№ | Мероприятия | Форма | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Дальнейшее совершенствование инструментов денежно-кредитной политики и создание эффективно функционирующего денежного рынка | ||||
1. | Проведение денежно-кредитной политики в координации с динамикой макроэкономических и бюджетных показателей, совершенствование инструментов управления монетарными агрегатами | Комплекс мер | Постоянно | Центральный банк, Министерство экономики, Министерство финансов |
2. | Проведение ежедневных торгов кредитными ресурсами на межбанковском электронном рынке и совершенствование системы индикаторов денежного рынка | Комплекс мер | I полугодие 2005 г. | Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
3. | Совершенствование механизма регулирования обязательных резервов, предусматривающих стимулирование привлечения банками долгосрочных ресурсов | Изменения в нормативной | I квартал 2005 г. | Центральный банк |
II. Расширение участия банков в инвестиционных процессах, кредитовании субъектов экономики и приватизации государственных предприятий | ||||
4. | Совершенствование механизмов залога недвижимости, оценки и реализации заложенного имущества, имущественной ответственности организаций-оценщиков | Проект изменений | I полугодие 2005 г. | Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана |
5. | Формирование законодательной базы ипотечного кредитования, дальнейшее развитие правовых основ рынка недвижимости | Разработка | I полугодие 2005 г. | Министерство экономики, Центральный банк, коммерческие банки |
6. | Разработка упрощенного механизма по передаче по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка | Изменения в нормативной | I полугодие 2005 г. | Министерство экономики, Центральный банк, Высший хозяйственный суд, коммерческие банки |
7. | Развитие альтернативных торговых площадок и систем электронной торговли на рынке ценных бумаг, создаваемых при участии коммерческих банков | Комплекс | I полугодие 2005 г. | Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг |
8. | Разработка мер по выпуску коммерческими банками долговых ценных бумаг под обеспечение выданных кредитов и других активов | Изменения в нормативной | I полугодие 2006 г. | Центральный банк, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, коммерческие банки |
9. | Развитие коммерческими банками системы предоставления синдицированных кредитов для финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала | Изменения в нормативной | В течение 2005 г. | Центральный банк, коммерческие банки |
10. | Совершенствование практики кредитования сельскохозяйственного производства, в том числе фермерских и ширкатных хозяйств | Проект решения Правительства | I полугодие 2005 г. | Центральный банк, Министерство финансов, Минсельводхоз, коммерческие банки |
III. Дальнейшее расширение финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства | ||||
11. | Создание рыночной инфраструктуры страхования по поддержке субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства | Изменения в нормативной | I полугодие 2005 г. | Министерство финансов, Ассоциация банков Узбекистана, страховые компании |
12. | Совершенствование действующих форм и видов финансирования субъектов малого бизнеса путем внедрения в практику новых комплексных банковских услуг и продуктов. | Комплекс | II полугодие 2005 г. | Ассоциация банков Узбекистана, Торгово-промышленная палата, коммерческие банки |
13. | Совершенствование законодательной и нормативной основы создания и деятельности кредитных союзов | Проект изменений | III квартал 2005 г. | Центральный банк, Торгово-промышленная палата, Министерство юстиции |
IV. Повышение финансовой устойчивости и капитализации банков, стимулирование создания банков с частным и иностранным капиталом | ||||
14. | Пересмотр требований к минимальному размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков | Изменения в нормативной базе | В течение 2005-2006 гг. | Центральный банк |
15. | Разработка программ повышения уровня капитализации банков и увеличения активов банков за счет выпуска и реализации дополнительных эмиссий акций | Комплекс мер | В течение 2005-2006 гг. | коммерческие банки, Ассоциация банков Узбекистана, Центральный банк |
16. | Разработка предложений по стимулированию создания коммерческих банков с участием иностранного капитала, включая предоставление преференций и льгот. | Комплекс мер | III квартал 2005 г. | Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет |
17. | Совершенствование законодательства по созданию частных коммерческих банков | Проект решения Правительства | I полугодие 2005 г. | Центральный банк |
18. | Проведение комплексного анализа кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные Правительством | Комплекс мер | 1 полугодие 2005 г. | Центральный банк, коммерческие банки, Министерство финансов, Министерство экономики |
19. | Реструктуризации проблемных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию Правительства, и внесение предложений по выпуску государственных ценных бумаг под их обеспечение | Проект решения Правительства | III квартал 2005 г. | Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Национальный банк ВЭД и другие коммерческие банки |
20. | Проведение мероприятий по приватизации банка «Асака» и Национального банка внешнеэкономической деятельности | По графику | В течение 2005—2009 гг. | Госкомимущество, Министерство финансов, Центральный банк, банк «Асака», Национальный банк ВЭД |
21. | Осуществление организационных мер по объединению Узжилсбербанка и Заминбанка и созданию акционерного коммерческого ипотечного банка «Ипотека-банк» | Учредительные документы | I квартал 2005 г. | Центральный банк, Госкомимущество, Министерство финансов, Узжилсбербанк, Заминбанк |
V. Совершенствование системы надзора и регулирования деятельности кредитных организаций | ||||
22. | Разработка мероприятий по совершенствованию нормативной базы регулирования капитала банков с учетом изменений в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору | Изменения в нормативной базе | В течение 2005—2007 гг. | Центральный банк |
