Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 февраля 2022 года № 62 «Об утверждении нормативно-правовых актов, об организационной структуры и организации деятельности службы медико-социальной экспертизы».
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2007 года № ПП-616 «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения» и в целях дальнейшего развития системы социальной защиты инвалидов, повышения эффективности медико-социальных и реабилитационных услуг, совершенствования структуры управления службой врачебно-трудовой экспертизы Кабинет Министров постановляет:
Положение о Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
Положение о порядке освидетельствования граждан и установления инвалидности во врачебно-трудовых экспертных комиссиях согласно приложению № 3;
См. последующую редакцию.
структуру Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, типовую структуру главной врачебно-трудовой экспертной комиссии Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента согласно приложениям №№ 4 и 5;
См. последующую редакцию.
Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, согласно приложению № 6.
в месячный срок привести структуру и механизм управления службой врачебно-трудовой экспертизы в соответствие с требованиями настоящего постановления;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента принять меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы врачебно-трудовых экспертных комиссий и созданию в них необходимых условий для работы с инвалидами;
организовать проведение в установленном законодательством порядке аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационной категории врачей Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, врачебно-трудовых экспертных комиссий, Национального центра реабилитации и протезирования инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и региональных реабилитационных центров.
См. последующую редакцию.
пункт 1 постановления Кабинета Министров от 17 июля 1992 г. № 328 «Вопросы социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» и приложение к нему (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 7, ст. 19);
абзац второй пункта 1 постановления Кабинета Министров от 23 июня 1994 г. № 317 «О врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЭК) и о порядке перевода пенсий, назначенных вследствие трудового увечья или профессионального заболевания» и приложение № 1 к нему (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 6, ст. 32);
пункт 5 изменений, которые вносятся в решения Правительства Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 30 января 1997 г. № 56 (СП Республики Узбекистан, 1997 г., № 1, ст. 3).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
См. последующую редакцию.
1. Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее — Инспекция) является структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, осуществляющим государственное управление в области врачебно-трудовой экспертизы, реабилитации инвалидов в республике.
См. последующую редакцию.
2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также приказами и распоряжениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Материально-техническое обеспечение Инспекции осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах выделяемых ассигнований, а также других источников, не запрещенных законодательством.
См. последующую редакцию.
4. Инспекция является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, банковские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, иные печати и штампы.
руководство службой врачебно-трудовой экспертизы и координация деятельности Национального центра реабилитации и протезирования инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и региональных реабилитационных центров (далее — реабилитационные центры);
оказание содействия инвалидам в получении возможности активной жизнедеятельности, учебы и трудовой деятельности;
анализ состояния и причин инвалидности, разработка и реализация мер по медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
совершенствование деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий (далее — ВТЭК) и реабилитационных центров, в том числе путем организации методической помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, проведения аттестаций на присвоение (подтверждение) квалификационной категории врачей Инспекции, ВТЭК и реабилитационных центров.
См. последующую редакцию.
обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с законодательством;
организует осуществление в реабилитационных центрах комплексной реабилитационно-экспертной диагностики, определение наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
оказывает методическую помощь ВТЭК и реабилитационным центрам по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
организует наблюдение за состоянием исполнения лечебно-профилактическими учреждениями, органами по труду и социальной защите населения, а также работодателями мероприятий, предусмотренных в индивидуальных программах реабилитации инвалидов;
проводит анализ состояния и причин инвалидности, принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан предложения по профилактике инвалидности;
осуществляет мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации инвалидов;
осуществляет в установленном законодательством порядке мероприятия по проведению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационной категории врачей Инспекции, ВТЭК и реабилитационных центров;
вносит в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан предложения по совершенствованию деятельности ВТЭК и реабилитационных центров.
См. последующую редакцию.
разрабатывать и вносить в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов в области врачебно-трудовой экспертизы, медико-социальной, профессиональной реабилитации инвалидов;
См. последующую редакцию.
в пределах своих полномочий давать рекомендации по вопросам профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов руководителям структурных подразделений службы врачебно-трудовой экспертизы и реабилитационных центров, вносить предложения по их реализации органам государственной власти на местах;
См. последующую редакцию.
