Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего совершенствования деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан по обеспечению реализации единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики, а также осуществлению защиты конституционных прав и свобод человека Кабинет Министров постановляет:
1. Принять к сведению, что Министерством юстиции Республики Узбекистан проводится целенаправленная работа по обеспечению реализации законов, указов Президента и решений Правительства Республики Узбекистан, направленных на либерализацию общественно-политической жизни, государственного устройства, в том числе судебно-правовой сферы, обеспечение защиты прав и свобод человека. Созданы эффективные механизмы защиты законных интересов предпринимателей и владельцев частной собственности, совершенствуется договорно-правовая работа хозяйствующих субъектов, разработана и внедрена система постоянного анализа и мониторинга правоприменительной практики и выработки обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Вместе с тем, проводимые в стране реформы в социально-экономической, общественно-политической, судебно-правовой сфере требуют дальнейшего совершенствования деятельности органов юстиции.
Главной и важнейшей задачей Министерства юстиции должно стать обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики.
2. Определить важнейшими задачами и направлениями деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан:
выработку приоритетных направлений совершенствования законотворческой деятельности и правоприменительной практики, обеспечение их реализации;
обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
координацию работы государственных органов по правовой пропаганде, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
разработку и реализацию комплексных организационно-правовых мер, направленных на повышение эффективности правового обеспечения и развития предпринимательства, защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов, упрощение процедуры создания и регистрации хозяйствующих субъектов, укрепление договорной дисциплины;
обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
подготовку кадров-правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов.
3. В целях повышения эффективности правовой защиты прав и свобод человека образовать в структуре Министерства юстиции Республики Узбекистан Управление защиты прав человека с численностью 6 единиц, а в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и г. Ташкента — соответствующие отделы согласно приложению № 1.
4. Установить, что органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству юстиции Республики Узбекистан.
5. Утвердить Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, организационную структуру системы Министерства юстиции Республики Узбекистан, структуру центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, типовую структуру управлений юстиции областей и города Ташкента согласно приложениям №№ 2—6.
См. предыдущую редакцию.
Установить общую предельную численность центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан в количестве 197 единиц, в том числе управленческого персонала — 146 и обслуживающего — 51 единиц.
См. последующую редакцию.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2003 г. № 528 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 22, ст. 226)
Предоставить Министру юстиции Республики Узбекистан право вносить изменения в структуру центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан в пределах установленной общей численности.
6. Принять предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан об учреждении на базе изданий «Собрание законодательства Республики Узбекистан» и «Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан» единого официального издания всех нормативно-правовых актов Республики Узбекистан — «Собрание законодательства Республики Узбекистан».
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан организовать периодическое издание «Сборник международных договоров Республики Узбекистан», а также его распространение путем открытой подписки.
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Т. Султанова.
сотрудников отделов защиты прав человека Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и г. Ташкента*
Регионы | Количество штатных единиц |
Андижанская, Бухарская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Ташкентская, Ферганская области и г.Ташкент | 3 |
Республика Каракалпакстан, Джизакская, Навоийская, Сырдарьинская, Сурхандарьинская, Хорезмская области | 2 |
1. Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее — Министерство) является органом государственного управления. Министр юстиции Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.
2. В систему Министерства входят Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, иные органы и учреждения юстиции (далее — органы и учреждения юстиции).
Органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.
Деятельность Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан регламентируется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Материально-техническое обеспечение органов и учреждений юстиции, а также оплата труда работников системы юстиции осуществляются за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Министерству ассигнований и Фонда развития судов и органов юстиции.
См. последующую редакцию.
