Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 28 июля 2021 года № ЗРУ-703 «О судах».
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет:
внести в положения о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов, утвержденные постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года «Об утверждении положений о квалификационных коллегиях судей, о квалификационных классах судей, о классных чинах работников судов, об организации деятельности военных судов» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 10, ст. 370) изменения и дополнения, утвердив их новую редакцию (прилагаются).
1. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» квалификационные коллегии судей создаются в целях усиления демократических начал в работе с кадрами судей, выдвижения достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей.
2. Высшая квалификационная коллегия судей судов общей юрисдикции (далее — Высшая квалификационная коллегия судей) избирается Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан сроком на пять лет из числа судей Верховного суда Республики Узбекистан.
Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов избирается Пленумом Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан сроком на пять лет из числа судей хозяйственных судов.
Квалификационные коллегии судей судов по гражданским и уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента избираются на тот же срок на конференциях судей соответствующих судов, а квалификационные коллегии судей военных судов — на конференциях судей военных судов по представлению председателей соответствующих судов.
3. Количественный состав квалификационных коллегий судей определяется исходя из объема их работы, но не должен превышать девяти человек, включая председателя квалификационной коллегии судей и его заместителей.
4. Квалификационные коллегии судей информируют о своей деятельности органы, их избравшие, не реже одного раза в год.
1) оценивает подготовленность кандидатов для работы в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, а также Военного суда Республики Узбекистан, судей хозяйственных судов;
2) периодически проводит квалификационную аттестацию судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан, а также судей хозяйственных судов;
4) рассматривает вопрос о даче согласия на привлечение к административной ответственности судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей, заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан, а также судей хозяйственных судов;
5) рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей, заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан, а также судей хозяйственных судов;
6) принимает решение о приостановлении полномочий судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей, заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан, а также судей хозяйственных судов;
Высшая квалификационная коллегия судей также рассматривает представления и жалобы на решения квалификационных коллегий судей судов по гражданским и уголовным делам, а также военных судов.
6. Квалификационные коллегии судей судов по гражданским и уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также военных судов:
1) оценивают подготовленность кандидатов для работы в должности судей верховных судов Республики Каракалпакстан, по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, а также военных судов;
2) периодически проводят квалификационную аттестацию судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, а также военных судов;
3) рассматривают вопросы о даче согласия на привлечение к административной ответственности судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, а также военных судов;
4) рассматривают дела о дисциплинарной ответственности судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, а также военных судов;
5) принимают решения о приостановлении полномочий судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, а также военных судов;
Квалификационная коллегия судей при осуществлении возложенных на нее полномочий действует в составе не менее половины ее членов.
Подготовка заседания квалификационной коллегии судей обеспечивается председателем квалификационной коллегии судей либо, по его поручению, заместителем председателя или одним из членов квалификационной коллегии судей.
Заседание квалификационной коллегии судей должно быть проведено в месячный срок со дня поступления в квалификационную коллегию судей соответствующего представления или дела о дисциплинарной ответственности.
Председатель квалификационной коллегии судей определяет время и место проведения заседания, о чем лица, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, извещаются заблаговременно.
Квалификационные коллегии судей имеют право запрашивать необходимую для осуществления их полномочий информацию от руководителей судов, специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, других государственных органов и общественных объединений, а также должностных лиц и граждан.
8. Председательствующий на заседании квалификационной коллегии судей в назначенное время открывает заседание, объявляет какой вопрос подлежит рассмотрению и состав квалификационной коллегии судей.
Член квалификационной коллегии судей, участвующий в заседании, может заявить самоотвод, а судья или кандидат в судьи, чей вопрос подлежит рассмотрению на заседании квалификационной коллегии судей, вправе заявлять отвод членам квалификационной коллегии судей.
