В целях повышения эффективности процессов реструктуризации и банкротства экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий Кабинет Министров постановляет:
1. Установить, что на основании решения Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий экономически несостоятельные, убыточные и низкорентабельные предприятия, подлежащие реструктуризации, а также предприятия, в отношении которых применены процедуры банкротства, передают в установленном порядке по текущему состоянию находящиеся на их балансе:
См. последующую редакцию.
жилые дома, общежития, детские сады и другие объекты социальной инфраструктуры — на баланс хокимиятов городов и районов по месту их расположения;
объекты производственной инфраструктуры общего пользования (объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, транспортные коммуникации и т. д.) — на баланс предприятий соответствующих хозяйственных объединений по их функциональной принадлежности.
Определить, что стоимость передаваемых, в соответствии с настоящим постановлением, с баланса на баланс объектов социальной и производственной инфраструктуры общего пользования не является объектом налогообложения при начислении налога на добавленную стоимость для передающей и налога на доход (прибыль) для принимающей стороны.
2. Госкомимуществу, Министерству экономики и Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с хокимиятами городов и районов, заинтересованными хозяйственными объединениями, на баланс которых передаются объекты социальной и производственной инфраструктуры экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, проводить тщательную инвентаризацию передаваемых объектов и вносить в установленном порядке предложения о дальнейшей их приватизации, об источниках и целесообразности их финансирования.
См. последующую редакцию.
3. Решение о консервации объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, на период реструктуризации или осуществления процедур банкротства принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Консервация объектов незавершенного строительства и основных фондов указанных предприятий осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 20 августа 1999 года № 397.
См. последующую редакцию.
Предоставить право Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий с учетом заключений территориальных органов Министерства финансов и Министерства экономики Республики Узбекистан вносить в Кабинет Министров предложения о консервации объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства.
См. последующую редакцию.
Установить предельные сроки рассмотрения Кабинетом Министров предложений Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации о консервации объектов незавершенного строительства и основных фондов не более двух недель.
См. последующую редакцию.
4. Установить, что оценка имущества (включая оценку имущественного комплекса и бизнеса) экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации по решению Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий, а также предприятий, в отношении которых по решению хозяйственного суда применены процедуры банкротства, осуществленная независимыми оценщиками в соответствии с международными методиками, учитывающими реальную рыночную, инвестиционную и ликвидационную стоимость этого имущества, может применяться, в установленном порядке, в качестве стартовой на аукционных, биржевых торгах и при реализации имущества на основании публичного предложения.
См. последующую редакцию.
Утвердить Положение о порядке оценки и реализации имущества реструктуризируемых предприятий, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, согласно приложению № 1.
См. последующую редакцию.
5. В целях более эффективного использования средств Фонда санации разрешить Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики Республики Узбекистан использовать по решению Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий средства Фонда:
на разработку планов реструктуризации и санации убыточных, низкорентабельных и экономически несостоятельных предприятий, имеющих рыночную перспективу, с возвратом затраченных средств после завершения срока реструктуризации и санации;
на обучение лиц, управляющих предприятиями, находящимися в режиме санации, внешнего управления или ликвидационного производства, а также специалистов, состоящих в резерве на эти должности;
для оплаты услуг, оказываемых предприятиям-банкротам оценочными, кадастровыми и аудиторскими организациями, с их возвратом после реализации имущества предприятий-банкротов;
для оплаты услуг за рекламу и объявления, размещаемые Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий в средствах массовой информации, о реализации имущества предприятий-банкротов, имеющих государственную долю, покрытия расходов на организацию публичных торгов по продаже их имущества, введение в них процедур банкротства и завершение ликвидационного производства, иные нужды, связанные с ликвидацией предприятия-банкрота;
для развития органов по делам об экономической несостоятельности предприятий — в размере 15 процентов средств, поступающих в Фонд, в том числе не менее 10 процентов — на развитие их материально-технической базы и формирование современной информационной базы данных.
См. последующую редакцию.