23. | Дальнейшее совершенствование деятельности Национального института кредитной информации при Центральном банке по анализу состояния кредитного портфеля коммерческих банков и выработке мер банковского надзора | Мероприятия | В течение 2005—2007 гг. | Центральный банк |
24. | Расширение базы данных Межбанковского кредитного бюро по анализу информации о заемщиках, с включением сведений, публикуемых другими органами, формирование на этой основе кредитных историй и создание системы рейтинговой оценки предприятий | Комплекс мер | В течение 2005 г. | Ассоциация банков Узбекистана, Госкомстат, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг |
25. | Создание и организация работы постоянно действующего Комитета по внедрению международных стандартов финансовой отчетности | Комплекс мер | I полугодие 2005 г. | Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Ассоциация банков Узбекистана, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов |
26. | Совершенствование системы аудита в коммерческих банках на основе Международных стандартов аудита | Изменения в нормативной базе | IV квартал 2005 г. | Центральный банк, коммерческие банки, аудиторские компании |
27. | Передача коммерческими банками функций по кассовому исполнению государственного бюджета другим органам в соответствии в Законом Республики Узбекистан «О казначейском исполнении государственного бюджета» | Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе | Согласно графику реализации Закона | Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет |
28. | Передача коммерческими банками финансовым, налоговым и таможенным органам функций по контролю кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов — своих клиентов, в том числе по обязательным платежам | Проект решения Правительства, изменения в нормативной базе | В течение 2005 г. | Центральный банк. Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет |
29. | Переход к исполнению коммерческими банками платежных поручений своих клиентов в порядке календарной очередности | Проект решения Правительства | В течение 2005 г. | Центральный банк. Министерство финансов. Государственный налоговый комитет |
VII. Совершенствование системы подготовки банковских кадров, проведение семинаров и прикладных исследований | ||||
30. | Дальнейшее совершенствование системы подготовки банковских кадров, в том числе специалистов в сфере финансирования инвестиционных проектов и операций с ценными бумагами | Комплекс мер | В течение 2005 г. | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия |
31. | Принятие мер по дальнейшему совершенствованию методик обучения современному банковскому делу, в том числе с учетом опыта ведущих зарубежных образовательных учреждений | Разработка методик | I полугодие 2005 г. | Банковско-финансовая академия, Региональный банковский учебный центр |
32. | Подготовка обзора изменений и тенденций в финансово-банковской сфере | Аналитические материалы | Ежеквартально | Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы |
33. | Проведение аналитических и прикладных исследований, в том числе маркетинговых, по оценке спроса на банковские и финансовые услуги | Проведение аналитических работ и исследований | Постоянно | Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы коммерческие банки |
34. | Организация семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам развития банковского сектора и расширения спектра банковских услуг, оказываемых корпоративным и розничным клиентам | Организационные мероприятия | 2005—2007 гг. | Ассоциация банков Узбекистана, Банковско-финансовая академия |
Постановление Президента Республики Узбекистан, от 15.04.2005 г. № ПП-56
Кучга кириш санаси
15.04.2005
Рус
Ўзб
O’zb
Рус|Ўзб
Рус|O‘zb
Акт утратил силу 01.08.2020
|
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу с 1 августа 2020 года в соответствии с Указом Республики Узбекистан от 8 июля 2020 года № УП-6021 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего реформирования и либерализации банковской системы, обеспечения ее устойчивого развития, повышения эффективности работы коммерческих банков, увеличения уровня их капитализации, широкого участия в инвестиционных процессах и структурных преобразованиях экономики:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего углубления реформ и либерализации в банковской системе:
реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения, повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса, стимулированию увеличения вкладов населения на депозиты банков, вовлечению в банковский оборот значительных финансовых средств и потоков, которые еще остаются во внебанковском обороте;
укрепление и повышение устойчивости коммерческих банков, принятие конкретных мер по капитализации банков, увеличению их уставных фондов и оборотных средств, оздоровлению и повышению доходности кредитных портфелей;
осуществление полной приватизации коммерческих банков, формирование полноценного рынка банковских и лизинговых услуг, создание совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала;
дальнейшее совершенствование инструментов денежно-кредитной политики, включая проектное финансирование, принятие конкретных мер по унификации наличного и безналичного денежного обращения и форм расчетов, развитию различных видов потребительских кредитов, стимулирующих покупательский спрос на товары отечественных производителей;
активное участие коммерческих банков в структурных преобразованиях экономики, реализации инвестиционных программ, вовлечении средств для инвестирования, в первую очередь, в отрасли реальной экономики;
широкое участие коммерческих банков в процессах приватизации и акционирования предприятий, значительное расширение операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг и участие банков в доверительном управлении предприятиями;
укрепление коммерческих банков профессионально подготовленными, высококвалифицированными кадрами, повышение ответственности и культуры банковских работников.