Рассмотрение вопросов начинается с доклада председательствующего или одного из членов квалификационной коллегии судей, проводившего предварительное изучение представленных документов и материалов. В зависимости от особенностей вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей и подлежащих разрешению, заслушиваются приглашенные на ее заседание лица, исследуются необходимые документы и материалы, после чего квалификационная коллегия судей дает заключение или принимает соответствующее решение. В заседании квалификационной коллегии судей ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем квалификационной коллегии судей.
9. Решение или заключение принимается в закрытом совещании большинством голосов членов квалификационной коллегии судей, участвовавших в данном заседании, с изложением сделанного вывода, подписывается ими и оглашается.
При несогласии с принятым по делу решением член квалификационной коллегии судей подписывает решение квалификационной коллегии судей и излагает свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к протоколу.
10. Квалификационная коллегия судей при рассмотрении вопросов об административной и дисциплинарной ответственности, о приостановлении полномочий судьи выносит решение, а при рассмотрении других вопросов — заключение.
11. В решении или заключении квалификационной коллегии судей должны быть указаны: наименование квалификационной коллегии судей, ее состав, место и время рассмотрения дела; фамилия, имя, отчество и должность судьи, в отношении которого рассматривается материал; должность и фамилия лица, внесшего представление или возбудившего дело о дисциплинарной ответственности; обстоятельства дела; объяснения судьи и сведения, характеризующие его личность; мотивировка принятого решения или заключения с указанием на доказательства; мера дисциплинарного взыскания или основания прекращения дела о дисциплинарной ответственности; порядок и сроки обжалования решения (заключения).
12. Решения и заключения Высшей квалификационной коллегии судей, а также Квалификационной коллегии судей хозяйственных судов обжалованию не подлежат.
Решения и заключения других квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей судьей, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, вынесшим представление или возбудившим дело о дисциплинарной ответственности.
Жалоба или представление о пересмотре вопроса подается в месячный срок со дня вынесения решения или заключения через квалификационную коллегию судей, вынесшую решение или заключение.
По поступлении жалобы или представления материал должен быть направлен в Высшую квалификационную коллегию судей немедленно.
13. Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает материал, поступивший с жалобой или представлением, в месячный срок. Высшая квалификационная коллегия судей вправе:
Решение или заключение Высшей квалификационной коллегии судей и Квалификационной коллегии судей хозяйственных судов направляется соответственно председателю Верховного суда и председателю Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, а по вопросам, касающимся судей нижестоящих судов общей юрисдикции,— специально уполномоченному органу при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, решения или заключения квалификационных коллегий судей судов по гражданским и уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, военных судов — специально уполномоченному органу при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, руководителям соответствующих судов, а также судье, в отношении которого вынесено решение или заключение, в пятидневный срок. В этот же срок решения или заключения указанных квалификационных коллегий направляется в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
судьи Верховного суда Республики Узбекистан — Высшей квалификационной коллегией судей по представленным материалам председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
председателей, заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан — Высшей квалификационной коллегией судей по представленным материалам специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан — соответствующими квалификационными коллегиями судей по представленным материалам председателей указанных судов;
судей межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам — соответствующими квалификационными коллегиями судей по представленным материалами специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
судей окружных и территориальных военных судов — квалификационной коллегией судей военных судов по представленным материалам специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
судей хозяйственных судов — Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
15. Квалификационный экзамен кандидата в судьи включает собеседование, ответы на вопросы, решение практических задач, перечень которых утверждается на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.
16. Квалификационная коллегия судей дает заключение о признании кандидата в судьи выдержавшим или не выдержавшим квалификационный экзамен. Кандидат в судьи, не сдавший квалификационный экзамен, может экзаменоваться вторично не ранее чем через год.
17. Заключение квалификационной коллегии судей о возможности выдвижения кандидата на вышестоящую судебную должность дается по материалам, представленным, председателем соответствующего суда.
18. Председатель квалификационной коллегии судей направляет заключение по вопросу о подготовленности кандидата или судьи руководителю суда или специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, представившего материалы.