в пределах своих полномочий запрашивать и получать от соответствующих министерств и ведомств сведения, необходимые для деятельности Инспекции;
организовывать комиссии, а при необходимости специальные комиссии для повторного освидетельствования лиц, прошедших освидетельствование во ВТЭК, а также в случаях несогласия лиц с решением главной ВТЭК, заключения которых являются основанием для изменения или отмены решения ВТЭК всех уровней;
освещать проблемы в области врачебно-трудовой экспертизы, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в средствах массовой информации;
рассматривать обращения граждан по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
9. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
10. Начальник Инспекции имеет двух заместителей. Заместители начальника назначаются на должность и освобождаются от должности Министром труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по представлению начальника Инспекции.
См. последующую редакцию.
руководит деятельностью Инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками ВТЭК;
вносит Министру труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан предложения о назначении на должность и освобождении от должности председателей главных ВТЭК и их заместителей;
См. последующую редакцию.
назначает на должность и освобождает от должности председателей районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК по представлению председателя главной ВТЭК и с согласия Министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
вносит Министру труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан предложения о внесении изменений в структуру Инспекции в пределах установленной общей численности;
См. последующую редакцию.
вносит в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан предложения об организации, реорганизации и ликвидации ВТЭК;
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
1. Врачебно-трудовые экспертные комиссии (далее — ВТЭК) являются самостоятельными структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в системе службы врачебно-трудовой экспертизы.
См. последующую редакцию.
Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее — Инспекция);
См. последующую редакцию.
3. ВТЭК в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также приказами и распоряжениями Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
6. Заключения ВТЭК принимаются на основе коллегиальности, абсолютного большинства голосов членов ВТЭК, и ее рекомендации являются обязательными для работодателей, лечебно-профилактических, медико-социальных, спортивных учреждений и других организаций.
7. Материально-техническое обеспечение ВТЭК осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах выделяемых ассигнований, а также других источников, не запрещенных законодательством.
Оплата труда председателей главных ВТЭК и их заместителей производится по разрядам и тарифным коэффициентам по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения по III типу учреждений.
См. последующую редакцию.
8. Главные ВТЭК являются юридическими лицами и имеют самостоятельный баланс, банковские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, штамп.
9. Районные, межрайонные, городские и специализированные ВТЭК не являются юридическими лицами, имеют круглую печать и штамп со своим наименованием.
экспертиза ограничения жизнедеятельности, определение группы, причины, времени наступления и сроков инвалидности на основании представленных лечебно-профилактическими учреждениями медицинских документов и результатов осмотра граждан;
См. последующую редакцию.
разработка и содействие в выполнении индивидуальных программ реабилитации инвалидов и оценка эффективности этих мероприятий на основе полного или частичного восстановления жизнедеятельности или функций организма инвалида, снижения или стабилизации группы инвалидности;
анализ состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих, участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, врачебно-трудовой экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
См. последующую редакцию.
организация и контроль за работой районных, межрайонных, городских, специализированных ВТЭК, оказание им организационно-методической помощи, внедрение новых методов и форм деятельности ВТЭК;
оказание консультативной помощи районным, межрайонным, городским, специализированным ВТЭК и лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, в том числе консультативное освидетельствование инвалидов и больных по направлению ВТЭК;
освидетельствование врачей, сотрудников Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
освидетельствование лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных в порядке, установленном законодательством;
подбор и расстановка кадров, организация их аттестации на квалификационную категорию и своевременного усовершенствования;
организация размещения ВТЭК, оснащение необходимым оборудованием и инвентарем, своевременное обеспечение бланками документов;
контроль деятельности районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК по определению нуждаемости инвалидов в протезно-ортопедических изделиях и средствах передвижения, а также по обеспечению инвалидов средствами реабилитации в установленном порядке;
См. последующую редакцию.
контроль деятельности районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК по определению нуждаемости в дополнительных видах помощи со стороны работодателей, оказываемой в установленном порядке больным и инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание;
См. последующую редакцию.
