от 28.12.1998 г. № 30
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 28.12.1998 г. № 30
Дата вступления в силу
28.12.1998
Акт утратил силу 06.09.2013
Акт на состоянии 28.12.1998
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 6 сентября 2013 года № 18 «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде».
 Комментарий LexUz
В связи с применением судами норм нового Таможенного кодекса возникли некоторые вопросы, требующие руководящих разъяснений Пленума Верховного суда.
2. Дела о нарушениях таможенного законодательства, если они не содержат в себе признаков преступления, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, и подведомственны таможенным органам. В частности, к компетенции начальника таможенного органа и его заместителя относится применение административных взысканий в виде штрафа, а также конфискации товаров, перечень которых установлен законодательством.
Необходимо иметь в виду, что на основании части второй статьи 245 Кодекса об административной ответственности судьи по административным делам рассматривают дела по существу, если правонарушитель оспаривает факт правонарушения.
3. Обратить внимание судов, что законодательством Республики Узбекистан предусмотрены важные гарантии прав граждан, перемещающих товары через таможенную границу. В соответствии со ст. 315 Кодекса об административной ответственности постановление таможенного органа по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган (должностному лицу) или районному (городскому) судье по административным делам, а постановление судьи по административным делам — председателю районного (городского) суда или в вышестоящий суд.
Важной гарантией прав граждан являются и нормы, содержащиеся в ст. 189 Таможенного кодекса, о том, что подача в установленный срок жалобы или принесение протеста приостанавливает исполнение постановления о применении взыскания до рассмотрения жалобы или протеста, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со ст. 192 Таможенного кодекса отмена постановления по делу о нарушении таможенного законодательства с прекращением производства по делу влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.
4. Разъяснить судам, что согласно статьи 183 Таможенного кодекса в производстве по делу о нарушении таможенного законодательства кроме лица, привлекаемого к ответственности, могут участвовать его представитель, адвокат, эксперт, специалист, переводчик, свидетель, понятые.
В соответствии с частью второй статьи 294 Кодекса об административной ответственности дело об административном нарушении может рассматриваться в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступало ходатайства об отложении дела. При этом таможенным органам и судам следует иметь в виду, что дела о нарушениях таможенного законодательства, связанные с конфискацией, могут быть рассмотрены без участия виновного лица либо его представителя лишь в исключительных случаях, когда приняты все меры, чтобы избежать этого. К таким случаям могут относиться, например, нахождение виновного лица вне пределов Республики Узбекистан либо невозможность установления его места пребывания.
Стоимость товаров, являющихся предметом правонарушения исчисляется по правилам, установленным Законом Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» от 29 августа 1997 года, введенным в действие 1 января 1998 года.
По смыслу диспозиции статьи 182 Уголовного кодекса, а также норм Кодекса об административной ответственности и Таможенного кодекса, предусматривающих ответственность за аналогичные правонарушения, противоправное перемещение товаров через таможенную границу может совершаться только умышленно.
8. Разъяснить судам, что контрабанда, ответственность за которую предусмотрена статьей 246 Уголовного кодекса, является одним из видов нарушения таможенного законодательства, но представляет более повышенную общественную опасность, а поэтому не требует дополнительной квалификации по статье 182 Уголовного кодекса.