Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
Во исполнение постановления Кабинета Министров от 10 июня 1999 года № 296 «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Программу действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999 —2005 годы и мероприятия по ее реализации согласно приложениям № № 1, 2*.
2. Возложить на Национальную комиссию Республики Узбекистан по устойчивому развитию и ее рабочие органы организацию и контроль выполнения утвержденных Программы и мероприятий.
3. Национальной комиссии Республики Узбекистан по устойчивому развитию с участием заинтересованных министерств и ведомств ежегодно при формировании бюджета республики вносить предложения по финансированию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, министерствам, государственным комитетам, ведомствам и организациям разработать региональные и отраслевые программы действий по охране окружающей среды и меры по их выполнению.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Б.М. Олимжанова и Б.С. Хамидова.
Главная цель Программы — формирование природоохранной стратегии начального этапа перехода страны на путь устойчивого развития, определяющей приоритетные экологические проблемы, выбор средств их решения и проведение соответствующих организационных мероприятий.
Программа является экологическим сопровождением осуществляемых в Узбекистане реформ и ее основные положения должны учитываться при разработке и реализации программ и проектов социально-экономического развития.
улучшением санитарно-гигиенических условий путем полной очистки сточных вод, обеззараживания и удаления бытовых и промышленных отходов;
улучшением работы промышленных предприятий и транспорта с целью сокращения вредных выбросов и сбросов, токсичных промышленных отходов;
В этом направлении Правительством утверждены и реализуются программы обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом, развития сельской социальной инфраструктуры, усовершенствования системы санитарной очистки г.г. Ташкента и Нукуса и другие.
осуществления последовательной работы по углублению экономических реформ, предусматривающих создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов, обеспечения их воспроизводства, охраны и обоснованного уменьшения потребления;
осуществления работ по улучшению сельскохозяйственного использования земель, повышению продуктивности сельскохозяйственных угодий;
сбережения и охраны вод посредством укрепления правовой базы системы управления водными ресурсами, реконструкции и модернизации существующей инфраструктуры распределения воды и создания надежных систем мониторинга и информации;
совершенствования и улучшения оросительных и дренажных сетей. (В настоящее время реализуется специальная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель);
реализации Национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 1 апреля 1998 г. № 139;
Рациональное использование природных ресурсов обеспечивается совершенствованием природоохранного законодательства, внедрением экономических механизмов природопользования, развитием системы экологического мониторинга, образования и воспитания населения.
Совершенствование экологического законодательства и механизмов его реализации предусмотрено путем внесения дополнений и изменений в законодательство, а также посредством разработки новых актов законодательства, по следующим направлениям:
разработка четких процедурных и институциональных правил по реализации норм законодательства, предотвращению и урегулированию споров по использованию и охране природных ресурсов, обеспечивающих неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;
совершенствование законодательства, определяющего экономическую стоимость природных ресурсов государства, а также обеспечивающего переход на платное природопользование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
экологизация норм хозяйственного законодательства с целью дополнения их положениями об охране окружающей среды.
Задачи разработки и внедрения экономических механизмов природопользования и стандартов качества окружающей среды направлены на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду и реализацию принципов «загрязнитель платит» и «пользователь платит». Основная их часть должна стимулировать:
совершенствованием системы платы за природные ресурсы, за загрязнение и нанесение ущерба окружающей среде;
созданием развитых рынков капитала, обеспечивающих доступ к капиталу для инвестирования в охрану окружающей среды;
развитым рынком экологических услуг и продукции, открывающей возможность для альтернативного выбора.
Совершенствование системы мониторинга и информации, экологического образования предусматривается путем:
повышения технологического и технического уровня систематических наблюдений (отбор проб, точность измерений, качество анализов и т. д.) с внедрением автоматизированных систем контроля;
расширения сети мониторинга, более полного охвата учетом точечных и неточечных источников загрязнения;
подготовки высококвалифицированных кадров-экологов различного профиля, особенно по ведущим отраслям экономики, в сфере управления и аудита;
более широкого использования средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения;
вовлечения неправительственных организаций, населения и органов самоуправления граждан (махалля) к обсуждению, принятию решений и осуществлению природоохранных мероприятий, особенно на местном уровне.
выполнение обязательств, принятых Республикой Узбекистан по международным конвенциям и соглашениям, а также на преодоление Аральского кризиса, решение вопросов использования и охраны водных ресурсов межгосударственных водотоков, предупреждения трансграничного загрязнения окружающей среды. Они обеспечиваются разработкой и осуществлением:
Программы изучения страны в отношении изменения климата и разработки мер по предотвращению возможных последствий;
Трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня на территории Казахстана, Киргизии и Узбекистана;
подготовкой необходимых документов для возможного присоединения Республики Узбекистан к Орхусской Конвенции ЕЭК ООН (1998 г.) «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Международным фондом по спасению Арала совместно с правительствами пяти Центрально-азиатских государств при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ), Всемирного банка и других международных доноров организована разработка региональной стратегии управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря (проект ГЭФ, сроки 1998 — 2003 гг.).