В целях обеспечения законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, имеющие обязательную силу для предприятий и организаций вне системы данного органа управления или носящие межведомственный характер (имеющие общеобязательный характер), вступают в силу и подлежат исполнению по истечении десяти дней со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, если в самом акте не указан более поздний срок;
(абзац второй пункта 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких-либо санкций к гражданам, должностным лицам, предприятиям и организациям за неисполнение содержащихся в них предписаний;
рассылка и опубликование нормативного акта без указания номера и даты государственной регистрации запрещается.
Вышеуказанные положения не распространяются на нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан до момента принятия настоящего постановления.
См. предыдущую редакцию.
Нормативные акты общеобязательного характера министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также субъектов предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию в «Узбекистон Республикаси вазирликлари, давлат кумиталари ва идораларининг меъёрий хужжатлари Ахборотномаси» — «Бюллетене нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан
(пункт 1 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
2. Утвердить прилагаемое Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Дача разъяснений по применению указанного Положения осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
(пункт 2 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. предыдущую редакцию.
контролировать работу министерств, государственных комитетов и ведомств по принятию и применению, а также опубликованию и доведению до сведения заинтересованных лиц принятых ими нормативных актов;
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
вносить, обязательные для исполнения в десятидневный срок, представления в министерства, государственные комитеты и ведомства или обращаться в судебные органы с исками об отмене актов, не прошедших государственную регистрацию, восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед Правительством о привлечении к соответствующей мере ответственности виновных должностных лиц.
При предъявлении указанных исков в суд освободить Министерство юстиции Республики Узбекистан от уплаты государственной пошлины.
4. Для обеспечения возложенных на Министерство юстиции задач создать на базе отдела государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств центрального аппарата Министерства юстиции Управление государственной регистрации ведомственных нормативных актов, состоящее из двух отделов.
См. последующую редакцию.
Установить численность работников данного Управления в количестве 9 единиц (без технического персонала).
См. последующую редакцию.
Министерству финансов выделить необходимые ассигнования для создаваемого Управления в структуре центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан.
5. Одобрить издание Министерством юстиции Республики Узбекистан «Узбекистон Республикаси вазирликлари, давлат кумиталари ва идораларининг меъерий хужжатлари Ахборотномаси» — «Бюллетеня нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан».
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Госкомпечатью Республики Узбекистан, Узоптбиржеторгом и Издательско-полиграфическим концерном «Шарк» до 1 ноября 1997 года решить организационные, финансовые и материально-технические вопросы, связанные с обеспечением своевременного издания указанного бюллетеня.
См. последующую редакцию.
постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июня 1993 года № 294 «Об утверждении Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер» (СП Республики Узбекистан, 1993 г., № 6, ст. 25);
постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 июня 1994 г. № 300 «О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июня 1993 года № 294 «Об утверждении Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характеры» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 6, ст. 29).
о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Узбекистан, вытекающих из настоящего постановления;
по совершенствованию положения о Министерстве и структуры центрального аппарата, с учетом возложенных на него задач.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 г. № 469
постановлением Кабинета Министров от 9 октября 1997 г. № 469
См. последующую редакцию.
Настоящее Положение определяет порядок проведения правовой экспертизы и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов, ведомств (далее «нормативные акты»), а также основные требования, предъявляемые к ним.
См. последующую редакцию.
1. Правовую экспертизу и государственную регистрацию нормативных актов министерств, государственных комитетов, ведомств (далее — «министерства и ведомствам»), независимо от срока их действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений, проводит Министерство юстиции Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Для целей настоящего Положения под ведомствами понимаются общегосударственные органы управления либо органы управления специальной компетенции, не являющиеся министерствами или государственными комитетами, наделенные исполнительными и (или) распорядительными функциями, а также правом принятия нормативных актов общеобязательного характера (агентства, комиссии, центры, управления и т. д.).
(пункт 1 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
2. Правовой экспертизе и государственной регистрации подлежат следующие нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер:
См. предыдущую редакцию.
Не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции в соответствии с настоящим Положением нормативные документы по стандартизации, регистрируемые в установленном порядке уполномоченными государственными органами, а также технические правила и нормы, не относящиеся к нормативным документам по стандартизации. Отнесение правил и норм к техническим документам осуществляется по согласованию с Министерством юстиции.
