Атмосферный воздух как составная часть природных ресурсов является общенациональным богатством и охраняется государством.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
Законодательство об охране атмосферного воздуха состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Комментарий LexUz
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора.
(текст статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
предотвращение и снижение вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух;
правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в области охраны атмосферного воздуха.
См. предыдущую редакцию.
получение достоверной и своевременной информации от соответствующих государственных органов о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране;
возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и имуществу выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него;
участие в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и общественной экологической экспертизы.
не совершать действий, приводящих к загрязнению, истощению атмосферного воздуха и вредному воздействию физических факторов на него.
(статья 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органами государственной власти на местах.
(текст статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
Статья 51. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны атмосферного воздуха
обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;
утверждает технические регламенты, регулирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредное воздействие физических факторов на него;
обеспечивает межведомственное взаимодействие при разработке и реализации единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты в области охраны атмосферного воздуха;
Статья 53. Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны атмосферного воздуха
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
разрабатывают и утверждают территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха и обеспечивают их реализацию;
осуществляют государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
осуществляют общественный экологический контроль за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха;
принимают участие в проведении разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение правовой грамотности и экологической культуры граждан в области охраны атмосферного воздуха.
(статьями 51 — 54 введена Законом Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Стандарты в области охраны атмосферного воздуха определяют режим охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием, устанавливают иные требования по охране атмосферного воздуха.
Стандарты (санитарные нормы) в области охраны атмосферного воздуха для человека утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Стандарты в области охраны атмосферного воздуха для объектов окружающей природной среды, сохранения климата и озонового слоя утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(часть третья статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются единые для территории Республики Узбекистан нормативы качества атмосферного воздуха:
предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферном воздухе для человека и объектов окружающей природной среды;
предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов на атмосферный воздух для человека и объектов окружающей природной среды.
Для отдельных регионов законодательством могут устанавливаться повышенные требования к нормативам качества атмосферного воздуха.
Нормативы качества атмосферного воздуха разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. «Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов в атмосферном воздухе населенных мест Республики Узбекистан», утвержден в 12 мая 2004 г. № 0147-04, «Инструкцию по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан», утвержденная приказом Председателя Государственного комитета по охране природы от 15 декабря 2005 года № 105, «Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 января 2014 года № 14.
См. предыдущую редакцию.
Статья 8. Нормативы вредного воздействия на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения
(наименование статьей 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или вредного физического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ, биологических организмов и факторов физического воздействия.
См. предыдущую редакцию.
Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения и предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него разрабатываются предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются соответственно Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть третья статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Комментарий LexUz
См. «Санитарно предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) экзогенных вредных веществ в почве», утвержден в 5 ноября 2005 г. № 0191-05.
См. предыдущую редакцию.
(статья 9 утратит силу c 15 июня 2019 года Законом Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765)
См. предыдущую редакцию.
Для передвижных источников, производимых и эксплуатируемых на территории Республики Узбекистан, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ и отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов на атмосферный воздух. Порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливается соответственно Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
(текст статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения допускаются в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, определяемыми по результатам государственной экологической экспертизы.
(статья 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Вредное воздействие физических факторов на атмосферный воздух не должно превышать соответствующие предельно допустимые уровни.
См. предыдущую редакцию.
(часть вторая статьи 12 исключена Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
См. предыдущую редакцию.
Деятельность, связанная с нарушениями нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия — прекращена по решению Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке.
(текст статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 сентября 2020 года № ЗРУ-638 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 03/20/638/1333)
См. предыдущую редакцию.
Все виды топлива и горюче-смазочных материалов, используемые на территории Республики Узбекистан, должны соответствовать требованиям стандартов, технических регламентов, согласованных с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(статья 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Ввоз и въезд на территорию Республики Узбекистан транспортных и иных передвижных средств и установок допускается при условии, что их отрицательное воздействие не превышает нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов, действующих на территории Республики Узбекистан.
Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ в отработавших газах или вредное воздействие их физических факторов превышает нормативы, запрещается.
Владельцы транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов.
Предприятия и организации, производящие ремонт и техническое обслуживание транспортных и иных передвижных средств и установок, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, обеспечивают проверку и регулировку содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов на соответствие нормативам.
См. предыдущую редакцию.
Предприятия и организации, производящие или использующие химические вещества, разрабатывают их предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе, методы контроля и эколого-токсикологические паспорта в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
См. предыдущую редакцию.
Обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность химических веществ производится по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(часть вторая статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
См. предыдущую редакцию.
