Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с приказом Директора Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан от 14 июля 2022 года № 32 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов» (рег. № 3380 от 15.08.2022 г.).
В соответствии с постановлениям Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» и от 2 сентября 2018 года № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» приказываю:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 21 января 2019 года № 16
к приказу Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 21 января 2019 года № 16
Настоящее Положение в соответствии с постановлениям Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» и от 2 сентября 2018 года № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» определяет порядок лицензирования деятельности крипто-бирж.
блокчейн — распределенный реестр данных, в котором все данные записываются последовательно и распределены в блоках, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью;
крипто-биржа — организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов.
2. Лицензирование деятельности крипто-бирж осуществляет Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
Лицензирование деятельности крипто-бирж осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению 1 к настоящему Положению.
3. Лицензия на осуществление деятельности крипто-биржи (далее — лицензия) выдается исключительно иностранным юридическим лицам посредством открытия ими дочерних или иных предприятий на территории Республики Узбекистан.
Дочернее или иное предприятие иностранного юридического лица осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной иностранному юридическому лицу.
Не допускается участие в уставных капиталах (фондах) дочерних или иных предприятий иностранных юридических лиц, имеющих лицензии, юридических лиц — резидентов Республики Узбекистан.
6. Право на осуществление деятельности крипто-биржи возникает у юридического лица с момента выдачи лицензии.
См. предыдущую редакцию.
71. Порядок осуществления крипто-биржевой торговли на территории Республики Узбекистан определяется Правилами осуществления крипто-биржевой торговли согласно приложению № 1а к настоящим Положению.
(пункт 71 введен приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 6 декабря 2019 года № 172 (рег. № 3127-3 от 20.12.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 20.12.2019 г., № 10/19/3127-3/4185)
См. предыдущую редакцию.
а) наличие сформированного уставного фонда в размере не менее тридцати тысяч базовых расчетных величин в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых двадцать тысяч резервируются на отдельном счете в коммерческом банке Республики Узбекистан;
(подпункт «а» пункта 8 в редакции приказа Национального агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 19 июня 2019 года № 111 (рег. № 3127-2 от 08.07.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 08.07.2019 г., № 10/19/3127-2/3389 — Вступает в силу с 1 сентября 2019 года)
б) наличие функционирующей электронной системы крипто-биржевых торгов, размещенной на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан, и соответствующей требованиям, предусмотренным в настоящем Положении;
меры, направленные на обеспечение выполнения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
меры по предотвращению манипулирования ценами на крипто-бирже и неправомерного использования конфиденциальной информации;
д) хранение в течение пяти лет информации об операциях с крипто-активами клиентов, а также их идентификационных данных и материалов по взаимоотношениям с клиентами, включая деловую переписку;
ж) представление по требованию лицензирующего органа информации, связанной с осуществлением деятельности крипто-биржи.
Использование для формирования уставного фонда крипто-биржи средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.
10. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в письменной форме, в том числе по почте либо в виде электронного документа следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения (почтового адреса), адреса электронной почты, наименования учреждения банка и номера депозитного счета до востребования в учреждении банка;
в) описание аппаратно-программной реализации крипто-биржи, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
См. предыдущую редакцию.
Все документы должны быть подписаны руководителем, а в случае предоставления в виде электронного документа подтверждаются электронной цифровой подписью.
(абзаца седьмой пункта 10 в редакции приказ Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № 41 (рег. № 3127-1 от 22.02.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.02.2019 г., № 10/19/3127-1/2657)
Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
В случае представления ненадлежащим образом оформленных документов или неполного пакета документов, они возвращаются лицензирующим органом соискателю в трехдневный срок с указанием причин возврата.
Глава 4. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии
13. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
14. Лицензирующий орган в срок, не превышающий двадцати дней, рассматривает представленные документы и готовит заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
15. Лицензирующий орган в семидневный срок принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, на основании заключения экспертной комиссии, состав которой утверждается соответствующим заместителем руководителя лицензирующего органа.
16. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе по почте или в виде электронного документа через информационную систему, с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины. Одновременно с уведомлением о принятии решения о выдаче лицензии соискателю лицензии направляется для подписания лицензионное соглашение.
17. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязанности лицензирующего органа и лицензиата, заключается между лицензирующим органом и лицензиатом и должно содержать:
порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения;
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в лицензирующем органе, а второй направляется либо выдается лицензиату.
