О СОСТОЯНИИ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И ВОПРОСАХ СОБЛЮДЕНИЯ СУДЬЯМИ СУДЕЙСКОЙ ПРИСЯГИ
Конституция Республики Узбекистан, Закон «О судах» определяют правовое положение судей и предъявляют к ним особые требования, соответствующие их высокому статусу носителей государственной власти, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также государственных и общественных интересов при осуществлении правосудия.
Честное и добросовестное исполнение судьями своих профессиональных обязанностей, их независимость при принятии решений гарантирует эффективное восстановление нарушенных прав, утверждает в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда.
В этом контексте особое значение приобретают правильная постановка организационно-кадровой работы в судах общей юрисдикции, обеспечение соблюдения судьями судейской присяги.
См. предыдущую редакцию.
Нынешняя система вступления в судейскую должность предусматривает принесение судьями судебной присяги перед Государственным флагом на заседании Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
(абзац четвертый преамбулы в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
Кроме того, в целях усиления независимости судебной власти, укрепления демократических основ в работе с кадрами, обеспечения стабильности судейского корпуса действуют квалификационные коллегии судей, создание которых соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права о независимости судебной власти.
Квалификационные коллегии судей в соответствии с законом проводят определенную работу по формированию резерва судей, проведению с ними теоретических и практических занятий, отбора кандидатур для рекомендации на судейские должности, оценке подготовленности кандидатов на судейские должности, квалификационной и периодической аттестации судей, рассмотрению вопросов, связанных с дисциплинарной ответственностью судей.
Анализ статистических данных показывает, что за период с 2001 по 2006 годы и 9 месяцев 2007 года квалификационными коллегиями судей всего принято и рассмотрено 3.417 заявлений о включении в резерв кандидатов в судьи. 3.305 лиц, сдавших квалификационный экзамен, приняты в резерв, 112 лицам отказано в зачислении в резерв.
За указанный период решениями квалификационных коллегий судей из числа лиц, желающих участвовать в отборе на замещение вакансий судьи, 2.828 кандидатов признаны соответствующими на эти должности и документы в отношении них переданы в Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан. Из числа представленных на должность судьи лиц в последующем 1.000 кандидатов были назначены на эти должности.
Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют, что в сфере организационно-кадровой работы судов общей юрисдикции имеются серьезные недостатки и упущения, отрицательно влияющие на эффективность системы правосудия в целом.
Так, за период 2001—2007 годы освобождены от занимаемых должностей 210 судей, что составляет почти четверть всего судейского корпуса, в том числе 130 — по собственному желанию, 28 — за нарушение судейской присяги. 25 судей привлечены к уголовной ответственности.
Крайне низким остается уровень соответствия работающих судей к предъявляемым к ним личным, моральным и профессиональным качествам. Так, в течение указанного периода из 521 кандидата, рекомендованного на новый судейский срок, только 269 (51,6 %) лиц назначены на соответствующие должности. При этом материалы 214 (41,1)кандидатов возвращены на дополнительное изучение из-за отрицательной характеристики, а 23 (4,4 %) кандидатов — действующих судей признаны несоответствующими на судейские должности или оставлены в резерве.
В результате этого в настоящее время 45,4% действующего судейского корпуса состоит из лиц, впервые назначенных на эти должности, судейский стаж которых не превышает 5 лет (320 судей). При этом количество лиц, проработавших на судейских должностях более 15 лет, составляет всего 11,6% (82 судьи).
Вызывает озабоченность, что за период 2001—2007 годов за допущенные ошибки и недостатки в служебной деятельности возбуждены дисциплинарные производства в отношении 554 судей или более чем половины всего судейского корпуса.
Также высоким сохраняется количество жалоб на действия судей. Так, за анализируемый период в квалификационные коллегии судей поступило 4802 жалобы на действия судей, из которых 3122 — о процессуальных нарушениях, 233 — нарушение судебной этики, 274 — злоупотребление служебным положением.