контроль деятельности районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК по вопросам определения контингента инвалидов с высоким реабилитационным потенциалом и правильной разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов в установленном порядке;
организация и контроль совместной работы ВТЭК с Национальным центром реабилитации и протезирования инвалидов, региональными реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями, районными (городскими) отделами социального обеспечения и другими органами по труду и социальной защите населения, а также работодателями, осуществление наблюдения за состоянием выполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов в установленном порядке;
См. последующую редакцию.
анализ состояния и причин инвалидности, участие совместно с лечебно-профилактическими учреждениями в разработке мер по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов и осуществлении контроля их исполнения, представление органам государственной власти на местах и органам здравоохранения информации по актуальным вопросам инвалидности в установленном порядке;
организация и проведение совместно с лечебно-профилактическими учреждениями семинаров, конференций и других мероприятий;
своевременное предоставление отчетов о деятельности ВТЭК, состоянии и причинах инвалидности в регионе в Инспекцию.
См. последующую редакцию.
12. В соответствии с возложенными задачами районные, межрайонные, городские и специализированные ВТЭК выполняют следующие функции:
проведение экспертизы ограничения жизнедеятельности граждан, временной или стойкой ее утраты, группы, причины, времени наступления и сроков инвалидности;
определение степени утраты профессиональной трудоспособности работников, получивших увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и их нуждаемости в дополнительных видах помощи;
определение нуждаемости инвалидов в протезно-ортопедических изделиях, технических средствах реабилитации и наблюдение за состоянием обеспечения их указанными средствами;
См. последующую редакцию.
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, определение видов, форм, сроков и объемов мероприятий по реабилитации, проведение совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и другими заинтересованными организациями наблюдения за состоянием выполнения программ, определение эффективности проведенных реабилитационных мероприятий;
выдача рекомендаций по профессиональной ориентации инвалидов с указанием конкретных специальностей и профессий, соответствующих состоянию их здоровья и возможностям;
изучение состояния и динамики инвалидности на обслуживаемой территории и представление соответствующих сведений в главную ВТЭК;
участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и разработке комплексных программ профилактики инвалидности;
проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, профилактики инвалидности, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
контролировать работу районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК, включая качество и обоснованность экспертных заключений, в том числе путем проверки всех медико-экспертных документов освидетельствованных, при необходимости с вызовом лиц, признанных инвалидами, на очное освидетельствование;
вносить предложения в Инспекцию об организации, реорганизации и ликвидации районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК;
См. последующую редакцию.
давать рекомендации районным, межрайонным, городским и специализированным ВТЭК по вопросам профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, вносить предложения по их реализации в органы государственной власти на местах;
совместно с представителями органов здравоохранения проверять при необходимости обоснованность медицинских документов, выданных лечебно-профилактическими учреждениями, принимать меры по устранению допущенных ошибок и недостатков;
проводить повторное освидетельствование лиц в случаях их несогласия с решением районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК, изменять или отменять их решения в установленном порядке;
проводить повторное освидетельствование лиц в специально созданных комиссиях в случаях их несогласия с решением составов главной ВТЭК, заключения которых являются основанием для изменения или отмены решения составов главной ВТЭК;
См. последующую редакцию.
14. Для выполнения возложенных задач и функций районные, межрайонные, городские и специализированные ВТЭК имеют право:
получать от лечебно-профилактических учреждений, органов по труду и социальной защите населения, работодателей сведения, необходимые для работы ВТЭК, в том числе данные о характере и условиях труда лиц, проходящих освидетельствование;
См. последующую редакцию.
требовать от лечебно-профилактических учреждений качественного оформления медицинских документов, представленных во ВТЭК, проверять их объективность и достоверность, принимать совместные меры к устранению допущенных ошибок и недостатков;
направлять освидетельствуемых, нуждающихся в уточнении клинико-экспертного диагноза, проведении медико-социальных реабилитационных мероприятий, в Национальный центр реабилитации и протезирования инвалидов, региональные реабилитационные центры;
См. последующую редакцию.
давать рекомендации работодателям по вопросам профилактики инвалидности и рационального трудоустройства инвалидов;
вносить в главный ВТЭК предложения по улучшению работы ВТЭК, профилактике инвалидности, реабилитации и трудоустройству инвалидов.