18. Лицензии оформляются в виде электронного документа, заверяется электронной цифровой подписью руководителя лицензирующего органа, в случае отсутствия — его заместителем, публикуются на официальном веб-сайте лицензирующего органа и по запросу лицензиата могут выдаваться на бумажном носителе.
19. В случае выдачи лицензии на бумажном носителе, они оформляются на специальных бланках установленной формы. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Образцы бланков лицензий разрабатываются и утверждаются лицензирующим органом и изготовляются по заказу лицензирующего органа типографским способом в Государственно-производственном объединении «Давлат белгиси».
Руководитель лицензирующего органа несет персональную ответственность за учет, сохранность и целевое использование бланков лицензий.
20. Лицензии оформляются в трехдневный срок после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выдачу лицензии, и подписания им лицензионного соглашения.
При выдаче лицензии на бумажном носителе, лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа, в случае отсутствия — его заместителем.
21. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента получения уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензирующий орган вправе принять решение об аннулировании лицензии.
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действие (бездействие) должностного лица лицензирующего органа, в порядке, установленном законодательством.
23. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе в виде электронного документа через информационную систему, с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения. Срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.
24. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий семи дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
25. При повторном рассмотрении заявления соискателя лицензии не допускается отказ в выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в выдаче лицензии.
Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
26. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места нахождения (почтового адреса), лицензиат или его правопреемник обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
См. последующую редакцию.
27. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.
См. последующую редакцию.
28. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.
29. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, лицензирующим органом по заявлению лицензиата выдается ее дубликат в течение пяти рабочих дней со дня его получения.
30. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.
31. Лицензирующий орган при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции имеет право:
проводить проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий в порядке, установленном законодательством;
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
в случаях, установленных законодательством, выносить решения и (или) обращаться в суд по вопросу приостановления, прекращения действия либо аннулирования лицензий;
в установленном порядке направлять в соответствующие органы материалы о выявленных фактах осуществления деятельности крипто-бирж без лицензии для принятия мер, предусмотренных законодательством.
32. При проверке соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками лицензирующего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй — остается в лицензирующем органе.
выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения.
ликвидации юридического лица — с момента ликвидации или прекращения его деятельности в результате реорганизации — с момента реорганизации, за исключением его преобразования, а также слияния при наличии у реорганизуемых юридических лиц на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же лицензируемого вида деятельности;
систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.
установления факта получения лицензии с использованием подложных документов или недостоверных данных.
36. Решение лицензирующего органа о приостановлении и прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд.
При прекращении действия лицензии и аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.
наименование юридического лица — лицензиата, его организационно-правовая форма, местонахождение (почтовый адрес), адрес электронной почты, телефон;
38. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, размещается на веб-сайте лицензирующего органа, и является открытой для ознакомления.
39. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины определяется лицензирующим органом.
40. Государственная пошлина перечисляется иностранным юридическим лицом на валютный счет лицензирующего органа.
41. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 в редакции приказа директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 6 декабря 2019 года № 172 (рег. № 3127-3 от 20.12.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 20.12.2019 г., № 10/19/3127-3/4185)
См. предыдущую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1а
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
1. Юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление деятельности крипто-биржи у уполномоченного органа, принимает на себя обязанность осуществлять данный вид деятельности в соответствии с настоящими Правилами и иными специальными нормативно-правовыми актами.
блокчейн — распределенный реестр данных, в котором все данные записываются последовательно и распределены в блоках, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью;
клиенты — контрагенты крипто-биржи, физические и юридические лица, в том числе иностранные, с которыми она совершает сделки (операции);
клиринг — комплекс операций, направленных на определение, уточнение и зачет взаимных обязательств клиентов крипто-биржи, а также взаиморасчеты между ними;
котировальный лист — список крипто-активов и токенов, соответствующих определенным крипто-биржей критериям, допущенных ею к торгам крипто-активами и токенами в ее торговой системе;
крипто-биржа — организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов и токенов;
расчетно-клиринговая палата (далее — РКП) — структурное подразделение крипто-биржи, обеспечивающее проведение клиринга, расчетов и взаиморасчетов по крипто-биржевым сделкам через электронную систему клиринга;
вторичный счет РКП — вторичные депозитные счета до востребования крипто-биржи, открытые в обслуживающем крипто-биржу банке, для хранения средств покупателей и продавцов и проведения расчетов по сделкам;
виртуальный счет — специальный счет, открытый в РКП крипто-биржи для проведения операций по клирингу;
См. предыдущую редакцию.
