Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
Сохранение природной среды, рациональное использование природных ресурсов является общенациональной задачей, которая имеет цель обеспечить охрану экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду.
В этой связи большое значение приобретает правильное и эффективное отправление правосудия по делам о загрязнении водоемов и воздуха, бесхозяйственном использовании земли, незаконной порубке леса, нарушении правил охоты и рыболовства и других преступлениях и правонарушениях в сфере экологии.
В отдельных судах имеют факты неправильной квалификации действий виновных, не всегда решается вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ряде случаев не привлекались специалисты, отмечаются факты неоправданных послаблений либо непривлечения к ответственности всех виновных лиц и, в частности, руководителей предприятий и организаций, наносящих ущерб экологии. Не придается должного значения выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушениям законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
В целях правильного и единообразного применения природоохранного законодательства Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что строгое соблюдение законодательства об охране природы, бережное и рациональное использование природных ресурсов является одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит здоровье и благосостояние граждан, экономическое и социальное развитие республики.
2. Отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов в республике регулируются законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране и использовании атмосферного воздуха, растительного и животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях», земельным, водным законодательством, законодательством о недрах, Лесным кодексом, а также иными законодательными актами.
См. последующую редакцию.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Закона «Об охране природы» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования подлежат земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух.
К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные заповедники, национальные, исторические, природные и мемориальные парки, заповедники, памятники природы, ботанические и зоологические сады, дендрарии, а также животные и растения, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. При рассмотрении уголовных и административных дел указанных категорий необходимо тщательно выяснять круг лиц, виновных в нарушении законодательства об охране природы, не ограничиваясь при этом непосредственными виновниками преступлений и иных правонарушений. В частности, следует выяснять степень виновности руководителей предприятий и организаций, своей бездеятельностью либо неправомерными действиями причинивших ущерб природе и решать вопрос о привлечении их к ответственности, установленной законодательством. Наряду с этим должны выясняться и причины бездеятельности органов экологического контроля, приводящие к нарушению законодательства об охране природы. При наличии оснований должностные лица таких органов должны привлекаться к ответственности.
4. Рассматривая гражданские дела по искам предприятий, учреждений, организаций и объединений, либо по искам к этим организациям о возмещении вреда в связи с повреждением или порчей сельскохозяйственных угодий, некачественным выполнением мелиоративных работ, гибелью посевов или животных в результате загрязнения окружающей среды отходами промышленного или сельскохозяйственного производства или другими нарушениями природоохранного законодательства и установив, что причинение вреда явилось следствием злоупотребления служебным положением или халатности должностных лиц, суды также должны решать вопрос об их ответственности.
5. При установлении фактов преступного сговора должностных лиц, работающих в сфере экологического контроля, с нарушителями природоохранного законодательства, такие должностные лица должны нести ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное преступление.
6. В целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению гидрометеорологов, сотрудников санитарно-эпидемиологических служб, зоологов, ихтиологов, ботаников, охотоведов, лесоводов и других специалистов. При этом необходимо учитывать, что экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды и ее проведение регламентировано статьями 24—26 Закона «Об охране природы». В соответствии со статьей 12 Положения «О государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы» экологическая экспертиза проводится указанным комитетом.
См. последующую редакцию.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 27 Закона «Об охране природы» общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами по инициативе общественных объединений за счет их собственных средств или на общественных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.
См. последующую редакцию.
7. В соответствии со статьей 245 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности судам подведомственны дела об административных правонарушениях в области охраны природной среды и природопользования, ответственность за которые предусмотрена статьями 66, 67, 76 (в части повреждения водохозяйственных сооружений), части 2 статьи 90, 94 этого Кодекса.
См. последующую редакцию.
8. Разъяснить судам, что правила пользования животным или растительным миром, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 202 Уголовного кодекса и статьей 90 Кодекса об административной ответственности, устанавливаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и могут носить как постоянный, так и временный (сезонный характер). Кроме того, правила охраны животного и растительного мира регламентированы в постановлении Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года «Об усилении охраны ценных и исчезающих видов растений и животных и упорядочении их использования». В частности, этим постановлением предусмотрено, что изъятие в любой форме из природы растений и животных, занесенных в Красную книгу, производится только на основании разрешений, выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а добыча охотничье-промысловых видов животных (в том числе и рыб) производится по лицензиям, выдаваемым Государственным комитетом по охране природы.
См. последующую редакцию.