5. Министерство, его органы и учреждения являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
1) обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;
2) обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
3) координация работы государственных органов по правовой пропаганде, направленная на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
4) повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
5) осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
6) содействие развитию предпринимательства, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
7) оказание правовой помощи хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров, укрепление договорной дисциплины;
8) обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
9) обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
10) подготовка кадров правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов;
1) в сфере проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики:
координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;
вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;
осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;
разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к ним и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
по поручениям Кабинета Министров Республики Узбекистан рассматривает и обобщает предложения органов государственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;
проводит юридическую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов и дает заключения о соответствии их Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники;
разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;
поддерживает постоянные рабочие связи с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их Кенгашами, комитетами и комиссиями;
проводит государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
контролирует работу министерств, государственных комитетов, ведомств по выполнению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также по их применению;
информирует общественность о состоянии государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации законодательства;
ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан;
осуществляет развитие Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;
определяет правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах и осуществляет контроль за их соблюдением;
координирует деятельность органов государственного управления по вопросам правоприменительной практики;
организует работу по обеспечению единообразного применения законодательства Республики Узбекистан органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
проводит мониторинг выполнения законодательства Республики Узбекистан и по ее результатам вносит предложения;
осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством;
анализирует состояние правовой пропаганды и правового образования, разрабатывает предложения по их улучшению;
организует пропаганду правовых знаний среди населения, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
организует методическое обеспечение образовательной работы в области права, разрабатывает рекомендации по внедрению современных форм правового воспитания и образования;
разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений, сборников нормативно-правовых актов, а также научно-популярной и другой юридической литературы;
разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия по совершенствованию системы правовой информатизации общества;
организует внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для органов и учреждений юстиции;
принимает меры к обеспечению органов и учреждений юстиции необходимыми законодательными материалами;
организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;
организует официальное издание кодексов и сборников актов законодательства, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов «Собрание законодательства Республики Узбекистан»;
осуществляет работу по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по изданию нормативно-правовых актов, созданию электронных баз данных законодательства;
определяет совместно с соответствующими органами государственного управления правила опубликования и распространения нормативно-правовых актов, создания электронных баз данных законодательства, принимает меры по обеспечению их выполнения;
4) в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, а также обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов:
обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, создание надлежащих условий для деятельности судов;
взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам обеспечения деятельности судов, укрепления их реальной независимости и самостоятельности;
создает эффективные механизмы обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
открывает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
См. последующую редакцию.
определяет порядок прохождения стажировки стажера нотариуса, порядок выдачи лицензий на право занятия нотариальной деятельностью, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях;
См. последующую редакцию.
удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттисков их печати на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;
осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, анализирует и обобщает их работу;
утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и нотариусами, занимающимися частной практикой, председателями (аксакалами) схода граждан поселков, кишлаков и аулов, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «О нотариате»;
См. последующую редакцию.
организует регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов ЗАГСа;
принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан со стороны работников органов ЗАГСа и нотариата;
обеспечивает органы ЗАГСа и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности;
разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата и органов ЗАГСа, а также дает указания и методические разъяснения для этих органов;
См. последующую редакцию.
определяет совместно с республиканским общественным объединением адвокатов полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;
совместно с республиканским общественным объединением адвокатов утверждает состав Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
осуществляет выдачу лицензий адвокатам и государственную регистрацию адвокатских бюро, коллегий и фирм;
оказывает методическую помощь и содействие в деятельности адвокатских бюро, коллегий, фирм и Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
принимает меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, правил адвокатской этики, а также за профессиональной подготовкой адвокатов;
утверждает формы и устанавливает сроки представления статистической отчетности адвокатскими бюро, коллегиями и фирмами в органы юстиции;
осуществляет координацию правовой работы в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, разрабатывает рекомендации по ее улучшению;
проверяет и анализирует практику постановки правовой работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также по повышению квалификации юрисконсультов, проводит их аттестацию;
6) в сфере содействия развитию предпринимательства, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
разрабатывает и реализует комплексные организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности правового обеспечения и развитие предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
обеспечивает контроль за строгим соблюдением всех законодательных и нормативно-правовых актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями;
См. предыдущую редакцию.
изучает практику применения законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности малых предприятий, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также вносит предложения по его совершенствованию;
(абзац четвертый подпункта 6 пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 3, ст. 31)
принимает меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
изучает в установленном порядке материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
осуществляет мониторинг, выявляет и изучает факты незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных структур, органов государственной власти на местах, а также их должностных лиц с формированием соответствующей базы данных;
рассматривает обращения субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов, извещает их о принятых мерах;
оказывает правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров;
в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию договорной дисциплины;
контролирует применение установленных мер по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, их должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
проводит работу по повышению ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение договорной дисциплины;
осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (религиозных организаций, политических партий);
См. последующую редакцию.
осуществляет государственную регистрацию аудиторских и страховых организаций, предприятий с иностранными инвестициями, бирж, рынков, а также других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами, зарегистрированными в органах юстиции, учредительных документов, уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации;
принимает в установленном порядке меры по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки;
См. последующую редакцию.