токен — единица учета в распределенном реестре данных, служащая для удостоверения обязательства или права собственности на определенный актив. Токен выпускается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, прошедшими регистрацию на территории Республики Узбекистан с целью привлечения инвестиций и финансирования деятельности;
(абзац двенадцатый пункта 2 в редакции приказа директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
См. предыдущую редакцию.
выпуск токена — организационно-технические мероприятия, направленные на возникновение токена в качестве объекта гражданских прав;
размещение токена — размещение токена на крипто-биржах в целях осуществления его крипто-биржевых торгов;
регистрация выпуска токена — регистрация выпущенных токенов в целях выпуска их в обращение на территории Республики Узбекистан со стороны крипто-бирж;
выпуск токена в обращение — осуществление операций, направленных на покупку, продажу и обмен токенов на другие виды крипто-активов;
(пункт 2 дополнен абзацами тринадцатым — семнадцатым приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
крипто-кошелек — программное или программно-техническое средство, предназначенное для хранения крипто-активов и токенов и позволяющее его владельцу осуществлять операции с ними;
участник клиринга — клиент крипто-биржи, направивший акцепт и зарегистрированный в установленном настоящими Правилами порядке в РКП;
См. предыдущую редакцию.
торги крипто-активами и токенами — процесс совершения сделок купли-продажи крипто-активов и токенов за национальную и (или) иностранную валюту либо обмена крипто-активов и токенов одного вида на крипто-активы и токены другого вида на электронной площадке крипто-биржи;
(абзац двадцать второй пункта 2 в редакции приказа директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 дополнен абзацем двадцать шестым приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
определение требований и обязательств сторон по результатам совершения сделок с крипто-активами и токенами, а также обеспечение исполнения данных сделок;
подготовка и формирование отчетных документов по результатам совершения сделок с крипто-активами и токенами;
хранение, обработка и раскрытие информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с крипто-активами и токенами;
инсайдерская информация о крипто-активах и токенах — информация о крипто-активах и токенах, лицах, создавших и разместивших их, о сделках с крипто-активами и токенами, которая не является общедоступной и ставит лиц, обладающих ей, в преимущественное положение по сравнению с другими клиентами;
манипулирование ценами на крипто-активы и токены — совершение действий, оказывающих существенное влияние на спрос и (или) предложение на крипто-активы и токены, рыночную цену крипто-активов и токенов или объем торгов крипто-активами и токенами, с целью искусственного завышения или занижения цен на крипто-активы и токены относительно уровня, складывающегося в рыночных условиях;
бенефициарный владелец крипто-биржи — физическое лицо, являющееся собственником крипто-биржи либо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет право или возможность давать обязательные для данной крипто-биржи указания, влиять на принимаемые ею решения или иным образом контролировать ее действия;
уполномоченный орган — Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.
обеспечить раздельный учет и хранение денежных средств, крипто-активов и токенов крипто-биржи и клиентов, находящихся у крипто-биржи. Совместный учет денежных средств, крипто-активов и токенов двух и более клиентов не допускается;
осуществлять резервное копирование всех данных о совершенных клиентами сделках (операциях) по завершению каждого дня;
обеспечивать исполнение заявок клиентов на торги крипто-активами и токенами в соответствии с требованиями настоящих Правил при наличии возможности исполнить такие заявки, в том числе при наличии встречных заявок, размещенных на электронной площадке крипто-биржи;
обеспечить регулярное повышение уровня знаний работниками крипто-биржи и лицами, привлеченными крипто-биржами по гражданско-правовым договорам, непосредственно вовлеченных в осуществление деятельности крипто-биржи, в области законодательства регулирования деятельности крипто-бирж, противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также утверждаемых крипто-биржей правил крипто-биржевой торговли (далее — локальный акт);
обеспечить подтверждение клиентом своих распоряжений крипто-бирже по возврату (передаче) клиенту находящихся у крипто-биржи денежных средств, крипто-активов и токенов клиента, а также при необходимости иных распоряжений и других действий клиента;
допускать участников торгов к операциям через свои электронные торговые площадки после внедрения механизмов их обязательной идентификации;
См. предыдущую редакцию.