Применение химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов допускается в соответствии с регламентом применения средств защиты сельскохозяйственных растений.
(часть третья статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности предприятия, учреждения и организации должны соблюдать меры по регулированию использования и применения озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт изделий, содержащих озоноразрушающие вещества, должны обеспечивать их учет и замену озонобезопасными веществами.
Импорт или экспорт озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по экологии и охране окружающей среды.
(текст статьи 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Комментарий LexUz
См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 марта 2021 года № 126 «Об утверждении Национальной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ» .
См. предыдущую редакцию.
Добыча, транспортировка и переработка минерального сырья должны производиться с соблюдением правил по предотвращению или снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(текст статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
Размещение на территории или вблизи населенных пунктов техногенных образований, которые могут быть источниками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного воздействия на него, запрещается.
См. предыдущую редакцию.
Отходы производства и потребления, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха, подлежат переработке, очистке, дезодорированию либо складированию на специальных полигонах, расположение которых определяется органами государственной власти на местах по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(часть вторая статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений, транспортных магистралей и других объектов, усовершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования должны осуществляться с соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха.
См. предыдущую редакцию.
Определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений, транспортных магистралей и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами государственной власти на местах, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)
Внедрение открытий, промышленных образцов, использование техники, технологий, приборов, аппаратуры, сырья, материалов, топлива и выпуск готовой продукции, которые могут оказывать вредное влияние на состояние атмосферного воздуха, климат и озоновый слой, без сертификата с отклонениями от определенных в нем параметров не допускаются.
См. предыдущую редакцию.
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, обязаны:
соблюдать правила эксплуатации и работы сооружений, установок и оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух и уменьшения вредного физического воздействия на него, а также средств контроля за ними;
вести учет озоноразрушающих веществ, не допускать их выброса в атмосферный воздух, осуществлять рециркуляцию (первичную очистку в целях их повторного использования);
принимать меры по снижению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него;
осуществлять контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и вредных воздействий физических факторов на него, вести их учет и представлять статистическую отчетность;
обеспечивать отбор проб и производить замеры для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
не допускать сжигания топлива, веществ или смеси веществ, используемых в качестве топлива в местах и (или) устройствах, не предназначенных для его сжигания, а также сжигания материалов и отходов, не являющихся топливом, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах;
принимать меры по внедрению энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий и использованию экологически чистых источников энергии;
выполнять согласованные с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями;
проводить оценку вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в зоне влияния предприятий и транспортных коммуникаций;
соблюдать условия хранения, транспортировки, правила использования сильнодействующих ядовитых веществ и летучих соединений и обезвреживания тары из-под них;
принимать меры по предотвращению залповых и аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возникновения потенциально опасных ситуаций, а также по снижению трансграничного загрязнения атмосферного воздуха;
обеспечивать утилизацию отходов и принимать меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при их накоплении и переработке.
Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других объектов окружающей среды.
(текст статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
Компенсационные выплаты за вредное воздействие на атмосферный воздух взыскиваются с предприятий, учреждений и организаций в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.
Комментарий LexUz
См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 октября 2018 года № 820 «О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических механизмов обеспечения охраны природы».
См. предыдущую редакцию.
Внесение компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, вредное воздействие физических факторов на него не освобождает предприятия, учреждения и организации от выполнения воздухоохранных мероприятий и обязанности возместить причиненный ущерб.
(часть вторая статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий части первой статьи 26 исключен Законом Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
виды и количество загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Наблюдение, сбор, обобщение, анализ информации и прогноз состояния атмосферного воздуха осуществляется по единой системе государственного мониторинга окружающей природной среды в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2019 года № 737 «О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
Государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.
Специально уполномоченными государственными органами по экологическому контролю за охраной атмосферного воздуха являются Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.
государственный экологический контроль за состоянием источников загрязнения атмосферного воздуха, исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране атмосферного воздуха;
координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере государственного и ведомственного экологического контроля.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за вредным воздействием на атмосферный воздух в санитарно-защитных и жилых зонах.
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за автомототранспортными средствами, эксплуатация которых сопровождается вредным воздействием на атмосферный воздух.
Ведомственный, производственный и общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законодательством.
(текст статьи 28 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765 — Вступает в силу с 15 июня 2019 года)
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. ст. ст. 85 — 88 Кодекса Республики Узбекистан об административном ответственности и ст. 196 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. Возмещение ущерба не освобождает виновных от ответственности в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
(статья 30 утратит силу c 15 июня 2019 года Законом Республики Узбекистан от 13 марта 2019 года № ЗРУ-529 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2019 г., № 03/19/529/2765)