В целях дальнейшего расширения биржевых операций, совершенствования регулирования деятельности товарно-сырьевых бирж и их профессиональных участников, широкого внедрения на практике современных механизмов организации торговли товарными деривативами, в том числе фьючерсной торговли, а также обеспечения исполнения задач, определенных Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60:
при государственной регистрации и постановке на учет субъектов предпринимательства внедряется порядок их одновременной аккредитации в биржевой системе;
требование обязательного получения электронной цифровой подписи зарубежными поставщиками для участия в системе государственных закупок отменяется;
создается секция перспективной продукции субъектов предпринимательства, не относящейся к высоколиквидным и монопольным товарам, в целях реализации посредством биржевых торгов;
для субъектов предпринимательства создается возможность пользования по их желанию гарантированным расчетным обслуживанием по прямым договорам, заключаемым вне биржи, посредством расчетно-клиринговой системы биржи;
порядок реализации продукции по «форвардным» контрактам распространяется также на экспортно-импортные договора, заключаемые посредством биржевых торгов.
См. предыдущую редакцию.
2. Установить порядок, в соответствии с которым в период с 1 декабря 2022 года по 1 января 2026 года на внутреннем рынке исключительно посредством биржевых торгов подлежат реализации следующие товары:
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2023 года № ПП-422 — Национальная база данных законодательства, 29.12.2023 г., № 07/23/422/0994 — Вступает в силу с 1 января 2024 года)
а) произведенные предприятиями-монополистами и (или) юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическим лицам, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более (далее — организации-монополисты и организации с государственным участием), — в размере 100 процентов объема производства шары стальные, листовой прокат металла, оксид жидкого углерода, технический кислород, сода каустическая, кокс нефтяной, синтетическая нафта, барда;
б) произведенные юридическими лицами, не являющимися монополистами, и (или) юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых государственная доля составляет менее 50 процентов, либо юридическими лицами, не имеющими государственной доли:
семена хлопчатника, хлопковое масло (в том числе экстракционное хлопковое масло), переработанные отходы семян (шрот, шелуха) и потребительский этиловый спирт — в размере 100 процентов объема производства.
При этом хозяйствующие субъекты выставляют на биржевые торги часть указанных в настоящем пункте товаров, превышающую объем, используемый ими для собственных нужд.
3. Внедрить систему предотвращения резкого повышения цен и образования искусственного дефицита на внутреннем рынке, предусматривающую:
осуществление контроля антимонопольным органом за утверждением хозяйствующими субъектами графиков выставления на биржевые торги высоколиквидной и монопольной продукции, подлежащей обязательному выставлению на биржевые торги, в зависимости от объемов производства, имеющихся возможностей и резервов в период резкого колебания цен;
в случае реализации на основе прямых договоров высоколиквидной и монопольной продукции, подлежащей обязательному выставлению на биржевые торги, — расчет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль по установленной ставке органами государственной налоговой службы на сумму разницы между рассчитанной средней котировкой (ценой), формируемой на однородную продукцию по итогам биржевых торгов на день реализации, и ценой, указанной в прямых договорах;
См. предыдущую редакцию.
внедрение Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей и Государственным налоговым комитетом механизмов отслеживания реальных рыночных цен на товары и раннего выявления фактов согласованных действий и сговора, манипуляций и иных нарушений законодательства путем интеграции своих информационных систем с информационными системами товарно-сырьевых бирж.
(абзац четвертый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года № УП-108 — Национальная база данных законодательства, 07.07.2023 г., № 06/23/108/0460)
При этом ответственность за гарантирование конфиденциальности сведений о биржевых операциях и целевое использование биржевой информации возлагается на соответствующих должностных лиц государственных органов, внедривших обмен данными.
4. Определить, что дача указаний либо принятие органами государственной власти и управления решений, влияющих на результаты биржевых торгов, в том числе устанавливающих ограничения по отношению к участникам товарного рынка и предлагаемым ими ценам, запрещаются.
5. Министерству экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольному комитету в срок до 1 марта 2023 года разработать Стратегию развития Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи с привлечением зарубежных экспертов и консалтинговых компаний. При этом предусмотреть:
внедрение на практике широко применяемых на крупных биржах мира механизмов торговли и товарных деривативов, а также расширение использования информационных технологий в данной сфере;
создание системы комплексной оценки предложений и цен на товары, востребованные на уровне национальной и региональной экономики, а также возможных рисков по ним и имеющихся возможностей;
внедрение учебно-методических пособий и передового симуляционного программного обеспечения, направленных на формирование навыков использования электронных систем биржевой торговли и государственных закупок у представителей субъектов предпринимательства;
внедрение ведения бухгалтерского учета и получение международного кредитного рейтинга по итогам 2022 года на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
проведение независимого аудита финансовой отчетности биржи по итогам 2022 года на основе международных стандартов аудита с привлечением одной из аудиторских организаций «большой четвертки» («big four»).
проведение аккредитации брокерских контор, занимающихся торговлей товарными деривативами, в том числе фьючерсной торговлей, на товарно-сырьевых биржах, а также установление квалификационных требований, предъявляемых к членам бирж;
предотвращение манипулирования ценами, использования внутренней (инсайдерской) информации и иных антиконкурентных способов извлечения необоснованного дохода в процессе биржевых торгов;
7. Антимонопольному комитету совместно с ответственными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
См. предыдущую редакцию.
8. Возложить на председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Ш.Ш. Шарахметова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
(абзац первый пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2023 года № УП-108 — Национальная база данных законодательства, 07.07.2023 г., № 06/23/108/0460)
Контроль за исполнением настоящего постановления, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.