15. Председатель и врачи ВТЭК несут ответственность за выполнение возложенных задач и функций, в том числе за качество и обоснованность экспертных заключений.
16. Организация, реорганизация и ликвидация ВТЭК осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
17. На должность председателя главной ВТЭК назначается врач, имеющий стаж работы по врачебно-трудовой экспертизе не менее 5 лет.
18. Председатели главных ВТЭК и их заместители назначаются и освобождаются от должности Министром труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по представлению Инспекции.
Председатели районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК назначаются и освобождаются от должности начальником Инспекции по представлению председателя главной ВТЭК и согласованию с Министром труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
19. Состав главной ВТЭК образуется из расчета на пять районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК.
См. последующую редакцию.
20. Районные, межрайонные, городские ВТЭК создаются из расчета один ВТЭК на 100-120 тысяч человек взрослого населения.
В порядке исключения, с учетом географических, демографических и других особенностей (плотность населения, уровень заболеваемости, инвалидности), могут создаваться ВТЭК из расчета 80—100 тысяч человек взрослого населения.
В пустынных и горных местностях, где численность и плотность населения невелики, могут быть созданы полуставочные ВТЭК.
См. последующую редакцию.
21. Специализированные ВТЭК создаются в зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в регионе.
См. последующую редакцию.
22. Каждый состав главной ВТЭК образуется из 4 врачей: терапевта, хирурга и невропатолога, специальность четвертого врача определяется с учетом региональных особенностей, структуры заболеваемости и инвалидности. В случае необходимости вместо четвертого врача может быть включен психолог, социолог и другие специалисты. К работе в составах главной ВТЭК могут привлекаться консультанты по медицинским, техническим и другим вопросам с почасовой оплатой труда. Председателем состава главной ВТЭК назначается один из врачей.
См. последующую редакцию.
В составы специализированных ВТЭК входят два врача, специальности которых должны соответствовать профилю ВТЭК, третьим членом назначается терапевт или невропатолог.
Председателем ВТЭК назначается один из трех врачей, председателем специализированной ВТЭК — один из двух врачей, специальность которых соответствует профилю ВТЭК.
24. Для работы во ВТЭК всех уровней привлекаются врачи со стажем работы по специальности не менее 3 лет.
25. Врачи ВТЭК обязаны проходить усовершенствование по специальности и врачебно-трудовой экспертизе не реже одного раза в пять лет.
26. В заседаниях ВТЭК могут принимать участие представители лечебно-профилактических учреждений, органов по труду и социальной защите населения, региональных реабилитационных центров, работодателей, профессиональных союзов, обществ инвалидов.
См. последующую редакцию.
27. С целью координации деятельности ВТЭК и улучшения качества врачебно-трудовой экспертизы в главной ВТЭК организуется экспертно-методический совет.
Экспертно-методический совет возглавляет председатель главной ВТЭК, все врачи — эксперты ВТЭК, являются членами совета. Экспертно-методический совет заседает ежемесячно, обсуждает вопросы анализа проведенной работы за истекший месяц, разрабатывает методические рекомендации, организует семинары по актуальным темам врачебно-трудовой экспертизы.
28. Главные ВТЭК осуществляют деятельность по планам и графикам, утверждаемым начальником Инспекции. Районные, межрайонные, городские и специализированные ВТЭК осуществляют деятельность по планам и графикам, утверждаемым председателем соответствующей главной ВТЭК.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
1. Освидетельствование граждан во врачебно-трудовых экспертных комиссиях (далее — ВТЭК) осуществляется в целях:
См. последующую редакцию.
определения степени утраты трудоспособности работающих, получивших увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и их нуждаемости в дополнительных видах помощи;
определения мер по медицинской и социально-трудовой реабилитации инвалидов с учетом состояния их здоровья и трудоспособности;
специализированными ВТЭК по месту прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению (далее — ЛПУ) — при наличии у гражданина отдельных заболеваний, по профилю данной ВТЭК;
главными ВТЭК — освидетельствование врачей, сотрудников Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан; освидетельствование лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных в порядке, установленном законодательством, а также в случаях, когда граждане не согласны с заключением районных, межрайонных, городских и специализированных ВТЭК.
