Комментарий LexUz
Настоящий Закон принят в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2018 года № ЗРУ-475 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лесе».
Лесное законодательство состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Отношения в области пользования лесами, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр и животного мира, регулируются соответствующим законодательством.
Лесные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в лесном законодательстве Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Задачами лесного законодательства являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения охраны, защиты, рационального использования, воспроизводства и повышения продуктивности лесов, а также охрана прав юридических и физических лиц.
Леса выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические и иные функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение.
Леса являются государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства;
деревья и группы деревьев, полезащитные лесные полосы, а также иная древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов и других водных объектов;
Создание, уход, охрана и использование древесных и кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании растительного мира.
Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Границы земель лесного фонда определяются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Земли лесного фонда могут предоставляться во владение, пользование, в том число аренду, в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Участки государственного лесного фонда — часть государственного лесного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и указанная в планово-картографических материалах.
Статья 9. Государственное управление в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов
См. предыдущую редакцию.
Государственное управление в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.
(часть первая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан 26 мая 2000 г. № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Главное управление лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и его органы на местах являются государственными органами лесного хозяйства.
Комментарий LexUz
См. Положение о Главном управлении лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 30 марта 2001 г. № 160.
(часть вторая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
организация и осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;
См. предыдущую редакцию.
предоставление юридическим и физическим лицам по согласованию с государственными органами лесного хозяйства участков государственного лесного фонда, за исключением запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, заказников общегосударственного значения, курортных природных территорий общегосударственного значения, государственных биосферных резерватов, межгосударственных охраняемых природных территорий;
(абзац второй статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;
См. предыдущую редакцию.
принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случаях причинения вреда состоянию лесов. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъекта предпринимательства осуществляются в судебном порядке;
(абзац пятый статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 г., № ЗРУ-59 — СЗ РУ, 2006 г., № 41, ст. 405)
установление и регулирование совместно с государственными органами лесного хозяйства норм выпаса скота в лесах и других видов пользований недревесными ресурсами;
Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах. Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Ведомственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесная охрана создается на предприятиях лесного хозяйства в целях обеспечения охраны и защиты лесов.
Должностные лица лесной охраны являются одновременно инспекторами государственных органов лесного хозяйства.
составление протоколов об административных правонарушениях в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, доставка лиц, совершивших правонарушения, в соответствующие органы;
направление в соответствующие органы материалов о привлечении лиц, совершивших правонарушения, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;
Комментарий LexUz
См. Положение о лесной охране, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2008 г. № 203.
См. предыдущую редакцию.
В соответствии с целевым назначением и выполняемыми функциями леса относятся к следующим категориям защитности:
(часть первая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
См. предыдущую редакцию.
Отнесение лесов к категориям защитности производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Распределение лесов по категориям защитности в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 апреля 2001 года № 163 и Положение о порядке определения категории защитности лесов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 июня 2000 года № 215.
(часть вторая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесоустройство — система мероприятий, направленных на охрану, защиту лесов, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и лесопользования, включающая в себя:
определение границ участков государственного лесного фонда и внутрихозяйственную организацию территории государственного лесного фонда, находящейся в пользовании постоянных лесопользователей;
установление возраста спелости леса, определение расчетной лесосеки, размеров рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, и размеров иных видов лесопользования;
определение объема работ по охране, защите, восстановлению лесов и лесоразведению, а также объема других лесохозяйственных работ;
Лесоустроительные проекты проходят государственную экспертизу и утверждаются государственными органами лесного хозяйства и органами государственной власти на местах. Лесоустроительные проекты являются основными нормативно-техническими документами для ведения лесного, заповедного и охотничьего хозяйств, осуществления лесопользования, текущего и перспективного планирования.
См. предыдущую редакцию.
Лесоустройство проводится во всех лесах по единой системе в порядке, установленном Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть третья статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Государственный учет лесов ведется государственными органами лесного хозяйства на основе лесоустроительных проектов, а там где лесоустройство не проведено, на основе материалов инвентаризации и обследований государственного лесного фонда.
Государственный учет лесов ведется за счет средств государственного бюджета по единой системе в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственный лесной кадастр представляет собой систему сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом режиме лесов, об их категориях, о качественной характеристике участков государственного лесного фонда и распределении их по лесопользователям.