(пункт 2 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Министерства и ведомства при принятии ими нормативных актов в течение десяти дней представляют их для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации, в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
При выявлении применения нормативных актов, не прошедших государственную регистрацию, Министерство юстиции вносит представления в соответствующее министерство или ведомство об отмене и отзыве с исполнения данного акта. Министерства и ведомства обязаны в десятидневный срок выполнить требования Министерства юстиции. Министерство юстиции вправе объявить в газетах «Халк сузи» — «Народное слово» и в других средствах массовой информации о незаконности данного нормативного акта.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
4. Представление на государственную регистрацию нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, возлагается на орган, который в числе утвердивших акт указан первым.
5. Нормативные акты должны соответствовать Конституции и законам Республики Узбекистан, постановлениям и другим актам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указам и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, а также решениям Правительства Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Нормативные акты должны быть подготовлены и приняты в соответствии с требованиями Правил подготовки и принятия ведомственных нормативных актов.
(пункт 5 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
6. Министерства и ведомства в пределах своих полномочий принимают нормативные акты в форме приказов, постановлений, положений, правил, инструкций и указаний.
См. последующую редакцию.
Не допускается включение нормативных предписаний в документы, не являющиеся правовыми актами (письма, телефонограммы, разъяснения по частным вопросам и др.), а также в акты, имеющие индивидуальный характер.
См. последующую редакцию.
Министерства и ведомства при возникновении вопросов, требующих правового урегулирования, должны своевременно принимать соответствующие нормативные акты, если нормативное регулирование данных вопросов входит в их компетенцию. Министерство юстиции вправе вносить представления в министерства и ведомства о необходимости принятия соответствующего нормативного акта, с указанием срока его разработки.
Срок принятия нормативного акта во исполнение законов, постановлений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
См. последующую редакцию.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
7. В нормативном акте в обязательном порядке указывается, во исполнение или на основании какого закона Республики Узбекистан, постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указа Президента Республики Узбекистан, решения Кабинета Министров Республики Узбекистан (их статьи или пункта) он издается.
См. последующую редакцию.
8. Структура нормативного акта должна обеспечивать последовательное развитие темы правового регулирования, а также единообразное понимание и применение будущего акта.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного акта, в нем дается вступительная часть. Положения, имеющие нормативный характер, во вступительную часть не включаются.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 8 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
Положения нормативного акта должны быть изложены четким и ясным литературным языком. Используемые понятия и термины употребляются единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве, с тем, чтобы исключить возможность различного толкования. В необходимых случаях даются краткие определения специальных терминов и понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
В нормативных актах запрещается дословное воспроизведение норм действующего законодательства. Включение в текст нормативных актов отсылок к актам действующего законодательства допускается лишь в исключительных случаях.
См. последующую редакцию.
Ссылка на другие пункты данного нормативного акта, а также на ранее принятые нормативные акты министерств и ведомств употребляются лишь в тех случаях, когда необходимо показать их взаимную связь или избежать повторений.
См. последующую редакцию.
Каждый пункт нормативного акта должен содержать одно нормативное предписание. Каждый самостоятельный пункт акта должен иметь полное и законченное содержание.
См. последующую редакцию.
Если в нормативном акте приводятся перечни, таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов, бланков, они, как правило, должны помещаться в приложениях. В соответствующих пунктах нормативного акта на эти приложения делаются ссылки.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
По вопросам, которые можно решить путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные акты, принимаются акты в форме изменений и дополнений.
(пункт 8 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
подпись руководителя министерства или ведомства либо лица, исполняющего его обязанности, заверенная печатью данного органа.
(абзац пятый пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
10. Если принятие нормативного акта требует признания утратившими силу ранее принятых данным органом нормативных актов или внесение в них соответствующих изменений и дополнений, то эти положения должны быть отражены в представленном нормативном акте либо в другом акте.
основания для издания нормативного акта (компетенция министерства и ведомства, решение вышестоящего органа, которым поручено или предоставлено право решать вопросы, вошедшие в нормативный акт, иные обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта);
См. последующую редакцию.
сведения о ранее принятых другими органами нормативных актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием акта, представленного на государственную регистрацию.
См. предыдущую редакцию.