19. В отношении судей межрайонных, районных (городских) судов, а также судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, военных судов срок полномочий которых истекает, вопрос об их выдвижении на новый срок рассматривается соответствующими квалификационными коллегиями судей. Заключение квалификационных коллегий, судей о соответствии или несоответствии этих лиц должности и о возможности их назначения на новый срок направляется в специально уполномоченный орган при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, который после изучения представленных материалов направляет их со своим заключением в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
20. Квалификационная аттестация судей проводится в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» и осуществляется в целях улучшения качественного состава судей, оценки и стимулирования роста их профессиональной квалификации, повышения ответственности по осуществлению правосудия.
в отношении судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан — Высшей квалификационной коллегией судей по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан;
в отношении судей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, судей межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам — соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам;
в отношении судей Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов — квалификационной коллегией судей военных судов по представлению председателя Военного суда Республики Узбекистан;
в отношении судей хозяйственных судов — Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
22. Квалификационная аттестация лиц, впервые избранных (назначенных) судьями, должна быть проведена не позднее первых трех месяцев работы.
Очередная квалификационная аттестация проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.
Квалификационная аттестация судей может быть проведена досрочно для присвоения более высокого квалификационного класса после истечения половины срока пребывания в ранее присвоенном квалификационном классе.
23. На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения составляется характеристика, которая должна отражать оценку его профессиональной деятельности, деловые и моральные качества, а также справка о его работе.
Руководитель соответствующего суда должен знакомить судью с характеристикой и справкой, составленной на него, до направления материалов о проведении квалификационной аттестации в соответствующую квалификационную коллегию судей.
Судья должен быть извещен о времени квалификационной аттестации не менее чем за две недели до ее проведения.
24. Квалификационная аттестация, как правило, проводится в присутствии аттестуемого судьи в месячный срок со дня поступления представления.
В заседании квалификационной коллегии судей может принимать участие руководитель суда, внесший представление.
25. Квалификационная аттестация судьи начинается с доклада председательствующего или одного из членов квалификационной коллегии судей, проводившего предварительное изучение представленных документов и материалов. Затем заслушивается аттестуемый, а при необходимости — должностные лица, направившие представление об аттестации судьи.
26. В зависимости от уровня профессиональных знаний, деловых качеств, стажа и опыта работы, занимаемой должности квалификационная коллегия судей дает одно из следующих заключений:
Заключение квалификационной коллегии судей вместе с материалами квалификационной аттестации направляется в Высшую квалификационную коллегию судей.
27. При решении вопроса о присвоении судье квалификационного класса Высшая квалификационная коллегия судей не связана с заключением квалификационной коллегии судей.
28. Квалификационные классы судьям хозяйственных судов присваиваются Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов в таком же порядке, как и судьям судов общей юрисдикции.
29. О присвоении квалификационного класса судье выдается удостоверение. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о присвоении квалификационного класса публикуется в печатных органах Верховного суда Республики Узбекистан или Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, а также приобщается к личному делу судьи.
30. В соответствии со статьей 73 Закона Республики Узбекистан «О судах» судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только по решению квалификационной коллегии судей:
за упущения в организации судебной работы вследствие небрежности или недисциплинированности, а также за совершение служебного или порочащего проступка.
Судья военного суда может быть привлечен к дисциплинарной ответственности также за нарушение воинской дисциплины.
Отмена или изменение судебного решения само по себе не влечет ответственности судьи, участвовавшего в вынесении этого решения, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестностью, повлекшая существенные последствия.
председателей и заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам;
Квалификационные коллегии судей судов по гражданским и уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента рассматривают дела о дисциплинарной ответственности судей в пределах своих полномочий.
Квалификационная коллегия судей военных судов рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей военных судов в пределах своих полномочий.
Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассматривает дела о дисциплинарной ответственности судей хозяйственных судов.