Государственный лесной кадастр предназначен для обеспечения заинтересованных юридических и физических лиц сведениями о лесе в целях регулирования лесных отношений, организации охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Государственный лесной кадастр ведется государственными органами лесного хозяйства по единой системе за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользование юридическим и физическим лицам.
Лесопользование, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, является платным. Размеры платежей и порядок их взимания устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке регулирования и взимания платы за лесопользование, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 278.
Постоянными лесопользователями являются лесохозяйственные предприятия, учреждения и организации, которым земли лесного фонда предоставлены в постоянное владение.
Право на лесопользование предоставляется юридическим и физическим лицам государственными органами лесного хозяйства или уполномоченными ими предприятиями, учреждениями и организациями, если иное не установлено законодательством.
Осуществление лесопользования допускается по специальному разрешению — лесорубочному или лесному билету, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона. Лесопользователи вправе использовать участки государственного лесного фонда только для тех видов лесопользования, которые предусмотрены в специальных разрешениях.
самостоятельно вести лесное хозяйство, осуществлять лесопользование на предоставленных им участках государственного лесного фонда;
в установленном порядке пользоваться землями лесного фонда, водными ресурсами, общераспространенными полезными ископаемыми для нужд лесного хозяйства;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и жилые здания и сооружения;
вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов;
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой части второй статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
Постоянные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством.
осуществлять лесопользование в пределах тех участков государственного лесного фонда, сроков и видов пользования, которые указаны в документах, предоставляющих это право;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные здания и сооружения.
вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов;
Временные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством.
Вмешательство в деятельность лесопользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций не допускается.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством.
Убытки, причиненные нарушением прав лесопользователей (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.
ликвидации юридического лица, в пользовании которого находится участок государственного лесного фонда;
осуществления лесопользования способами, отрицательно влияющими на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов;
побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка (сбор) дикорастущего растительного лекарственного сырья и заготовка (сбор) дикорастущих растений для пищевых целей);
пользование участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений при строительстве зданий, сооружений и коммуникаций, не вызванная производственно-технической необходимостью, запрещается.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений допускается только при обязательном лесовосстановлении в порядке, установленном законодательством.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений проводится в зависимости от категорий защитности лесов в соответствии с правилами рубок леса, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Правила рубки ухода за лесом Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 1999 года № 506.
См. предыдущую редакцию.
В защитных полосах лесов вдоль железных и автомобильных дорог, лесах пустынных и полупустынных зон допускаются рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния леса.
(часть четвертая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
См. предыдущую редакцию.
В запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, противоэрозионных лесах, городских лесах и лесопарках, лесах вокруг зеленых зон городов, других населенных пунктов и промышленных центров, лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценных лесах, лесах орехово-промысловых зон, лесоплодовых насаждениях, лесах природных парков (за исключением их заповедных зон), лесах курортных природных территорий, лесах государственных биосферных резерватов (за исключением их заповедных зон), лесах, имеющих научное или историческое значение, допускаются только рубки промежуточного пользования (рубки ухода за лесом и санитарные рубки).
(часть пятая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
Прочие рубки, связанные с созданием противопожарных разрывов, могут быть допущены в лесах всех категорий защитности, кроме лесов государственных заповедников.
См. предыдущую редакцию.
Размеры рубок главного пользования осуществляются в пределах расчетных лесосек, а рубок промежуточного пользования — по лесохозяйственным требованиям. Расчетная лесосека утверждается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть седьмая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам в побочное лесопользование.
См. предыдущую редакцию.
Сенокошение и выпас скота на участках государственного лесного фонда осуществляются юридическими и физическими лицами на специально предназначенных для этих целей площадях в порядке, установленном законодательством. Не допускается выпас скота в запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, противоэрозионных лесах, лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценных лесах, лесах орехово-промысловых зон, лесах государственных заповедников, а также в соответствии с установленным режимом в лесах природных парков, заказников, курортных природных территорий, государственных биосферных резерватов.
Комментарий LexUz
См. Правила сенокошения и пастьбы скота в лесах Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 1999 года № 506.
(часть вторая статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
См. предыдущую редакцию.
