Важнейшим условием углубления проводимых в стране реформ по формированию демократического правового государства, открытого гражданского общества является повышение социальной, политической активности населения, деятельное участие граждан в управлении государством и обществом.
Важную роль в реализации этих задач должны сыграть правовые периодические издания, призванные способствовать повышению правовой грамотности, политической культуры населения, обеспечению гражданам широкого доступа к разнообразной правовой информации, а также решению актуальных проблем совершенствования государственно-правовой и судебной системы.
В настоящее время в стране издается 8 юридических журналов (общим тиражом более 55 тысяч экземпляров), освещающих политико-правовые вопросы государственного и общественного строительства, законотворческой деятельности, правоприменительной практики.
Вместе с тем, содержание юридических журналов еще не в полной мере отвечает современным требованиям. Существующие издания не имеют глубоко продуманной, ориентированной на конкретную читательскую аудиторию концепции, определяющей их содержательную направленность и целевые задачи. Не уделяется должного внимания актуальным политико-правовым вопросам углубления демократических реформ в стране, повышения правой культуры населения. Редакции журналов недостаточно укомплектованы высококвалифицированными специалистами, понимающими суть и целевые задачи проводимых в стране реформ.
В целях усиления роли юридических журналов в решении актуальных проблем совершенствования государственно-правовой и судебной система законодательной и правоприменительной практики, формировании правосознания, повышении правовой грамотности граждан:
1. Одобрить Концепцию развития системы юридических журналов и перечень юридических изданий (журналов), издающихся в Республике Узбекистан, согласно приложениям № № 1, 2.
Установить, что широкая информированность общества о ходе демократических реформ, проводимых в государственно-правовой, судебно-правовой сферах, высокий уровень правовой культуры и просвещенности граждан являются важнейшим условием дальнейшего углубления процессов демократического обновления общества и государства, модернизации и реформирования страны.
2. Ответственность за качество, эффективность и содержательный уровень издаваемых журналов возложить на главных учредителей журналов.
организация широкого обсуждения актуальных политико-правовых проблем государственного и общественного строительства, приоритетных направлений совершенствования законотворческой деятельности, развития институтов гражданского общества, либерализации судебно-правовой системы, проблем совершенствования правоприменительной практики, обеспечения защиты социальных, политических, экономических прав и свобод человека;
освещение деятельности судебных и правоохранительных органов по обеспечению законности, защиты прав человека, организации профилактической работы и борьбы с преступностью, укреплению общественного порядка, правовому обеспечению процесса углубления общественно-политических и социально-экономических реформ;
публикация материалов, направленных на повышение правосознания граждан, в первую очередь молодежи, их политической культуры и социальной активности, а также формирование демократических ценностей в сознании людей;
организация на страницах изданий дискуссий по актуальным проблемам развития юридической науки, формирования национальной школы права, подготовки высококвалифицированных юридических кадров;
освещение опыта зарубежных стран по совершенствованию законотворческой деятельности и правоприменительной практики, актуальных проблем развития международного права, имплементации его норм в национальное законодательство.
4. Министерству юстиции, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, другим учредителям юридических журналов и редакционным коллегиям в месячный срок:
обеспечить укомплектование редакции журналов высококвалифицированными кадрами, обладающими глубокими правовыми знаниями и необходимым опытом работы в средствах массовой информации, понимающими суть, целевые задачи проводимых в стране общественно-политических, социально-экономических реформ, процессов демократизации и либерализации государственно-правовой, судебно-правовой системы;
принять меры по развитию и повышению эффективности системы материального и морального стимулирования труда редакционных работников и авторского актива, позволяющей обеспечить высокое качество публикуемых материалов и ответственность коллективов редакций за выполнение стоящих перед ними задач;
разработать и реализовать меры по укреплению материально-технической базы юридических журналов, установлению тесных контактов редакционных коллегий с творческими союзами журналистов, писателей, художников в целях повышения художественного уровня, улучшения качества оформления и дизайна журналов с учетом современных требований и стандартов;
совместно с научно-исследовательскими, образовательными учреждениями обеспечить привлечение ведущих ученых-правоведов, историков, экономистов, социологов и философов, высококвалифицированных работников правоохранительных органов к деятельности журналов, обсуждению актуальных проблем реализации целей и задач реформирования государственно-правовой и судебной систем.