определить относятся или не относятся руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и их представители, осуществляющие деятельность, направленную на выпуск и размещение токенов на крипто-бирже, к категории лиц, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
обеспечить проведение проверки фактического наличия материального и (или) иного имущества, внесенного в качестве обеспечения по токенам;
обеспечить утверждение порядка выпуска, регистрации выпуска, размещения и оборота токенов, в том числе предусматривающего:
депонирование средств в размере не менее 10 процентов от суммы, планируемой к привлечению в рамках размещения токенов, в национальной и (или) иностранной валюте на отдельном виртуальном счете в РКП крипто-биржи;
обеспечение выкупа своих токенов лицом, осуществившим размещение токенов на крипто-бирже, за счет средств, депонированных на отдельном виртуальном счете РКП в случаях и в размере, предусмотренных договорными обязательствами;
наложение запрета на использование в наименовании или символике выпущенных токенов слов «государственный», «обеспеченный государством», «поддерживаемый государством», «Узбекистан», «узбек», «национальный», «сум (UZS)», а также наименования городов Республики Узбекистан в полном или сокращенном виде, с применением их сочетаний на любом языке и в любой форме;
(пункт 3 дополнен абзацами восьмым — тринадцатым приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четырнадцатый пункта 3 в редакции приказа директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
4. Крипто-биржа также обязана осуществлять контроль за сделками с крипто-активами и токенами в целях выявления нарушений законодательства и настоящих Правил. В случае обнаружения таких нарушений крипто-биржей должны быть приняты меры по их устранению и недопущению в будущем.
Информация о каждом факте нарушения законодательства и настоящих Правил, выявленном крипто-биржей, должна храниться крипто-биржей не менее 5 лет с даты выявления указанного факта. По запросам уполномоченного органа крипто-биржа обязана в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса предоставлять в уполномоченный орган информацию о фактах нарушения законодательства.
При выявлении признаков преступления крипто-биржа обязана незамедлительно в письменной форме направить сообщение об этом в уполномоченный орган и правоохранительные органы в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
с нерезидентами Республики Узбекистан исключительно операции по продаже крипто-активов и токенов за иностранную валюту.
Выбор крипто-активов в качестве объекта приобретения и соответственно последствия этого выбора являются риском самого покупателя.
(пункт 5 в редакции приказа директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
6. На крипто-биржах запрещается осуществление операций с крипто-активами и токенами, по которым совершаемые сделки (операции) имеют анонимный характер.
См. предыдущую редакцию.
На территории Республики Узбекистан запрещается выпуск, регистрация выпуска и размещение крипто-биржами необеспеченных токенов.
Крипто-биржа несет ответственность за выпуск, регистрацию выпуска, размещение и оборот необеспеченных токенов в соответствии с законодательными актами.
(пункт 6 дополнен абзацами вторым и третьим приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 11 ноября 2021 года № 34 (рег. № 3127-6 от 22.11.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 22.11.2021 г., № 10/21/3127-6/1081)
7. Крипто-активы не могут быть использованы на территории Республики Узбекистан в качестве средства платежа или приема оплаты.
8. Основанием для проведения взаиморасчетов по крипто-биржевым сделкам являются сведения о проведенных торгах крипто-активами и токенами из электронной площадки крипто-биржи.
об осуществлении с согласия клиентов аудио- или видеозаписи переговоров с ними, в том числе записи переписок, и хранении такой информации не менее 5 лет;
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
у физического лица — копию документа, удостоверяющего его личность и персональный идентификационный номер физического лица;
(абзац второй пункта 10 в редакции приказа директора Национального агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 29 июля 2021 года № 24 (рег. № 3127-4 от 05.08.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 05.08.2021 г., № 10/21/3127-5/0757)
у индивидуального предпринимателя — копии документа, удостоверяющего его личность и свидетельства о государственной регистрации;
(абзацы второй и третий пункта 10 в редакции приказа директора Национального агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № 12 (рег. № 3127-4 от 17.05.2021 г.) — Национальная база данных законодательства, 17.05.2021 г., № 10/21/3127-4/0464)
у юридического лица — копию свидетельства о государственной регистрации, сведения о местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах;
контактные данные клиента, позволяющие установить с ним связь (адрес электронной почты и при необходимости иные контактные данные);
иные сведения, предусмотренные законодательством, в том числе в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
лицами, включенными в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности либо распространении оружия массового уничтожения, в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
12. В результате установления отношений между крипто-биржей и ее клиентом в электронной площадке крипто-биржи клиенту создается учетная запись (аккаунт), в котором содержатся сведения о клиенте, его денежных средствах, крипто-активах и токенах, находящихся у крипто-биржи.
13. Крипто-биржа вправе предоставить статус участника торгов крипто-активами и токенами (допуск к торгам крипто-активами и токенами) для осуществления торгов крипто-активами и токенами от своего имени и за свой счет — любому клиенту, если это не противоречит законодательству или настоящим Правилам.