6. Министерству экономики, Министерству финансов, Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики Республики Узбекистан в течение 2003 года проработать вопрос привлечения займа Азиатского банка развития на цели совершенствования корпоративного управления и осуществления реструктуризации финансово неустойчивых предприятий.
7. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
1. Настоящее Положение регулирует порядок оценки, определения стартовой (первоначальной) цены и продажи имущества низкорентабельных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий, осуществляющих реструктуризацию по решению Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий, а также предприятий, в отношении которых по решению хозяйственного суда применены процедуры банкротства.
См. последующую редакцию.
Настоящее Положение не применяется при совершении сделок с объектами собственности Республики Узбекистан, находящимися за пределами Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Оценке, в соответствии с настоящим Положением, подлежит имущество, реализуемое в дальнейшем в соответствии с планами реструктуризации и проведения процедур банкротства.
3. Основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и потребителем его услуг (заказчиком), заключенный в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
4. Заказчиком на проведение оценочных услуг, в соответствии с настоящим Положением, является реструктуризируемое предприятие или предприятие, в отношении которого применена процедура банкротства.
В случае отсутствия денежных средств у заказчика часть денежных средств в счет оплаты стоимости услуг за проведение оценки (в том числе авансовые платежи) может быть предоставлена заказчику из средств Фонда санации в установленном порядке с последующим возвратом за счет средств, поступивших от реализации имущества реструктуризируемого предприятия или предприятия, в отношении которого применена процедура банкротства.
См. последующую редакцию.
Оплата оставшейся части стоимости услуг за проведение оценки осуществляется во внеочередном порядке после реализации оцененного объекта и поступления денежных средств на счет предприятия.
основные средства, числящиеся на балансе предприятия, в том числе переданные в пользование (аренду) другим предприятиям и организациям, независимо от их технического состояния, как действующие (включая объекты, временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации), так и находящиеся на консервации;
При инвентаризации имущество предприятия оценивается по балансовой (остаточной) стоимости. Оценка балансовой (остаточной) стоимости имущества осуществляется в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета.
6. В целях осуществления оценки реализуемого имущества реструктуризируемых предприятий — по решению уполномоченного органа и предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, — по решению собрания кредиторов (комитета кредиторов) привлекается оценщик, имеющий лицензию на осуществление оценочной деятельности. Для предприятий с государственной долей собственности привлечение оценщика является обязательным.
См. последующую редакцию.
7. При проведении оценки, использовании терминов, понятий и методик оценки, а также составлении отчета по оценке оценщик обязан соблюдать требования законодательства и придерживаться существующих стандартов оценки.
См. последующую редакцию.
8. При оценке имущества реструктуризируемых предприятий и предприятий, в отношении которых применена процедура банкротства, со стороны оценщика определяются следующие виды стоимости:
См. последующую редакцию.
9. Оценка рыночной стоимости предприятия производится оценщиком с учетом балансовой (остаточной) стоимости предприятия (имущества), реального спроса на данное имущество на дату оценки, его месторасположения, наличия в его составе специализированного имущества, имущества с ограниченным рынком покупательского спроса, а также физически и/или морально устаревшего имущества.
Оценка рыночной стоимости имущества предприятия, в отношении которого применена процедура банкротства, — по решению собрания кредиторов, а в отношении реструктуризируемого предприятия — по решению уполномоченного органа может быть произведена при установлении стартовой (первоначальной) цены продажи на торгах.
См. последующую редакцию.
10. Оценка ликвидационной стоимости имущества предприятий основывается на рыночной стоимости имущества, с учетом дисконтирования последней на фактор необходимости реализации имущества в сжатые сроки из-за наличия вынуждающих обстоятельств, а также дополнительных расходов на содержание и охрану указанного имущества.
Оценка ликвидационной стоимости имущества предприятия, в отношении которого применена процедура банкротства, может быть по решению собрания кредиторов (комитета кредиторов) произведена при установлении стартовой (первоначальной) цены продажи на торгах.