5. Узбекскому агентству связи и информатизации оказать содействие юридическим изданиям в создании и размещении в глобальной сети Интернет электронных версий (сайтов) журналов.
6. Министерствам высшего и среднего специального образования, народного образования, по делам культуры и спорта совместно с общественными объединениями обеспечить использование публикаций юридических журналов в учебно-воспитательном процессе в профильных высших учебных учреждениях, колледжах, лицеях, школах и других воспитательных учреждениях страны.
См. последующую редакцию.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Касимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 октября 2005 года № ПП-203
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 октября 2005 года № ПП-203
Важную роль в углублении проводимых в стране общественно-политических и социально-экономических реформ должны сыграть правовые периодические издания, призванные мобилизовать усилия научных коллективов, специалистов на решение актуальных проблем совершенствования государственно-правовой и судебной системы, содействовать эффективному использованию результатов научных разработок в законодательной и правоприменительной практике, а также повышению правовой грамотности населения, обеспечению гражданам широкого доступа к разнообразной правовой информации.
Настоящая Концепция определяет целевые задачи, приоритетные направления совершенствования деятельности юридических журналов, издаваемых в Республике Узбекистан.
Основной целью юридических журналов является широкое освещение правовых проблем демократизации общества, реформирования и модернизации страны, повышение правовой культуры граждан, закрепление демократических ценностей в сознании людей, подготовка и публикация качественных, высокопрофессиональных научно-популярных, аналитических, консультационных материалов, посвященных актуальным политико-правовым проблемам государственного и общественного строительства, реформированию судебно-правовой системы.
общетеоретический общественно-политический, правовой журнал «Фуқаролик жамияти», общественно-правовой журнал «Ҳуқуқ ва бурч», общественно-правовые популярные журналы «Қалқон» (его русская версия «Щит»), научно-информационные правовые журналы негосударственных некоммерческих, правозащитных организаций («Демократлаштириш ва инсон ҳуқуқлари», «Адвокат»).
1. Важнейшими задачами общетеоретического общественно-политического, правового журнала «Фуқаролик жамияти» являются:
публикация материалов, посвященных теоретическим правовым проблемам государственного и общественного строительства, разъяснению сути и целевых задач концепции перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу, вопросам реформирования правовой системы, законотворческой деятельности, развития парламентаризма, институтов гражданского общества;
обсуждение проблем повышения эффективности научных исследований в области права, мобилизация усилий научных коллективов на разработку актуальных проблем совершенствования государственно-правовой и судебной систем;
организация на страницах журнала научных дискуссий, посвященных проблемам становления и развития национальной школы права, анализу исторических истоков узбекской государственности, обсуждению вопросов подготовки юридических кадров.
В журнале открываются такие постоянные рубрики, как «Гражданское общество: теория и практика», «Вопросы государственного и общественного строительства», «Проблемы законотворчества», «Проблемы развития юридической науки и образования» и др. Журнал предназначен для ученых и специалистов в области права, политики, в том числе зарубежных стран, широкого круга лиц, интересующихся проблемами развития гражданского общества в Узбекистане.
Учредителями журнала являются Институт по изучению гражданского общества, Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Ташкентский государственный юридический институт, Институт философии и права Академии наук Республики Узбекистан, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан. Журнал будет издаваться тиражом 15 тыс. экз. на узбекском, русском, английском языках один раз в квартал.
См. последующую редакцию.
освещение проблем углубления реформ правовой системы, совершенствования законотворческой деятельности, законодательства в различных областях государственного и общественного строительства с учетом приоритетных направлений демократического обновления общества, модернизации и реформирования страны;
организация обсуждения проблем совершенствования правоприменительной практики, деятельности судов по осуществлению правосудия, обеспечению надежной защиты интересов и прав граждан;
публикация материалов, посвященных актуальным проблемам повышения эффективности деятельности органов прокуратуры за соблюдением законности, правовому обеспечению процесса углубления общественно-политических и социально-экономических реформ;
освещение опыта зарубежных стран по совершенствованию законотворческой деятельности и правоприменительной практики, актуальных проблем развития международного права в условиях глобализации.