14. Крипто-биржа обязана соблюдать требования к рекламе крипто-активов, токенов и своей деятельности, предусмотренные законодательством и настоящими Правилами, и обеспечивать их реализацию.
15. Реклама крипто-активов, токенов и деятельности крипто-биржи, размещаемая (распространяемая) как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами (в том числе с привлечением третьих лиц), должна соответствовать следующим требованиям:
реклама должна содержать предупреждение о рисках участия на торгах крипто-активами и токенами, полной потери денежных средств и иных объектов гражданских прав, переданных в обмен на крипто-активы и токены, в том числе в результате волатильности стоимости крипто-активов и токенов, технических сбоев (ошибок), совершения противоправных действий, включая хищение, а также о необеспеченности государством и о том, что крипто-активы и токены не являются средством платежа или приема оплаты;
содержание рекламы, включающей оферту, должно предусматривать все условия предлагаемого к заключению договора, а также описание действий для акцепта данной оферты;
если в рекламе описываются показатели, которые имели место в прошлом, смоделированные показатели и показатели, которые могут иметь место в будущем, то в данной рекламе ее потребителям должны недвусмысленно разъясняться существо таких показателей и вероятностный характер вывода, сделанного на их основе, с соблюдением требований законодательства о рекламе.
обещания или гарантии об эффективности (доходности) деятельности, связанной с использованием крипто-активов и токенов, за исключением случаев указания в рекламе сведений об эффективности такой деятельности за предшествующий период, подтвержденной аудиторской организацией;
утверждения о значимости деятельности, связанной с использованием крипто-активов и токенов, для достижения профессионального или личного успеха;
высказывания, осуждающие неучастие в осуществлении деятельности, связанной с использованием крипто-активов и токенов.
17. Крипто-биржа обязана довести до физических и юридических лиц, в том числе клиентов, следующую информацию:
условия установления отношений с клиентами, в том числе текст соответствующего договора (при этом крипто-биржа обязана разъяснить о форме, размере и порядке получения ею вознаграждения);
содержание декларации «White paper» при совершении (организации) крипто-биржей сделок, направленных на размещение крипто-активов и токенов.
18. Информация, предусмотренная в пункте 17 настоящих Правил, должна быть сообщена физическим или юридическим лицам до или в процессе установления с ними отношений в устной или письменной форме.
На главной странице веб-сайта крипто-биржи должна быть размещена информация, предусмотренная в приложении к настоящим Правилам.
19. Организация торгов крипто-активами и токенами осуществляется крипто-биржей посредством предоставления клиентам доступа к электронной площадке крипто-биржи для совершения участниками торгов действий, направленных на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов и токенов.
Не может быть участником торгов клиент, исключенный из числа участников торгов в связи с нарушением правил торгов крипто-активами и токенами в соответствии с настоящими Правилами и локальными актами, в течение трех месяцев с момента исключения.
Порядок допуска клиента к торгам крипто-активами и токенами, а также исключения из числа участников торгов крипто-активами и токенами определяется локальными актами.
20. Крипто-биржа обязана обеспечить прозрачность процесса проведения торгов крипто-активами и токенами, а также исполнение обязательств, возникших по их результатам.
21. Крипто-биржа в соответствии с настоящими Правилами и локальными актами обязана принимать меры по выявлению, пресечению, предотвращению использования инсайдерской информации о крипто-активах и токенах, манипулирования их ценами, а также по устранению последствий таковых.
К использованию инсайдерской информации о крипто-активах и токенах относится использование этой информации в личных целях, в том числе для участия в торгах крипто-активами и токенами от своего имени и за свой счет, а также передача ее третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
члены органов управления и иные работники организации, создавшей и разместившей крипто-активы и токены;
работники аудиторской организации, оказывающие аудиторские услуги лицу, создавшему и разместившему крипто-активы и токены, или участнику торгов;
иные лица, имеющие в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора, заключенного с лицом, создавшим и разместившим крипто-активы и токены, и (или) участником торгов, доступ к указанной информации.
22. Крипто-биржа вправе принимать участие на торгах крипто-активами и токенами в качестве участника торгов только в случае раскрытия информации о своем участии на торгах крипто-активами и токенами, принятия и раскрытия мер по урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким участием, в соответствии с локальными актами.
23. Для совершения сделки участник торгов или крипто-биржа размещает на электронной площадке крипто-биржи заявку на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов и токенов.
Порядок подачи заявки на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов и токенов определяется локальными актами.
