к постановлению Кабинета Министров от 18 января 2019 года № 48
к постановлению Кабинета Министров от 18 января 2019 года № 48
Наименование мероприятий | Механизм реализации | Сроки реализации | Ответственные исполнители | |
1. Проведение научных исследований и инновационных работ в области внедрения технологий «Умный город» | ||||
1. | Проведение научных исследований и инновационных работ в области внедрения технологий «Умный город», направленных на: определение базовой линии — формирование профиля территории, оценка существующей инфраструктуры, определение индикаторов развития, анализ доступных активов, существующих вызовов и историй успеха; разработка стратегии внедрения концепции «умного города» — вовлечение заинтересованных сторон, определение направлений мероприятий и планов, оценка рисков, формирование финансовой стратегии, определение ключевых показателей эффективности (KPI) и целей; детализированное планирование — бюджетирование, прогноз эффективности, определение возможностей автоматизации и внедрения информационных систем; внедрение и оценка эффективности — совместное (со всеми заинтересованными сторонами) внедрение, мониторинг эффективности, оценка и переоценка (отслеживание KPI, анализ трендов, инвестиционных параметров), обеспечение развертывания (экспансии). | Проведение научных исследований в рамках государственных научно-технических программ. Внесение рекомендаций в соответствующие министерства и ведомства. | 2019 — 2021 годы | Министерство инновационного развития, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Академия наук, Министерство высшего и среднего специального образования |
2. Формирование нормативной базы внедрения технологий «Умный город» | ||||
2. | Разработка системы показателей и методики оценки эффективности развития «умных» городов в Республике Узбекистан с учетом требований международных стандартов. | Разработка и утверждение Программы мер по разработке государственных стандартов с учетом международных стандартов, устанавливающих методологию и инструментарий оценки эффективности реализации «Умный город» в Узбекистане. | ноябрь | Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Министерство строительства, Министерство инновационного развития, Узбекское агентство автомобильного транспорта, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Агентство «Узстандарт» |
3. | Правовое обеспечение реализации концепции «Умный город» | Правовое обеспечение реализации концепции «Умный город» предусматривает: разработку и утверждение нормативно-правовых актов, способствующих достижению результатов концепции «Умный город»; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты. | 2019 — 2021 годы | Министерство инновационного развития, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Министерство строительства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
3. Внедрение технологических решений «Умный город» | ||||
3.1. «Умный транспорт» | ||||
4. | Создание системы управления транспортными потоками, эффективности и безопасности управления общественным транспортом, оптимизации транспортного потока и снижения экологических потерь. | 1. Создание межведомственной рабочей группы из числа специалистов министерств и ведомств. | январь | Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство внутренних дел, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Узбекское агентство автомобильного транспорта, Министерство инновационного развития, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
2. Разработка и утверждение Программы развития транспортного движения в рамках внедрения технологий «Умный город». | март | |||
3. Создание системы управления транспортными потоками и интеллектуальными транспортно-логистическими системами, внедрение сенсоров (датчиков) и специализированного программного обеспечения для управления общественным транспортом. | 2019-2020 годы | |||
4. Создание сети высокоскоростных автотранспортных коридоров, оснащенных инфраструктурой, обеспечивающей информацией о движении транспорта. | 2019-2020 годы | |||
5. Повышение безопасности движения с внедрением системы информирования водителей посредством информационных табло, радиослужб, веб-сайтов, а также внедрение системы компьютерного дорожного движения, видеонаблюдение, фото- и видеофиксация, нарушителей ПДД и автоматическое распознавание инцидентов. | 2019-2020 годы | |||
6. Создание технологической системы «Умный паркинг» и «Умная остановка». | 2019-2020 годы | |||
7. Снижение экологических потерь за счет внедрения новых экологических требований, автоматизированных передвижных систем экологического надзора, энергоэффективных режимов движения транспортных потоков, системы ограничений движения транспорта в определенных зонах. | 2019-2020 годы | |||
8. Оптимизация транспортного потока с внедрением умных светофоров, электронных табло, системы информирования пассажиров, систем спутниковой навигации, системы автоматизации управления и регулирования пассажирских перевозок, интегрированных между видами транспорта (автобусы, метро, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси) электронных систем оплаты за проезд. | 2019-2020 годы | |||
3.2. «Умное образование» | ||||
5. | Повышение инновационной деятельности в области образования, включающей набор технологических решений, которыми выступают образовательные онлайн-платформы и массовые открытые онлайн-курсы, продвинутые технологии визуализации и удаленного доступа, дополненные виртуальной реальностью. | 1. Подготовка конкретных предложений по созданию образовательных онлайн-платформ и массовых открытых онлайн-курсов, продвинутых технологий визуализации и удаленного доступа. | июнь | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инновационного развития, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Подготовка предложений по разработке необходимых нормативно-правовых актов по установке камер наблюдения в высших общеобразовательных учреждениях. | январь | |||
3.3. «Умная медицина» | ||||