11. Оценка утилизационной стоимости имущества применяется к объектам, которые в силу своего морального (функционального) износа или технического состояния на дату оценки не могут быть использованы по своему прямому функциональному назначению, а представляют интерес только как совокупность содержащихся в нем материалов для продажи.
12. Оценка инвестиционной стоимости основывается на оценке рыночной стоимости имущества и подразделяется на две части — выкупной платеж и инвестиционные обязательства, необходимые для организации бизнеса с использованием покупаемого имущества.
Оценка инвестиционной стоимости имущества предприятия, в отношении которого применена процедура банкротства, — по решению собрания кредиторов (комитета кредиторов), а в отношении реструктуризируемого предприятия — по решению уполномоченного органа производится при реализации на торгах предприятия (или его части) как имущественного комплекса или как бизнеса.
сумму и сроки исполнения инвестиционных обязательств, включая погашение оставшейся кредиторской задолженности предприятия-банкрота (как правило, в течение одного года после заключения договора).
Соотношение размеров выкупных платежей и инвестиционных обязательств устанавливается в условиях торгов и утверждается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов), а по предприятиям с государственной долей собственности, — также по согласованию с Госкомимуществом Республики Узбекистан и утверждается решением уполномоченного органа.
См. последующую редакцию.
13. Реализация имущества реструктуризируемых предприятий и предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, может осуществляться в следующих формах:
См. последующую редакцию.
14. Форма проведения торгов с имуществом предприятий частично или полностью принадлежащим государству, согласовывается с Госкомимуществом и Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
15. В случаях продажи имущества предприятия, в отношении которого применена процедура банкротства (за исключением ликвидационного производства), организатору торгов (специализированной организации) представляются следующие документы:
протокол решения уполномоченного органа учредителей (участников) или собственника в установленном порядке;
См. последующую редакцию.
16. При продаже имущества предприятия в ходе проведения ликвидационного производства лицо, утвержденное хозяйственным судом для проведения процедур банкротства, подает заявку по установленной форме организатору торгов вместе с пакетом следующих документов:
документы, удостоверяющие право собственности на реализуемое имущество, в том числе кадастровую документацию для объектов недвижимости;
перечень выставляемого на продажу имущества с указанием стартовой цены каждого объекта, оцененного оценщиком;
См. последующую редакцию.
17. Порядок публикации информационного сообщения в средствах массовой информации о проведении торгов и ознакомление заинтересованных лиц с объектами продажи и условиями торгов устанавливается в соответствии с законодательством.
18. Имущество, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или может быть реализовано на основании договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством.
19. На повторных торгах цена имущества предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, не реализованного на предыдущих торгах, может быть снижена по решению собрания кредиторов (комитета кредиторов), а имущества реструктуризируемых предприятий, не реализованного на предыдущих торгах, — по решению уполномоченного органа.
В случаях, если имущество предприятия не реализовано на повторных торгах в течение месяца, документы возвращаются продавцу для реализации на основании договора купли-продажи в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
20. При наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), лицо, утвержденное хозяйственным судом для проведения процедуры банкротства, может реализовать предприятие как имущественный комплекс без проведения повторных торгов, на основании прямого договора на условиях публичной оферты.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
21. В случае, если в ходе ликвидационного производства имущество предприятия не реализовано на основании договора купли-продажи в течение трех месяцев после проведения последних публичных торгов, лицо, утвержденное хозяйственным судом для проведения процедуры банкротства, предлагает имущество кредиторам в счет погашения долгов. При отказе кредиторов (отказ оформляется в письменной форме) от имущества оно в течение месяца передается собственнику. В случае неустановления местонахождения собственника данное имущество передается местным органам власти в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
22. Имущество предприятий, находящихся в процедуре ликвидационного производства, может быть реализовано в рассрочку.
23. Продажа имущества в рассрочку осуществляется лицом, утвержденным хозяйственным судом для проведения процедуры банкротства, по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов и с предоставлением покупателем соответствующей гарантии обслуживающего его коммерческого банка. О продаже имущества в рассрочку информируется хозяйственный суд.
