Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратит силу с 1 октября 2020 года в соответствии с постановлением правления Центрального банка Республики Узбекистан от 25 мая 2020 года № 12/5 «О признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов, принятых Центральным банком Республики Узбекистан» (рег. № 3253 от 30.06.2020 г.).
Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 53—57 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, статьей 19 Закона «О банках и банковской деятельности», со статьями 101—104 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и устанавливает порядок ликвидации банков в случаях принятия решения общим собранием акционеров банка о добровольной ликвидации и при отзыве у банка лицензии на совершение банковских операций.
См. последующую редакцию.
Действие данного Положения не распространяется на случаи ликвидации в связи с решением суда о признании банкротства банка.
Ликвидация банка — прекращение деятельности банка без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим и физическим лицам;
Ликвидатор или ликвидационная комиссия (далее по тексту — ликвидатор) назначается общим собранием акционеров банка по согласованию с Центральным банком в трехдневный срок после вступления в силу решения о ликвидации банка.
См. последующую редакцию.
В состав ликвидационной комиссии могут быть включены специалисты Центрального банка и Главного территориального управления Центрального банка по месту нахождения банка.
1.2. Банки ликвидируются по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Узбекистан, с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.
См. последующую редакцию.
Целью ликвидационного процесса является скорейшее удовлетворение всех требований вкладчиков и кредиторов банка.
1.3. Ликвидация банка может быть проведена в добровольной или принудительной формах (при отзыве Центральным банком лицензии на совершение банковских операций).
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
б) решение общего собрания акционеров либо учредителей (участников) о добровольной ликвидации банка при наличии разрешения Центрального банка;
(подпункт «б» пункта 1.4 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
1.5. При ликвидации банка Центральным банком отзываются лицензия на осуществление банковской деятельности, а также лицензии на проведение отдельных операций, если таковые имеются.
См. последующую редакцию.
1.6. Ликвидационный процесс в банке считается начатым со дня вынесения постановления Правления Центрального банка об отзыве лицензии. Постановление Правления Центрального банка об отзыве лицензии вступает в силу с момента принятия соответствующего решения.
1.7. После принятия решения о ликвидации банка в Государственную книгу регистрации банков вносится запись о том, что банк находится в процессе ликвидации.
См. последующую редакцию.
1.8. Средства ликвидируемого банка, находящиеся на обязательном резервном счете в Центральном банке, в трехдневный срок после представления ликвидатором подтверждения о том, что процесс ликвидации банка начат, возвращаются на ликвидационный счет банка, открываемый в расчетно-кассовом центре при территориальном Главном управлении Центрального банка по месту нахождения ликвидируемого банка.
См. последующую редакцию.
1.9. Со дня принятия постановления правления Центрального банка об отзыве лицензии и до завершения процесса ликвидации банка устанавливаются следующие ограничения:
а) приостанавливаются полномочия общего собрания акционеров, других органов и должностных лиц банка, в т. ч. по распоряжению имуществом и погашению обязательств, а также их права по управлению банком. При этом у общего собрания акционеров остается право совещательного обсуждения отчетов ликвидатора;
См. последующую редакцию.
б) действия, совершаемые от имени или за счет ликвидируемого банка, могут иметь юридическую силу лишь в случае, если они совершены ликвидатором;
См. последующую редакцию.
д) в установленном законодательством порядке прекращаются споры имущественного характера с участием ликвидируемого банка, рассматривавшиеся в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;
е) все требования имущественного характера, относящиеся к банку, могут быть предъявлены только на имя ликвидатора и рассмотрены в порядке, предусмотренном настоящим положением и действующим законодательством;
См. предыдущую редакцию.
ж) исполнительные документы судов по решениям, принятым ими до начала ликвидационного процесса и касающиеся имущественных требований к ликвидируемому банку, передаются ликвидационной комиссии для исполнения в порядке очередности, установленной законодательством.
(подпункт «ж» пункта 1.9 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 12 марта 2005 года № 3-А/2 (рег. № 626-1 от 22.03.2005 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 12-13, ст. 93)
1.11. Центральный банк обязан контролировать процесс ликвидации банка. В этих целях Центральный банк получает регулярные отчеты о ходе оценки активов банка, ликвидации этих активов и распределении доходов.
1.12. Лицо, назначаемое председателем ликвидационной комиссии, или руководитель юридического лица, нанимаемого в качестве ликвидатора, а также лицо, нанимаемое в качестве главного бухгалтера ликвидатора (ликвидационной комиссии), и другие члены ликвидационной комиссии должны соответствовать квалификационным требованиям Центрального банка к руководителям и главным бухгалтерам банков.
См. последующую редакцию.
1.13. Условия оплаты деятельности ликвидатора, экспертов и других лиц, занятых в процессе ликвидации, отражаются в плане ликвидации, разрабатываемом ликвидатором в установленном законодательством порядке.
1.14. Все расходы, связанные с ликвидацией банка, производятся за счет этого банка. Финансирование Центральным банком расходов по ликвидации банка не допускается.
При осуществлении расчетов по обязательствам ликвидируемого банка расходы, связанные с производством ликвидации, производятся во внеочередном порядке.
1.15. В случае нарушения ликвидатором или членами ликвидационной комиссии действующего законодательства Центральный банк вправе требовать назначения другого ликвидатора или членов ликвидационной комиссии.
1.16. До завершения ликвидации банк продолжает находиться под надзором Центрального банка, и последний вправе проводить проверку банка.
См. предыдущую редакцию.
1.17. Отказ Центрального банка на добровольную ликвидацию банка, а также решение о принудительной ликвидации банка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством.
(пункт 1.17 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 12 марта 2005 года № 3-А/2 (рег. № 626-1 от 22.03.2005 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 12-13, ст. 93)
См. предыдущую редакцию.
2.1. Добровольная ликвидация банка может быть осуществлена в случае принятия решения о добровольной ликвидации общим собранием акционеров (участников) банка, имеющего возможность обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами и вкладчиками, на основании разрешения Центрального банка в соответствии с Положением о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере банковской деятельности, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 56.
(пункт 2.1 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2.3 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2.3.1 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2.3.2 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2.3.3 утратил силу в соответствии с постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 19 апреля 2014 года № 12/15 (рег. № 626-3 от 12.05.2014 г.) — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 232)
2.3.4. После получения разрешения Центрального банка на добровольную ликвидацию ликвидатор должен опубликовать эту информацию, по крайней мере, в двух республиканских газетах с указанием адресов, куда кредиторы имеют право предъявить свои требования;
См. последующую редакцию.
2.3.5. После выполнения всех требуемых мер ликвидационная комиссия должна представить в Центральный банк отчет и ликвидационный баланс в течение 7 дней после утверждения общим собранием акционеров.
3.2. Принудительная ликвидация банка по решению Центрального банка об отзыве лицензии осуществляется по следующим основаниям:
в) несостоятельности банка выполнить обязательства перед своими вкладчиками или другими кредиторами;
д) проведения банковских операций, противоречащих законодательству и условиям лицензии, которые создают реальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов;
з) отзыва лицензии у банка иностранного государства, создавшего дочерний банк в Республике Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
и) нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
(пункт 3.2 дополнен подпунктом «и» постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 октября 2010 года № 34/13 (рег. № 626-2 от 08.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 409)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
В целях настоящего Положения к нарушениям, допущенным банком и создающим реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, относятся:
(абзац десятый пункта 3.2 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 12 марта 2005 года № 3-А/2 (рег. № 626-1 от 22.03.2005 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 12-13, ст. 93)
г) сокрытие банком документации или записей от инспекторов Центрального банка или отказ предоставить запрошенные документы для службы банковского надзора.
См. предыдущую редакцию.
3.3. Деятельность банка признается создающей реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов если:
значение коэффициента адекватности капитала банка меньше чем 75% от установленного Центральным банком данного экономического норматива;
банк несет или будет нести потенциальные убытки, превышающие более 10% регулятивного капитала банка в каждый из трех последовательных кварталов или более 50% регулятивного капитала вне зависимости от периода времени;
любые другие обстоятельства, создают реальную опасность сохранности средств, доверенных банку вкладчиками и кредиторами.
(пункт 3.3 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 12 марта 2005 года № 3-А/2 (рег. № 626-1 от 22.03.2005 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 12-13, ст. 93)
4.2. С момента назначения ликвидатора и согласования с Центральным банком на него возлагаются следующие обязанности:
г) составление регулярных отчетов, не реже одного раза в три месяца, которые подробно отражают процесс ликвидации, включая информацию о продаваемых активах, и представление этих отчетов Центральному банку.
4.3. Ликвидатор несет ответственность за ущерб, причиненный банку в результате неправомерных или преднамеренно неправильных действий (или бездействия).
4.4. Ликвидатор не несет ответственность за убытки, относимые к категории нормального операционного риска, связанного с ликвидацией.
а) выявлять активы банка и распоряжаться ими в пределах полномочий собственника и органов управления банка с учетом цели его ликвидации;
б) выполнять от имени банка функции его руководства, соответствующие целям ликвидации и завершению деятельности банка;
г) принимать меры по обеспечению сохранности документов и имущества банка, а также иного имущества, предоставленного в качестве залогового обеспечения;
д) нанимать сотрудников по контракту (начиная от охранников до профессиональных советников) для осуществления ликвидационного процесса, как из числа независимых специалистов, так и работников банка по своему усмотрению; кредиторы банка в качестве сотрудников не могут привлекаться;
е) устанавливать заработную плату и другие виды выплат работникам ликвидируемого банка с учетом его финансового состояния и в соответствии с трудовым законодательством;
з) при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований вкладчиков и кредиторов ликвидатор вправе реализовать имущество банка;
и) предъявлять требования от имени банка, определять правомерность требований кредиторов банка и удовлетворять признанные законными требования.
4.6. Платежи или иные активные операции банка, осуществленные в течение трех последних месяцев до назначения ликвидатора, если они предоставили привилегии одному из кредиторов или любому связанному с банком лицу, могут быть объявлены ликвидатором недействительными, за исключением случаев снятия вкладов и обычных выплат заработной платы или других вознаграждений. В этом случае ликвидатор обращается в суд с ходатайством о признании недействительным осуществленного платежа или иной активной операции банка.
5.1. Все поступающие депозиты и залоговые письма должны быть возвращены без исполнения отправителю с уведомлением о том, что банк ликвидируется.
С начала процесса ликвидации ликвидатор обязан организовать инвентаризацию имущества банка и составить промежуточный баланс.
5.2. С момента принятия Центральным банком решения о ликвидации банка физический контроль над активами банка должен обеспечить ликвидатор. Это означает:
а) обеспечение сохранности зданий и оборудования банка, с использованием служб безопасности, органов милиции и других возможных средств;
б) принятие в распоряжение ликвидатора ценных предметов, включая наличность, ценные бумаги, автомобили и произведения искусства;
5.3. В случае обнаружения деятельности, особенно на иностранных счетах, которая вызывает подозрения о мошенничестве или криминальной деятельности, ликвидатор должен немедленно известить об этом Центральный банк для принятия необходимых мер.
5.4. Все работы в банке, включая необработанные депозиты, средства, поступающие на погашение ссуд, которые были получены до начала ликвидационного процесса, должны быть доведены до конца и внесены во вспомогательные и главные книги.
5.6. Ликвидатор открывает специальный ликвидационный счет «Банк Х ликвидируется» в расчетно-кассовом центре Центрального банка по месту нахождения банка. Иностранная валюта должна содержаться на отдельных ликвидационных счетах для иностранных валют. Средства банка переводятся на указанные счета. Исключительное право пользоваться ликвидационными счетами имеет только ликвидатор.
5.8. Ликвидатор должен установить особый контроль за корреспондентскими счетами банка, особенно в иностранных банках. Ликвидатор должен известить все отечественные и иностранные финансовые учреждения, которые хранят средства банка, о том, что банк находится в процессе ликвидации и изъятия или перевод его средств может быть разрешен только ликвидатором. Эти извещения должны быть сделаны в экстренном порядке. Перед отправкой письменных извещений необходимо предупредить получателей об этом по телефону. Если счета имеются в филиалах банка или содержаться на иностранных счетах, эти средства необходимо перевести телеграфом на ликвидационный счет «Банк Х ликвидируется».
6.1. Ликвидатор после проведения проверки активов и необходимых уведомлений должен подготовить ликвидационный отчет на основе:
7.2. Финансовые активы в виде банкнот, монет и средств на корреспондентских банковских счетах, выраженные в национальной и иностранной валютах, оцениваются по номинальной стоимости.
7.4. Ликвидация портфеля кредитов банка осуществляется путем продажи выданных кредитов третьей стороне либо другим путем, позволяющим получить средства по этим займам.
7.5. Продажа кредитов, классифицированных как «хорошие», должна производиться по рыночной стоимости. В каждом случае реализации данных кредитов по цене ниже номинальной, складывающейся из суммы кредита и начисленных процентов на день продажи, ликвидатор приводит обоснование в отчете о ликвидации.
См. последующую редакцию.
7.6.1. Стоимость ссуды приравнивается к ее номинальной стоимости. Покупателями таких займов, как правило, являются банки и другие финансовые кампании.
7.6.2. Для продажи проблемных займов используются такие способы, как договорная продажа индивидуальным покупателям, частные конкурентные торги среди группы отобранных участников, а также аукционы.
7.6.3. В случае невозможности реализации займа другим покупателям он может быть оставлен самому заемщику по цене ниже номинальной. Ликвидатор должен обосновать каждый такой случай в отчете о ликвидации.
7.6.4. При невозможности продажи проблемных кредитов ликвидатор предпринимает меры по продаже залогового имущества или обращается в суд с иском о несостоятельности заемщика.
См. предыдущую редакцию.