Под нарушениями правил охоты или рыболовства следует понимать ведение промысла без соответствующего на то разрешения или с превышением количества дичи или рыбы, указанных в разрешении, а равно в запретное время или в недозволенных местах или недозволенными орудиями, способами и приемами.
Ответственность по п. «а» части 2 статьи 202 Уголовного кодекса наступает как в случаях уничтожения зверей, птиц, рыбы, других видов животного мира или растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, так и в Международную Красную книгу. При этом размер причиненного ущерба значения не имеет.
См. последующую редакцию.
9. Под умышленным сокрытием сведений о загрязнении окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса, следует понимать такие действия (бездействия), когда виновное лицо вообще не дает своевременно сведений о состоянии экологической обстановки. Искажение таких сведений имеет место, когда они не соответствуют действительности (занижение показателей загрязненности окружающей среды и т. д.).
10. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам надлежит принимать меры к выявлению лиц, приобретавших или сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, диких животных, птицу, древесину и т. п.), и в зависимости от конкретных обстоятельств решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества.
См. последующую редакцию.
11. При рассмотрении гражданских дел, а также исков в уголовных делах о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы, суды обязаны исходить из того, что закон предусматривает полное возмещение ущерба. Уменьшение размера возмещения допускается лишь в исключительных случаях при условии, что преступление не носило корыстного характера, в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя, с обязательным приведением мотивов принятого решения.
12. В соответствии с действующим законодательством незаконно добытая продукция (звери, птица, рыба, древесина, пушнина и др.) подлежит изъятию у правонарушителя. Если таковая продукция была изъята у правонарушителя и реализована до судебного разбирательства дела, то в приговоре, решении суд должен указать о зачислении вырученной суммы на текущий счет соответствующей организации.
При невозможности изъятия незаконно добытой продукции (использована или реализована правонарушителем, пришла в негодность и т. п.) суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного лица, совершившего административное правонарушение или ответчика ее стоимости, исчисленной по установленным ценам.
13. В соответствии с Положением о фондах охраны природы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 мая 1993 года № 246, суммы в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы, подлежат взысканию в счет местных (пункт 5) и республиканского (пункт 8) фондов охраны природы, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что суммы в возмещении ущерба, причиненного незаконной охотой, незаконной добычей и уничтожением рыбы и других водных животных, взыскиваются в пользу органов охраны природы госбиоконтроля. Если правонарушение совершено на территории государственного заповедника или национального природного парка вся сумма, поступающая от уплаты штрафа, зачисляется на расчетный счет государственного заповедника или национального природного парка. Суммы штрафов, взыскиваемых за нарушения требований правил безопасности и охраны недр, перечисляются в республиканский фонд безопасности труда и охраны недр.
См. последующую редакцию.
14. По уголовным делам о нарушении порядка пользования животным и растительным миром орудия преступления, принадлежащие подсудимому, в том числе автомашины, мотоциклы и лодки, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия, подлежат конфискации на основании статьи 211 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Вопрос конфискации орудия и предметов совершения административного правонарушения следует решать в соответствии с надлежащими статьями Кодекса об административной ответственности.
15. Судам подлежит неуклонно выполнять требования закона об индивидуализации наказания в отношении лиц, совершивших преступления, связанных с нарушениями законодательства об охране природы. Строгие меры наказания должны применяться к лицам, причинившим крупный ущерб государству путем истребления большого числа ценных или редких животных, птиц и рыб, повреждения или уничтожения лесных массивов, порчи сельскохозяйственных угодий и т. д.
Строгому наказанию подлежат лица, совершившие посягательство на жизнь и здоровье работников охраны природы, общественных инспекторов этих служб и граждан, выполнявших свой общественный долг по пресечению браконьерства и других посягательств на охраняемые законом объекты природы.
В случаях, когда преступные посягательства на объекты природы совершают сами работники природоохранительных органов с использованием служебного положения, суды должны обсуждать вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
16. В целях повышения предупредительного воздействия судебных процессов по делам о нарушении законодательства об охране природы суды должны выявлять недостатки в деятельности организаций и должностных лиц и выносить частные определения, направленные на предотвращения таких правонарушений.
Судебные процессы по делам о причинении крупного ущерба государству, об истреблении большого числа ценных или редких животных, а также совершении преступления группой, с применением взрывчатых веществ, химикатов и т. п., следует предавать широкой гласности.
17. Верховному суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным, Ташкентскому городскому судам по уголовным делам, а также Военному суду Республики Узбекистан усилить надзор за правильным применением судами законодательства об охране природы.
См. последующую редакцию.