6. | Создание условий, способствующих внедрению централизованной системы, в которой автоматизируется полный цикл информационного сопровождения оказания медицинских услуг населению (электронная медицинская карта пациента, электронные рецепты, диспансеризация, учет беременных и т.д.). | 1. Разработка и утверждение Программы развития медицинских услуг в рамках внедрения технологий «Умный город». | сентябрь | Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Реализация пилотного проекта в области умных медицинских систем, предусматривающего: единую электронную базу данных пациентов; ведение сетевых медицинских карт; удаленную диагностику; виртуальную диспансеризацию; виртуальное больничное обслуживание; медицинскую помощь на дому с использованием телеметрии и беспроводной связи; научно-доказательную медицину (с применением устройств на основе псевдоинтеллекта и технических новшеств в сфере телекоммуникации); оплату услуг, основанную на результате лечения (оплачивается не количество визитов к врачу, а достигнутый результат); врачебную практику, основанную на использовании возможностей компьютерных сетей. | 2019 — 2021 годы | |||
3.4. «Умная энергетическая система» | ||||
7. | Внедрение устойчивой, экономически эффективной и надежной энергетической системы, в которой производство, инфраструктура и потребление энергии интегрированы и координируются через сервис, потребителей и стимулирование технологий. | 1. Разработка и утверждение Программы мер для обеспечения эффективного управления объектами электрических сетей. | июнь | Министерство инновационного развития, АО «Узбекэнерго», Министерство строительства, Агентство «Узстандарт» |
2. Внедрение автоматизированных интеллектуальных сетей и гибких распределительных систем. | 2019 — 2021 годы | |||
3. Разработка проектов, направленных на модернизацию существующих мощностей и внедрение современных энергосберегающих и энергобезопасных технологий при строительстве зданий. | 2019 — 2021 годы | |||
4. Разработка и внедрение стандартов и системы энергетического менеджмента. | июнь | |||
3.5. «Умное водоснабжение и водоотведение» | ||||
8. | Анализ эффективности действующих механизмов управления водоснабжением и водоотведением. | 1. Разработка рекомендательных норм по внедрению технологических решений на базе онлайн-гидравлических моделей. | август | Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство строительства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, министерства и ведомства |
2. Внедрение пилотных проектов в области «умных водоснабжений и водоотведений». | 2019-2020 годы | |||
3.6. «Умное жилищно-коммунальное хозяйство» | ||||
9. | Создание комплекса технологий, приложений, информационных систем, внедрение smart-счетчиков (умные приборы учета) для обеспечения: обмена данными между потребителями топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) и коммунальных ресурсов и их поставщиками; осуществления мониторинга ТЭР; выявления хищений энергоресурсов и их предотвращения; повышения энергоэффективности; передачи информации о работе системы энергоснабжения дома на устройства пользователя. | 1. Разработка и утверждение Программы мер по развитию сферы предоставления ТЭР, коммунальных ресурсов и услуг в рамках внедрения технологий «Умный город». | январь 2020 года | Министерство жилищно-коммунального обслуживания, АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инновационного развития, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
2. Разработка необходимых нормативно-правовых актов. | январь 2020 года | |||
3. Определение поставщиков, проведение тендерных торгов и заключение контрактов на реализацию проекта по созданию комплекса «Умный город». | декабрь 2021 года | |||
3.7. «Умное строительство» | ||||
10. | Внедрение в строительном комплексе технологических решений в процесс проектирования, возведения и эксплуатации зданий. Строительство новых зданий с учетом требований энергоэффективности и технологий «умной среды». | 1. Разработка и утверждение градостроительных норм и правил применения технологий, предоставляющих возможность непрерывного контроля соответствия текущих параметров состояния объекта строительства утвержденным показателям обоснования инвестиций, в том числе технологий информационного моделирования. | март 2021 года | Министерство строительства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
2. Разработка требований к инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуре проектов «Умный город». | апрель 2021 года | Министерство строительства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инновационного развития | ||
3. Разработка и утверждение методики расчета с применением цифровых технологий предельных расходов на выполнение работ и оказание услуг, необходимых для проектирования, строительства объектов и эксплуатации зданий и сооружений, проверки достоверности указанных расходов в рамках аудита обоснования инвестиций. | ноябрь 2021 года | Министерство строительства, Государственный комитет по инвестициям | ||
4. Разработка стандартов строительства современного и эффективного жилья и современных объектов недвижимости. | декабрь 2021 года | Министерство строительства, Агентство «Узстандарт» | ||
5. Разработка дорожной карты по внедрению ИКТ технологий моделирования (Building Information Modelin, BIM). | декабрь 2021 года. | Министерство строительства, Министерство инновационного развития | ||
3.8. «Умный хокимият» | ||||
11. | Реализация пилотных проектов по комплексному развитию информационных систем городских служб, с возможностью мониторинга процессов обслуживания населения (от подачи заявки до полного исполнения) | Организация единого портала подачи заявки по всем городским службам: коммунальные службы (диспетчерский центр и система учета, мониторинга выполнения заявок); службы освещения города. | 2019-2020 годы | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства |
12. | Создание условий для внедрения беспроводных систем и устройств для общественных мест и транспорта. | Создание беспроводных систем и устройств (бесплатных точек wi-fi): в общественных местах — рынки, образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения, зоны отдыха, культурные, развлекательные и спортивные учреждения; в общественном транспорте — в салонах автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров, троллейбусов, такси и городского рельсового транспорта (трамвай, метро); на объектах туризма — гостиницы, музеи, галереи, арт-кафе, городские историко-архитектурные комплексы, парки, заповедники, ботанические сады, зоопарки и прочее. | 2019-2020 годы | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Государственный комитет по развитию туризма, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
13. | Поэтапная интеграция информационных систем комплекса «Умный город» с системой «Электронное правительство» для формирования востребованных электронных государственных услуг. | 1. Разработка комплекса мероприятий. | ию�ь 2019 года | Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Взаимодействие государственных органов и граждан, обеспечивающее быстрое получение услуг, простоту использования, легкий доступ к государственным услугам. | 2019-2020 годы | |||
3. Взаимодействие государственных органов и бизнеса, позволяющее ускорить прохождение процессов согласования, исключить необходимость использования бумажных документов и ускорить процесс сбора и обработки необходимой информации. | 2019-2020 годы | |||
4. Взаимодействие государственных органов, позволяющее при помощи современных технологий усовершенствовать внутренние и внешние связи между государственными органами. | 2019-2020 годы | |||
14. | Создание условий для внедрения комплекса технологий, приложений, информационных систем, способствующих мониторингу и управлению инфраструктурой канализации и утилизации бытовых, промышленных отходов, | 1. Разработка и утверждение Программы по утилизации бытовых, промышленных отходов в рамках внедрения технологий «Умный город». | январь 2020 года | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
2. Внесение конкретных приложений по экономическому стимулированию организаций в области обращения с отходами к использованию цифровых технологий в своих бизнес-процессах. | июнь 2020 года | |||
3.9. «Умная махалля» | ||||
15. | Развитие уровня существующих инфраструктур в целях повышения качества жизни, обеспечения комфорта и безопасности, а также оптимизации расходов города и жителей. | 1. Разработка и утверждение Программы внедрения информационных систем электронного голосования. | декабрь 2019 года | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка предложений по внедрению цифровых сервисов: электронного голосования собственников жилья в многоквартирных домах, принятия решений по выделению пособий социального назначения. | август 2020 года | |||
16. | Повышение состояние социальной инфраструктуры путем внедрения технологий «Умный город». | 1. Разработка и утверждение Программы внедрения светодиодных ламп компаний, прошедших сертификацию в сертификационных органах АО «НЭК», для освещения улиц, а также игровых зон и зон общественного отдыха. | сентябрь 2019 года | Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
2. Использование солнечных коллекторов для нагрева воды в зависимости от их потребления. | 2019 — 2021 годы | |||
3. Проведение энергоаудита зданий и сооружений с устранением всех замечаний по теплоснабжению. | 2019 — 2021 годы | |||
4. Обеспечение системами освещения улиц с датчиками движения и автоматическим уровнем регулировки освещения и водоснабжения и электроснабжения с приборами учета, работающими в онлайн режиме. | 2019 — 2021 годы | |||
5. Разработка предложения по внедрению солнечных вакуумных коллекторов для отопления помещений. | август 2019 года | |||
6. Разработка предложения по установке современных энергосберегающих окон, дверей, утепление помещений и т.д. | август 2019 года | |||
3.10. «Умный дом» | ||||
17. | Создание единой системы управления в доме, офисе, квартире или здании, включающей в себя датчики, управляющие элементы и исполнительные устройства. | 1. Разработка и утверждение Программы внедрения единой системы управления в доме, офисе, квартире или здании, включающей в себя датчики, управляющие элементы и исполнительные устройства. | ноябрь 2019 года | Министерство строительства, Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
2. Установка во всех вновь возводимых многоквартирных домах и общественных зданиях технологий «умный дом/здание»: смарт-счетчиков, датчиков задымления, энергосберегающих светодиодных ламп, солнечных панелей, солнечных нагревательных установок. | 2019 — 2021 годы | |||
3. Внедрение датчиков и сенсоров утечки воды, газа, аварии в электросети при аварийных ситуациях. | 2019 — 2021 годы | |||
4. Производство технических средств и других элементов комплекса «Умный город» | ||||
18. | Изучение возможности локализации производства технических средств и других элементов комплекса «Умный город» исходя из опыта зарубежных стран. | Подготовка конкретных предложений по локализации производства технических средств и других элементов комплекса «Умный город». | апрель 2019 года | Министерство инновационного развития, АО «Узтрансгаз», Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
5. Организация широкой разъяснительной работы и меры по продвижению и пропаганде концепции «Умный город» среди населения | ||||
19. | Организация пропаганды концепции комплекса «Умный город» среди населения, предусматривающей: подготовку телерадиопередач, социальных видеороликов, аналитических статей в печатных изданиях, сети интернет и других средствах массовой информации; размещение соответствующих материалов на уличных баннерах, популярных социальных сетях. | Разработка и утверждение плана-графика пропаганды Концепции комплекса «Умный город» среди населения. | 2019 — 2021 годы | Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |