Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года № 279-I «О бухгалтерском учете» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263, № 12, ст. 350; 2014 г., № 5, ст. 130; 2015 г., № 12, ст. 452) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Комментарий LexUz
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о бухгалтерском учете, то применяются правила международного договора.
Основными принципами бухгалтерского учета являются непрерывность, достоверность, сопоставимость показателей.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности.
Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи путем одновременного и взаимосвязанного отражения хозяйственной операции в денежной оценке на не менее двух счетах бухгалтерского учета.
Бухгалтерской информацией являются обработанные данные об объектах бухгалтерского учета, основанные на первичных учетных документах, которые отражаются в регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, пояснениях и других документах, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета.
Субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их дочерние предприятия, представительства, филиалы и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.
Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органы самоуправления граждан, а также представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, ведут учет и представляют отчетность в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54, ст. 29 Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», ст. 54 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года № ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».
Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением.
Синтетический учет осуществляется путем обобщения данных об объектах бухгалтерского учета по определенным экономическим признакам в порядке, определяемом законодательством.
Аналитический учет ведется в целях формирования детальной бухгалтерской информации об объектах бухгалтерского учета в порядке, определяемом субъектом бухгалтерского учета самостоятельно.
Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработка и утверждение стандартов бухгалтерского учета возлагаются на Министерство финансов Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2017 года № ПП-2847.
Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ № 20) «Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства» (рег. № 2501 от 14.08.2013 г.).
Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов осуществляется на основе стандартов бюджетного учета и других актов законодательства.
Комментарий LexUz
См. ст. 163 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (рег. № 2169 от 22.12.2010 г.).
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности банков и иных кредитных организаций осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.70 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» (новая редакция), ст. 61 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» (новая редакция).
Стандарты бухгалтерского учета определяют минимальные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают специальные требования к организации, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. часть пятую ст. 102 Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», абзац третьей пункта 9 Указа Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».
Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель субъекта бухгалтерского учета.
создавать службу бухгалтерского учета под руководством руководителя службы бухгалтерского учета или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорной основе;
делегировать на договорной основе ведение бухгалтерского учета специализированной организации (аудиторские организации, организации налоговых консультантов и другие организации, в уставе которых предусмотрено оказание услуги по ведению бухгалтерского учета);
Комментарий LexUz
См. законы Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и «О деятельности по налоговому консультированию».
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
См. Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (рег. № 2169 от 22.12.2010 г.).
Руководителем службы бухгалтерского учета является главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющее функции бухгалтерского учета и финансового управления.
Руководитель службы бухгалтерского учета подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета.
Требования руководителя службы бухгалтерского учета по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в службу бухгалтерского учета обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета.
В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем службы бухгалтерского учета по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.
Руководитель службы бухгалтерского учета субъекта бухгалтерского учета (за исключением банков и иных кредитных организаций), подлежащего обязательной аудиторской проверке, должен отвечать следующим требованиям:
иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финансовой отчетности либо аудиторской деятельностью, при наличии высшего экономического образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования — не менее семи лет из последних десяти календарных лет.
Руководитель субъекта бухгалтерского учета, подлежащего обязательной аудиторской проверке, обязан обеспечивать ежегодное прохождение повышения квалификации руководителя службы бухгалтерского учета.
Требования частей пятой и шестой настоящей статьи распространяются также на работника специализированной организации, которой руководитель субъекта бухгалтерского учета, подлежащего обязательной аудиторской проверке, делегировал на договорной основе ведение бухгалтерского учета.
Комментарий LexUz
См. пункты 9–20 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (рег. № 2169 от 22.12.2010 г.).
Руководителем службы бухгалтерского учета не может быть лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 30 и 31 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, ст.ст. 78 и 79 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Требования к руководителям службы бухгалтерского учета банков и иных кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. абзац тринадцатый части второй ст. 61 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» (новая редакция).
Документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, кредитные и расчетные обязательства, а также финансовая и иная отчетность подписываются руководителем субъекта бухгалтерского учета или лицами, им определяемыми.
Руководитель субъекта бухгалтерского учета утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции субъекта бухгалтерского учета, во второй — осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления. В случаях, если руководитель субъекта бухгалтерского учета принимает на себя функции бухгалтерского учета и финансового управления, то в обоих перечнях указывает себя.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение. Первичными учетными документами признаются также чеки платежных терминалов при оплате с использованием банковских корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса.
Первичные учетные документы составляются на момент совершения хозяйственных операций или после их проведения.
Хозяйственные операции, относящиеся к отчетному периоду, на которые документы, подтверждающие факт их совершения, не получены, отражаются в бухгалтерском учете с оформлением соответствующего первичного документа.
наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении);
наименование должностей и подписи с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лиц (лица), совершивших хозяйственную операцию.
Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, несут ответственность за своевременность, правильность и достоверность, а также за передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.
В первичные учетные документы не допускается внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции. В банковских и кассовых денежных документах исправления и помарки не допускаются.
Комментарий LexUz
Регистры бухгалтерского учета представляют собой журналы, ведомости, книги и утвержденные бланки (формы), которые ведутся в соответствии с методом двойной записи.
Регистры бухгалтерского учета могут быть в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий.
В регистрах бухгалтерского учета должны систематизироваться и накапливаться данные, содержащиеся в первичных учетных документах.
подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
Комментарий LexUz
Правильность и достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности подтверждаются обязательным проведением инвентаризации активов и обязательств. Объекты, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются стандартом бухгалтерского учета по инвентаризации.
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 19) «Организация и проведение инвентаризации» (рег. № 833 от 02.11.1999 г.).
Оценка товарно-материальных запасов осуществляется по низшей из двух оценок — по фактической себестоимости (цене приобретения или производственной себестоимости) или по рыночной цене (чистой стоимости реализации) на дату составления баланса.
Комментарий LexUz
См.: раздел «Г» («Оценка товарно-материальных запасов, незавершенного производства, а также расходов будущих периодов») Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54.
Основные средства и нематериальные активы учитываются по их первоначальной (восстановительной) стоимости.
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 5) «Основные средства» (рег. № 1299 от 20.01.2004 г.), Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 7) «Нематериальные активы» (рег. № 1485 от 27.06.2005 г.).
Списание стоимости основных средств и нематериальных активов осуществляется путем начисления износа (амортизации) до полного погашения их стоимости или выбытия объекта. Амортизационные отчисления производятся с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию объекта. Стоимость земли амортизации не подлежит.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке списания с баланса стоимости основных средств (рег. № 1401 от 29.08.2004 г.) и Положение о порядке списания с баланса нематериальных активов (рег. № 1539 от 14.01.2006 г.).
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 12) «Учет финансовых инвестиций» (рег. № 596 от 16.01.1999 г.) и пункты 14 и 15 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 8) «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (рег. № 580 от 28.12.1998 г.).
Оценка активов и обязательств бюджетных организаций осуществляется в соответствии со стандартами бюджетного учета.
Комментарий LexUz
См. пункт 1 Порядка переоценки ценностей и внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность юридических лиц, зарегистрированных в Республике Узбекистан, в связи с введением в обращение национальной валюты, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 1994 года № 307, Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 22) «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» (рег. № 1364 от 21.05.2004 г.).
Доходы и расходы отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 2) «Доходы от основной хозяйственной деятельности» (рег. № 483 от 26.08.1998 г.).
Доходы и расходы по исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов отражаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Комментарий LexUz
См. раздел VIII («Бюджетный учет и отчетность») Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Также, для дополнительной информации см. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54.
Собственный капитал состоит из уставного фонда (уставного капитала), добавленного, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
Уставный фонд (уставный капитал) отражает совокупность вкладов (в денежном выражении), определенных учредительными документами. Материальные и нематериальные активы, вносимые в счет вкладов в уставный фонд (уставный капитал), оцениваются по соглашению между учредителями (участниками), а в случаях, предусмотренных законом, подлежат оценке оценочной организацией.
Добавленный капитал отражает эмиссионный доход, получаемый при первичной продаже акций по ценам, превышающим номинальную стоимость, а также курсовую разницу, возникающую в процессе формирования уставного фонда (уставного капитала), эквивалент которого выражен в иностранной валюте.
Резервный капитал отражает инфляционные резервы, образующиеся при переоценке долгосрочных активов, отчисления от чистой прибыли в размерах, предусмотренных законодательством и учредительными документами, а также стоимость безвозмездно полученного имущества.
Нераспределенная прибыль отражает накопление прибыли и может быть зачислена в уставный фонд (уставный капитал) по решению собственников.
Комментарий LexUz
См. четвертую часть («Собственный капитал») приложения 2 (Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов) к Национальному стандарту бухгалтерского учета (НСБУ № 21) «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению» (рег. № 1181 от 23.10.2002 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 14) «Отчет о собственном капитале» (рег. № 1335 от 07.04.2004 г.).
Стоимость имущества, включая денежные средства, переданного в залог для обеспечения своих или чужих обязательств, учитывается субъектом бухгалтерского учета отдельно от других активов.
Стоимость имущества, полученного в залог, денежные средства и валютные ценности, принятые в качестве залога, отражаются на отдельных за балансовых счетах.
Внутренний контроль — система мер, организованная на основе принятой учетной политики руководителем субъекта бухгалтерского учета с целью обеспечения законности, экономической целесообразности осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой и иной отчетности.
Финансовая отчетность представляет собой систематизированную информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Комментарий LexUz
См. «Бухгалтерский баланс» — форма № 1, утвержденный приказом министра финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 (рег. № 1209 от 24.01.2003 г.), пункты 66–81 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 15) «Бухгалтерский баланс» (рег. № 1226 от 20.03.2003 г.).
Комментарий LexUz
См. «Отчет о финансовых результатах» — форма № 2, утвержденный приказом министра финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 (рег. № 1209 от 24.01.2003 г.), пункты 82–85 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 3) «Отчет о финансовых результатах» (рег. № 484 от 26.08.1998 г.).