См. последующую редакцию.
5. ВТЭК принимают на освидетельствование граждан Республики Узбекистан, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан, в возрасте 16 лет и старше, имеющих направление ЛПУ, прикрепленного к данному ВТЭК.
По направлению районных (городских) отделов социального обеспечения с указанием цели освидетельствования ВТЭК могут также принимать на освидетельствование лиц, моложе 16 лет.
См. последующую редакцию.
Ответственность за качество медицинского обследования, своевременность и обоснованность направления больных во ВТЭК возлагается на руководителя ЛПУ.
См. последующую редакцию.
длительно болеющие (кроме больных туберкулезом) лица, у которых непрерывный срок со дня наступления временной нетрудоспособности при одном и том же заболевании составляет более 4 месяцев подряд;
лица (кроме больных туберкулезом), у которых период временной нетрудоспособности при одном и том же заболевании продолжался в течение 6 месяцев с перерывами, в течение 12 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности;
больные туберкулезом с первично выявленным заболеванием, у которых период временной нетрудоспособности составляет не менее 10 месяцев со дня выявления заболевания, а также больные туберкулезом, состоящие на учете в противотуберкулезных учреждениях, при обострении основного заболевания — не менее 6 месяцев со дня наступления временной нетрудоспособности.
Лица, имеющие явные признаки инвалидности, а также больные с неблагоприятным клиническим прогнозом могут быть приняты на освидетельствование до истечения вышеуказанных сроков. Решение о принятии данных лиц на освидетельствование выносится председателем ВТЭК.
7. Для проведения освидетельствования во ВТЭК предъявляется паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
направление ЛПУ, выписки из истории болезни, заверенной подписью лечащего врача, заведующего отделением, главного врача и круглой печатью учреждения, амбулаторная карта;
Лица, впервые направленные во ВТЭК для определения утраты профессиональной трудоспособности, представляют также акт о несчастном случае или ином повреждении здоровья, связанном с исполнением трудовых обязанностей, по установленной форме.
по месту жительства или по месту прикрепления к ЛПУ либо по направлению соответствующего ЛПУ, прикрепленного к данной ВТЭК;
на выездных заседаниях на дому или в стационаре — если проведение освидетельствования по месту расположения ВТЭК невозможно по объективным причинам и на основании рекомендации ЛПУ;
в исключительных случаях — заочно (без личного присутствия освидетельствуемого), с согласия освидетельствуемого.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
изучения истории болезни, амбулаторной карты, а также других документов, на основании которых больной направлен на освидетельствование.
См. последующую редакцию.
11. Данные освидетельствования и решение ВТЭК вносятся в акт освидетельствования и протокол заседания ВТЭК, которые заполняются в тот же день, подписываются председателем и членами ВТЭК и заверяются печатью.
Выписка из акта освидетельствования ВТЭК является основанием для назначения пенсии по инвалидности, при начислении надбавок к пенсиям, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан», а также, в необходимых случаях, для назначения пенсии по потере кормильца.
Выписка из акта освидетельствования ВТЭК направляется в пятидневный срок в районный (городской) отдел социального обеспечения для назначения пенсии в соответствии с законодательством
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
о продлении листка временной нетрудоспособности в связи с необходимостью долечивания освидетельствуемого;
о нуждаемости в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, инвалидными колясками и другими вспомогательными техническими средствами реабилитации;
13. Заключение ВТЭК в трехдневный срок направляется в ЛПУ, направившее больного на освидетельствование.
14. В сложных экспертных случаях больные и инвалиды направляются в Национальный центр реабилитации и протезирования инвалидов для уточнения клинико-экспертного диагноза или решения вопросов врачебно-трудовой экспертизы, которые носят рекомендательный и консультативный характер.
См. последующую редакцию.
15. Если председатель или отдельные члены ВТЭК не согласны с принятым решением, то в акт освидетельствования вносится их особое мнение и данный акт в трехдневный срок направляется в вышестоящий ВТЭК для повторного освидетельствования.