9) в сфере обеспечения эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений:
в установленном порядке согласовывает предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан, участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан;
представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан о правовой помощи;
дает юридические заключения по международно-правовым документам, где одной из сторон является Республика Узбекистан, в том числе по заемным и кредитным договорам, заключенным под гарантии Правительства Республики Узбекистан;
заключает в пределах своей компетенции договоры о сотрудничестве с соответствующими органами других государств, а также международными организациями;
обеспечивает, в пределах своей компетенции, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан и ее граждан в иностранных государствах;
представительствует в судах иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан;
определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском Государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже, академическом лицее при Ташкентском Государственном юридическом институте и других учебных заведениях системы Министерства;
организует переподготовку и повышение квалификации кадров-правоведов, с учетом современных требований и стандартов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию кадровой политики среди правоведов;
создает резерв кадров, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции, организует их переподготовку;
рассматривает жалобы и заявления граждан о незаконных действиях работников органов и учреждений юстиции, обеспечивает всестороннее объективное рассмотрение жалоб по этим вопросам;
обеспечивает принятие справедливых решений по жалобам, поступившим по фактам нарушения законодательства, при необходимости с осуществлением проверок на местах совместно с ответственными организациями и специалистами;
изучает деятельность органов и учреждений юстиции, связанную с рассмотрением жалоб и заявлений, обобщает и вносит предложения по совершенствованию работы в этом направлении;
обобщает и анализирует данные правовой статистики, полученные от государственных и иных органов, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам;
разрабатывает формы статистической отчетности и документов первичного учета в органах и учреждениях юстиции;
ведет статистику регистрации актов гражданского состояния и нотариальных действий, а также по другим направлениям деятельности органов и учреждений юстиции;
См. последующую редакцию.
13) в сфере финансирования и осуществления материально-технического обеспечения органов и учреждений юстиции:
организует материально-техническое снабжение органов и учреждений юстиции, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий органов юстиции, государственных нотариальных контор, отделов ЗАГСа, отделений судебных исполнителей и других учреждений юстиции, вносит соответствующие предложения в органы государственной власти на местах и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
осуществляет в установленном порядке финансирование органов и учреждений юстиции, организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность;
принимает меры по развитию правовых наук, организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области криминалистики и судебной экспертизы;
См. последующую редакцию.
осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
осуществляет руководство деятельностью Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой, Республиканского центра повышения квалификации юристов, Ташкентского Государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа и иных учреждений юстиции.
(абзац четвертый подпункта 14 пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2003 г. № 528 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 22, ст. 226)
8. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через подведомственные ему республиканские и территориальные органы.
1) запрашивать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимую информацию, документы и материалы, в том числе аналитические, статистические и другие материалы в области соблюдения прав и свобод человека;
2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
3) разрабатывать и утверждать методические указания по вопросам подготовки проектов нормативно-правовых актов для органов государственного управления и органов государственной власти на местах;
4) получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений, учебных заведений и других организаций заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, и по согласованию с руководителями указанных органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
5) проводить проверки в министерствах, государственных комитетах и ведомствах по соблюдению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также их применения;
6) вносить обязательные для исполнения в установленные сроки представления в министерства, государственные комитеты, ведомства об отмене и отзыве с исполнения нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении в установленном порядке к ответственности виновных в этом должностных лиц;
7) в установленном порядке выводить из государственного реестра либо приостанавливать действие (полностью или в части) нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
об отмене нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с законодательством;
9) изучать состояние дел по правильному и единообразному применению норм законодательства Республики Узбекистан министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. По результатам изучения вносить руководителям соответствующих органов представления о надлежащем применении норм законодательства Республики Узбекистан;
10) вносить на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) законов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11) проверять соблюдение органами государственного управления, органами государственной власти на местах законодательства Республики Узбекистан в области прав человека.
Вносить руководителям указанных органов обязательные для исполнения в установленные сроки представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, а также принятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека;
12) выступать в судах иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;
13) выступать в качестве представителя Президента и экс-Президента Республики Узбекистан по правовым, в том числе судебным вопросам;
14) вносить в соответствующие органы предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и аппарата суда;
15) приостанавливать, прекращать действие и аннулировать в установленном порядке лицензии, выданные адвокатам и нотариусам;
См. последующую редакцию.
16) вносить в квалификационные комиссии адвокатов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;
17) направлять адвокатским бюро, коллегиям и фирмам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
18) проверять состояние правовой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также деятельность их юридических служб, требовать представления ими сведений о работе, вносить руководителям указанных органов, предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных недостатков, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд с вопросом о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства или возмещении причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию, учреждению и организации;
19) отменять свидетельства об аттестации работников юридической службы, допускающих грубые нарушения служебных обязанностей;
20) изучать обоснованность привлечения субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями к ответственности путем ознакомления с необходимыми документами, в том числе материалами уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
21) проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, контролирующими органами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. Вносить руководителям указанных органов и организаций обязательные для исполнения в установленные сроки представления:
См. последующую редакцию.