Комментарий LexUz
См. «Отчет о денежных потоках» — форма № 4, утвержденный приказом министра финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 (рег. № 1209 от 24.01.2003 г.), пункты 87 и 88 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НCБУ № 9) «Отчет о денежных потоках» (рег. № 519 от 04.11.1998 г.).
Комментарий LexUz
См. «Отчет о собственном капитале» — форма № 5, утвержденный приказом министра финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 (рег. № 1209 от 24.01.2003 г.), пункт 89 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 14) «Отчет о собственном капитале» (рег. № 1335 от 07.04.2004 г.).
Комментарий LexUz
См. пункты 90–96 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.)
Требования к финансовой отчетности, составляемой по международным стандартам, определяются международными стандартами финансовой отчетности.
Субъект бухгалтерского учета при составлении финансовой отчетности должен включать бухгалтерские балансы и другие отчетные формы своих представительств, филиалов и иных структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс.
Финансовая отчетность бюджетных организаций составляется и предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством.
См. последующую редакцию.
Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. приказ министра финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 «Об утверждении «Форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению» (рег. № 1209 от 24.01.2003 г.).
Структура и содержание финансовой отчетности банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. ст.70 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» (новая редакция), ст. 61 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» (новая редакция).
Комментарий LexUz
Также, см. Концептуальную основу для подготовки и представления финансовой отчетности (рег. № 475 от 14.08.1998 г.)
Субъект бухгалтерского учета, являющийся основным хозяйственным обществом и имеющий дочерние хозяйственные общества, организации, находящиеся под его контролем, составляет консолидированную финансовую отчетность.
Порядок составления консолидированной финансовой отчетности, а также требования к организациям, находящимся под контролем основного хозяйственного общества, определяются стандартами бухгалтерского учета.
Комментарий LexUz
См. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 8) «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (рег. № 580 от 28.12.1998 г.).
Требования данной статьи не распространяются на сводную финансовую отчетность министерств, государственных комитетов, ведомств и бюджетных организаций.
См. последующую редакцию.
Отчетным периодом для периодической финансовой отчетности, составляемой в течение календарного года, является период с 1 января на отчетную дату периода, за который составляется периодическая финансовая отчетность, включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных юридических лиц считается период с даты приобретения права юридического лица по 31 декабря того же года, а не являющихся юридическими лицами — с даты их регистрации в государственных органах по 31 декабря того же года.
Если юридическое лицо (кроме бюджетных организаций) зарегистрировано после 1 октября, первый отчетный год завершается 31 декабря следующего года.
Данные о хозяйственных операциях, проведенных до регистрации или приобретения права юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года.
Комментарий LexUz
См. пункты 60 и 61 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 1) «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. № 474 от 14.08.1998 г.)
Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально. Малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Сроки предоставления финансовой отчетности устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. пункты 62–65 Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан «Учетная политика и финансовая отчетность» (НСБУ № 1) (рег. № 474 от 14.08.1998 г.) и Положение о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (рег. № 942 от 03.07.2000 г.).
Для отдельных субъектов бухгалтерского учета Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут устанавливаться иные сроки предоставления финансовой отчетности.
Годовая финансовая отчетность хозяйствующих субъектов является открытой для заинтересованных банков, бирж, инвесторов, кредиторов, а также других лиц в соответствии с законодательством.
Акционерные общества, а также страховые организации, банки, общественные фонды и другие организации в соответствии с законодательством обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее чем за две недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета.
Комментарий LexUz
См. часть пятую ст. 102 Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», ст. 72 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» (новая редакция), часть вторую ст. 25 Закона Республики Узбекистан «Об общественных фондах».
Данная статья не распространяется на финансовую отчетность субъектов бухгалтерского учета, для которых установлены иные требования законодательства.
Ответственность за учет операций по ликвидации, составление ликвидационного баланса и отчетности, определение стоимости активов возлагаются на ликвидационную комиссию (ликвидатора).
Обязательства отражаются в ликвидационном балансе с процентами, начисленными на дату его составления.
При ведении бухгалтерского учета соблюдается конфиденциальность. Ознакомление с содержанием регистров бухгалтерского учета допускается с разрешения руководителя субъекта бухгалтерского учета или в случаях, предусмотренных законодательством.
Лица, получившие доступ к регистрам бухгалтерского учета, обязаны сохранить конфиденциальность. Нарушение конфиденциальности влечет ответственность в установленном законом порядке.
Комментарий LexUz
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовая и иная отчетность, а также другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, устанавливаемых законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года.
Комментарий LexUz
См. пункты 25-27 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (рег. № 1297 от 14.01.2004 г.).
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 157–168 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан и пункт 28 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом министра финансов Республики Узбекистан (рег. № 1297 от 14.01.2004 г.).
Бухгалтеры в целях представления и защиты общих интересов имеют право создавать общественные объединения бухгалтеров в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. ст.ст. 42–46, 74 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, главу 2 («Образование общественных объединений и прекращение их деятельности») Закона Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» и раздел III («Порядок создания негосударственной некоммерческой организации» Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях».
Споры в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства о бухгалтерском учете, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. ст. 220 Налогового кодекса Республики Узбекистан (новая редакция), ст. 1751 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.