2. Утвердить разработанную Центральным банком, Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистана совместно с коммерческими банками Программу реформирования и развития банковского сектора на 2005—2007 гг., согласно приложению.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2008 года № УП-4055 — СЗ РУ, 2008 г., № 48, ст. 470)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 — Национальная база данных законодательства, 25.09.2017 г., № 07/17/3270/0004)
5. Считать одной из приоритетных задач коммерческих и частных банков на территории республики активное и более широкое их участие в доверительном управлении акционерными обществами.
Для расширения участия коммерческих банков в процессах приватизации разрешить коммерческим банкам участвовать на первичном рынке ценных бумаг и приобретать в установленном порядке акции приватизируемых предприятий в размере до 50 процентов от их выпуска.
6. Освободить на период до 1 января 2010 года от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям (долям) коммерческих банков.
7. Госкомимуществу с участием Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан осуществить в 2005-2006 годах приватизацию банка «Асака», а в 2005—2009 годах — приватизацию Национального банка внешнеэкономической деятельности с реализацией части государственной доли ведущим зарубежным банкам и международным финансовым институтам.
8. Принять предложения Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан о предоставлении на период до 2010 года включительно следующих налоговых льгот коммерческим банкам:
освобождение от налога на прибыль (доход) прибыли банков, полученной от предоставления отечественным предприятиям инвестиционных кредитов на срок свыше трех лет и направленной на увеличение собственного капитала банков. Обеспечить в статистической и банковской отчетности отражение указанной в настоящем пункте прибыли банков по предоставленным долгосрочным кредитам;
исключение из налогооблагаемой базы расходов коммерческих банков по открытию мини-банков, создаваемых в соответствии с утвержденными государственными программами.
9. Рекомендовать коммерческим банкам в соответствии с международными банковскими нормами принимать активное участие в реализации инвестиционных программ путем широкого внедрения в практику синдицированных кредитов, в том числе с привлечением зарубежного банковского капитала.
10. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией банков Узбекистана, коммерческими банками:
усилить в коммерческих банках процедуры экспертизы инвестиционных проектов и принятия коллегиальных решений по выделению инвестиционных кредитов;
укрепить высококвалифицированными кадрами структурные подразделения банков, занимающихся вопросами проектного инвестирования, предоставлением и обслуживанием инвестиционных кредитов;
открыть в Банковско-финансовой академии факультет проектного финансирования, а также соответствующие курсы повышения квалификации банковских работников.
11. Центральному банку, коммерческим банкам совместно с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
провести комплексный анализ кредитных портфелей коммерческих банков, включая кредиты, гарантированные правительством;
разработать по каждому коммерческому банку программу реструктуризации проблемных кредитов, включающую возможность продажи долговых обязательств предприятий третьим лицам по дисконтной стоимости, списания на убытки банков сумм безнадежных кредитов предприятий, ликвидированных и реализованных в ходе процедур банкротства;
внести в Кабинет Министров предложения по выпуску государственных ценных бумаг под обеспечение реструктуризованных кредитов коммерческих банков, выданных под гарантию правительства.
12. Установить порядок, в соответствии с которым в 2005—2007 годах коммерческим банкам предоставляется право:
первоочередного взыскания задолженности ликвидируемых предприятий-банкротов по выданным им кредитам, гарантированным Правительством Республики Узбекистан;
передачу по решению суда в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, имеющего в составе кредиторской задолженности 70 и более процентов задолженности по кредитам банка, в том числе для последующей его продажи отечественным и иностранным инвесторам с направлением полученных средств на погашение кредиторской задолженности.
Установить, что имущество коммерческих банков, приобретенное в результате перехода в собственность банка предприятия, находящегося в ликвидационной процедуре в связи с возбужденным банком иском о банкротстве, не подлежит обложению налогами на имущество и землю до момента его реализации новым собственникам.
13. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением действующего законодательства о банках в части недопущения вмешательства в деятельность коммерческих банков органов государственной власти на местах, привлечения банков и их филиалов для выполнения мероприятий и работ, не связанных с деятельностью банков. Виновных должностных лиц, нарушающих законодательство, привлекать к административной и уголовной ответственности.
14. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Центральным банком, Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами, ведомствами и коммерческими банками в месячный срок:
представить в Кабинет Министров предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающих упрощение внесудебного порядка обращения взыскания на имущество, оформленное в качестве залога под обеспечение банковских кредитов;
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.