Согласно Указу, объявлен мораторий на любую проверку деятельности субъектов малого предпринимательства сроком на 3 года, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовного дела, по изучению воздействия на здоровье человека и соблюдению трудового законодательства, а также проверок, проводимых на основании обращений граждан, по возмещению (возврату) налога на добавленную стоимость и в связи с ликвидацией субъекта предпринимательства.
Установлено, что в период действия моратория:
проверка деятельности субъектов малого предпринимательства является незаконной и лица, допустившие такое правонарушение, привлекаются к ответственности в установленном порядке;
Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман) проводится мероприятие «Эффективный контроль». При этом:
материалы проверок контролирующих органов за последние 3 года подлежат полному изучению с выездом на место;
по результатам изучений в пределах своих полномочий принимаются соответствующие меры по допущенным контролирующими органами нарушениям закона;
в случаях выявления нарушения порядка проведения проверок, а также незаконных проверок принимаются меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, деятельность которых подверглась проверке.
Согласно Указу, определено, что начиная с 1 января 2027 года:
по 31 декабря 2028 года в порядке правового эксперимента внедряется механизм проведения субъектами среднего и крупного предпринимательства инициативного аудита своей деятельности на предмет правильного исчисления и уплаты налогов и сборов с привлечением аудиторской организации, а также признания аудиторского заключения налоговым органом. При этом:
при устранении выявленных ошибок и недостатков в 30-дневный срок финансовые штрафы к субъекту предпринимательства не применяются;
реестр организаций, имеющих право на проведение аудита в рамках настоящего эксперимента, ведется Налоговым комитетом и подлежит публикации на его официальном веб-сайте;
аудиторская организация несет ответственность по случаям неуплаченных налогов и сборов, выявленным вследствие признания аудиторского заключения;
любая повторная проверка деятельности субъектов предпринимательства, проводимая в течение одного года, осуществляется только с разрешения Бизнес-омбудсмана, за исключением камеральной налоговой проверки;
при применении финансовых штрафов к субъектам предпринимательства внедряется правило «За первую ошибку — предупреждение», в рамках которого предпринимателям, впервые совершившим правонарушение, но не причинившим вред жизни и здоровью граждан, а также чужому имуществу, штраф не применяется, с первоначальным предоставлением 10 дневного срока для устранения недостатка.
Согласно Указу, объявляется экономическая амнистия «Второй шанс» для субъектов малого и среднего предпринимательства на срок по 31 декабря 2026 года:
при полной уплате по 31 декабря 2026 года налоговой задолженности (за исключением пени), образовавшейся до объявления экономической амнистии, начисленная по данной задолженности пеня списывается и связанные с этим исполнительные производства прекращаются;
при самостоятельном внесении налогоплательщиком исправлений в ранее представленную налоговую отчетность и полной уплате по 31 декабря 2026 года доначисленной суммы налога, пеня на данную сумму не начисляется;
субъекты предпринимательства освобождаются от административной ответственности за непредставление в банк платежного поручения на уплату налогов и сборов;
баллы в Рейтинге устойчивости субъектов предпринимательства не снижаются у лиц, самостоятельно устранивших допущенные ошибки в рамках экономической амнистии;
сумма нижеуказанной задолженности, образовавшаяся до 1 января 2026 года, подлежит списанию:
неуплаченная часть административного штрафа, примененного за несвоевременное представление налоговой отчетности;
неуплаченная часть финансовых штрафов, примененных к субъектам-плательщикам налога с оборота в фиксированном размере;
разрешается внесение ранее оформленных трудовых договоров в Единую национальную систему труда, а также штраф за их несвоевременное внесение не применяется.
Согласно Указу, пролонгирован срок действия следующих льгот:
выделение субсидий для строительства трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц — до 1 января 2029 года;
применение коэффициента 0,1 к налоговым ставкам налога на имущество и земельного налога гостиниц и иных средств размещения — до 1 января 2030 года;
освобождение от таможенной пошлины автобусов, электробусов и микроавтобусов, импортированных для субъектов в сфере туризма, — до 1 января 2028 года.
Установлен порядок, в соответствии с которым с 1 января 2027 года:
по услугам туроператоров-резидентов Республики Узбекистан, оказанным зарубежным туристам, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость;
при подтверждении категории для получения субсидии на звездную гостиницу заключение иностранных компаний не требуется.
становление предельного размера расчетов в наличной форме за товары и услуги в размере 400-кратного размера базовой расчетной величины, за исключением товаров и услуг, оплата за которые осуществляется исключительно в безналичной форме.
Ранее данный размер был установлен в сумме 25 миллионов сумов.