7.8. Оценка нефинансовых активов осуществляется ликвидатором с участием оценочной организации. Ликвидатор изучает всю информацию и факторы, влияющие на цену нефинансовых активов, и на этой основе определяет предварительную продажную цену. Оценка зданий, сооружений и транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для оценки недвижимости.
(пункт 7.8 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 октября 2010 года № 34/13 (рег. № 626-2 от 08.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 409)
7.9. После оценки нефинансовых активов ликвидатор информирует потенциальных покупателей о предполагаемой продаже активов или осуществляет продажу имущества банка в случаях, предусмотренных законодательством и настоящим Положением.
7.10. В ходе переговоров с покупателями предварительная цена реализуемых нефинансовых активов может меняться. Если актив продается по цене значительно ниже расчетной стоимости, то ликвидатор обязан задокументировать причины, по которым это произошло. Указанная документация отражается в отчете и к нему прилагается.
См. предыдущую редакцию.
8.1. В однодневный срок после своего назначения ликвидатор должен опубликовать в двух центральных газетах информацию о начале банковской ликвидации с указанием порядка и срока предъявления требований вместе с документацией, подтверждающей их требования, а также адреса, куда кредиторы имеют право предъявить свои требования. Срок предъявления требований составляет 2 месяца с даты опубликования сообщения о ликвидации и по истечении его ликвидатором требования не принимаются.
(пункт 8.1 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 12 марта 2005 года № 3-А/2 (рег. № 626-1 от 22.03.2005 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 12-13, ст. 93)
См. последующую редакцию.
8.2. Ликвидатор письменно уведомляет о начале ликвидации банка всех кредиторов и вкладчиков. При этом ликвидатор в уведомлении указывает о сумме долга или вклада, которая зафиксирована на их лицевых счетах.
8.3. В уведомлении ликвидатор сообщает срок подачи претензий, по истечении которого претензии не принимаются и не рассматриваются.
8.4. При наличии взаимных обязательств кредиторов и ликвидируемого банка допускается их взаимная компенсация.
взаимная компенсация разрешается только по тем обязательствам, сроки платежей по которым уже наступили;
не допускается автоматическая компенсация, необходимо, чтобы стороны обратились друг к другу с заявлением;
взаимная компенсация обязательств в разных валютах осуществляется по курсу Центрального банка на день проведения компенсации;
при невыполнении обязательств перед банком лицами, связанными с банком, к ним применяются такие же требования, как и к другим должникам банка;
обязательства акционера перед банком по оплате акционерного капитала не могут компенсироваться другими обязательствами банка перед этим акционером.
8.6. При ликвидации банка требования его кредиторов удовлетворяются в порядке, установленном действующим законодательством.
Вкладчики, являющиеся физическими лицами, имеют приоритет при получении своих вкладов за счет поступлений от ликвидации.
8.7. При недостаточности имущества ликвидируемого банка для полного удовлетворения всех требований одной очереди имеющиеся средства распределяются между кредиторами в соответствии с действующим законодательством.
8.9. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор должен принять следующие меры по удовлетворению требований кредиторов:
8.10. Об отказе в удовлетворении требований кредиторов должно направляться письменное уведомление в их адрес.
8.11. В случае отказа в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидатору.
8.12. В случае отсутствия у ликвидируемого банка денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссией осуществляется продажа имущества банка с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
8.13. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого банка, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидатором, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
8.14. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого банка передается акционерам банка для распределения в порядке, установленном законодательством.
9.1. После окончания ликвидации ликвидатор составляет заключительный отчет о проделанной работе и ликвидационный баланс.
См. последующую редакцию.
9.3. Центральный банк, рассмотрев представленные документы, принимает решение об исключении банка из Государственной книги регистрации банков.
9.4. В течение 10 дней после принятия решения об исключении банка из Государственной книги регистрации банков Центральный банк сообщает Минмакроэкономстату, их органам по месту нахождения банка о его ликвидации. Банк считается ликвидированным с момента исключения его из Государственной книги регистрации банков.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9.5. После ликвидации банка, его архив, включая документы по операциям ликвидационной комиссии, сдается ликвидатором в государственный архив в установленном порядке по месту нахождения банка.
(пункт 9.5 введен постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 октября 2010 года № 34/13 (рег. № 626-2 от 08.11.2010 г.) — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 409)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке ликвидации банков
к Положению о порядке ликвидации банков
Сразу после своего назначения ликвидатор должен предпринять меры для предотвращения неконтролируемого доступа к активам сотрудников и акционеров банка. При этом он должен осуществить следующие действия:
9. Назначить сотрудника для контроля за хранилищем банка до прибытия службы внутрибанковской безопасности и смены замков и комбинаций.