См. последующую редакцию.
24. Продажа имущества в рассрочку оформляется договором купли-продажи, предусматривающим выплату первого взноса в течение десяти дней с момента заключения договора. При этом размер первого взноса должен составлять не менее 15% стоимости имущества.
25. Общий срок продажи имущества в рассрочку не должен превышать один год. В зависимости от стоимости имущества устанавливаются следующие сроки его реализации в рассрочку:
при стоимости имущества, равной сумме стократного размера минимальной заработной платы, — до трех месяцев;
при стоимости имущества, равной сумме от стократного размера минимальной заработной платы до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы, — от трех до шести месяцев;
при стоимости имущества, равной сумме от четырехсоткратного размера минимальной заработной платы до тысячекратного размера минимальной заработной платы, — от шести до девяти месяцев;
при стоимости имущества, равной сумме от тысячекратного размера минимальной заработной платы и выше, — от девяти месяцев до одного года.
Оплата стоимости имущества в рассрочку осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к договору купли-продажи. За покупателем остается право оплатить оговоренную в договоре сумму досрочно, в полном объеме.
26. Если срок выкупа покупателем имущества предприятия-банкрота, проданного в рассрочку, согласно условиям договора купли-продажи превышает срок ликвидационного производства, лицо, утвержденное хозяйственным судом для проведения процедуры банкротства, завершение ликвидационного производства и выведение предприятия-банкрота из реестра осуществляет после обязательного погашения расходов, связанных с организацией, проведением ликвидационного производства, и обязательств предприятия-банкрота первой очереди, установленных статьей 83 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».
См. последующую редакцию.
27. В случаях недостаточности продажной суммы для полного удовлетворения требований кредиторов всех очередей график погашения задолженностей второй и последующих очередей составляется в соответствии с частью девятой статьи 83 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве».
См. последующую редакцию.
28. Удовлетворение требований кредиторов предприятия-банкрота второй и последующих очередей производится покупателем непосредственно на их депозитный счет до востребования в соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
29. После внесения первого взноса имущество передается покупателю. Передача имущества ликвидационным управляющим и принятие его покупателем оформляется актом приема-передачи, подписываемым сторонами.
(пункт 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2004 г. № 31 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 3, ст. 32)
30. Право собственности у покупателя наступает после полной оплаты стоимости имущества в соответствии с заключенным договором, зарегистрированным, в случае необходимости, в соответствии с действующим законодательством.
См. предыдущую редакцию.
31. С момента подписания договора купли-продажи имущества в рассрочку взаимоотношения ликвидационного управляющего с кредиторами, в случаях, предусмотренных пунктом 26 настоящего Положения, оформляются отдельным договором с указанием размера предстоящих расходов (в том числе вознаграждения ликвидационного управляющего), порядка и сроков их погашения, с последующим утверждением хозяйственным судом.
(пункт 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2004 г. № 31 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 3, ст. 32)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
32. При поступлении на ликвидационный счет средств от продажи имущества в рассрочку, ликвидационный управляющий погашает требования кредиторов в очередности, установленной законодательством о банкротстве.
(пункт 32 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2004 г. № 31 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 3, ст. 32)
33. При расторжении договора купли-продажи имущества в рассрочку по инициативе покупателя имущество подлежит возврату в установленном порядке. При этом покупатель обязан возместить убытки, понесенные вследствие расторжения настоящего договора, в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Возвращенное имущество выставляется ликвидационным управляющим повторно на торги в порядке и сроки, установленные законодательством.
(абзац второй пункта 33 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2004 г. № 31 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 3, ст. 32)
35. Условия регистрации участников и правила ведения торгов, размеры задатков и сборов по заключенным сделкам, порядок регистрации заключенных договоров (контрактов), а также условия ответственности участников торгов и размеры неустоек (штрафы, пени) за нарушение участниками установленных правил и обязательств устанавливаются организаторами торгов самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и оговариваются в договоре.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 августа 2005 г. № 185 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 30-31, ст. 235)