от 02.09.2017 г. № УП-5177
Акт на состоянии 06.09.2019
Перейти на действующую версию
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также в целях внедрения рыночных механизмов валютного регулирования, стимулирования роста экспортного потенциала страны, активного привлечения прямых иностранных инвестиций, повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних и внутреннем рынках, улучшения инвестиционного климата и деловой среды в республике:
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2019 года № УП-5811 — Национальная база данных законодательства, 06.09.2019 г., № 06/19/5811/3691)
5. Республиканской и постоянно действующим территориальным комиссиям по мониторингу и контролю за ценами на основные виды социально значимых продовольственных товаров, созданным постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2017 года № ПП-3082, принять действенные меры по обеспечению стабильности цен, в том числе посредством:
усиление мер государственной поддержки социально уязвимых слоев населения за счет увеличения в 2017-2018 годах количества получателей пособий семьям с детьми в возрасте до 14 лет в среднем в 1,5 раза и получателей материальной помощи малообеспеченным семьям в среднем в 2 раза, организации для безработных граждан оплачиваемых общественных работ по благоустройству населенных пунктов, махаллей, чистке арыков, ирригационных сетей, ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, улучшению инфраструктуры, ремонту дорог и улиц, а также дополнительных мероприятий по материальной поддержке малообеспеченных семей, включая ремонт или приобретение жилья, крупного рогатого скота, птицы и бытовой техники первой необходимости отдельным особо нуждающимся в государственной поддержке категориям семей за счет средств Государственного бюджета, Федерации профсоюзов Узбекистана и Благотворительного общественного фонда Узбекистана «Махалла».
 Комментарий LexUz

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» направлен, прежде всего, на коренное реформирование действующей системы валютного регулирования, либерализацию валютной политики, создание равных условий ведения внешнеэкономической деятельности для всех субъектов предпринимательства.

Основной причиной принятия настоящего Указа Президента Республики Узбекистан послужило наличие ряда проблем и недостатков, которые сдерживали рост экспортного потенциала страны, улучшение деловой среды и инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций, в частности:

чрезмерное административное вмешательство в валютное регулирование, наличие системы льгот и преференций для отдельных отраслей экономики и хозяйствующих субъектов при осуществлении внешнеторговой деятельности обусловило создание неравных условий ведения бизнеса среди субъектов предпринимательства и возникновение параллельного рынка иностранной валюты и обменного курса;

снижение стимулирующей роли курсовой политики во внешней торговле ухудшило ценовую конкурентоспособность товаров и услуг отечественных производителей на внешних и внутреннем рынках.

Формирование в стране валютного рынка, функционирующего исключительно на основе рыночных механизмов, предполагает свободный доступ всех банков к торгам валютной биржи для покупки и продажи иностранной валюты в целях удовлетворения потребностей клиентов (юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей), а также распоряжение клиентами собственными валютными средствами без каких-либо ограничений, с соблюдением действующих процедур и технических регламентов покупки иностранной валюты.

Указом гарантируется свободная покупка и продажа иностранной валюты юридическими и физическими лицами в банках для совершения текущих международных операций.

В частности, юридические лица могут свободно в банках конвертировать собственные средства в иностранную валюту без ограничений для совершения текущих международных операций, включая импорт товаров, работ и услуг, репатриацию прибыли, погашение кредитов, выплату командировочных расходов и другие переводы неторгового характера.

Необходимо отметить, что возможность для хозяйствующих субъектов свободно приобретать иностранную валюту по рыночному курсу для оплаты по текущим международным операциям через банковские счета будет содействовать сокращению «серой» экономики, вовлечению денежных средств в банковский оборот.

Физические лица также могут свободно приобретать иностранную валюту в конверсионных отделах коммерческих банков с зачислением купленных средств на международные платежные карты и использовать их за границей без каких-либо ограничений, в том числе для оплаты через банковские счета за обучение, лечение за границей и др.

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся импортом товаров народного потребления, могут накапливать текущую торговую выручку и иные доходы на счетах в банках и в последующем приобретать иностранную валюту в порядке, установленном для физических лиц, то есть с зачислением купленных валютных средств на международные пластиковые карты и использовать их без ограничений за границей, в том числе для импорта товаров.