Заявки клиентов на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов и токенов подлежат исполнению крипто-биржей в момент появления встречной заявки, отвечающей их условиям. Не допускается задержка исполнения заявок, изменения их условий или отмены после появления встречной заявки.
24. Для проведения торгов (расчетов) крипто-активами и токенами участник торгов перечисляет на вторичный счет РКП соответственно денежные средства, крипто-активы и (или) токены.
Денежные средства, крипто-активы и токены участника торгов должны учитываться отдельно от денежных средств, крипто-активов и токенов крипто-биржи и других участников.
25. Крипто-биржа должна составлять отчет по каждому участнику торгов, о совершенных им сделках по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов и токенов и сумме таких сделок в день их осуществления, а также ежедневно об исполненных и неисполненных в течение дня заявках на покупку, продажу и (или) обмен крипто-активов и токенов.
Отчет в течение дня, следующего за днем его составления, направляется на хранение. Порядок хранения отчетов определяется локальными актами, при этом срок хранения должен составлять не менее пяти лет. Не допускается внесение корректировок и изменений в отчеты.
26. Крипто-биржа обеспечивает исполнение сделок по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов и токенов.
В случае совершения участником торгов в процессе торгов крипто-активами и токенами сделки по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов и токенов крипто-биржа обязана вычесть сумму (количество) исполнения по этой сделке из суммы денежных средств данного участника торгов, крипто-активов и токенов, учитываемых на вторичном счете РКП или на адресах (идентификаторах) крипто-кошельков крипто-биржи, и присоединить к контрагенту указанного участника торгов, если иное не предусмотрено договором.
Получение крипто-биржей причитающегося ей от клиента вознаграждения обеспечивается ею в порядке и на условиях, предусмотренных договором на участие в торгах крипто-активами и токенами.
27. Крипто-биржа вправе с согласия клиента совершать сделки с его денежными средствами, крипто-активами и токенами от своего имени, в своих интересах и в отсутствие задания (поручения) участников торгов при одновременном соблюдении следующих условий:
данные сделки направлены на получение крипто-биржей ликвидности, то есть на получение денежных средств, крипто-активов и токенов от контрагентов крипто-биржи, не являющихся ее клиентами, в целях исполнения обязанностей крипто-биржи, принятых ею (или планируемых к принятию ею) перед клиентами;
у крипто-биржи имеется разумное убеждение в том, что совершение данных сделок не повлечет неисполнение (ненадлежащее исполнение) ее обязанности в отношении участников торгов, с денежными средствами, крипто-активами и токенами которых совершаются соответствующие сделки.
Денежные средства, крипто-активы и токены клиента подлежат обязательному возврату крипто-биржей в согласованный сторонами срок. За использование средств клиента договором может предусматриваться взимание процентов.
28. Крипто-биржа вправе предоставлять участникам торгов в рамках своей электронной площадки право использовать ее крипто-активы и токены для совершения и исполнения сделок с ними на условиях возвратности соответствующего количества крипто-активов и токенов (или эквивалентного количества крипто-активов и токенов другого вида) в согласованный сторонами срок. Крипто-биржа вправе взимать проценты за период использования ее крипто-активов и токенов клиентами.
29. Крипто-биржа вправе совершать сделки по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов и токенов в интересах клиентов на основе установления посреднических отношений с ними посредством биржевых сделок следующим образом:
действовать в интересах клиентов добросовестно, разумно и компетентно, соблюдая законодательство и следуя положениям заключенных с клиентами договоров;
информировать клиентов о рисках, связанных с совершением сделок, разъясняя существо и уровень каждого такого риска;
совершать сделки в интересах клиентов на наилучших для клиентов условиях, в том числе по лучшей, по мере возможности, цене;
не совершать сделки в интересах клиентов по цене, существенно (более чем на 10 процентов) отличающейся от рыночной цены на соответствующие крипто-активы и токены, если иное в каждом конкретном случае отдельно не согласовано с клиентом.
При этом крипто-биржа обязана предусмотреть порядок определения рыночной цены на крипто-активы и токены в договоре, заключаемом ею с клиентом.
31. РКП является структурным подразделением крипто-биржи, не имеет статуса юридического лица и действует от имени крипто-биржи без права совершать какие-либо самостоятельные операции и действия, не предусмотренные настоящими Правилами.
