В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2004 года № 318 «О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции», приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки и регистрации в агентстве «Узстандарт» категорий нормативных документов по стандартизации согласно приложению.
2. Ввести в действие настоящий приказ по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
3. Контроль исполнение настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора А.А. Абдувалиева.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О стандартизации», пунктом 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2004 года № 318 «О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 27, ст. 315) и устанавливает основные требования к организации и проведению работ по разработке, согласованию, утверждению, проведению экспертизы и регистрации нормативных документов по стандартизации.
См. последующую редакцию.
Особенности разработки, согласования, утверждения, проведения экспертизы и регистрации отдельных категорий нормативных документов по стандартизации регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами агентства «Узстандарт».
Нормативные документы по стандартизации в соответствии с их областью распространения применяются на территории Республики Узбекистан органами государственного и хозяйственного управления, хозяйствующими субъектами и общественными организациями.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 в редакции приказа генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
2. Нормативные документы по стандартизации должны основываться на современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники и соответствовать законодательству Республики Узбекистан.
3. Экспертизе и государственной регистрации подлежат нормативные документы всех категорий по стандартизации и изменения к ним на производимую и реализуемую потребителям продукцию, технологическим процессам и услугам.
См. предыдущую редакцию.
4. Экспертиза заключается в проверке нормативного документа на соответствие законодательству Республики Узбекистан, требованиям системы стандартизации, государственной системы обеспечения единства измерений, национальной системы сертификации Республики Узбекистан, межотраслевым системам стандартизации.
(пункт 4 в редакции приказа генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
5. Заказчиками разработки нормативных документов являются министерства, ведомства, концерны, ассоциации, предприятия, организации и другие хозяйствующие субъекты, производящие или потребляющие соответствующие виды продукции (услуг).
Нормативные документы могут быть разработаны самим заказчиком, либо по его усмотрению техническими комитетами по стандартизации, базовыми организациями по стандартизации или другими хозяйствующими субъектами.
Элементы — «содержание», «введение», «нормативные ссылки», «термины и определения», «обозначения и сокращения», «приложения», «библиография» приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его содержания и изложения.
7. Нормативный документ в зависимости от особенностей содержания излагается в виде текста, таблицы, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.
8. Текст нормативного документа должен быть изложен четко и ясно, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для использования в соответствии с его областью применения.
сообщения с информацией об объекте стандартизации и о взаимосвязанных с ним объектах (смежных видах деятельности).
10. В нормативном документе применяются термины, определения которых приведены в данном нормативном документе (установленные стандартами на термины и определения).
11. Текст нормативного документа может делиться на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы с соответствующими пунктами. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты.
Каждый пункт/подпункт должен содержать отдельное положение нормативного документа, то есть должен иметь полное и законченное содержание.
Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, а номер пункта — номера раздела, подраздела и пункта (или номера раздела и пункта), разделенные точками (точкой).
13. Разделы и подразделы нормативных документов имеют заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов, подразделов, пунктов.
14. При оформлении нормативного документа расстояние между заголовками раздела (подраздела), предыдущим и последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно не менее чем четырем высотам шрифта. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте.
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту проекта нормативного документа и равен пяти знакам.
При оформлении проекта нормативного документа поле с левой стороны текста должно быть шириной не менее 20 мм.
См. последующую редакцию.
15. При подготовке текста проекта нормативного документа допускается вписывать буквы греческого или иных алфавитов, формулы, отдельные условные знаки черной пастой или тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности остального текста.
Если чертежи, схемы, диаграммы, рисунки и/или другой графический материал невозможно выполнить машинным способом, допускается вписывать их черной тушью или пастой.
16. При подготовке проекта нормативного документа должна быть обеспечена возможность изготовления его копии.
17. Нормативные документы издаются на государственном языке, а при необходимости и на русском языке. Аутентичность текста на этих языках обеспечивается органом, утвердивших их.
18. Нормативные документы обозначаются аббревиатурами наименования документа на государственном языке независимо от языка текста:
государственный стандарт Узбекистана — O‘z DSt; порядковый номер; отделенный двоеточием год утверждения;
См. предыдущую редакцию.
стандарт организации — Тs; код ОКПО хозяйствующего субъекта; порядковый номер; отделенный двоеточием год утверждения;
(абзац третий пункта 18 в редакции приказа генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 18 исключен приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 18 исключен приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 18 исключен приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
См. последующую редакцию.
указания по эксплуатации (применению, способу приготовления), техническому обслуживанию, ремонту, утилизации;
См. последующую редакцию.
20. Заголовки, структура и содержание разделов нормативного документа определяются с учетом особенностей стандартизируемой продукции и характера предъявляемых к ней требований.
