За прошедший период в сельском хозяйстве проведены поэтапные реформы по внедрению рыночных механизмов, развитию производства, формированию класса собственников и обеспечению их независимости.
На начальном этапе реформ созданы правовые основы и необходимые условия для организации деятельности фермерских и дехканских хозяйств, становления их в качестве ведущей силы при производстве сельскохозяйственной продукции.
Принятые законы «О фермерском хозяйстве» и «О дехканском хозяйстве» четко определили правовой статус фермерских и дехканских хозяйств в качестве настоящих хозяев земли и обеспечили их формирование и развитие как основных субъектов по производству сельскохозяйственной продукции.
Осуществлены необходимые меры по организации многопрофильных фермерских хозяйств, созданию для них необходимых условий, защите прав и законных интересов фермеров и дехкан.
В результате проведенных реформ достигнуто производство более 99 процентов сельскохозяйственной продукции в фермерских и дехканских хозяйствах, а также на приусадебных земельных площадях.
Вместе с тем, наблюдается ряд проблем и недостатков в действенной защите прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, внедрении рыночных механизмов в системе, дальнейшем развитии многопрофильных фермерских хозяйств, стабильном увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции и эффективном использовании земельных площадей. В частности:
во-первых, образованный в целях защиты прав и законных интересов фермерских хозяйств, дальнейшего развития фермерского движения Совет фермеров Узбекистана не смог выполнить на должном уровне возложенные на него задачи;
во-вторых, остается на низком уровне эффективность использования более 480 тысяч гектаров приусадебных посевных площадей, принадлежащих населению. Не проводится системная работа по коренному изменению отношения к земле владельцев приусадебных земель, не используемых долгие годы;
в-третьих, не налажен на должном уровне парламентский, представительный и общественный контроль за эффективным использованием земельных площадей фермерских и дехканских хозяйств, а также приусадебных земельных участков;
в-четвертых, основная часть фермерских хозяйств ограничивается производством сельскохозяйственной продукции, не используются существующие возможности для налаживания их многопрофильной деятельности в виде переработки, хранения, продажи готовой продукции и оказания услуг;
в-пятых, не создана необходимая инфраструктура по обеспечению дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель материально-техническими ресурсами и оказанию им услуг, а также не сформированы на достаточном уровне рыночные механизмы в сфере;
в-шестых, нынешнее финансовое состояние большинства фермерских хозяйств не дает возможности покупать современные, ресурсосберегающие сельскохозяйственные технические средства, широко внедрять в производство передовые агротехнологии, инновации и информационно-коммуникационные технологии;
в-седьмых, не отвечает требованиям сегодняшнего дня система повышения знаний и способностей членов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в сфере производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения их необходимыми сведениями и информацией, и оказания иных услуг, а также состояние организации трудовых отношений в фермерских хозяйствах.
В целях реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, дальнейшей поддержки сельскохозяйственных производителей, обеспечения эффективности использования посевных площадей фермерских, дехканских хозяйств и приусадебных участков, в конечном итоге коренного изменения отношения землевладельцев к увеличению своих доходов:
1. Определить на современном этапе приоритетными направлениями защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также повышения эффективности использования сельскохозяйственных посевных площадей:
во-первых, дальнейшее развитие деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, создание эффективной системы защиты их прав и законных интересов, совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
во-вторых, повышение личной заинтересованности и ответственности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в эффективном использовании посевных площадей, создание при этом действенной системы парламентского, представительного и общественного контроля;
в-третьих, конкретное определение задач органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан по обеспечению эффективного использования посевных земельных площадей, а также усиление их ответственности;
в-четвертых, создание благоприятных условий для развития многопрофильных фермерских хозяйств, усиление мероприятий по их поддержке со стороны государства;
в-пятых, обеспечение финансово-экономической устойчивости фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, внедрение современных рыночных механизмов в их взаимоотношения с производственными, перерабатывающими, снабжающими и оказывающими услуги организациями;
в-шестых, широкая пропаганда среди сельского населения лозунга «Приусадебный земельный участок — источник дополнительного дохода!», а также внедрение его в повседневную деятельность землевладельцев;
в-седьмых, повышение знаний и опыта землевладельцев, развитие системы обеспечения их необходимыми сведениями и информацией, широкое внедрение в сферу современных технологий, совершенствование деятельности фермерских хозяйств по организации трудовых отношений.