Покупка наличной иностранной валюты у населения будет осуществляться всеми филиалами и мини-банками коммерческих банков, без ограничения в объемах и бюрократизма.

Кроме того, в целях обеспечения качественного проведения банками валютно-обменных операций с населением предусматривается:

упрощение процедуры покупки и продажи иностранной валюты физическими лицами;

внедрение удлиненного режима работы обменных пунктов в праздничные и выходные дни;

открытие дополнительных обменных пунктов в филиалах и мини-банках коммерческих банков преимущественно в крупных торговых центрах и на рынках;

снижение до минимального уровня размера комиссионных вознаграждений при реализации иностранной валюты через конверсионные отделы;

снятие всех имеющихся ограничений по использованию международной платежной карты за рубежом.

Наряду с этим, в целях стимулирования экспортной деятельности индивидуальных предпринимателей-производителей и фермерских хозяйств им предоставляется право свободно распоряжаться собственными валютными доходами по своему усмотрению вплоть до снятия наличной иностранной валюты со своих банковских счетов.

Следует отметить, что в последние годы сделано многое для стимулирования экспортеров, а именно, предоставлены многочисленные льготы по налогам и другим обязательным платежам, сокращены многие процедуры для ведения экспортной деятельности. Несмотря на наличие многочисленных льгот, процедура обязательной продажи является главным препятствием для экспортера, так как он лишается возможности свободно распоряжаться всей экспортной выручкой, что не соответствует проводимой политике по поддержке экспорта.

Настоящим Указом обязательная продажа части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг), полностью отменяется для всех предприятий-экспортеров независимо от их форм собственности и экспортируемой продукции.

В целях повышения эффективности потоков валютных ресурсов на основе рыночных принципов, формирования благоприятного инвестиционного и делового климата для привлечения иностранных инвестиций, а также повышения стимулирующей роли валютной политики во внешней торговле, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам устанавливается на межбанковских электронных торгах валютной биржи исключительно на основе спроса и предложения.

При этом, в целях создания рыночных условий для формирования обменного курса будет минимизировано участие Центрального банка на межбанковских торгах. В отдельных случаях Центральный банк может проводить операции по купле-продаже иностранной валюты для предотвращения чрезмерной волатильности курса.

Гибкое маневрирование обменным курсом позволит в дальнейшем обеспечить сбалансирование всего спроса и предложения на иностранную валюту путем притока на официальный рынок поступающих в республику всех валютных ресурсов (экспортная выручка, трансграничные денежные переводы и др.) и сохранение объемов золотовалютных резервов на традиционно высоком уровне.

Следует отметить, что свободный доступ к покупке и продаже иностранной валюты и определение обменного курса национальной валюты с использованием рыночных механизмов, наряду с повышением конкурентоспособности и рентабельности отечественной продукции на внешних и внутреннем рынках будет способствовать улучшению инвестиционного климата и деловой среды в стране, увеличению прямых иностранных инвестиций, получению дополнительных выгод хозяйствующими субъектами в виде привлечения новых технологий и знаний, расширению экспортных возможностей.

Кроме того, либерализация обменного курса, создавая сильный положительный стимул повышению экспортного потенциала, способствует увеличению объемов экспорта в нетрадиционных сферах и отраслях, и кардинально улучшит финансовое состояние экспортеров товаров, чувствительных к обменному курсу, за счет увеличения не только объемов экспорта, но и доходов от него в пересчете на национальную валюту.

Реформирование валютной политики рассматривается в качестве необходимого первого шага по реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, и успешность реформ во многом определяется эффективностью координации действий в денежно-кредитной, налогово-бюджетной и других сегментах экономической политики.

С учетом определяющей роли изменения денежно-кредитных показателей в обеспечении стабильности обменного курса Центральному банку поручено проведение жесткой монетарной политики посредством активного и гибкого использования ее инструментов, направленной на обеспечение стабильности национальной валюты и низкого уровня инфляции, предотвращение чрезмерного и необоснованного роста денежной массы, а также сбалансированности государственных расходов и доходов.

Реализация фискальных мер, предусмотренных в Указе, то есть осуществление расходов из Государственного бюджета строго в рамках поступивших доходов позволяет исполнить Государственный бюджет с профицитом в 2017-2018 годах.