При этом в нормативные документы на продукцию, использование которой способно причинить вред здоровью и/или имуществу населения, а также окружающей среде, следует обязательно включать разделы: «Требования безопасности», «Требования охраны окружающей среды» или «Требования безопасности и охраны окружающей среды» за исключением тех случаев, когда исходя из особенностей объекта стандартизации, требования безопасности и/или охраны окружающей среды обеспечиваются путем установления и соблюдения конструктивных и иных технических требований, которые устанавливают в разделе «Технические требования».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 20 дополнен абзацем приказом генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
требования безопасности при обслуживании машин и оборудования, в том числе требования, направленные на предотвращение ошибочных действий обслуживающего персонала и/или самопроизвольного нарушения функционирования оборудования;
требования к применению защитных устройств и проведению других мероприятий, направленных на обеспечение безопасности машин и оборудования, в том числе к установке ограждений опасных частей и элементов, к устройству ограничений хода, блокировок и концевых выключателей движущихся частей, использованию фиксаторов и других видов закрепления откидывающихся элементов;
требования к органам управления машин и оборудования, а также к приборам контроля за их безопасным функционированием;
характеристики опасных и вредных производственных факторов (шуму, вибрации, концентрации вредных веществ и т. п.) с указанием их допустимых уровней;
требования по предотвращению, снижению и/или локализации опасных и вредных производственных факторов в местах их возникновения и/или действия;
нормы предельно допустимых (по уровню и времени) химических, механических, радиационных, электромагнитных, термических и биологических воздействия на окружающую среду;
требования к утилизации опасной продукции и отходов ее производства, а также другие требования, связанные с особенностью (спецификой) продукции.
класс их опасности как вредного вещества (или класс опасности вредных веществ, входящих в материалы в виде компонентов), характер его действия на организм человека;
предельно допустимые уровни содержания данного вещества (если оно относится к вредным веществам, или если эти вещества входят в данный материал в виде компонентов);
сведения о способности вещества (материала) образовывать токсичные и/или пожаровзрывоопасные соединения в воздушной среде и/или сточных водах в присутствии других веществ или под действием определенных факторов;
меры по предупреждению самовозгорания и/или взрыва при применении или хранении данного вещества (материала);
требования к наличию средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты и пожарной техники в местах применения и хранения данного вещества (материала);
требования к необходимости применения средств индивидуальной и/или коллективной защиты и/или соблюдения санитарно-гигиенических правил при применении, хранении, транспортировании и утилизации данного вещества (материала);
характеристики устойчивости вещества в различных объектах окружающей среды (водная среда, атмосферный воздух, почва, недра, флора, ионосфера и т. д.), если это вещество относится к загрязняющим, ядовитым, опасным, вредным или радиоактивным веществам или если подобные вещества входят в данный материал в виде компонентов;
способы обезвреживания, регенерации, переработки и/или утилизации (захоронения) данного вещества (материала), и/или отходов его переработки;
прочие требования, направленные на обеспечение безопасности данного вещества (материала) при его применении (использовании), транспортировании, хранении и утилизации.
23. При невозможности или нецелесообразности разработки нормативных документов на всю группу однородной продукции разрабатываются нормативные документы на конкретный вид продукции или группировку конкретной продукции, которая не охватывает всю продукцию, относящуюся к данной группе однородной продукции.
24. В разделе «Маркировка» нормативного документа устанавливаются следующие требования к маркировке продукции:
место нанесения маркировки (непосредственно на продукцию, на ярлык, этикетку, на потребительскую и/или транспортную тару и т. п.);
При этом указываются, что при маркировке продукции должны быть соблюдены нормы действующего законодательства.
См. последующую редакцию.
правила и условия безопасного хранения и (или) транспортирования продукции, безопасного и (или) эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);
См. последующую редакцию.
обозначение стандарта и (или) технических условий, по которым изготавливается и идентифицируется продукция;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, используемым в технологическом процессе;
последовательность выполнения отдельных технологических операций с проведением, при необходимости, принципиальной технологической схемы;
требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного вида работ в технологических процессах;
допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;
требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды).
характеристики опасных и вредных воздействующих факторов данного технологического процесса или его отдельных операций (включая допустимые значения уровней каждого из воздействий);
требования по снижению и/или локализации опасных и вредных воздействующих факторов технологического процесса;
требования к применению средств индивидуальной и/или коллективной защиты при проведении технологического процесса (отдельных операций);
требования к наличию средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты, пожарной техники;
основные положения по выбору показателей качества и безопасности услуг и общие требования, которым должны отвечать эти показатели;
номенклатуру групп показателей качества (комфортности, экономичности, эргономичности, эстетичности и др.) и безопасности (пожарной, химической, санитарной, радиационной, экологической) сохранности имущества и др., а также характеристику каждой из групп;
указания (или рекомендации) по порядку использования данных показателей для установления на их основе требований (норм) к конкретным услугам.