В журнале вводятся следующие постоянные рубрики: «Судебно-правовая реформа», «Прокурорский надзор», «Преступление и наказание», «Судебная практика», «Законодательные и официальные акты» и др. Журнал предназначен для судей и работников прокуратуры и юстиции, ученых, специалистов, преподавателей, студентов высших и средних специальных юридических учебных заведений, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами юриспруденции.
Учредителями журнала являются Министерство юстиции Республики Узбекистан, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан, Конституционный суд Республики Узбекистан, Верховный суд Республики Узбекистан, Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан. Журнал будет издаваться ежемесячно на узбекском языке тиражом 15 тысяч экз.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
3. Основными задачами общественно-правового популярного журнала «Қалқон» (русская версия «Щит») являются:
освещение деятельности органов внутренних дел, органов государственной власти на местах по борьбе с преступностью, укреплению общественного порядка в стране, вопросов улучшения работы по профилактике преступлений, проводимой в махаллях, учебных заведениях, школах страны;
освещение вопросов повышения правовой грамотности населения, прежде всего, молодежи, практической деятельности правоохранительных органов на местах в этой области;
публикация материалов о взаимодействии правоохранительных органов с органами самоуправления граждан, населением в деле укрепления законности и правопорядка, профилактики преступлений.
В журналах предполагается иметь следующие постоянные рубрики: «На страже правопорядка», «Проблемы профилактики преступлений», «Милиция и махалля» и др. Журналы предназначены для сотрудников милиции, махаллинского актива, широкого круга лиц, привлеченных к работе по обеспечению общественного порядка, правовому воспитанию граждан. Учредителем журналов является Министерство внутренних дел Республики Узбекистан. Журнал будет выходить 6 раз в год на узбекском языке, тиражом 16 тыс. экз. Русская версия журнала («Щит») будет издаваться тиражом 2,5 тыс. экз.
4. Основными задачами научно-информационного правового журнала «Демократлаштириш ва инсон ҳуқуқлари» являются:
публикация материалов, посвященных вопросам углубления демократических реформ, обеспечения защиты прав человека в Узбекистане, проблемам закрепления демократических ценностей в сознании людей, освещению деятельности государственных и общественных структур по защите законных интересов и прав личности;
информирование общественности, в том числе зарубежных стран, о мерах, принимаемых в Республике Узбекистан по созданию законодательных, организационных условий для реализации социальных, экономических, политических прав граждан;
публикация важнейших результатов научных исследований в сферах прав человека, развития демократических институтов, основ гражданского общества;
обсуждение проблем, связанных с обеспечением приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и примата прав человека в законодательстве страны;
повышение правовой культуры граждан, углубление знаний ими своих прав в социальной, культурной, политической, экономической сферах.
В журнале имеются следующие постоянные рубрики: «Демократия и права человека», «СМИ, их независимость и свобода», «Мониторинг соблюдения прав человека», «Права человека и реформа судебно-правовой системы», «Политические партии и гражданские институты», «Международные организации и демократические реформы» и др.
Журнал предназначен для научных работников, политологов, правоведов, специалистов-практиков, занимающихся проблемами прав человека, преподавателей, аспирантов, студентов, представителей негосударственных некоммерческих организаций, в том числе зарубежных стран, а также для всех, интересующихся проблемами прав человека.
См. последующую редакцию.
Учредителем журнала является Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, соучредителями выступают Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, ряд общественных организаций. Журнал будет издаваться тиражом 1 000 экз. на узбекском, русском, английском языках один раз в квартал.
обеспечение практикующих адвокатов необходимой информацией, нормативными материалами, связанными с оказанием правовой помощи населению;
организация обсуждений проектов нормативно-правовых документов и существующих в законодательстве Республики Узбекистан проблем;
В журнале имеются следующие постоянные рубрики: «Общество и адвокатура», «Процесс реформирования адвокатуры», «Из адвокатской практики», «Консультации адвоката» и др. Журнал предназначен, прежде всего, для практикующих адвокатов, ученых и специалистов, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов юридических специальностей, а также для всех, кто интересуется адвокатской деятельностью.
