от 23.08.2017 г. № ПП-3237
1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года № УП-5120 «О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан» предусмотрено создание Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок в рамках внедрения Единой национальной информационной системы проектного управления Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5624 — Национальная база данных законодательства, 11.01.2019 г., № 06/19/5624/2471)
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5624 — Национальная база данных законодательства, 11.01.2019 г., № 06/19/5624/2471)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
 Комментарий LexUz

В стране проводится последовательная и комплексная работа по дальнейшему совершенствованию механизмов государственных и корпоративных закупок, обеспечению открытости и прозрачности тендерных торгов.

В частности, внедрены электронные торги, создан специальный информационный портал Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи, образованы многоуровневые межведомственные тендерные комиссии по закупке товаров (работ, услуг), в том числе в рамках инвестиционных проектов.

В 2016 году и за 7 месяцев текущего года на площадках Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи заключено более 95 тысяч сделок на сумму более 1,7 триллиона сумов.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что действующий порядок государственных и корпоративных закупок и организации тендерных торгов не отвечает современным требованиям, имеются многочисленные этапы согласования, дублирующие процедуры и волокита, создающие условия для различных коррупционных проявлений. Кроме того, отмечаются затягивание тендерных процедур и наличие множества фактов манипулирования ценами, искажения данных о качестве, характеристиках товаров и непоставки товаров по заключенным на электронных торгах сделкам.

Действующие лимиты и порядок приобретения товаров (работ, услуг) бюджетными организациями создают трудности в обеспечении товарно-материальными ценностями, в том числе первой необходимости (канцелярские принадлежности, ремонт компьютерной техники и автотранспорта).

В конечном итоге это приводит к задержкам реализации проектов, в том числе инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств зарубежных и международных финансовых институтов.

В этой связи принятое постановление Президента Республики Узбекистан предусматривает:

упразднение отраслевых межведомственных тендерных комиссий по закупке товаров (работ, услуг) в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сфере на сумму в эквиваленте более 5 миллионов долларов США по одному контракту;

упразднение специализированных отраслевых экспертных советов, выполняющих функции по проведению экспертизы подготовленной проектными организациями тендерной и предпроектной документации, в части отбора технологий, оборудования и ценообразования по предлагаемой технологии и оборудованию;

отмену требований по осуществлению государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг) на сумму по одному контракту в эквиваленте от 300 долларов США до 100 тысяч долларов США посредством электронных торгов, организуемых Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственных закупок вновь созданному Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан поручено обеспечить создание и ввод в эксплуатацию с 1 января 2018 года Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок, а также в месячный срок разработать проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», предусматривающий:

прозрачный и открытый механизм осуществления государственных и корпоративных закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере;

широкий доступ субъектов предпринимательства к государственным и корпоративным закупкам;

создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных и корпоративных закупок;

дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов и необходимых параметров закупок.

Наряду с этим Агентство также определено уполномоченным органом по организации и проведению государственных и корпоративных закупок в рамках реализации инвестиционных проектов Республики Узбекистан.

В целях исключения неясностей и предотвращения фактов злоупотреблений до 1 января 2018 года введен порядок, согласно которому государственные и корпоративные закупки осуществляются на сумму в эквиваленте:

менее 1 тысячи долларов США по одному контракту путем заключения прямых договоров с поставщиками по итогам отбора наиболее лучших предложений по цене, качеству и срокам поставки товаров (работ, услуг);

от 1 тысячи до 100 тысяч долларов США по одному контракту путем отбора наилучших предложений, оцениваемых ведомственными конкурсными комиссиями, создаваемыми заказчиками;

свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту путем проведения конкурсных (тендерных) торгов, организуемых межведомственными конкурсными (тендерными) комиссиями, создаваемыми заказчиками с обязательным привлечением представителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также отраслевых научно-технических советов заказчика.

Кроме того, установлено требование, что техническое задание по данным закупкам должно быть согласовано с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

Вместе с тем в целях усиления ответственности руководителей государственных органов и иных организаций в постановлении указано, что они несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение требований по организации тендерных торгов и целесообразность проведенных государственных и корпоративных закупок.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан является еще одним шагом на пути поэтапного перехода к современным формам и методам государственных и корпоративных закупок, основанным на использовании передовых информационно-коммуникационных технологий и принципов проектного управления.

Реализация предусмотренных им мер послужит повышению эффективности использования бюджетных средств, самостоятельности и ответственности руководителей государственных органов и иных организаций за осуществляемые государственные и корпоративные закупки, устранению бюрократизма.