В последние годы в стране принимается ряд мер по широкому привлечению населения к предпринимательству, поддержке семейного предпринимательства, оказанию всесторонней поддержки в реализации бизнес-идей молодежи.
В регионах создается фундамент для широкого привлечения семей к предпринимательской деятельности, получения ими дополнительного и стабильного источника дохода, дальнейшего развития национальных ремесел, осуществления предпринимательских инициатив женщин, реализации перспективных идей и проектов молодых предпринимателей и на этой основе обеспечения занятости населения.
Вместе с тем, резкое повышение заинтересованности населения в получении доходов посредством труда, особенно нуждающихся семей к ремесленничеству, надомному труду и предпринимательской деятельности, а также проектов, связанных с расширением производства и оказанием услуг в неиспользуемых зданиях, производством сельскохозяйственной продукции путем продуктивного использования приусадебных и свободных посевных площадей населения, требуют продолжения льготного финансирования на системной основе.
С целью всестороннего содействия населению в занятии определенными видами трудовой деятельности, направленных на получение дохода, развитию семейного предпринимательства в регионах республики и системной организации работ в этом направлении:
1. По организации исполнения и координации мер по широкому привлечению населения к предпринимательству и дальнейшего развития семейного предпринимательства создать:
Республиканскую комиссию, состоящую из руководителей Министерства финансов, Министерства занятости и трудовых отношений, Центрального банка Республики Узбекистан, коммерческих банков и соответствующих ведомств, а также заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента согласно приложению № 1;
«Центры по поддержке семейного предпринимательства» (далее — Центры) под руководством первых заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в составе руководителей и работников областных, районных (городских) подразделений экономики и промышленности, занятости, финансов, инвестиций, а также налоговых и статистических органов, территориальных подразделений Торгово-промышленной палаты, коммерческих банков, Общественного благотворительного фонда «Махалла», Союза молодежи и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана;
подразделения в рамках установленной предельной общей численности управленческого персонала в составе центрального аппарата Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, а также Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
Управление по координации и мониторингу программ по финансовой поддержке предпринимательства населения в структуре Центрального банка Республики Узбекистан;
соответствующие сектора в рамках установленной предельной общей численности управленческих персоналов в составе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.
2. Рекомендовать банкам, участвующих в финансировании социальных программ, создание специальных управлений, а в филиалах — отделов по финансированию и ведению мониторинга программ широкого привлечения населения к предпринимательству и дальнейшего развития семейного бизнеса с возложением непосредственного руководства за деятельностью данных управлений (отделов) на заместителя председателя.
3. На основе программы «Каждая семья — предприниматель» с целью содействия занятости, повышения доходов населения Наманганской области в 2019 году и оказания практической помощи, в порядке эксперимента, создать в Главном управлении занятости Наманганской области отдел по стимулированию развития предпринимательства и самозанятости населения в составе 14 штатных единиц.
Определить основными задачами отдела содействие в реализации проектов населения, направленных по получение дохода в рамках программы «Каждая семья — предприниматель», оказание агротехнических и ветеринарных услуг, обучение безработного и незанятого населения, в том числе его нуждающихся слоев эффективным методам предпринимательства и самозанятости, привлечение к трудовой деятельности, направленной на получение дохода путем кластерной системы, а также оказание практической помощи в непрерывной и успешной реализации проектов.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
финансирование предусмотренных проектов и мероприятий осуществляется за счет средств кредитных линий Фонда реконструкции и развития Узбекистана, АК Народный банк, АКБ «Микрокредитбанк» АКБ «Агробанк и международных финансовых институтов;
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
См. предыдущую редакцию.
льготные кредиты выделяются населению и субъектам предпринимательства, выразившим желание заниматься семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, а также расширить вид деятельности, по ставке 8 процентов годовых сроком не более 3 лет с 3 — 6 месячным льготным периодом. При этом с 1 января 2020 года кредиты выдаются через АК Народный банк, АКБ «Микрокредитбанк» и АКБ «Агробанк» по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с 1 января 2021 года — по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов;
(абзац третий пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
по кредитам, выдаваемым по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов, используется компенсационный механизм в части процентных расходов;
(пункт 4 дополнен абзацем четвертым Указом Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2019 года № УП-5893 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150)
ответственным за привлечение средств международных финансовых институтов назначается заместитель министра инвестиций и внешней торговли Ш.А. Вафаев.
См. последующую редакцию.
6. Первого заместителя министра финансов А.Я. Хайдарова, заместителя министра экономики и промышленности А.Р. Каримова, заместителя председателя Центрального банка С.М. Холхужаева назначить координаторами Проекта и предоставить им следующие полномочия:
См. последующую редакцию.