определяет, уточняет, засчитывает взаимные обязательства, а также осуществляет ведение раздельного учета обязательств участников клиринга по заключенным сделкам;
осуществляет формирование и предоставление участникам клиринга необходимой информации по итогам клиринга;
обеспечивает хранение информации о сделках, по которым осуществляется клиринг, о результатах клиринга в соответствии с требованиями законодательства;
при неисполнении или ненадлежащем исполнении участником клиринга своих обязательств по сделке, а также при наличии решения арбитражной и/или дисциплинарной комиссии крипто-биржи о наложении штрафа на участника клиринга за нарушение установленных правил торговли или договорных обязательств в безакцептном порядке списывать сумму штрафа с виртуального счета виновного участника клиринга;
получать от участников клиринга информацию, необходимую для осуществления расчетно-клиринговых операций.
осуществлять расчеты и взаиморасчеты только по сделкам, прошедшим регистрацию на крипто-бирже, и связанным с ними операциям (комиссионные сборы и другие расходы в соответствии с законодательством);
обеспечивать конфиденциальность информации о содержании сделок и не предоставлять данную информацию третьим лицам без согласия участников клиринга, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
35. Все действия по операциям, осуществляемым на электронной площадке крипто-биржи, в том числе по учету средств на виртуальных счетах участников электронной площадки крипто-биржи, должны осуществляться РКП.
36. Участникам клиринга и РКП запрещается проведение операций по уступке денежного требования с использованием средств, находящихся на счетах в РКП.
37. РКП в течение одного рабочего дня после получения всех необходимых документов, определенных в локальных актах, присваивает клиенту крипто-биржи ИНП и открывает соответствующий виртуальный счет, необходимые для учета обязательств и прав требования по совершаемым сделкам.
38. РКП прекращает обслуживание участников клиринга в случаях, предусмотренных пунктом 62 настоящих Правил.
39. Крипто-биржа в рамках своей деятельности должна открыть в обслуживающем банке вторичный счет РКП, предназначенный для учета денежных средств участников клиринга, учет которых ведется в РКП на отдельных виртуальных счетах.
41. Закрытие виртуального счета участника клиринга осуществляется РКП по поручению владельца счета (либо его правопреемника), если иное не установлено законодательством.
42. Перед закрытием виртуального счета оставшиеся на нем денежные средства переводятся на банковские счета участника клиринга на основании его поручения в соответствии с законодательством.
Закрытие виртуального счета производится только при условии отсутствия денежных средств на виртуальном счете.
43. Изменение реквизитов виртуального счета производится при изменении наименования или иных реквизитов участника клиринга.
возврат денежных средств (части денежных средств) с виртуального счета на свой счет в обслуживающем банке;
проведение клиринга сделки, если сделка зарегистрирована в соответствии с локальными актами и законодательством.
45. РКП производит операции с виртуальными счетами участников клиринга путем осуществления взаимозачетов по заключенным сделкам.
46. РКП может осуществлять переводы денежных средств по виртуальным счетам только по операциям, связанным с заключением и исполнением сделок.
49. Взаимодействие РКП с участниками клиринга осуществляется на основании договора на клиринговое обслуживание.
50. Обмен информацией между крипто-биржей и участниками клиринга по клирингу и расчетам, а также между участниками клиринга по исполнению договорных обязательств осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий.
51. Участники клиринга после регистрации перечисляют на вторичные счета РКП, открытые в обслуживающем крипто-биржу банке, денежные средства для участия на крипто-биржевых торгах и исполнения своих обязательств.
52. Участник клиринга перечисляет денежные средства в качестве задатка и/или для исполнения обязательств по сделкам на вторичные счета РКП в обслуживающем крипто-биржу банке для зачисления их на его виртуальный счет. Размер задатка определяется локальными актами.
53. РКП учитывает денежные средства и обязательства каждого участника клиринга обособленно на их виртуальных счетах.
55. Электронная система клиринга перед каждой торговой сессией осуществляет контроль обеспеченности заявок. Контроль обеспеченности заявок проводится по заявкам на заключение сделок в рамках торговых сессий.
56. На основании реестра заключенных сделок электронная система клиринга определяет обязательства участников клиринга и блокирует задатки. Комиссионные сборы крипто-биржи удерживаются согласно установленным крипто-биржей тарифам.
57. После регистрации сделки участник клиринга обязан перевести на вторичный счет РКП дополнительные средства для полного покрытия обязательств по сделке в сроки, определяемые договором. Данная сумма блокируется РКП до момента полного исполнения обязательств продавцом.
59. По результатам передачи крипто-активов и токенов участником клиринга — продавцом незамедлительно предоставляется в РКП информация об их передаче. Денежные средства продавца и покупателя по данной сделке остаются заблокированными до момента получения подтверждения поступления крипто-активов и токенов на адрес (идентификатор) крипто-кошелька участника клиринга — покупателя.