председателям верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам — в отношении судей этих судов, судей межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам;
председателю Военного суда Республики Узбекистан — в отношении судей этого суда и судей окружных и территориальных военных судов;
председателю Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан — в отношении судей хозяйственных судов.
33. О возбуждении дела о дисциплинарной ответственности руководители соответствующих судов выносят постановления, в которых должны быть указаны основания возбуждения дела о дисциплинарной ответственности.
Лицо, возбудившее дело о дисциплинарной ответственности, предварительно проверяет сведения, касающиеся оснований привлечения судьи к ответственности, и требует от него письменное объяснение.
До направления материалов дела о дисциплинарной ответственности в квалификационную коллегию судей с ними должен быть ознакомлен судья, в отношении которого оно возбуждено. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки.
Постановление о возбуждении дела о дисциплинарной ответственности направляется с необходимыми материалами на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей.
34. Постановление о возбуждении дела о дисциплинарной ответственности может быть отозвано возбудившим его лицом до начала рассмотрения дела в квалификационной коллегии судей.
Судья, в отношении которого постановление о возбуждении дела о дисциплинарной ответственности отзывается, вправе потребовать рассмотрения дела квалификационной коллегией судей по существу.
35. Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки, отсутствия судьи на работе по уважительной причине и времени рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности с квалификационной коллегии судей, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.
36. До начала рассмотрения дела при необходимости проводится дополнительная проверка оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, которую председатель квалификационной коллегии судей поручает одному из членов квалификационной коллегии судей. При этом допускается истребование дополнительных документов и материалов, а также судебных дел, при рассмотрении которых судья допустил нарушение закона.
о направлении материалов дела о дисциплинарной ответственности органам, имеющим право возбуждения вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи.
Если орган или должностное лицо, перед которым соответствующей квалификационной коллегией судей поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи, не находит для этого оснований, то дело о дисциплинарной ответственности возвращается в квалификационную коллегию судей и производство по делу возобновляется. Время с момента вынесения первоначального решения до возвращения материалов не засчитывается в сроки привлечения к дисциплинарной ответственности.
38. Соответствующая квалификационная коллегия судей может налагать одно из следующих дисциплинарных взысканий:
При наложении взыскания учитывается характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.
39. Соответствующая квалификационная коллегия судей прекращает дело о дисциплинарной ответственности в виду:
нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случаях, когда найдет возможным ограничиться лишь рассмотрением материалов дела о дисциплинарной ответственности в заседании.
40. В соответствии со статьей 71 Закона Республики Узбекистан «О судах» полномочия судьи могут приостанавливаться решением квалификационной коллегии судей в случаях, если:
судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности решением суда;
Соответствующая квалификационная коллегия судей приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению, а после отпадения этих оснований снимает приостановление полномочий судьи.
41. Полномочия судей по основаниям, предусмотренным статьей 72 Закона Республики Узбекистан «О судах», досрочно прекращаются:
судей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан — Олий Мажлисом Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
судей областных, Ташкентских городских судов, межрайонных, районных (городских), военных судов — Президентом Республики Узбекистан по представлению Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан;
судей хозяйственных судов — Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
судей судов по гражданским и уголовным делам Республики Каракалпакстан — Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.
Досрочное прекращение полномочий судьи в случаях: нарушения им присяги судьи; продолжения им деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему соответствующей квалификационной коллегией судей предупреждения или приостановления его полномочий; его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи допускается на основании решения соответствующей квалификационной коллегии судей.
42. Право внесения представления в квалификационные коллегии судей о досрочном прекращении полномочии судей принадлежит:
Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан — в отношении судей судов общей юрисдикции;
председателю Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан — в отношении судей хозяйственных судов.
в отношении судей Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей верховных судов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, а также Военного суда Республики Узбекистан — в Высшую квалификационную коллегию судей;
44. Квалификационная коллегия судей, рассмотрев вопрос о досрочном прекращении полномочий судьи, выносит заключение о согласии либо несогласии на досрочное прекращение полномочий судьи.
Заключение квалификационной коллегии судей не позднее пяти дней направляется в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
45. Резерв кандидатов в судьи судов общей юрисдикции формируется соответствующей квалификационной коллегией судей по регионам республики с учетом специализации судов. Во взаимодействии с территориальными отделами специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан квалификационные коллегии судей осуществляют подбор кандидатов из числа наиболее подготовленных, высококвалифицированных юристов.
46. Квалификационная коллегия судей путем личного собеседования и изучения представленных материалов определяет степень профессиональной пригодности, уровень знаний, мировоззрение кандидата в судьи. По результатам квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей выносит решение о зачислении или об отказе в зачислении в резерв кандидатов в судьи.
47. Лицо, которому отказано в зачислении в резерв кандидатов в судьи, может повторно обратиться с соответствующим заявлением по истечении года.
48. Квалификационная коллегия судей все представленные материалы со своим решением направляет территориальному отделу специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, который организует работу по подготовке и учебе лиц, зачисленных в резерв кандидатов судьи.
49. При открытии вакансии должности судьи территориальный отдел специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан передает материалы на лиц, состоящих в резерве на должность судьи соответствующей квалификационной коллегии судей.
50. Соответствующая квалификационная коллегия судей оценивает степень пригодности на должность судьи лиц, состоящих в резерве на должности судей путем приема экзамена с учетом специализации судов, при этом принимает во внимание их трудовую деятельность, личность и мировоззрение.
Квалификационная коллегия судей из числа лиц, представленных на вакантную должность судьи, отбирает на одну должность судьи не менее 2-3 кандидатур и материалы на них с заключениями направляет территориальному отделу специально уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Формирование резерва судей хозяйственных судов на должности судей осуществляются Квалификационной коллегии судей хозяйственных судов с соблюдением требований Закона Республики Узбекистан «О судах» и настоящего Положения.
1. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» настоящее Положение определяет порядок установления и присвоения квалификационных классов судьям Республики Узбекистан.
Высший квалификационный класс Первый квалификационный класс Второй квалификационный класс | Судьям Верховного суда Республики Узбекистан; | |
Первый квалификационный класс Второй квалификационный класс Третий квалификационный класс | Судьям верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, а также Военного суда Республики Узбекистан; | |
Третий квалификационный класс Четвертый квалификационный класс Пятый квалификационный класс | Судьям межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, окружных и территориальных судов; |
См. последующую редакцию.
Высший квалификационный класс Первый квалификационный класс Второй квалификационный класс | Судьям Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; | |
Первый квалификационный класс Второй квалификационный класс Третий квалификационный класс Четвертый квалификационный класс Пятый квалификационный класс | Судьям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
См. последующую редакцию.
4. Присвоение Высшего квалификационного класса производится Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан или председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
Другие квалификационные классы судьям присваиваются Высшей квалификационной коллегией судей судов общей юрисдикции и Квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению председателей соответствующих судов.
Впервые избранным (назначенным) судьям квалификационные классы присваиваются в течение первых трех месяцев работы.
См. последующую редакцию.
5. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе при наличии положительной квалификационной аттестации устанавливаются:
в пятом квалификационном классе | — | два года | |
в четвертом квалификационном классе | — | три года | |
в третьем квалификационном классе | — | четыре года | |
во втором квалификационном классе | — | пять лет. |
Высококвалифицированным судьям с учетом опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.
6. Лишение судей квалификационного класса может производиться за грубые нарушения законности при осуществлении правосудия.
Лишение квалификационного класса производится должностным лицом или органом, присвоившим квалификационный класс.
7. Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливаются доплаты к должностным окладам в размерах, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Размеры доплат к должностным окладам судей за квалификационные классы установлены в приложении № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июля 1993 г. № 343.
8. Порядок проведения квалификационной аттестации судей определяется Положением о квалификационных коллегиях судей.
См. предыдущую редакцию.
(наименование Положения в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения специальных званий — классных чинов работникам судов и Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республики Узбекистан (далее — Центр).
(статья 1 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Классные чины присваиваются последовательно при наличии положительной аттестации, высшего юридического образования, в соответствии с квалификацией, занимаемой должностью и стажем работы, а также с учетом специальных званий, присвоенных по прежнему месту работы или службы.
(статья 3 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Советник юстиции 1 класса | начальникам управлений Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, директору Центра; | |
Советник юстиции 2 класса | заместителям начальников управлений, начальникам отделов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, помощникам председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, заместителю директора Центра, начальникам отделов Центра; | |
Советник юстиции 3 класса | начальнику секретариата президиума Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, главным (старшим) консультантам Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, главным и ведущим консультантам Центра; | |
Юрист 1 класса | консультантам Верховного суда Республики Узбекистан, старшим консультантам, начальникам приемной, главным специалистам верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, Военного суда Республики Узбекистан, старшим консультантам, старшему инспектору по кадрам и заведующему канцелярией Центра; | |
Юрист 2 класса | консультантам, помощникам председателя хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, консультантам, помощникам председателей, старшим специалистам, заведующим канцеляриями, секретарям квалификационных коллегий верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, Военного суда Республики Узбекистан ; | |
Юрист 3 класса | консультантам, помощникам председателей, заведующим канцеляриями межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, районных (городских) судов по уголовным делам, окружных и территориальных военных судов. |
(статья 4 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
работникам аппаратов судов общей юрисдикции и Центра — председателем Верховного суда Республики Узбекистан;
(абзац второй статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
работникам аппаратов хозяйственных судов — председателем Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
(статья 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 г. № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
См. последующую редакцию.
6. Сроки пребывания в каждом классном чине при наличии положительной аттестации составляют для юристов 3, 2, 1 класса — два с половиной года, для советников юстиции 3 и 2 класса — четыре года.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. Работникам, перешедшим на работу в суды и Центр из правоохранительных органов и других организаций, классные чины присваиваются с учетом должностей, на которые они назначены, знаний и опыта работы.
(статья 7 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Председатель Верховного суда, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан вправе присваивать классные чины:
(абзац первый статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 г. № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
См. последующую редакцию.
1) до истечения, установленного срока выслуги в предыдущем классном чине за особые отличия или за примерное исполнение служебного долга;
2) без соблюдения последовательности, но не более чем на два классных чина выше того, в котором состоит работник при выдвижении на высшую должность;
3) на один классный чин ниже, чем предусмотрено занимаемой должностью, впервые аттестуемым работникам.
9. Лицам, не имеющим стажа работы по юридической специальности, классный чин присваивается не ранее чем через шесть месяцев после назначения на должность.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
10. Работникам судов и Центра, прослужившим установленный срок в одном классном чине, но имеющим существенные недостатки в служебной деятельности или в поведении, повышение классного чина не производится.
(статья 10 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
11. Работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно и могут быть лишены их только при прекращении трудового договора за действия, несовместимые с работой в судах и Центре.
(статья 11 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
12. За грубое нарушение служебного долга или систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей работник может быть понижен в классном чине, но не более чем на два классных чина ниже того, который имеет. Лишение или понижение классного чина производится председателем Верховного суда, председателем Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
(статья 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 г. № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
13. Порядок проведения аттестации на присвоение классных чинов работникам судов и Центра определяется председателем Верховного суда, председателем Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в пределах их компетенции.
(статья 13 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
14. Знаки различия и размеры доплат к должностным окладам работников судов и Центра, имеющих классные чины, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(статья 14 в редакции Закона Республики Узбекистан Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 апреля 2009 г. № ЗРУ-207 — СЗ РУ, 2009 г., № 15, ст. 177)
См. последующую редакцию.
1. Военные суды входят в судебную систему Республики Узбекистан и состоят из Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Военная коллегия Верховного суда Республики Узбекистан состоит из заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан, являющегося по должности председателем Военной коллегии, заместителя председателя Военной коллегии и судей.
(абзац первый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 июля 2007 года № ЗРУ-103 — СЗ РУ, 2007 г., № 29-30, ст. 296)
Военный суд Республики Узбекистан действует на правах областного суда и состоит из председателя, заместителя председателя, судей и народных заседателей.
Окружной и территориальный военные суды действуют на правах районного суда и состоят из председателя, судей и народных заседателей, а при необходимости и заместителя председателя суда.
См. последующую редакцию.
3. Судьи военных судов избираются и назначаются в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «О судах».
См. предыдущую редакцию.
а) дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Министерства обороны, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;
(подпункт «а» пункта 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № ЗРУ-238 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 553)
б) гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих;
в) все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют суды общей юрисдикции;
См. последующую редакцию.
Дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпункте «а» настоящего пункта, в период прохождения ими военной либо приравненной к ней службы, но уволенным к моменту рассмотрения дела в суде, рассматриваются военными судами.
Дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпункте «а» настоящего пункта, до их призыва либо поступления на военную службу, либо приравненную к ней службу, рассматриваются судами общей юрисдикции.
См. последующую редакцию.
дела о преступлениях должностных лиц высшего офицерского состава, а также иные дела и жалобы, касающиеся этих лиц.
дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание полковник, капитан 1 ранга либо лиц, занимающих должности командира бригады и равных им по служебному положению лиц, а также иные дела и жалобы, касающиеся этих лиц.
дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, а также иные дела и жалобы, касающиеся этих лиц.
См. последующую редакцию.
6. Рассмотрение военными судами дел в отношении гражданских лиц допускается в случаях, когда при обвинении группы лиц дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно военному суду, а выделение его в отдельное производство в соответствии с законом невозможно.
При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подсудно военному суду, дело о преступлениях и в отношении всех лиц рассматривается военным судом.
7. Военные суды вместе с уголовными делами рассматривают гражданские иски воинских частей, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.
изучает и обобщает судебную практику военных судов, а также организацию работы по ведению судебной статистики;
организует совместно со специально уполномоченным органов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и Министерством обороны Республики Узбекистан работу по проведению выборов народных заседателей и разрабатывает предложения по вопросам организации военных судов и их материально-технического обеспечения.
См. последующую редакцию.
Председатель Верховного суда Республики Узбекистан издает приказы и распоряжения по вопросам организации работы военных судов.
9. Структура, штатная численность военных судов, перечень штатных должностей и соответствующих этим должностям воинских званий утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан, согласованному с министром обороны Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
10. Личный состав Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, иных военных судов входит в штатную численность Вооруженных Сил Республики Узбекистан и обеспечивается всеми видами довольствия военнослужащих, пользуется правами, льготами и преимуществами, установленными для судей и военнослужащих.
См. последующую редакцию.
11. Судьям Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.
См. последующую редакцию.
12. Судьям военных судов воинские звания до полковника включительно присваиваются министром обороны Республики Узбекистан по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан.
Присвоение высших воинских званий производится Президентом Республики Узбекистан по совместному представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан и министра обороны Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
13. Судьи военных судов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах» и воинскими уставами.
См. последующую редакцию.
14. Прием на работу и прекращение трудовых договоров с работниками военных судов производится в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан председателем соответствующего военного суда.
15. Материально-техническое обеспечение, финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан и военных судов возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
16. Охрана помещений военных судов осуществляется воинскими частями, в местах дислокации которых они действуют, либо специально образованными в этих целях воинскими подразделениями.
См. последующую редакцию.
17. Конвоирование в военные суды задержанных, арестованных, содержащихся под стражей на гауптвахтах, и их охрана в судебном заседании производятся воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
Конвоирование к месту рассмотрения дела и охрана арестованных, находящихся в иных местах содержания, в учреждениях по исполнению наказания, осуществляются в установленном порядке частями караульных войск, органами Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
18. Военные суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.