В главных ВТЭК решения принимаются большинством голосов членов ВТЭК. При равенстве голосов голос председателя ВТЭК является решающим.
16. В случае, если освидетельствуемому устанавливается группа инвалидности — в листке временной нетрудоспособности делается соответствующая отметка, и в тот же день освидетельствуемому выдается справка ВТЭК.
Если ограничение жизнедеятельности лица связано с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, освидетельствуемому выдается выписка из акта освидетельствования о степени утраты профессиональной трудоспособности, подписанная председателем и членами ВТЭК и заверенная печатью.
17. По результатам освидетельствования гражданину в тот же день выдается справка ВТЭК установленной формы, подписанная председателем и членами ВТЭК и заверенная печатью. В заседаниях ВТЭК могут принимать участие представители главных управлений по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента, других органов по труду и социальной защите населения, ЛПУ, региональных реабилитационных центров, работодателей, обществ инвалидов.
См. последующую редакцию.
18. Заключение ВТЭК объявляется освидетельствуемому председателем ВТЭК сразу же после принятия соответствующего решения.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
19. В зависимости от степени утраты трудоспособности освидетельствуемому может быть установлена первая, вторая или третья группа инвалидности.
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).
увечье (ранение, травма, контузия), не связанное со службой в Вооруженных Силах Республики Узбекистан;
увечье (ранение, травма, контузия), полученное вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы;
22. Решение об установлении инвалидности основывается на оценке комплекса клинических, психологических, социально-бытовых и профессиональных факторов. При этом учитывается характер заболевания, степень нарушения функции, эффективность лечения, реабилитационных мероприятий, состояние компенсаторных механизмов, клинический и трудовой прогноз, реабилитационный потенциал, возможность социальной адаптации, нуждаемость в различных видах социальной помощи, личностные установки, конкретные условия и содержание труда, профессиональная подготовка, возраст и др.
При освидетельствовании во врачебно-трудовой экспертизе в каждом случае, независимо от характера заболевания или дефекта, проводится комплексное обследование всех систем организма больного. В целях объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используются данные функциональных и лабораторных исследований. Принимается во внимание профессионально-трудовая деятельность больного. Обращается внимание на личностные особенности больного, возможность его социальной адаптации.
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
I степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
II степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
III степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
I степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
II степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
III степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки (оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения):
I степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
III степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
I степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;
II степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
I степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
II степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
III степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
I степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего типа с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
II степень — способность к обучению только в специализированных образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
I степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
II степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
III степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (или противопоказанность) трудовой деятельности.
26. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих видов жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
27. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих видов жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
28. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности I степени или ограничению следующих видов жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
29. При вынесении решений об инвалидности составляется индивидуальная программа реабилитации, предусматривающая преемственность с ранее проведенными медико-социальными мероприятиями.
См. последующую редакцию.
30. При нестойких, обратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма в целях наблюдения за эффективностью лечения и проведенных реабилитационных мероприятий, состоянием здоровья и степенью социальной адаптации проводятся переосвидетельствования инвалидов в сроки один раз в один или два года.
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, на который назначено очередное переосвидетельствование.
Переосвидетельствование раньше указанных сроков производится в установленном порядке при изменении состояния здоровья и трудоспособности, при выявлении фактов необоснованного решения ВТЭК или в случаях, если решение ВТЭК вынесено на основании подложных документов.
31. При нестойких, обратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма в целях наблюдения за эффективностью лечения и проведенных реабилитационных мероприятий, состоянием здоровья и степенью социальной адаптации проводятся повторные переосвидетельствования инвалидов в сроки от 1 года до 2 лет с момента установления инвалидности.
При стойких, необратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма, невозможности улучшения течения заболевания и восстановления, социальной адаптации, вследствие неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования в соответствии с перечнем заболеваний и анатомических дефектов, утвержденным в установленном порядке.
Лицам‚ признанным инвалидами в связи с последствиями ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидность I-II групп устанавливается бессрочно, при инвалидности III группы срок переосвидетельствования — 5 лет. Причина инвалидности указывается: «Вызвана аварией на ЧАЭС».