определение коммерческих банков, участвующих в обеспечении реализации программы в областях и районах (городах);
распределение выделяемых ресурсов в разрезе территорий и банков, исходя из потенциала территорий и уровня освоения средств;
оперативное перераспределение выделяемых ресурсов в разрезе коммерческих банков и территорий, исходя из реальной потребности, а также направленности сформированных проектов на создание перспективных и дополнительных рабочих мест.
См. последующую редакцию.
определению совместно с местными хокимиятами дополнительных мер по развитию предпринимательской деятельности, исходя из специализации района (города) и навыки населения;
даче указаний областным Центрам, исходя из предложений и пожеланий населения в развитии семейного бизнеса в кишлаках и махаллях, а также устранению имеющихся проблем в реализации программы;
внесению по итогам каждого квартала информации в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проводимой работе по исполнению задач, предусмотренных в программе.
8. Установить порядок, в соответствии с которым льготные кредиты, предоставляемые согласно Указам Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года № УП-5242 «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников», от 27 июня 2018 года № УП-5466 «О Государственной программе «Yoshlar-Kelajagimiz», постановлений Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2018 года № ПП-3680 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель», от 7 июня 2018 года № ПП-3777 «О реализации программы «Каждая семья — предприниматель», от 14 июля 2018 года № ПП-3856 «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» выделяются:
См. последующую редакцию.
по заключению областных или районных (городских) Центров на основе глубокого изучения желаний и запросов семей, проектов субъектов предпринимательства и молодежи, наличия достаточных условий для их реализации, на проекты, предлагаемые каждой семьей и субъектами предпринимательства;
после осуществления поставки товаров (оказания услуг) по обусловленной договором цене, при условии удовлетворенности ими владельца проекта путем перечисления средств на расчетный счет поставщика товаров (услуг).
См. последующую редакцию.
9. Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики и промышленности, заинтересованным министерствам, ведомствам и ассоциациям совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок принять конкретные меры по широкому внедрению кластерной системы во всех районах (городах), охватывающую процессы производства, переработки и продажи экспортоориентированной, полностью отвечающей требованиям рынка сельскохозяйственной и промышленной продукции, с привлечением населения и нуждающихся семей к полезной деятельности.
повышения участия и материальной заинтересованности населения, прежде всего, нуждающихся семей, в процессе производства и переработки продукции;
изучение передового зарубежного опыта по выращиванию сельскохозяйственной продукции и его широкое применение в местных условиях, привлечение зарубежных специалистов и ведущих предпринимателей по внедрению кластерной системы, достигших высоких показателей в данной области;
внедрение современных инновационных, ресурсосберегающих технологий в процессы посева высокоурожайных фруктово-овощных культур, выведения породистого скота, хранения и переработки готовой продукции.
закреплению предпринимателей, достигших определенных успехов и опыта в сфере предпринимательства, изучив область их деятельности и возможности, с целью консультирования на основе традиции «Устоз — шогирд» по передаче опыта и формированию навыков за инициативными, особенно молодыми предпринимателями, получающих льготные кредиты;
организации «бизнес-инкубаторов» с целью всестороннего содействия в практической реализации бизнес-идей и стартапов населения, особенно молодежи, исходя из передового зарубежного опыта.
11. Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, города Ташкента и Центры следующие задачи:
принимая во внимание своеобразные особенности регионов, специализировать каждую махаллю в одном конкретном направлении на основе принципа «одна махалля — одна продукция», обращать внимание на выделение льготных кредитов, исходя из существующих условий и желаний семей;
предоставлять в постоянную или на длительный срок аренду пустующие земельные участки в кишлаках и махаллях населению и субъектам предпринимательства с целью выращивания сельскохозяйственной продукции, с условием превращения в течении 2-х лет настоящих земельных участков в реальный источник дохода;
См. последующую редакцию.
предоставлять не используемые здания в центре городов и районов субъектам предпринимательства с условием реализации в них проектов по производству и оказанию услуг, с правом постоянного или долгосрочного пользования.
12. Определить, что руководители секторов, образованных в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2017 года № ПП-3182 «О первоочередных мерах по обеспечению ускоренного социально-экономического развития регионов», а также председатели органов самоуправления граждан несут ответственность за обеспечение целевого использования и своевременный возврат льготных кредитов, выделенных руководимым ими территориям, оказывают коммерческим банкам всестороннюю практическую помощь в этом направлении.
См. последующую редакцию.
13. Возложить на Центральный банк Республики Узбекистан и участвующих в проекте коммерческие банки задачу по контролю на постоянной основе, с посещением домов за эффективностью использования, результативностью и своевременным возвратом льготных кредитов.
Назначить заместителя председателя Центрального банка Республики Узбекистан О.А. Бутаева ответственным за организацию и координацию контрольных работ, а также принятие соответствующих мер в случаях неисполнения условий кредитования.
См. последующую редакцию.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года № ПП-4231
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года № ПП-4231
См. последующую редакцию.