2. Принять к сведению, что в соответствии с решением конференции Совета фермеров Узбекистана Совет фермеров Узбекистана преобразован в Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, советы фермеров Республики Каракалпакстан, областей и районов — соответственно в советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Республики Каракалпакстан, областей и районов.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2022 года № УП-183 — Национальная база данных законодательства, 08.08.2022 г., № 06/22/183/0721)
4. Рекомендовать Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан внедрить практику:
ежемесячного изучения депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса состояния посевов на территориях, в первую очередь в районах с тяжелыми сельскохозяйственными условиями, и принятия практических мер в пределах своих полномочий по устранению выявленных проблем и недостатков;
изучения на постоянной основе и ежеквартального рассмотрения сенаторами на заседаниях Сената Олий Мажлиса состояния обсуждения в районных Кенгашах народных депутатов, органах самоуправления граждан эффективности использования сельскохозяйственных посевных площадей.
5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
совместно с Государственным налоговым комитетом. Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей, органами самоуправления граждан до 1 октября 2018 года провести полную инвентаризацию всех посевных площадей дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и сформировать их единый реестр;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей обеспечить ведение в контрольном состоянии сформированного единого реестра, достоверность, полноту и постоянное обновление содержащихся в нем сведений.
6. Одобрить предложение Республиканской комиссии по углублению экономических реформ в сельском хозяйстве по поэтапному преобразованию в 2018 — 2021 годах фермерских хозяйств в многопрофильные фермерские хозяйства.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 6 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2022 года № УП-183 — Национальная база данных законодательства, 08.08.2022 г., № 06/22/183/0721)
Кабинету Министров Республики Узбекистан (З. Мирзаев, Ж. Кучкаров) ежегодно обеспечить в разрезе фермерских хозяйств разработку и утверждение Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей региональных программ по поэтапному преобразованию фермерских хозяйств в многопрофильные фермерские хозяйства, а также вносить в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан для рассмотрения и одобрения программы республиканского уровня, разработанные на основе региональных программ.
в двухмесячный срок внести проекты соответствующих постановлений Президента Республики Узбекистан, направленные на дальнейшее развитие животноводства, птицеводства, рыбоводства, плодоовощеводства, пчеловодства и других важных направлений сельского хозяйства, координацию деятельности фермерских хозяйств в этой сфере и повышение ее эффективности;
в трехмесячный срок разработать и утвердить программу комплексных мероприятий по широкому внедрению рыночных инфраструктур, инноваций, научных достижений и современных информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности и рентабельности сельского хозяйства, особенно при механизации сбора хлопка, а также дальнейшему совершенствованию трудовых отношений в сфере;
в двухмесячный срок разработать и внести в аппарат Президента Республики Узбекистан комплексную программу мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности республики в 2018 — 2020 годах.
8. Учредить нагрудные знаки «Илгор фермер», «Мехнаткаш дехкон» и «Намунали томоркачи», вручаемые руководителям фермерских, дехканских хозяйств и владельцам приусадебных земель, внесшим достойный вклад в повышение культуры земледелия и достигшим высоких результатов в производстве.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и утвердить положения о нагрудных знаках «Илгор фермер», «Мехнаткаш дехкон» и «Намунали томоркачи».
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан об организационных мерах по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
10. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года № УП-4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане».
11. Министерству сельского и водного хозяйства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер- министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и заместителя Премьер-министра — министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан З.Т. Мирзаева.