См. последующую редакцию.
32. При несогласии освидетельствуемого с решением районной, межрайонной, городской, специализированной ВТЭК он в течение месяца может обратиться в главную ВТЭК или в установленном порядке в суд. В течение 3 дней после поступления заявления районные, межрайонные, городские и специализированные ВТЭК передают акт переосвидетельствования в главную ВТЭК, которая в течение последующих 15 дней переосвидетельствует заявителя и выносит свое заключение. В случае несогласия с заключением главной ВТЭК гражданин вправе обратиться в Республиканскую инспекцию медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан или в суд.
См. последующую редакцию.
33. Социальная помощь инвалидам оказывается в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими и иными средствами, кресло-колясками, протезно-ортопедическими изделиями, печатными изделиями со специальным шрифтом, звукоусиливающими аппаратами и сигнализаторами, а также услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и бытовому обслуживанию.
34. Постоянный посторонний уход, помощь или надзор рекомендуется в случаях, предусмотренных перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном законодательством порядке.
35. Технические средства реабилитации (специальное оборудование, приборы, приспособления, применяющиеся для компенсации нарушенных функций, конечностей и органов чувств) рекомендуются при следующих состояниях: выраженный монопарез, гемипарез, трипарез, тетрапарез, выраженный гиперкинетический синдром, глухота, культя кисти с отсутствием четырех пальцев и более высокий уровень ампутации, выраженные контрактуры суставов конечностей, болтающийся плечевой, локтевой, коленный сустав, культя стопы по Шарпу и слабовидение обоих или лучше видящего глаза (острота зрения до 0,1 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения до 20 градусов).
кресло-коляска комнатная рекомендуется при следующих состояниях: хроническая недостаточность кровообращения III степени, легочно-сердечная недостаточность III степени, гемиплегия, выраженный гемипарез, выраженный нижний парапарез, параплегия, выраженный трипарез, триплегия, выраженный тетрапарез, татраплегия, гиперкинетико-амиостатический синдром, резко выраженная атаксия, деформирующий остеоартроз обеих коленных и лучезапястных суставов кисти рук IV степени;
См. последующую редакцию.
кресло-коляска прогулочная рекомендуется при следующих условиях: гемиплегия, выраженный гемипарез, выраженный нижний парапарез, параплегия, выраженный трипарез, триплегия, выраженный тетрапарез, тетраплегия, культи обеих голеней или более высокие уровни ампутации, деформирующий остеоартроз обеих коленных и лучезапястных суставов кисти рук IV степени.
37. Обеспечение нуждающихся граждан протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации осуществляется в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
к постановлению Кабинета Министров от 8 августа 2008 г. № 175
1. Гипертоническая болезнь III стадии (с органическими изменениями со стороны центральной нервной системы, глазного дна, мышцы сердца, почек).
2. Сердечная (коронарная) недостаточность, резко выраженная у лиц, перенесших инфаркт миокарда, со значительными изменениями сердечной мышцы и нарушением кровообращения III степени.
3. Пороки сердца (сужение левого атриовентрикулярного отверстия, пороки аортальных клапанов, комбинированные пороки) при наличии стойких нарушений кровообращения III степени.
4. Хронические заболевания легких, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью III степени и сердечной недостаточностью.
5. Хронический нефрит при наличии стойких выраженных явлений почечной недостаточности (отеки, изостенурия, повышение артериального давления, изменения глазного дна, повышение остаточного азота крови).
7. Сахарный диабет — тяжелая форма при ацетонурии и склонности к коматозным состояниям. Болезнь Иценко-Кушенга (АКТГ зависимый)
1. Атеросклероз сосудов головного мозга III стадии при наличии выраженных нарушений памяти и психики.
2. Последствия травматического повреждения головного мозга с наличием обширного костного дефекта или инородного тела в веществе мозга.
3. Неоперабельные новообразования головного мозга с выраженными функциональными нарушениями, с прогрессированием и неоперабельные новообразования спинного мозга.