Юридическим и физическим лицам по разрешению Главного управления лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан предоставляются в установленном порядке участки государственного лесного фонда для размещения ульев и пасек.
(часть третья статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Заготовка (сбор) дикорастущего растительного лекарственного сырья и заготовка (сбор) дикорастущих растений для пищевых целей проводятся способами и методами, исключающими истощение имеющихся ресурсов и причинение вреда лесному хозяйству.
Право на пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства предоставляется юридическим и физическим лицам. Порядок пользования участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2014 года № 290 «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования».
Пользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских целях определяется законодательством.
Пользование участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях предоставляется юридическим и физическим лицам соответствующими органами государственной власти на местах по согласованию с постоянными лесопользователями.
На участках государственного лесного фонда, предоставленных в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.
См. предыдущую редакцию.
Порядок пользования участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях утверждается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
В порядке общего пользования объектами растительного мира граждане имеют право пребывать в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие лекарственные и пищевые растения, ягоды и грибы на условиях, установленных законодательством.
Граждане обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, не допускать поломки, порубки деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, уничтожения и разорения муравейников, гнезд птиц, а также выполнять другие требования, установленные законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Порядок лесопользования в пограничной зоне определяется государственными органами лесного хозяйства по согласованию со Службой национальной безопасности Республики Узбекистан.
(статья 31 в редакции Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № ЗРУ-238 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 553)
Органы государственной власти на местах, государственные органы по охране природы и лесного хозяйства обеспечивают охрану лесов от нарушений порядка лесопользования, в том числе от незаконных рубок (порубок) и иных вредных воздействий на леса.
См. последующую редакцию.
Органы государственной власти на местах и государственные органы лесного хозяйства обеспечивают осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и борьбе с ними, в необходимых случаях привлекают на тушение пожаров население, пожарную, землеройную технику и транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, ограничивают или запрещают в период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств.
Лесопользователи обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, проводить в местах работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечить их тушения.
Комментарий LexUz
См. Правила пожарной безопасности в лесах Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 1999 года № 506.
Защита лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов осуществляется постоянными лесопользователями путем:
учета и прогнозирования развития очагов вредителей и болезней леса, зон негативного влияния промышленных и коммунально-бытовых загрязнений и других факторов;
проведения мероприятий по профилактике возникновения и распространения очагов массовых размножений вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости лесов.
См. предыдущую редакцию.
Порядок осуществления мер по защите лесов устанавливается Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 33 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
обеспечения обязательного облесения вырубок и других земель, не покрытых лесом, хозяйственно ценными древесными породами;
См. предыдущую редакцию.
Порядок и сроки лесовосстановления устанавливаются Главным управлением лесного хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 34 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Лесоразведение проводится постоянными лесопользователями по специальным программам в целях повышения лесистости территорий, улучшения породного состава лесов, разведения ценных древесных пород и предотвращения эрозионных процессов.
Земли сельскохозяйственного и иного назначения, предоставляемые для лесоразведения, переводятся в категорию земель лесного фонда в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Повышение продуктивности лесов осуществляется в результате воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, лесомелиорации и плантационного выращивания лесов.
Незаконно добытая лесная продукция подлежит изъятию. В случае невозможности изъятия незаконно добытой лесной продукции взыскивается ее стоимость в порядке и размерах, установленных законодательством.
Комментарий LexUz
См. пункт 75 Положения о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2014 года № 290.
Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, а также внедрение новых технологий, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, осуществляются с обеспечением мер по охране и воспроизводству лесов.
Размещение, проектирование, строительство предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, а также необходимость вырубки древесных пород согласовываются с государственными органами лесного хозяйства и органами государственной власти на местах с обязательным проведением государственной экологической экспертизы в случаях и порядке, установленных законодательством.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы на землях лесного фонда, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся по согласованию с государственными органами лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством.
(текст статьи 39 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
Право лесопользования может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случаях нарушения лесного законодательства, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов и других природных объектов в порядке, установленном законодательством.
Финансирование охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов осуществляется за счет средств государственного бюджета и других источников.
Порядок осуществления мер по экономическому стимулированию охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Споры по вопросам охраны и использования лесов разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 78-81 и 84 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, ст.ст. 198 и 202 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.