о принятии мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
22) ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также при неисполнении должностными лицами законных требований органов юстиции;
23) приостанавливать решения министерств, ведомств, контролирующих органов и органов государственной власти на местах, а также действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие права субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
См. последующую редакцию.
24) вносить предложения в судебные инстанции без уплаты государственной пошлины о пересмотре судебных актов по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
25) письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
26) привлекать соответствующих специалистов для проверок обращений граждан, в том числе субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями о нарушениях их прав и законных интересов;
27) контролировать процесс исполнения хозяйственных договоров, при нарушении договорной дисциплины вносить хозяйствующим субъектам соответствующие представления, обязательные для исполнения в установленные сроки, на предмет персональной ответственности должностных лиц и предъявления исков в суды, а также возмещения ущерба, причиненного в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств; при невыполнении в установленный срок требований, изложенных в представлении, ставить вопрос перед компетентными органами или судами об ответственности должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
28) проверять соблюдение учредительных документов юридическими лицами, зарегистрированными органами юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных юридических лиц представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за нарушение учредительных документов и действующего законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
29) поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с органами иностранных государств и международными организациями;
30) получать от всех государственных органов и иных организаций данные, необходимые для организации и ведения правовой статистики;
31) обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах государства, юридических и физических лиц без уплаты государственной пошлины;
32) создавать соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции.
10. При осуществлении контроля в пределах своей компетенции сотрудники Управления по защите прав предпринимателей и Управления по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями Министерства, а также их отделов на местах вправе:
по предъявлении служебного удостоверения иметь доступ на территорию и в помещения соответственно министерств, государственных комитетов и ведомств, их территориальных и структурных подразделений, а также учреждений и организаций независимо от их подчиненности и принадлежности для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для проведения проверки;
истребовать для изучения решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также мерах по ее обеспечению;
вызывать должностных лиц и других работников органов и организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
11. Министерство в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, нотариусов, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области законотворчества, а также эффективное выполнение возложенных на него задач.
13. Министерство возглавляет Министр юстиции Республики Узбекистан (далее — Министр), назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
2) определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов и учреждений;
3) в установленном порядке подписывает международные договоры Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
4) утверждает положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, а также положения (уставы) иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
5) вносит изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности;
6) утверждает смету расходов центрального аппарата Министерства, а также органов и учреждений юстиции;
8) вносит в соответствующие государственные органы предложения об образовании органов и учреждений юстиции и установлении численности их работников;
9) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства, органов и учреждений юстиции;
10) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных подразделений, а также, в установленном порядке, руководителей иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
11) присваивает в установленном порядке классные чины работникам органов и учреждений юстиции, представляет Президенту Республики Узбекистан работников органов и учреждений юстиции к присвоению высших классных чинов;
12) решает вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников органов и учреждений юстиции, представляет особо отличившихся работников системы Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Узбекистан;
15. Работникам органов и учреждений юстиции, в том числе научных учреждений и учебных заведений системы Министерства присваиваются специальные звания, классные чины и выплачиваются надбавки за выслугу лет в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.
Порядок присвоения и лишения классных чинов регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
16. В Министерстве образуется коллегия из 11 человек в составе: Министра (председатель), заместителей Министра (по должности) и других руководящих работников Министерства. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Министра юстиции.
Коллегия Министерства рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает отчеты руководителей структурных и территориальных подразделений Министерства, подведомственных органов и учреждений, обсуждает вопросы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, проверки исполнения решений, проекты важнейших приказов и других актов Министерства, а также итоги проверок.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях Министр информирует Президента Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(приложения № 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2003 г. № 528 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 22, ст. 226)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
(приложение № 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2003 г. № 528 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 22, ст. 226)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Абзац второй пункта 1, абзац второй пункта 5, пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 ноября 1992 г. № 523 «О вопросах совершенствования деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 11, ст. 32), а также приложения №№ 1 и 2 к этому постановлению.
2. Пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 1994 г. № 27 «О создании в составе центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан Управления по подготовке и правовой экспертизе проектов законодательных и нормативных актов по экономической реформе» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 3).
3. Пункт 7 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 1994 г. № 50 «Об утверждении Временного положения о государственной регистрации договоров о залоге» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 8).
4. Пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 апреля 1995 года № 152 «О совершенствовании деятельности и изменениях в структуре аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1995 г., № 4, ст.16).
5. Пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 1997 г. № 345 «О создании в системе Министерства юстиции Республики Узбекистан управления по рассмотрению жалоб и заявлений граждан о нарушениях законности».