Важное значение при этом отводится внедрению новых принципов и механизмов денежно-кредитной политики по обеспечению эффективного контроля над изменением цен в экономике и совершенствованию практики координации монетарной и фискальной политики.

В условиях либерализации валютной политики особое значение приобретает необходимость контролирования возможных рисков для обеспечения стабильности банковской системы.

Стабильность банковской системы важна не только с позиции удовлетворения спроса клиентов на иностранную валюту, но и с позиции ожидаемых качественных изменений в структуре кредитного портфеля, депозитной базы и оказываемых услуг.

В этой связи устойчивость банковской системы будет обеспечиваться посредством дальнейшего поддержания уровня капитализации коммерческих банков, усиления пруденциального надзора, а также других упреждающих мер по нейтрализации возможных негативных последствий либерализации валютной политики.

Следует отметить, что в качестве начального этапа государственной поддержки уже осуществлено вливание в уставные капиталы государственных банков средств в объеме 655 миллионов долларов. Введен механизм предоставления кредитов рефинансирования банкам для поддержания ликвидности.

Указом Президента предусматриваются меры по внедрению ряда инструментов банковского надзора и мониторинга, включающие раннее предупреждение возможных банковских рисков, совершенствование их оценки с учетом передовых международных стандартов.

Настоящим Указом также предусматриваются:

внедрение временного порядка, согласно которому финансовый результат хозяйствующих субъектов, полученный в результате переоценки средств в иностранной валюте на счетах, не включается в налогооблагаемую базу;

разработка дополнительных мер по финансовой поддержке базовых отраслей экономики, включая совершенствование их налогообложения, а также реструктуризацию кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и банков.

Либерализация валютной политики, по оценке Международного валютного фонда, окажет существенное положительное влияние в средне- и долгосрочной перспективе на создание рабочих мест и темпы экономического роста.

В целях смягчения возможных в краткосрочной перспективе воздействий проводимых реформ на наиболее уязвимые слои населения предусматривается введение адресных и прозрачных социальных пособий и субсидий, обеспечение их занятости на основе широкого привлечения к надомничеству, эффективному использованию приусадебных участков, а также улучшение жилищно-бытовых условий малообеспеченных семей посредством предоставления им льготных микрокредитов.

Важно отметить внедрение нового механизма социальной поддержки незанятого населения, предусматривающего трудоустройство на оплачиваемых общественных работах, в частности благоустройство и ремонт объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальной инфраструктуры, улиц, дорог, территорий махалли, объектов социально-культурного назначения, ирригационных сетей, а также сезонные сельхоз работы и уход за людьми с ограниченными возможностями.

В целях минимизации влияния либерализации обменного курса на внутреннее ценообразование товаров и услуг, особенно товаров народного потребления, поручено кардинально пересмотреть действующие нормы и ставки таможенных платежей.

Кроме того, Республиканской и постоянно действующим территориальным комиссиям по мониторингу и контролю за ценами на основные виды социально-значимых продовольственных товаров поручено обеспечить стабильность цен и оперативное насыщение рынков потребительскими товарами.

Настоящим Указом также устанавливается ряд норм, направленных на укрепление доверия к национальной валюте. В последние годы отдельные товары реализовывались на территории республики за иностранную валюту (автомобили, авиабилеты и др.), что создавало неудобство субъектам предпринимательства и населению и вынуждало их приобретать иностранную валюту.

Имеет место установление цен на товары и услуги (мобильная связь) в иностранной валюте, что приводило к необоснованному изменению цен в пересчете на национальную валюту из-за изменения официального курса Центрального банка.

Впредь расчеты и платежи на территории страны за товары и услуги, взимание госпошлин, установление цен на товары (услуги) будут осуществляться только в национальной валюте.

В целях создания благоприятных условий развития предпринимательской деятельности настоящий Указ разрешает погашение кредитов, выданных в иностранной валюте, в национальной или иностранной валюте, исходя из кредитной политики и на основании договоренности сторон.

Обеспечение полноценной реализации приоритетных предусмотренных Указом направлений государственной экономической политики в процессе либерализации валютного рынка создаст равные условия для всех участников внешнеэкономической деятельности и обеспечит укрепление авторитета национальной валюты Республики Узбекистан, будет способствовать ускорению социально-экономического развития страны, повышению занятости и уровня жизни населения.