Причиной возникновения подобных негативных явлений является недостаточное осознание судьями своего высокого статуса и возложенной ответственности, ослабление работы по повышению правового уровня знаний и общественно-политической осведомленности, выставление своей личной выгоды выше интересов правосудия. Многочисленны факты проявления неуважения к участникам судебного процесса, нарушения установленных законом сроков, волокиты при рассмотрении дел и разрешении жалоб граждан.
Следует отметить, что подобное положение в первую очередь является результатом недостаточной организации работы судов со стороны председателей областных и приравненных к ним судов, неудовлетворительной работы квалификационных коллегий судей, ослабления контроля за соблюдением судейской присяги и исполнительской дисциплины.
Недостаточно проводится работа по повышению профессионального уровня судей, периодические квалификационные аттестации приобретают формальный характер, имеется несерьезное и поверхностное отношение к проверке жалоб граждан, не принимаются достаточные меры реагирования со стороны вышестоящих инстанций на допущенные судьями нарушения.
Вышеизложенные обстоятельства опасны тем, что они, оказывая негативное влияние на осуществляемые реформы судебно-правовой сферы, дискредитируют всю судебную систему страны.
В целях предотвращения вышеизложенных негативных явлений Высшей квалификационной коллегией судей судов общей юрисдикции за период 2001—2007 годов в отношении 25 председателей областных и приравненных к ним судов применены соответствующие меры дисциплинарного взыскания.
Однако, несмотря на принимаемые меры, не достигнуто резкое улучшение работы в данной сфере. Стабильным остается количество нарушений судьями судейской присяги, обоснованных жалоб граждан на незаконные действия и решения судов, а также числа действующих судей отрицательно характеризуемых по своим личным, моральным и профессиональным качествам.
В связи с вышеизложенным, в целях улучшения кадровой работы в судах общей юрисдикции и обеспечения соблюдения судьями судебной присяги, на основании статьи 17 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Признать работу областных и приравненных к ним судов в сфере кадровой работы в судах общей юрисдикции неудовлетворительной.
2. Требовать от председателей областных и приравненных к ним судов установить действенный контроль над:
соблюдением судьями судейской присяги, судебной этики и правил поведения в обществе, а также добросовестным выполнением профессиональных обязанностей;
совершением судьями проступков, могущих принизить (порочащих) авторитет правосудия, честь и достоинство судьи или поставить под сомнение его беспристрастность;
строгим соблюдением исполнительской дисциплины, в частности сроков рассмотрения дел и разрешения жалоб граждан.
3. Председателям областных и приравненных к ним судов усилить работу с действующими судейскими кадрами по повышению их правового уровня знаний, профессиональной подготовки и общественно-политической осведомленности.
4. Отметить, что правильная организация работы по приему граждан, усиливает доверие населения к судебной системе, повышает его авторитет.
Исходя из этого, потребовать от председателей областных и приравненных к ним судов усилить работу по приему граждан, законному разрешению их жалоб и заявлений, в установленные сроки.
Строго придерживаться графиков приема граждан. Не допускать фактов приема граждан и дачи разъяснений со стороны технического персонала судов.
5. Ввести в практику обязательное обсуждение на заседаниях квалификационных коллегий судей фактов грубого нарушения сроков рассмотрения дел и разрешения жалоб граждан, создания волокиты, безосновательного вызова участников судебных процессов в суд, а также иных порочащих авторитет суда проступков, с рассмотрением вопроса дисциплинарной ответственности виновных лиц.
6. Квалификационным коллегиям судей придерживаться принципиальной позиции при оценке профессиональных, моральных и личных качеств судей, бескомпромисно применять строгие меры дисциплинарных наказаний в отношении судей, на действия которых поступили жалобы о совершении служебных проступков, нашедшие свое подтверждение.
См. предыдущую редакцию.
7. Вышестоящим судебным инстанциям, рассматривающим дела в апелляционной, кассационной инстанциях, указать на необходимость строгого реагирования на недостатки и нарушения, допускаемые судами нижестоящих инстанций.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
8. Указать председателям областных и приравненных к ним судов, что за невыполнение или недостаточное выполнение требований настоящего постановления в отношении них будут применены строгие меры дисциплинарного взыскания, вплоть до постановки вопроса об освобождении от занимаемой должности.