о недопущении ими нарушений законодательства в санитарно-эпидемиологической сфере;
внесение юридическим и физическим лицам обязательных к исполнению указаний об устранении ими нарушений законодательства, выявленных в объектах контроля, с установлением соразмерных сроков устранения, но не более шестидесяти дней;
применение принудительных мер медицинского характера в виде лечения или содержания в карантине при наличии соответствующих медицинских оснований в отношении лица, совершившего в условиях возникновения и распространения карантинных и других опасных для человека инфекций правонарушение, связанное с нарушением правил борьбы с эпидемиями;
реализация медико-санитарных мер, направленных на предупреждение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающих особый порядок хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров;
проведение проверок в объектах, независимо от форм собственности, при возникновении реальной угрозы распространения инфекционных заболеваний и катастроф техногенного или природного характера, представляющих серьезную угрозу для жизни и здоровья человека;
проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства при возникновении реальной угрозы чрезвычайной ситуации, эпидемии, иной опасности для жизни и здоровья населения, регистрации массовых отравлений и групповых заболеваний (сообщения лечебных учреждений, обращения физических и юридических лиц, другие случаи) в порядке, установленном законодательством;
дополнительное привлечение работников к деятельности Санитарно-эпидемиологической службы за счет внебюджетных средств на договорной основе;
проведение инспекционного контроля за производством, транспортировкой, хранением и реализацией пищевого сырья и потребительских товаров;
запрос и безвозмездное получение от государственных органов и должностных лиц документов и информации, в том числе статистических данных, необходимых для выполнения задач и функций, возложенных на Санитарно-эпидемиологическую службу;
привлечение представителей министерств и ведомств и других организаций к подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
внесение проектов нормативно-правовых актов, а также иных документов, связанных с выполнением задач и функций, возложенных на Санитарно-эпидемиологическую службу в установленном порядке;
разработка в установленном порядке проектов международных договоров Республики Узбекистан, заключение международных договоров, имеющих межведомственное значение по вопросам, отнесенным к компетенции Санитарно-эпидемиологической службы, в установленном порядке;
представление интересов Республики Узбекистан на международном уровне по вопросам, отнесенным к компетенции Санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке;
осуществление сотрудничества с международными и зарубежными организациями в рамках своей компетенции в установленном порядке;
создание официальных веб-сайтов и открытие страниц в социальных сетях в целях наиболее широкого освещения своей деятельности;
проведение конференций, семинаров и симпозиумов в рамках своей компетенции, а также участие в мероприятиях, проводимых другими организациями;
создание рабочих групп в целях выработки решения актуальных и перспективных проблем в развитии санитарно-эпидемиологической сферы, в том числе с привлечением зарубежных экспертов;
участие в заседаниях Коллегии Министерства здравоохранения по рассмотрению вопросов, отнесенных к ее компетенции;
в пределах утвержденной штатной численности образование, реорганизация и упразднение соответствующих структур, необходимых для обеспечения деятельности Санитарно-эпидемиологической службы и утверждение их уставов (положений).
эффективное осуществление государственной политики в области санитарно-эпидемиологического и общественного здоровья;
своевременное и эффективное выполнение задач и функций, возложенных на Санитарно-эпидемиологическую службу;
организацию работы подразделений Санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению достижения ими прогнозных показателей, связанных с деятельностью Санитарно-эпидемиологической службы;
реализацию программ, планов работ, мероприятий, «дорожных карт», других программных документов по развитию санитарно-эпидемиологической сферы и общественного здоровья.
См. предыдущую редакцию.
13. Санитарно-эпидемиологическую службу возглавляет начальник Санитарно-эпидемиологической службы — заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан — (далее — начальник Санитарно-эпидемиологической службы), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 13 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2020 года № ПП-4847 — Национальная база данных законодательства, 03.10.2020 г., № 07/20/4847/1347)
Начальник Санитарно-эпидемиологической службы одновременно является Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан.
14. Начальник Санитарно-эпидемиологической службы имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Кабинетом Министров по представлению министра здравоохранения.