неисполнения участниками клиринга — продавцом и покупателем обязательств по сделке и после уплаты им штрафа;
обоюдного согласия участников клиринга — продавца и покупателя — о закрытии сделки с уплатой или без уплаты штрафа;
отсутствия претензий участников клиринга — продавца и покупателя — в течение установленного договором срока, без штрафа.
61. Если по истечению срока, предусмотренного условиями договора, участник клиринга не исполняет обязательства по сделке, РКП:
зачисляет на счет участника клиринга — продавца или покупателя — штраф в размере задатка, за неисполнение договорных обязательств.
62. РКП прекращает обслуживание участника клиринга и закрывает его виртуальный счет в следующих случаях:
63. Крипто-биржа обеспечивает перечисление денежных средств через РКП, передачу крипто-активов и токенов, учитываемых ею за участником торгов, на банковский счет, на адрес (идентификатор) крипто-кошелька участника торгов соответственно по требованию такого участника в порядке и срок, определенные договором на участие в торгах крипто-активами и токенами.
В необходимых случаях перечисление денежных средств и передача крипто-активов и токенов осуществляются только после принятия крипто-биржей мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
64. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам осуществления крипто-биржевой торговли
к Правилам осуществления крипто-биржевой торговли
1. Общие условия реализации крипто-активов и токенов, содержание которых соответствует установленным уполномоченным органом требованиям.
2. Локальный акт о порядке управления конфликтом интересов, возникающим в деятельности крипто-биржи.
3. Информация о том, какие действия вправе осуществить клиент, если он не согласен с действиями (бездействием) крипто-биржи (в том числе должны быть указаны право клиента на обращение в суд и возможность предложить урегулировать спор посредством медиации).
4. Информация, требуемая к указанию в рекламе деятельности крипто-биржи в случае и объеме, предусмотренных в Правилах осуществления крипто-биржевой торговли.
б) о ценах, по которым в электронной площадке крипто-биржи ранее совершались сделки с крипто-активами и токенами (об исторических котировках). Данные цены указываются не менее чем за три года, предшествующих дате их размещения (раскрытия), а если с даты начала деятельности крипто-биржи прошло менее трех лет, — то за весь период ее деятельности;
в) об участии крипто-биржи в торгах крипто-активами и токенами и мерах по урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким участием, принятых крипто-биржей;
г) о допущенных к торгам крипто-активами и токенами крипто-активах и токенах, находящихся в собственности крипто-биржи, ее работников, собственника имущества, учредителя (участника) или бенефициарного владельца либо во владении крипто-биржи на основании договоров, указанных в Правилах осуществления крипто-биржевой торговли, в случаях, когда:
количество таких крипто-активов и токенов у крипто-биржи, ее работника, собственника имущества, учредителей (участников) или бенефициарного владельца в совокупности составляет пять и более процентов от общего количества этих крипто-активов и токенов;
крипто-биржа, ее работник, собственник имущества, учредитель (участник) или бенефициарный владелец выступают заказчиком создания крипто-активов и токенов либо в соответствии с законодательством выполнили создание таких крипто-активов и токенов в своем интересе.
6. Информация о наименовании, местонахождении, адресе электронной почты и номер телефона организации, оказывающей услуги по хранению (депонированию) отчетов, в соответствии с Правилами осуществления крипто-биржевой торговли.
(приложение № 1а введено приказом директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 6 декабря 2019 года № 172 (рег. № 3127-3 от 20.12.2019 г.) — Национальная база данных законодательства, 20.12.2019 г., № 10/19/3127-3/4185)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
к Положению о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж
4. Информация об инцидентах информационной безопасности, независимо от их масштабов и последствий (включая взломы, хакерские атаки и другие факты несанкционированного доступа).
5. Результаты тестирования программного комплекса, проведенного за последние 6 месяцев (включая тестирование на проникновение «Пентест» и другие виды тестирования).
описание системы непрерывного тестирования, контроль качества кода, обеспечение безопасности при обновлении кода;
10. Описание системы интеграции со сторонними программными комплексами (блокчейнами) для ввода-вывода крипто-активов.
13. Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и другие меры по обеспечению соответствия международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ).
17. Описание системы хранения, управления банковскими депозитами и взаимодействие с банковским программным обеспечением.
20. Описание условий работы для маркет-мейкеров и наличия договоренностей с маркет-мейкерами по поддержанию ликвидности на предлагаемой бирже.