разработка и утверждение технического задания на разработку нормативного документа (осуществляется при необходимости);
30. Ведущая организация-разработчик нормативного документа размножает и рассылает проект нормативного документа вместе с пояснительной запиской и проектом плана основных мероприятий на согласование Министерству здравоохранения, Государственному комитету по архитектуре и строительству Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы, если в проекте нормативного документа устанавливаются требования, относящиеся к их компетенции.
См. предыдущую редакцию.
При этом план основных мероприятий прилагается только для государственных стандартов Республики Узбекистан.
(пункт 30 дополнен абзацем приказом генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. предыдущую редакцию.
31. При возникновении разногласий в ходе согласования проекта нормативного документа, решение о его принятии принимает агентство «Узстандарт».
(пункт 31 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
32. Окончательную редакцию проекта нормативного документа организация-разработчик представляет на утверждение организации-заказчику.
33. Проект нормативного документа представляется на утверждение организацией-разработчиком в следующей комплектности:
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 33 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 33 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. последующую редакцию.
34. Нормативные документы и изменения к ним представляются на экспертизу не позднее одного месяца со дня их утверждения.
правильность записи необходимых информационных поисковых признаков (наименование, обозначение, код общегосударственного классификатора продукции (ОКП), группа общегосударственного классификатора стандартов (ОКС), символов, сокращений, даты введения и/или срока действия, сведения о нормативном документе, взамен которых разработан документ);
37. Определение научно-технического уровня нормативного документа на продукцию заключается в проведении сравнительной оценки показателей качества с применением карты технического уровня и качества и/или таблицы сравнения, составляемой разработчиком.
38. Основные показатели, включенные в нормативные документы, оцениваются дифференциальным методом, при котором вычисляются относительные значения каждого показателя, затем — комплексный показатель научно-технического уровня оцениваемого нормативного документа по соответствующим формулам.
39. Наличие сведений, не подлежащих открытой публикации, проверяется в порядке, установленном действующем законодательством.
соответствие наименования нормативного документа техническому заданию (при наличии), содержанию нормативных документов и планам стандартизации, соответствие объекта стандартизации категории нормативного документа;
соответствие показателей нормативных документов требованиям межгосударственных стандартов и республиканских нормативных документов;
См. последующую редакцию.
факт дублирования и наличие противоречия проверяемого нормативного документа с действующими, взаимосвязанными нормативными документами.
41. При метрологической экспертизе проверяется соответствие нормативных документов действующему законодательству в области метрологии.
42. Терминологическая экспертиза является этапом проверки правильности применения установленных научно-технических терминов, соблюдения межгосударственных, государственных и отраслевых терминологических стандартов.
44. Результат экспертизы оформляется экспертным заключением органа агентства «Узстандарт», проводившего экспертизу.
См. предыдущую редакцию.
45. В срок не более 10 дней с даты поступления нормативных документов, органы агентства «Узстандарт» проводят экспертизу и представляют на государственную регистрацию.
(пункт 45 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 46 в редакции приказа генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 4 июня 2013 года № 240 (рег. № 1422-1 от 24.06.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 26, ст. 339)
47. После доработки нормативного документа по вышеуказанным основаниям он представляется на повторную экспертизу.
См. предыдущую редакцию.
48. Государственная регистрация всех категорий нормативных документов по стандартизации осуществляется органами агентства «Узстандарт» бесплатно, в срок не более трех дней с даты их поступления.
(пункт 48 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
49. Нормативные документы должны быть представлены на государственную регистрацию в 3-х экземплярах (подлинник, дубликат и копия). К нормативному документу должны прилагаться копии документов, подтверждающих согласование нормативного документа и экспертное заключение.
(абзац первый пункта 49 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
Дубликат нормативного документа должен быть идентичен подлиннику, и обеспечивать возможность изготовления с него копий надлежащего качества.
См. последующую редакцию.
50. Исправления, вносимые при необходимости в нормативный документ, должны быть выполнены четко от руки черными тушью, пастой, чернилами, оговорены на оборотной стороне первого листа и заверены подписью руководителя и печатью органа, представившего его на регистрацию.
51. На основании экспертного заключения нормативный документ вносится в Государственный реестр по категориям нормативных документов по стандартизации с присвоением ему регистрационного номера.
См. предыдущую редакцию.
52. На первых страницах подлинника, дубликата и копии нормативного документа регистрирующий орган проставляет штамп с указанием наименования органа регистрации, даты и номера государственной регистрации.
(пункт 52 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 53 в редакции приказа генерального директора агентства «Узстандарт» от 13 апреля 2015 года № 151 (рег. № 1422-2 от 24.04.2015 г.) — СЗ РУ, 2015 г., № 16, ст. 203)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
55. Издание и переиздание нормативных документов и изменений к ним осуществляется органами, утвердившими (принявшими) их.