См. последующую редакцию.
Учредителем журнала является Ассоциация адвокатов Узбекистана. Журнал будет издаваться тиражом 2,5 тыс. экз. на узбекском и русском языках 6 раз в год.
См. последующую редакцию.
6. Юридические журналы призваны обеспечивать объективное освещение, давать глубокие оценки происходящих в стране и регионе социально-экономических, общественно-политических реформ, а также конструктивные предложения по углублению демократизации и либерализации общества, реформированию и модернизации страны, решительно вскрывать имеющиеся в этой области недостатки.
В журналах должны использоваться разнообразные жанры современной журналистики — статьи, интервью, обзоры, комментарии к законодательным актам, круглые столы, репортажи, аналитические материалы и др.
Важной задачей является широкое освещение мирового опыта формирования демократического правового государства, открытого гражданского общества.
7. Важнейшей задачей учредителей, редакционных коллегий является системная комплексная работа с журналистскими кадрами, привлечение к деятельности журналов талантливой молодежи, укомплектование редакций высококвалифицированными практическими работниками, имеющими навыки журналистской работы. Важное значение имеет разработка и реализация системы материального и морального стимулирования труда редакционных работников и авторского актива, позволяющей обеспечить высокое качество публикуемых материалов и ответственность коллективов редакций за выполнение стоящих перед ними задач. Редакционным коллегиям следует установить тесные контакты с творческими союзами журналистов, писателей, художников в целях повышения художественного уровня, улучшения качества оформления и дизайна журналов, создать электронные Интернет-версии журналов с целью обеспечения доступа к изданиям максимально возможного количества читателей.
Важным является понимание творческими коллективами сути проводимых в стране общественно-политических и социально-экономических реформ. Для эффективного функционирования редакций необходимо создание современной материально-технической базы.
Министерства и ведомства, являющиеся учредителями журналов, призваны оказывать всемерную поддержку в формировании и реализации издательских концепций и программ журналов, укреплении их материально-технической базы и кадрового потенциала.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 октября 2005 года № ПП-203
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 октября 2005 года № ПП-203
№ | Наименование журналов (язык издания) | Журналы, на базе которых образуются новые издания (либо подлежащие ликвидации) | Главные учредители журналов | Направление журналов | Периодичность | Примерный тираж (экз.) |
1. | «ФУҚАРОЛИК ЖАМИЯТИ» (узбекский, русский, английский) | «ДАВЛАТ ВА ҲУҚУҚ» (подлежит ликвидации) | Институт по изучению гражданского общества, ИСМИ, АГОС, ТГЮИ, Институт философии и права АН РУ, Институт мониторинга действующего законодательства | общетеоретический общественно-политический, правовой | 1 раз в 3 месяца | 15000 |
«ҲУҚУҚ-ПРАВО-LАW» (подлежит ликвидации) | ||||||
2. | «ҲУҚУҚ ВА БУРЧ» (узбекский) | «ҲАЁТ ВА ҚОНУН» (подлежит преобразованию) | Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд | общественно-правовой | 1 раз в месяц | 15000 |
«QONUN HIMOYASIDA» (подлежит преобразованию) | ||||||
3. | «Қалқон» (русская версия — «ЩИТ») | «ҚАЛҚОН» | Министерство внутренних дел | общественно-правовой популярный | 1 раз в месяц | 16000 (русская версия —2500) |
«ЩИТ» | ||||||
4. | «ДЕМОКРАТЛАШТИРИШ ВА ИНСОН ҲУҚУҚЛАРИ» (узбекский, русский, английский) | «ДЕМОКРАТЛАШТИРИШ ВА ИНСОН ҲУҚУҚЛАРИ» | Национальный центр по правам человека, Уполномоченный Олий Мажлиса РУ по правам человека | научно-информационный правовой | 1 раз в 3 месяца | 1000 |
5. | «АДВОКАТ» (узбекский, русский) | «АДВОКАТ» | Ассоциация адвокатов | научно-популярный общественно-правовой | 6 раз в год | 2500 |
См. последующую редакцию.