6. Инсульт со сроком давности более двух лет, имеющий стойкие остаточные явления в виде грубого гемисиндрома, тотальной или смешанной афазии и выраженными нарушениями высших корковых функций (апраксия, агнозия, деменсия).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Примечание. При заболеваниях, указанных в пунктах 1, 3, и 4.2, без переосвидетельствования устанавливается первая группа инвалидности; при заболеваниях, указанных в пункте 2 без переосвидетельствования устанавливается третья группа после наблюдения ВТЭК за инвалидом в течение двух лет. При заболеваниях, указанных в пункте 4.1 без переосвидетельствования устанавливается вторая группа инвалидности. Период давности считается с момента установления данной функциональной недостаточности.
См. последующую редакцию.
1. Состояние после удаления части органа или одного из парных органов: отсутствие гортани после его оперативного удаления, пульмонэктомия, нефрэктомия, после оперативного удаления части пищевода, тотальной резекции желудка, после резекции ½ и более части тонкого кишечника, гемиколэктомия толстого кишечника, тотальная экстирпация прямой кишки (при наличии выраженного нарушения функции органов и систем).
2. Дефекты и деформации верхней конечности: культи плеча, культи предплечья, отсутствие кисти; ложный сустав плеча или обеих костей предплечья; резко выраженная контрактура или анкилоз локтевого сустава в функционально невыгодном положении — под углом менее 60 градусов или более 150 градусов или при фиксации предплечья в положении крайней пронации или крайней супинации; болтающийся плечевой или локтевой сустав после резекции; отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первого; трех пальцев кисти, включая первого; анкилоз или резко выраженная контрактура этих же пальцев в функционально невыгодном положении; отсутствие первого и второго пальцев или трех пальцев обоих кистей.
3. Дефекты и деформации нижней конечности: культи бедра или голени на различных уровнях; культи стопы после костно-пластической ампутации (типа Пирогова); порочная культя на уровне сустава Лисфранка; резко выраженная контрактура или анкилоз голеностопного сустава с порочным положением стопы и значительным нарушением функций ходьбы и стояния; ложный сустав бедра или обеих костей голени; болтающийся коленный или тазобедренный сустав после резекции; резко выраженная контрактура или анкилоз тазобедренного сустава; анкилоз коленного сустава в функционально невыгодном положении под углом менее 180 градусов или при укорочении конечности более чем на 7 см после резекции сустава.
7. Деформация грудной клетки в связи с последствиями перенесенного оперативного вмешательства - резекция пяти и более ребер при наличии дыхательной недостаточности.
8. Злокачественные инкурабельные новообразования при наличии метастазов и (или) рецидивов злокачественной опухоли IV стадии.
9. Заболевания позвоночника, осложненные ограничением движения и нарушением функций тазовых органов.
Примечание. При заболеваниях, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 9, без переосвидетельствования устанавливается только третья группа инвалидности, после наблюдения ВТЭК за инвалидом в течении двух лет. При более тяжелых формах поражения и при комбинированных (множественных) поражениях группа инвалидности (первая, вторая) устанавливается на общих основаниях. При заболеваниях, указанных в пункте 8, устанавливается первая или вторая группа инвалидности после наблюдения ВТЭК за инвалидом в течение двух лет
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Полная слепота на оба глаза, снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обеих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
2. Полная слепота на один глаз, снижение остроты зрения на один глаз до 0,02 при невозможности коррегирования или сужения поля зрения до 5 градусов.
Если группа инвалидности, установленная согласно настоящему Перечню, без указания срока переосвидетельствования, повышается в связи с присоединившимся другим заболеванием, то переосвидетельствование назначается на срок, определенный Положением о порядке освидетельствования граждан и установления инвалидности во ВТЭК.
2. Инвалидам, которым в течение последних 5 лет и более устанавливалась I или II группа инвалидности, и в течение 5 лет имели место полноценная диспансеризация в ЛПУ, выполнение программ реабилитации, а также при бесперспективности всех видов реабилитации, необратимых анатомо-функциональных нарушениях или прогрессировании заболеваний.
При невыполнении хотя бы одного из указанных требований, включая отказ больного от реабилитации, лечения или операции, обучения, группа инвалидности бессрочно не определяется.
См. последующую редакцию.