15. В соответствии с задачами, возложенными на Санитарно-эпидемиологическую службу, руководители Санитарно-эпидемиологической службы выполняют следующие функциональные обязанности:
соблюдает требования Конституции и законов Республики Узбекистан, а также других нормативно-правовых актов;
осуществляет общее руководство деятельностью Санитарно-эпидемиологической службы на основе единоличия и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Санитарно-эпидемиологическую службу;
определяет полномочия и уровень личной ответственности заместителей начальника Санитарно-эпидемиологической службы и других должностных лиц Санитарно-эпидемиологической службы по руководству отдельными направлениями и участками деятельности;
обеспечивает строгое соблюдение государственной политики в санитарно-эпидемиологической сфере и в сфере общественного здоровья в предложениях и проектах нормативно-правовых актов, вносимых в Кабинет Министров и относящихся к деятельности Санитарно-эпидемиологической службы, визирует подготовленные проекты документов. Обеспечивает организацию системного контроля за ходом реализации соответствующих документов после их принятия;
в рамках своих полномочий издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками Санитарно-эпидемиологической службы, ее подведомственными организациями;
осуществляет деятельность по приему на работу и расторжению трудовых договоров, заключенных с работниками Санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке, а также создает условия, необходимые для их эффективной работы, и формирует кадровый резерв Санитарно-эпидемиологической службы;
утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников Санитарно-эпидемиологической службы;
обеспечивает соблюдение сроков исполнения обращений физических и юридических лиц в соответствии с Законом «Об обращениях физических и юридических лиц»;
организует планирование деятельности Санитарно-эпидемиологической службы, утверждает годовые планы работ Санитарно-эпидемиологической службы и обеспечивает контроль за их выполнением;
осуществляет взаимодействие с соответствующими управлениями и отделами Санитарно-эпидемиологической службы при выполнении задач, возложенных на Санитарно-эпидемиологическую службу;
по поручению руководства координирует выполнение приоритетных задач и программ в малой санитарно-эпидемиологической сфере;
осуществляет непосредственное руководство вверенными и курируемыми подразделениями Санитарно-эпидемиологической службы;
выдвигает в установленном порядке кандидатов на должности начальников и специалистов структурных подразделений Санитарно-эпидемиологической службы для утверждения начальником Санитарно-эпидемиологической службы;
вносит предложения о переподготовке, повышении квалификации, стимулировании либо применении мер дисциплинарного наказания в отношении начальников и специалистов курируемых управлений и отделов Санитарно-эпидемиологической службы;
в) заместитель начальника Санитарно-эпидемиологической службы организует деятельность Специального фонда санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (далее — Фонд) в соответствии с возложенными на него задачами и функциями и несет ответственность за его деятельность.
качественное и своевременное выполнение задач, возложенных на него настоящим Положением и иными актами законодательства, а также принятие мер по устранению недостатков в работе Санитарно-эпидемиологической службы;
эффективность и результативность принимаемых мер по обеспечению задач и программ по закрепленным направлениям.
18. Санитарно-эпидемиологическая служба выполняет возложенные на нее задачи и функции непосредственно во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства здравоохранения, а также подведомственными организациями Министерства здравоохранения.
19. Санитарно-эпидемиологическая служба при выполнении возложенных на нее задач и функций взаимодействует с органами государственного управления, хозяйственными объединениями, органами государственной власти на местах и другими организациями.
20. В целях научного анализа, разработки и рассмотрения рекомендаций по наиболее важным вопросам санитарно-эпидемиологической сферы создается Специальный научный совет (далее — Совет), состоящий из высококвалифицированных специалистов Санитарно-эпидемиологической службы, представителей государственных органов и организаций, а также ведущих ученых и специалистов санитарно-эпидемиологической сферы.
21. Эффективность и результативность деятельности Санитарно-эпидемиологической службы подлежат регулярной оценке.
22. Оценка эффективности и результативности деятельности Санитарно-эпидемиологической службы основывается на критериях оценки и рабочих индикаторах эффективности и результативности деятельности, утверждаемых Кабинетом Министров.
23. По итогам оценки эффективности и результативности Санитарно-эпидемиологической службы принимаются меры по:
стимулированию (награждению) либо применению мер дисциплинарной ответственности в отношении руководителей и работников Санитарно-эпидемиологической службы;
устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию деятельности Санитарно-эпидемиологической службы.
Порядок и методы оценки эффективности и результативности деятельности Санитарно-эпидемиологической службы определяются Кабинетом Министров.
24. Финансирование и материально-техническое обеспечение Санитарно-эпидемиологической службы, в том числе оплата труда работников центрального аппарата, производятся за счет Государственного бюджета, средств Фонда и иных источников, не запрещенных законодательством.
50 процентов средств, поступивших от применения штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и пени, начисленные за просрочку оплаты штрафов (25 процентов средств, поступивших от штрафов и пени, начисленных за просрочку оплаты штрафов — от проведения контрольных мероприятий совместно с другими государственными органами);
15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;
материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Санитарно-эпидемиологической службы, в том числе компенсацию расходов, связанных с арендой жилья, а также организацию переподготовки и повышения квалификации работников;
компенсацию расходов Санитарно-эпидемиологической службы, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций;
укрепление материально-технической базы организаций, входящих в систему Санитарно-эпидемиологической службы;
привлечение на договорной основе зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации задач, поставленных перед Санитарно-эпидемиологической службой.
27. Оплата труда работников Санитарно-эпидемиологической службы и ее структурных организаций состоит из должностного оклада, надбавок за звания и выслугу лет, выплат за выходные и праздничные дни, других надбавок, выплат и доплат, предусмотренных законодательством.
Работникам центрального аппарата Санитарно-эпидемиологической службы выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет за счет средств внебюджетного фонда (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):
Стаж работы, предоставляющий право на ежемесячную надбавку за выслугу лет, рассчитывается в соответствии с порядком, утверждаемым Санитарно-эпидемиологической службой.
28. Начальник Санитарно-эпидемиологической службы на системной основе отчитывается перед Кабинетом Министров о деятельности Санитарно-эпидемиологической службы.
29. Начальник Санитарно-эпидемиологической службы ведет регулярный мониторинг деятельности по эффективному выполнению задач, возложенных на руководителей структурных подразделений Санитарно-эпидемиологической службы, дает объективную оценку эффективности деятельности Санитарно-эпидемиологической службы.
30. По итогам мониторинга и оценки особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Санитарно-эпидемиологической службы поощряются, допустившие серьезные недостатки в своей деятельности — привлекаются к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
31. Реорганизация или упразднение Санитарно-эпидемиологической службы осуществляются в порядке, установленном законодательством.
32. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.