12. Подготовленный нормативный акт до его подписания руководителем министерства или министерства или ведомства должен быть проверен на соответствие актам законодательства Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
Представленный нормативный акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы данного органа.
13. Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу представленного нормативного акта в течение 30 дней со дня его получения.
См. последующую редакцию.
14. В случае необходимости, при проведении экспертизы Министерство юстиции обладает правом затребовать дополнительные документы, а также привлекать специалистов и научных работников в качестве нештатных экспертов для дачи заключений по нормативным актам.
См. последующую редакцию.
15. В случае, если представленный нормативный акт соответствует действующему законодательству Республики Узбекистан и отвечает требованиям, указанным в разделе II настоящего Положения, Министерство юстиции осуществляет его государственную регистрацию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
Нормативный акт вступает в силу и подлежит исполнению по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок.
(пункт 15 дополнен абзацами в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
16. В регистрации нормативного акта может быть отказано, если он противоречит действующему законодательству Республики Узбекистан, не отвечает требованиям раздела II настоящего Положения, либо не согласован с заинтересованными органами, когда такое согласование является обязательным.
Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции представившим их органам с соответствующим заключением.
См. предыдущую редакцию.
Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, могут быть представлены для государственной регистрации повторно, в случае их доработки с учетом заключений Министерства юстиции. При этом срок доработки и представления на государственную регистрацию повторно нормативных актов, принятых во исполнение законов, постановлений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан, не должен превышать одного месяца.
(абзац третий пункта 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
17. После государственной регистрации подлинник нормативного акта с присвоенным ему регистрационным номером возвращается органу, его представившему, две копии остаются в Министерстве юстиции для учета и опубликования.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
18. При изменении законодательства Республики Узбекистан министерства и ведомства обязаны привести свои нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, в соответствие с законодательством и представить соответствующие изменения и дополнения в Министерство юстиции Республики Узбекистан для правовой экспертизы и государственной регистрации. Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе требовать от министерств и ведомств приведения их нормативных актов, прошедших государственную регистрацию, в соответствие с законодательством.
(абзац первый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 197)
См. последующую редакцию.
Министерства и ведомства обязаны в этом случае в десятидневный срок представить в Министерство юстиции изменения и дополнения в принятые ими нормативные акты для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации. При невыполнении данного правила Министерство юстиции вправе исключить нормативный акт из государственного реестра, что является основанием признания нормативного акта не имеющим юридическую силу.
Внесение изменений и дополнений в нормативный акт осуществляется органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом в том же порядке, в каком был принят данный акт.
См. предыдущую редакцию.
В случае возникновения спорных вопросов, а также выявления новых обстоятельств, связанных с применением нормативного акта, Министерство юстиции вправе приостановить действие нормативного акта (или его соответствующей части) до решения вопроса в установленном порядке. Приостановление и возобновление действия нормативного акта, предусмотренное настоящим пунктом и пунктом 20 настоящего Положения, оформляется приказом Министра юстиции, копия которого направляется соответствующему органу.
(абзац четвертый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 197)
См. последующую редакцию.
19. В случае ликвидации или преобразования органа, принявшего нормативные акты, вопросы о признании его актов утратившими силу, их распространении, внесении в них изменений и дополнений решаются его правопреемником или вышестоящим органом.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
20. Министерства и ведомства, обязаны в десятидневный срок со дня государственной регистрации довести принятые ими нормативные акты до сведения всех заинтересованных лиц. Доведение нормативного акта до сведения заинтересованных лиц может осуществляться в любых формах, дающих право беспрепятственного (свободного) доступа к ознакомлению с текстом нормативного акта. При невыполнении данного правила Министерство юстиции вправе приостановить действие нормативного акта до принятия министерством или ведомством соответствующих мер.
Не допускается направление на исполнение нормативных актов, подлежащих государственной регистрации и опубликованию (объявлению) в установленном порядке, до их государственной регистрации.
Сведения о состоянии государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств подлежат обязательному систематическому опубликованию в газетах «Халк сузи» — «Народное слово».
(пункт 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.
21. Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе вносить представления соответствующим органам о необходимости дачи разъяснений по принятым ими нормативным актам.
См. предыдущую редакцию.
Копии всех разъяснений по зарегистрированным нормативным актам в обязательном порядке направляются в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
(пункт 21 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. № 197)
См. последующую редакцию.